fantlab ru

Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
1185
Моя оценка:
-

подробнее

Поколение, достигшее цели

Target Generation

Другие названия: Spacebred Generations

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 165
Аннотация:

Более тысячи лет сквозь чёрно-звёздный океан Вселенной несётся Корабль, построенный людьми. Уже сорок поколений сменилось на Корабле. Люди давно забыли свою цель и создали Миф о единственно надёжном и неподвижном мире — Корабле, вокруг которого текут и рассыпаются звёзды. Корабль стал для его обитателей примерно тем же, чем была Земля для древних вавилонян, — твердью в центре Вселенной, вокруг которой движутся звёзды, освещающие и согревающие её. Герой рассказа — Джон Хофф, обвинённый в ереси, потерявший друзей и вынужденный стать убийцей, первым поймёт, что могучий Разум человечества вот уже более тысячелетия ведёт Корабль к цели и незримо направляет поступки людей.

© Вл. Дмитриевский
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Прелесть
1967 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 5
1991 г.
Пересадочная станция
1991 г.
Пересадочная станция. Денежное дерево
1991 г.
Достойный противник
1992 г.
Специфика службы
1992 г.
Зачем их звать обратно с небес?
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 14
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1999 г.
Незнакомцы во Вселенной
2004 г.
Театр теней
2005 г.
Незнакомцы во Вселенной
2008 г.
Город
2018 г.
Ветер чужого мира
2021 г.

Периодика:

Знание - сила № 1, 1965
1965 г.

Самиздат и фэнзины:

Прелесть
1993 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Strangers in the Universe
1956 г.
(английский)
Strangers in the Universe
1957 г.
(английский)
Strangers in the Universe
1963 г.
(английский)
Stranieri nell'universo
1966 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Клиффорд Саймак был одним из первых авторов, коснувшихся темы космических кораблей на множество поколений, и дал почву для рассуждений последующим фантастам. Тема очень интересная, сложная, во многом этическая и философская.

Однажды утром просыпается Джон Хофф и слышит Грохот. Именно тот Грохот, который предвещала религия Корабля. Грохот, который символизировал начало Конца. Теперь пол стал стеной, а стена полом. Люди паникуют, но это не надолго, ведь основной практический тезис религии жителей Корабля — «Что ни делается, всё к лучшему». Но у главного героя есть особая миссия, тайно переданная ему от отца, а ему от его отца — и так целый ряд поколений. Переданы Письмо, Книга и обученность грамоте. И с этого момента начинаются тяжёлые внутренние терзания главного героя: что истинно, а что ложно? как определять эту истину и ложь? неужели мы только для того и были созданы, чтобы сидеть и ничем не заниматься? Его рассуждения схожи с логикой ребёнка, которому хочется всё выяснить, но пока что это недоступно. И насколько же тяжело было пробить вековую стену невежества и заставить себя поверить, что всё это не просто так, а имеется какое-то Назначение и Цель. Никому не довериться — ни жене, ни другу — поверить только словам отца и Письму от далёкого предка. Никому нельзя говорить, иначе обвинят в ереси, и тогда точно пиши пропало.

Рациональное зерно проклёвывается, словно через скорлупу, из которой вот-вот вылезет птенец и начнёт полноценную жизнь. Здесь Саймак верит в силу и в великую миссию человека, пускай и разорванного нитью веков, но имевшего Цель.

По ходу обучения знаниям прошлого и управлением кораблём главный герой сталкивается со сложным этическим вопросом: стоит ли жизнь друга спасения всех остальных? Джон Хофф нашёл для себя ответ на этот вопрос. Не зря ведь первой заповедью религии на Корабле была важная, бесконечно важная заповедь: НЕ РАСТОЧАЙ. И он сохранил труды первых путешественников и оправдал страдания и скуку многих поколений, живших на корабле. Пускай и такой ценой. Ведь дальше их ждёт новый мир...

Сколько трагизма и сколько надежды вложил автор в этот рассказ. Как же хочется, чтобы всё получилось, чтобы как-то главный герой смог Спасти всех людей и указать им их Назначение. Рассказ написан с душой и светлой надеждой.

Считаю необходимым упомянуть ту деталь, что, видимо, первые поколения путешественников предвидели, что население корабля скатится в религию и невежество, считая, что корабль и есть сама Вселенная. Автор предполагает, что если бы последующие поколения знали свою цель, то, возможно, они чувствовали бы себя обманутыми и обделёнными бременем находиться в этой металлической посудине. Ложь во благо. Знаете, а я об этом сначала и не подумал даже...

P.S. Хочу процитировать описание иконы, которой молились на корабле. «Люди молились в церкви, где висела самая большая Священная Картина, изображавшая Дерево, и Цветы, и Реку, и Дом вдалеке, и Небо с Облаками, и Ветер, которого не было видно, но который чувствовался.»

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космическое путешествие закончилось удачно. Но было ли это результатом правильного планирования? Я считаю, что нет. Когда на карту поставлена жизнь будущих колонистов и завершение этого тысячелетнего перелёта нельзя полагаться на волю случая. А как ещё можно расценивать историю с письмом, которое необходимо «вскрыть в случае крайней необходимости». А если бы Джон Хофф не догадался, что пришёл тот самый момент, когда уже пора вскрывать это письмо? А ведь Джон мог его даже и не получить от своего отца или его отец от деда, много что могло случится за те десятки поколений, что сменяли друг друга на корабле. А если бы Джон попал в рубку управления всего на несколько часов позже или не разобрался в приборах, или потратил чуть больше времени на это... То они погибли бы, приблизившись слишком близко к солнцу. Странно это, тысячу лет корабль ведёт автоматика, а в конце пути, в самый опасный момент приближения к солнцу, управление должен взять на себя необученный этому человек. Так что серьёзной продуманностью в планировании полёта и не пахнет. Но хорошо, что всё завершилось благополучно, я рад удачной концовке.

Меня волнует ещё одна проблема. А как с гуманитарной точки зрения можно оценить отношение организаторов этого полёта к его участникам? Ведь, все сорок поколений были сознательно обречены на невежество (они не умели читать и были лишены даже тех минимальных знаний, которые дети получают в начальной школе). Хотя их поили и кормили, но этого явно мало для представителей великой цивилизации (а построить такой корабль могло только высокоразвитое общество). Да, они не одичали окончательно, но и считать их полноценными представителями человечества нельзя. После приземления с ними даже не пытались разговаривать как с цивилизованными людьми — их выгоняли из корабля как стадо коров. И что смогут сделать на неосвоенной планете безграмотные, изнеженные люди, не имеющие никакого представления об этом новом, окружающем их, мире? В корабле они жили на всём готовом, и они не приспособлены сами о себе заботиться. Что с ними будет?

Но, не смотря на эти замечания, рассказ мне понравился. Понравился безудержным оптимизмом автора и его непоколебимой верой в светлое будущее, которой он делится с читателями.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великое Литературное Произведение! Именно с большой буквы. Рассказ, который навсегда останется в истории мировой культуры. Это фантастика, которую мы потеряли. Это большой стиль и смыслы, которые съели бесконечные фантастические боевики. Попытка разобраться в самой человеческой натуре сквозь призму небольшого общества, закрытого кажется навечно в скорлупе несущегося в ничто древнего космического корабля-исполина. Но об этом уже писали сотни критиков. А мне вот что подумалось — А что если такой корабль когда-нибудь взлетит с матушки Земли в безграничные космические пространства? Что станет с его обитателями через несколько поколений? Во что превратится это изолированное общество? И Саймак скорее всего показал не самое худшее развитие событий.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, весь рассказ построен на аналогиях. Саймак выдвигает несколько параллелей, которые складываются в причудливую, неожиданную, но вполне логичную картину.

Первая и, пожалуй, наиболее очевидная — это религиозная, и гибель Джошуа (имя, кстати, более чем символическое) здесь — необходимая жертва искупления. Искупление старой веры перед верой новой — верой в Истину. Главный герой в таком случае — не Создатель, но Пророк.

Другая аналогия не менее интересна. Обитатели Корабля тысячу лет понятия не имели об истинном положении вещей, о природе находящегося за иллюминатором космоса, воспринимая свой Корабль как единственную незыблемую твердь, считая его центром Вселенной. Воздвигли вокруг этого свой оригинальный культ, где вместо икон — обычная картина, пейзаж. Я увидел здесь намёк на наше мироустройство, на наш мир, где люди долгое время считали Землю центром Вселенной. Значит ли это, что человечество — это тоже экипаж когда-то кем-то запущенного корабля под названием Земля? Почему бы и нет? В чём же наше предназначение, в чём цель нашего путешествия, когда появится поколение, которое достигнет цели? Сложный вопрос, который делает это произведение глубоко философским.

Есть ещё блаженство неведения, блаженство заблуждения, реализованное в виде того самого культа путешествия, и это отдельная тема для отдельного разговора. Путешествие переносится куда как легче и приятнее, если у путешествия есть большая цель. А лучше — если эта цель путешественнику неизвестна, но путешественник уверен в её грандиозности и высокой идее. Тогда и само путешествие из служебной командировки превращается в священное паломничество, не так ли?

Ну, а диалог в оранжерее — это вообще шедевр, полный афоризмов и парадоксов. Сродни рассуждениям об истине в знаменитом разговоре, имевшем место две тысячи лет назад.

В целом, глубочайшая вещь, великолепный рассказ Мастера.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимейших рассказов не только у Мастера, но и, пожалуй, вообще в фантастике. История о Пути к Настоящей Цели. Не к тому Мифу и Легенде, а к тому, для чего они, собственно, и были посланы. Я очень люблю свою планету, и поэтому мне радостно читать и сознавать те моменты, когда дается понять, что человечество не безнадежно. Вот поди ж ты!, ну всё предусмотрели Те-кто-отправили-Корабль-к-Цели с Земли. Всё сошлось, в своё время, как и задумывалось. Правдивый рассказ, потому что всё может быть именно так по прошествии тысячи лет полета. Тут и создание новой Веры, ибо забыли старую; тут и создание Мифа о полете, ибо не знают правды; и новая церковь (в переводе с маленькой буквы), ибо нет другой; Священные картины, отображающие то, чего не видели глаза тех, кто находится в Корабле. Корабле, который достигнет Цели, им неведомую, но предопределенную сорок поколений назад. И, соглашусь, это рассказ, не нуждающийся в столь подробной аннотации.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, что же получается? Выходит Саймак был первым, кто описал возможный сценарий космического перелета на до световой скорости, который растянулся на тысячу лет и десятки поколений людей. И сумел всё вместить в очень небольшой рассказ, причём в очень психологический рассказ, когда человек осознаёт, что такое цель и как управлять толпой, которая жаждет крови. Можно спорить, можно не соглашаться, но произведение впечатляет тестом, сюжетом, самой идеей такого полёта. Конечно много недоговоренностей, но, как мне кажется, они наоборот украшают произведение. Читать, обязательно читать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея этого рассказа использовалась Хайнлайном в его знаменитом романе. Но у Саймака эта идея ярче. Если у Хайнлайна, акцент в основном ставится на боевые сцены, то у автора этого произведения в центре внимания — внутренний мир главного героя, Джона Хоффа. Это придаёт рассказу глубину, где Корабль, в котором люди выдумали свою религию и забыли цель полёта — не фон для мордобоя, а повод для серьёзного философского размышления.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие в отзывах глубоко заблуждаются считая что этот рассказ был написан раньше чем «Пасынки вселенной» Роберта Хайнлана.Роман «Пасынки вселенной» в 1963 г. был составлен из двух повестей «Вселенная» и «Здравый смысл» которые написаны в 1941 г.

Ну а в целом рассказ замечательный.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

При последнем прочтении возникла острая аналогия с современной жизнью — ощущение цели движения теряется на протяжении уже четвёртого поколения, если не находится достаточно мудрых людей, которые это предвидели и позаботились о том, как помочь осознать её снова...

Что, конечно, не отменяет необходимости решать задачи самим.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе я бы выделил два слоя. Первый явный: остросюжетные приключения главного героя и его друзей из поколения достигшего цели. Второй неявный: жизнь поколений НЕ достигших цели. Вопросы во втором слое конечно глобальные поднимаются, например «если ты узнаешь свое предназначение, не помешает ли это тебе это предназначение выполнить?». Вопросы эти легко проецируются на другое общество, может даже побольше того корабля.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ просто потрясающий. Когда в первый раз зашла речь о запрете книг, я подумал: «Ну вот, опять!..» Однако события повернулись так неожиданно, что просто дух захватывает.

Имхо, аннотация написана не очень удачно. Слишком много становится известно с самого начала.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ с шикарной атмосферой. Понравилось как обясняется подобная трансформация культуры колонистов на Корабле Поколений. Да и очень правдоподобно всё кажется — вот это наше будущее если дедушка Ейнштейн был прав и быстрее скорости света мы никуда не полетим.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ часто сравнивают с «Пасынками Вселенной» Хайнлайна. Но есть между ними одно, но очень большое отличие. «Пасынки Вселенной» — о провале межзвездной экспедиции, «Поколение, достигшее цели» — об удаче и Победе, как бы странно это не звучало, если учесть, что весь рассказ — об упадке цивилизации, возврате к варварству и забытых знаниях.

Единственный известный дом сорока поколений — Корабль, где кучка неграмотных людей год от года мучается от скуки и безделья, находя утешение в странной вере о грядущем Конце, когда остановится вращение звезд, после которого настанет новая, лучшая жизнь. И символом этой странной веры стали картины с зелеными лесами, синими морями, цветами, голубым небом и белыми облаками — сказочная страна для всех, кто прожил жизнь в строжайшей экономии и аскетизме. Сорок поколений ожидания Конца.

И вот, однажды, звезды остановились, запуская цепь событий и поступков. И в этой цепи каждое звено — значимо и неслучайно: старая записка, древняя традиция в семье Джона Хоффа, требующая нарушить закон и учить детей чтению, решительность и чувство долга героя, и даже спрятанная в ящике лампочка — все сыграет свою роль.

Рассказ для гуманиста Саймака неожиданно жесткий и, порой, противоречивый. С одной стороны — настоящий гимн возможностям Человека, его разуму и воле. Но, дочитав его, я думала не только о тех гениальных инженерах, психологах, социологах, которые задумали этот полет и спланировали его на поколения вперед, предусмотрев каждую мелочь, но и о тех мужчинах и женщинах, которые согласились на этот мужественный и, одновременно, беспрецедентный по своей жестокости социальный эксперимент.

Обречь сорок поколений своих потомков на прозябание, неграмотность и скуку, ради достижения далекой, неведомой и, в общем, ненужной им цели — это многое говорит о Человечестве. Только подумайте, каково будет этим людям, не умеющим даже читать или самим добывать себе еду, привыкшим к безопасности и относительному комфорту Корабля, в новом, неизвестном Мире, уже без Веры, но со знанием о тысячелетнем обмане...

Но еще больше я жалела, что этот рассказ, в котором оказалось заложено столько интересных идей и находок, особенно психологических и социальных, не был развернут в полноценный роман и много осталось «за кадром». Хотя бы то — была ли какая-то веская у землян причина/к примеру, угроза уничтожения цивилизации или планеты/ выбирать ТАКУЮ судьбу для своих еще не родившихся детей?

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически классика. Причем положившая начало целому направлению в современной фантастике. Можно не соглашаться с предложенной автором идеей организации межзвездных перелетов, но нельзя не признать талант Мастера: оригинальность замысла, изящество построения сюжета, удивительную простоту повествования. И какую-то неуловимую прелесть самого рассказа.

Книги Саймака вообще отличаются очень простой и в то же время какой-то очень доброй манерой повествования. И герои у него, как правило, никакие не супермены, а обыкновенные простые и порядочные люди (очень похожие на нас с вами :)), всегда симпатичные читателю. Таков и главный герой из этого рассказа: и страшащийся, и мучающийся, но четко определивший для себя, что есть правильно и нужно и твердо своей цели придерживающийся.

Конечно, если задуматься, план людей, построивших и отправивших корабль, слишком уж «на тоненького» сделан: а если бы на месте Джона оказался человек со слабым характером или это письмо вообще затерялось бы в веках? Только вот обращать на это внимание, читая такой прекрасный рассказ, совсем не хочется....

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман мой любимый у Саймака. Не даром говорят, что хорошая книга всегда о людях. В произведении очень ярко показаны характеры людей, их духовный мир и переживания. Особенно подкупает простота и незатейливость главных персонажей: они выросли в замкнутом пространстве, их быт весьма монотонен и однообразен, их окружение состоит из одних и тех же людей и не меняется в течении всей жизни, а раз так то и в душе такие люди должны быть просты и понятны. У них нет того налета условностей и абстракций, изощренности и относительности которые присутствуют у нас людей большого мира, которые повидали на своем (иногда даже очень небольшом, но уже насыщенном событиями и информацией) веку если не все, то очень многое. Внутреннюю суть человека корабля можно увидеть практически сразу, без глубокомысленного откапывания ее в недрах эмоциональных переживаний героя.

Говорят, что это произведение плагиат с повести Р.Э.Хайнлайна «Пасынки вселенной», однако даже если это и правда, то у Саймака вышло значительно улучшить первоначальное издание. В пасынках все слишком схематично. Главные персонажи выглядят какими то картонными, не настоящими, да и с практически-технической точки зрения описание звездолета (и времени его полета) весьма топорное и неправдоподобное.

А вот в «Поколение достигшее цели» весьма живое и красочное, при чтении легко и просто представляешь себе мир корабля, и живущих в нем людей. Единственная неправдоподобная деталь это «письмо». Получается уж слишком много зависело от клочка бумаги, который мог при любой случайности потеряться или быть уничтоженным. Ну не могли земные инженеры при столь сложном прогнозировании социального развития общины и столь изящных технических решениях, свести все к такому ненадежному элементу.

В целом произведение замечательно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх