Клиффорд Саймак «Сосед»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Весной на заброшенной ферме в Енотовой долине появился новый хозяин — Реджинальд Хит. С виду он был обычный человек, правда, несколько нелюдимый. Но со временем в Енотовой долине стали происходить странные вещи...
Входит в:
— сборник «Соседи по разуму», 1960 г.
— сборник «Best Science Fiction Stories of Clifford D. Simak», 1967 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «Глубина. Погружение 8-е», 2018 г.
- /языки:
- русский (15), английский (2)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- О. Битов (11), К. Сенин (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SAG, 20 июня 2012 г.
Один из любимых рассказов. Из-за него долго искал сборник ЗФ, как трудно было вдалеке от столиц, приобрести интересующие книги. Сейчас он на полке и когда достают жизненные неурядицы, берешь книжку с полки и погружаешся в тихий мир Енотовой долины, где все занимаются своими делами, где погода « как по заказу», где нет « безумного, безумного, безумного мира «. Как порой мечтаешь вот бы и у нас поселился такой сосед. А еще, не раз перечитывая рассказ, представлял вот бы кто из наших режиссеров экранизировал его. А в главной роли Николая Караченцева, ну очень он подходил по образу на простого фермера Кэлвина. Увы- увы время безжалостно. Теперь не хочу, даже чтоб брались за экранизацию.
armitura, 18 апреля 2009 г.
Бесконечно милый и бесконфликтный рассказ. Писать такие — нужно иметь большой талант, дабы не скатиться в кусты плюшевого сентиментализма и не потерять внимания читателей. Пожалуй, именно в таком стиле Саймак — царь и Бог.
Выстроенная в «Соседе» идиллия поражает своей простотой, красотой и органичностью — этакий кусочек фермерского рая на этой грешной земле...)
kkk72, 24 января 2008 г.
Хороший рассказ, очень характерный для творчества Саймака. В его книгах очень часто встречается идея о том, что с самыми необычными чужаками можно найти общий язык и установить дружеские отношения. И проще всего это сделать не официальным лицам, не каким-то большим начальникам, а самым обычным людям. Вот и этот рассказ не отличается каким-то особым динамизмом сюжета и новыми для автора идеями. Но написан он очень хорошо и весь буквально наполнен добротой, оставляя очень приятное впечатление.
romanpetr, 18 сентября 2020 г.
Чудесный, почти «семейный» рассказ Клиффорда Саймака отличается своей добротой и мягкостью. Автор, как всегда, на высоте! Лиричный слог, глубокая дивная пастораль и сплошной позитив. Понравилась преподнесенная история и рассказом от имени обычного, простого, закоренелого сельского обитателя Енотовой долины. Также импонирует идея Саймака , что всегда можно «достучаться» до другого человека (существа) и установить с ним взаимовыгодные дружеские отношения. И это возможность предоставляется, как правило, простым людям , а не представителям власти.
Однажды, в весеннюю пору в Енотовой долине на заброшенной ферме селится вместе со своей семьёй новый владелец-фермер — Реджинальд Хит. Обычный человек, каких много, но с некоторыми странностями и немного отстраненный от общества. С его появлением в Енотовой долине стали происходить чудные дела, которые местные сначала восприняли с опаской, а потом постепенно привыкли. Слава об этой местности потихоньку стала распространяться к развитым районам, но сама долина становится недоступной для многих людей с нездоровым интересом к ней...
Рассказ очень светлый и спокойный, настраивает на приятный, тихий лад. Рекомендуется всем без исключения! Один из лучших рассказов Саймака! Принимайте добро и творите потом добро сами!
greyZ, 11 февраля 2017 г.
Отличный старый рассказ. Был прочитан в свое время еще в серии «Американская фантастика» в 14 томах и до сих пор остается одним из самых любимых у Саймака.
Но недавно решил перечитать, и вдруг подумалось — а ведь Кинг на этом материале, мог бы написать хороший ужастик:
Изолированная деревушка, а которую приезжает таинственный Сосед явно нечеловеческой природы. Со временем Сосед начинает полностью контролировать жизнь односельчан, он единолично решает кто может выехать и въехать, а кто нет. Причем он не просто сворачивает пространство-время, это-то ерунда, так и я могу. Нет — он делает это индивидуально для каждого. Едешь в город по делам — доедешь без проблем, ну а если хочешь сообщить властям, то будешь кружить вечно.
Он может контролировать погоду, что для селян практически равнозначно контролю над жизнью и смертью. Раз может вызвать дождь, то наверное и засуха на отдельных участках для него не проблема.
Может вылечить от редкой болезни, а может ведь и не прийти на помощь. И кстати откуда в этом захолустье взялась эта болезнь? Не Хит ли ее привез, вместе со своей семьей?
В отношениях людей и пришельца нет баланса — он слишком могущественен, а они напротив, повлиять на него никак не могут. Все основано только на порядочности Реджинальда, но что если бы он был таким душкой? Добавить пару сцен расправы с оппонентами, и вуаля, была идиллия, стала «леденящая кровь история от короля ужасов».
Это как утопия и антиутопия, описывают примерно одно и то же, просто один видит солидарность, групповое воспитание и перековку отсталых элементов, а другой тоталитаризм, промывку мозгов и борьбу с инакомыслящими (Полдень/Звезды — холодные игрушки и т.д).
alekskov, 22 ноября 2010 г.
В этом рассказе действие разворачивается в Енотовой долине, ничем неприметной сельской глубинке, населённой простыми, трудолюбивыми и дружелюбными людьми, где жизнь течёт тихо и размеренно... Вот в одну из пустующих ферм въехал Реджинальд Хит с женой и дочерью, он старается сделать жизнь своих соседей легче и оберегает покой этой общины от агрессивного внешнего воздействия. А повествование ведётся от лица одного из фермеров долины — Кэлвина, человека малообразованного, но добродушного и отзывчивого.
Тёплый, уютный и неторопливый рассказ. Мне понравился. Описывать жизнь фермеров, сельский быт — это конёк Саймака, и получается у него очень здорово.
artem-sailer, 29 августа 2021 г.
А чё на него смотреть-то? Ну, волшебство и волшебство. Чего зря людей из города гонять-то?
Примерно так рассуждает главный герой рассказа — простой фермер из американской глухомани. Столкнувшись с неведомым, он поначалу диву даётся, но, пораскинув мозгами, по-простому так смиряется и принимает как должное. Конечно же, ему проще, ведь раньше в деревнях жили и домовые, и лешие, и девки ходили купаться в ночь накануне Ивана Купалы — этакие вечера на хуторе в Енотовое долине.
Идиллия в глухой глухомани, прелесть простой уединённой жизни — об этом рассказ классика гуманистической фантастики. Через год после написания в такой же американской глубинке случатся знаменитые события с участием семейства Саттонов (https://fantlab.ru/blogarticle70243), но у Саймака, разумеется, всё куда как позитивнее — его пришельцы почти всегда дружелюбны, общение с ними сулит взаимовыгодное добрососедское сотрудничество.
На улице похолодало, душное суетливое лето позади, а нынче осень стучит в окошко, поэтому достаём из шкафа любимый клетчатый плед и читаем оптимистическую тёплую ламповую фантастику.
Кропус, 10 апреля 2017 г.
В общем-то всё сказали до меня, просто немного захотелось полемизировать с greyZ. Кое в чём он прав конечно, но следует иметь в виду, что заблокировав для Риккорда путь из долины Хит действовал в общем-то из самозащиты: ведь журналист явно вычислил кто он такой. Ну, не хотелось человеку, пардон, пришельцу что бы его утощили в какую-нибудь секретную лабораторию. Не могу сказать, что его не понимаю. До явления журналюги он никаких пространственных блокировок не ставил. Остальные жители тоже были непротив и даже немножко за (Смотри внутренний монолог героя по этому поводу). Мне кажется, что если бы местные были активно против, то Хит бы сдался, хотя сам бы в этом случае и свалил бы в другое место ради безопасности.
А вот насчёт того, что Хит сам занёс болезнь, то greyZ, скорей всего прав. Я то же об этом подумал, когда читал. Не даром жена Хита сразу опознала симптомы: вряд ли она так хорошо изучила наши болезни. Это кстати на водит на мысль: а уж не из-за эпидемии ли его семья сбежала с родной планеты, иначе совершенно не понятно, а чего он собственно торчит на Земле. Впрочем в рассказе всё кончается хорошо: вероятно в случае раннего обнаружения болезнь можно было вылечить без труда.
Ну а сам дух рассказа передают прежде всего мысли главного героя когда он наконец догадался кто на самом деле его новый сосед. «Мне бы обмереть о страха. Но я не обмер. Реджинальд Хит был мой сосед и хороший сосед...Если хорошенько знаешь человека, бояться нечего»
Ученик Дьявола, 2 января 2020 г.
Сюжет рассказа – из числа излюбленных для Саймака: в американской глубинке мирно, спокойно, без излишнего шума объявляется Неведомое. Только здесь оно облечено в такую повседневную и обыденную форму, что проходит аж десять лет, прежде чем у одного из обитателей Енотовой долины открываются глаза и он соображает, в чем тут дело. А когда соображает, то нисколько не пугается: это же его сосед, с которым они вместе, считайте, пуд соли съели, чего тут бояться? Если бы у Реджинальда Хита и были враждебные намерения, вряд ли он стал бы ждать десять лет, чтобы приступить к их исполнению. Так что основной постулат Саймака о дружелюбии и взаимопонимании всех разумных существ представлен здесь во всей своей полноте.
Но вот кто такой Хит и почему он оказался вместе со своей семьей на Земле – этого нам так и не узнать. В этом смысле «Сосед» – рассказ-недомолвка, рассказ-полунамек, рассказ-полуправда. И заканчивается он на несколько непривычной для Саймака пессимистической ноте: если уж в Енотовой долине действует некая чужая, но благосклонная к местным обитателям сила, этим людям следует хранить ее в тайне, иначе на них ополчится весь мир – просто из зависти.
Непонятен эпизод с больной девочкой – к чему он? Кстати, кажется, будто автор о нем потом забыл, так как журналист Рикард, покопавшись в статистических сводках, утверждает, что никаких случаев заболеваний в Енотовой долине не было вообще (хотя врача к девочке вызвали, то есть этот случай должен был попасть в статистику). К образу Хита этот эпизод почти ничего нового не добавляет. Ну, а в целом получилось очень по-саймаковски – спокойное и, если так можно выразиться, домашнее знакомство с Неведомым, пришедшим неизвестно откуда и непонятно почему ради людского блага.
KindLion, 6 сентября 2020 г.
Замечательный рассказ одного из столпов американской фантастики. Написан в типичном для Саймака ключе. Саймак удивительно умел вписывать необычное в обыденные, даже патриархальные миры и будни.
Вот и в этом рассказе. Место действия – сельскохозяйственная глубинка-глубинка. Написал бы с большой буквы, да маленькая она, эта глубинка. Долина, со всех сторон окруженная горами. Местные жители – не слишком удачливые фермеры. Помните, как у Высоцкого: «то в огороде недород, то скот падет». Пришлые, соблазненные пейзажными красотами, долго здесь не выживали – год-два помучаются, собирают манатки и уезжают искать лучшей доли.
Оставались в этой долине жить и хозяйствовать только те фермеры, чьи корни глубоко сидели в этой почве. А тут вдруг поселился в этой долине удачливый сосед. Все у него складно, все ладно. И домишко-развалюху, в который въехал с семейством со своим, отремонтировал добротно, и урожаи небывалые собирать стал. Об этом соседе и рассказ. Ох непросто все с этим соседом, ох непросто…
Adim, 22 февраля 2017 г.
Прекрасный рассказ. Ответ на все наши вопросы. Жизнь в американской глубинке испытала новые непонятные чувства — рядом происходят чудеса. Но в чем их причина? И нужно ли знать ее, когда все просто хорошо. Мораль. Ответ простой — быть людьми.
god54, 3 октября 2015 г.
Я бы сказал так, что рассказ можно с полным правом отнести к деревенским рассказам. Тихая сельская местность, добрые селяне, готовые в любой момент помочь друг другу, натуральная природа, тяжелый физический труд, простая психология, отсутствие проблем... Это почти, как в моем загородном доме, но лишь с одной разницей, вокруг люди из города, а это уже не сельская местность. Заборы два метра, собаки и злые лица соседей... А жителям рассказа можно даже завидовать, иметь такого соседа, что еще надо на старости. В итоге одной фразой, идиллия, в которую хочется окунуться на закате жизни и писать книги.
k2007, 25 декабря 2017 г.
Этот рассказ очень хорош своей мудрой наивностью, добротой, теплом. Долина, в которой живут одни хорошие люди, где каждый сосед готов помочь соседу или просто проезжему человеку, в которой всегда светит солнце, даже когда на дворе ночь. Идеальная американская глубинка. Место, куда хочется уехать, чтобы вылечить душу
AlisterOrm, 24 июля 2023 г.
Прекрасный и очень оптимистичный рассказ, один из лучших у автора — не с позиции фантастики, конечно, а с позиции гуманизма.
Собственно говоря, инопланетянин здесь не слишком нужен, он скорее сюжетная функция, темой же становится глубинная община фермеров, соседей, кучкующихся в не слишком плодородной долине, живущих своей, ни на что не похожей жизнью. Появился новый сосед — странный? Ну да, ещё какой. но как-то незаметно он становится... своим. И это слово — свой — главное для всего рассказа.
Насколько Саймак приукрашивал действительность? Сложно сказать. Часто жители глубинки заскорузлы, зашоренны и злобны — Фолкнер и Стейнбек не дадут соврать. Но хочется верить, где есть такая общинка, где соседи поддерживают друг друга, и стоят горой за них в схватке с внешним миром — что же, такие примеры известны нам. Важно ещё одно — зная о странностях своего соседа, и даже догадываясь о его нечеловеческой природе, соседи не лезут в его жизнь, довольствуясь тем, что он им откроет сам. Он же свой — своим нужно доверять.
Ода человеческой, простите за заумное слово, самоорганизации.
Joul Harristar, 26 февраля 2020 г.
Рассказ заставляет восхищаться стилем написания, языком и концепцией, а вот с моралью всё не так однозначно. Мои мысли после того, как я дослушал рассказ до конца сильно коррелируют со словами greyZ в более ранних комментариях. Эту же историю, рассказанную от лица журналиста или еще какого-нибудь стороннего человека, вполне можно было бы воспринять, как мистико-психологический триллер об инопланетном разуме, который контролирует американскую деревушку с ее простоватыми жителями.
Вообще мне очень интересно, так ли однозначно Саймак относился к Хиту, как это делает лирический герой произведения. Если да, то это прямо-таки утопический коммунизм, помноженный на природную добрососедскость американской глубинки. Если нет, то честь и хвала Саймаку за желание заставить читателя мыслить глубже.
Так или иначе, рассказ мне понравился — я получил возможность поразмышлять на интересную тему и насладиться интересным сюжетом.