FantLab ru

Владимир Сорокин «День опричника»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
734
Моя оценка:
-

подробнее

День опричника

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Супротивных много, это верно. Как только восстала Россия из пепла Серого, как только осознала себя, как только шестнадцать лет назад заложил государев батюшка Николай Платонович первый камень в фундамент Западной Стены, как только стали мы отгораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри — так и полезли супротивные из всех щелей, аки сколопендрие зловредное. Истинно — великая идея порождает и великое сопротивление ей. Всегда были враги у государства нашего, внешние и внутренние, но никогда так яростно не обострялась борьба с ними, как в период Возражения Святой Руси.

«День опричника» — это не праздник, как можно было бы подумать, глядя на белокаменную кремлевскую стену на обложке и стилизованный под старославянский шрифт в названии книги. День опричника — это один рабочий день государева человека Андрея Комяги — понедельник, начавшийся тяжелым похмельем. А дальше все по плану — сжечь дотла дом изменника родины, разобраться с шутами-скоморохами, слетать по делам в Оренбург и Тобольск, вернуться в Москву, отужинать с Государыней, а вечером попариться в баньке с братьями-опричниками. Следуя за главным героем, читатель выясняет, во что превратилась Россия к 2027 году, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгораживающей ее от запада.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 116

Активный словарный запас: очень высокий (3389 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Национальный бестселлер, 2007

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Научная фантастика (Россия)

Похожие произведения:

 

 


День опричника
2006 г.
День опричника
2009 г.
Норма. Тридцатая любовь Марины. Голубое сало. День опричника. Сахарный Кремль
2012 г.
День опричника
2013 г.
День опричника
2015 г.
День опричника
2017 г.

Аудиокниги:

День опричника
2008 г.
День опричника
2010 г.
День опричника
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Der Tag des Opritschniks
2008 г.
(немецкий)
Journée d'un opritchnik
2008 г.
(французский)
El dia de Oprichnick
2008 г.
(испанский)
Den opričníka
2009 г.
(чешский)
El día del oprichnik
2010 г.
(испанский)
Day of the Oprichnik
2012 г.
(английский)
La giornata di un opričnik
2014 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная антиутопия. Доведение до полного абсурда некоторых тенденций в жизни России во время написания.

Забавна как антиутопия; как карикатура на Россию уже не выглядит всего спустя пять лет.

Читать стоит за фантазию автора и стиль.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть рекламируется как пророческая, как зеркало сегодняшнего строя России.

Что мы получаем по факту? Интересную идею, которую, скажем, тот же Виктор Пелевин мог бы очень красиво развить, как, например, в Дженерейшн Пи.

Типа стена вокруг всей страны, отдали Китаю и Казахам часть областей. Себе оставили цетральную часть во вглаве с Москвой. Лапти, гусли, квас и зайчатина на обед. Было всё это, ну да ладно. Можно было бы красиво, с сарказмом расписать быт, отношения.

Сорокин же показал на двухста крошечних страницах:

— групповое изнасилование

— садомическая оргия

— групповой приём наркотиков

Где-то в сторонке дача взятки, смотр программы концерта с пердежом, поездка к ясновидящей, которая топит камин книгами, разборки с таможней (делёжка прибыли), обнажённая грудь государыни, пристрастие её зятя совокупляться в огне (для этого он дома поджигал).

И весь этот компот похабщины, пошлости и клише действительно написан лёгким слогом. Возможно, это и есть причина восторженных отзывов? Мне как то грустно от того, что чтобы антиутопия «зашла» многим, она должна быть грязной, чернушной и обязательно с развратом.

Возможно, это смотрелось бы в более легкой версии как сценка для какого-нибудь Камеди Клаба с Харламовыми и Батрутдиновыми.

Кто-то написал, что после прочтения захотелось не просто отдать книгу, а уничтожить, чтобы не способствовать распространению настолько убогой литературы. Пожалуй, я близка к такому шагу.

Давно я так не разочаровывалась и не жалела потраченных времени и денег.

Не рекомендую.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочитал «День опричника» лет десять назад, то есть, уже тогда это была книга, проверенная временем, а вся фельетонная актуальность из неё ушла. Казалось бы. И воспринята она мною была тогда как любопытный эксперимент со стилем и языком. Ну, и немного — как заочный спор с писателями-имперцами, начиная с Рыбакова с его «Ордусью» и заканчивая расплодившимися авторами макулатуры про попаданцев (хотя, не думаю, что Сорокин всё это читал — профессиональным писателям, как правило, некогда читать беллетристику). Да, любопытный такой эксперимент... только я не любитель экспериментальной литературы :) А для настоящей фантастики «День опричника» слишком уж ушёл от реализма. Ну, правда — с чего бы России так сильно откатываться в прошлое, что во главе её снова император, от его лица расправу над неугодными вершат опричники, и даже повседневный язык стал лубочно-старомодным.

Однако, прошло десять лет.

Я прослушал аудио-книгу и понял, что сейчас это уже не сатира и не литературный эксперимент. Это то, что раньше называли «фантастикой ближнего прицела». И что самое фантастичное в «Дне опричника» — антураж, да язык. А всё остальное мы вполне можем увидеть в ближайшие годы. Ну будут называться опричники не таким одиозным словом, а, например, «Федеральная служба защиты суверенитета» или типа того. А стена будет не из камня, а «Великий Русский Фаерволл» — суть от этого не изменится.

Легко в России быть пророком, оказывается.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, если воспринимать как сатиру, то выйдет ещё что-то более менее сносное, но точно не как альтернативную историю; сеттинг хоть и приятный, но кроме него всё довольно слабое. Все рабы государевы ведут себя как один человек, абсолютно один невыразительный характер — вроде героев и много, но кроме Бати да протагониста никто не запоминается из всей этой тучи персонажей. Сцена мужского коитуса вообще выглядит какойт притянутой, а для Сорокина — ещё и сухо написанной.

Слышал, что обязательно надо читать вместе с Сахарным Кремлём, но как-то совсем не запало в душу, так что продолжу как-нибудь в другой раз. Впрочем, читается легко, издание от Corpus хорошее, хотя и слишком дорогое, поэтому именно покупать книгу не советую.

Я, конечно, всего Сорокина не читал, но по его последнему произведению видно, что он с треша и пародии начал пытаться делать свою «Россию будущего», но выходит у него, по правде, не очень.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сатира. Думаю так проще всего воспринимать Сорокина. Сатира на современный, ближайший и будущий мир. Особенно расмешили тюнингованые фалосы у опричников

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы понять Сорокина, надо понять, что такое концептуализм.

Михаил Эпштейн попытался определить этот термин следующим образом: «Идеи, понятия, универсалии отвлекаются от предметов, с которым их связывает наивно-реалистическое мировоззрение, и образуют самодостаточную область, «эмпиреи» чистых знаков, «концептов».

И далее следует пояснение на примере трактата художника-мыслителя Ильи Кабакова «Муха с крыльями», где возведение мухи в «слона», в разряд универсалий, раскрывает условность самих универсалий, которые, подобно алгебраическим иксам, могут принимать самые разные значения. В своем трактате Кабаков утверждает, что в качестве первоосновы размышления может быть выбран любой предмет. Его «муха», как философское основание всех оснований, играет ту же роль, что «идея» у Гегеля или «материя» у Маркса, воссоздавая целую систему соотносительных и производных категорий — политических, экономических, эстетических...

***

После идущего выше пояснения, думаю, понятно, чем занимается Сорокин. Потому что, начинал он именно как художник-концептуалист. И по его личному утверждению, концептуализм дал ему великое оружие – дистанцию между им и текстом. Он позволил взглянуть на текст как на вещь.

«И в отличие от традиционных русских писателей, тонущих в своем тексте и не могущих сказать ничего вразумительно, я получил от концептуализма как бы крылья, позволяющие парить над текстом, над этим океаном. За это я концептуальной традиции всегда буду благодарен».

Теперь должно быть понятно, что к текстам Сорокина нельзя относиться буквально. Нельзя напрямую соотносить их с реальностью и искать скрытые смыслы в потреблении фекалий, запекании собственной дочери и поедании ее вместе с соседями и пр.

И именно таким был Сорокин на протяжении довольно-таки длительного времени, пока не перешел от эстетики к этике, решив погрузиться в социальное.

***

Писатели – это такие Кассандры, провозвестники. Они могут каким-то шестым чувством уловить в повседневных малозаметных фактах предвестников будущего мироустройства.

Сорокин считает, что мы неизбежно идем к аналогу диктатуры Ивана Грозного с изоляцией от всего мира, кроме Китая, и разгулом новых опричников. Россия возвращается в средневековье: восстановлены монархия, сословное деление, телесные наказания, официальный статус Церкви; загранпаспорта граждане сожгли добровольно.

В один день главного героя – опричника Андрея Даниловича Комяги, помещается множество событий. И взятие воеводы с изнасилованием его жены, и командировка на Дальний Восток, и посещение бани с принятием новых галлюциногенных наркотиков, и посещение концерта, и пир в здании бывшего французского посольства на Ленинском проспекте, и последующая оргия и еще много чего. Повседневная жизнь царской гвардии, готовой по приказу наброситься на любого, пусть даже вчера – второго лица государства.

А что же народ? Ему обеспечена стопроцентная занятость, разрешены легкие наркотики, он славит царя-батюшку и всем доволен.

Культура воспроизводит лучшие образцы времен застоя, а главный источник дохода государства – «Линия жизни», восьмирядная магистраль прорезающая всю Россию с востока на запад, по которой нескончаемым потоком идут грузовики, перевозящие в Европу китайские товары. (Кто смотрел фильм «Мишень» Зельдовича, может представить ее воочию).

***

Вот такая веселая и вполне еще реальная жизнь. Думаю, эту книгу стоит прочитать хотя бы один раз. Для визуализации возможного будущего, так сказать.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начав писать комментарий сразу после прочтения книги, поймал себя на том, что перестроиться на современный язык оказалось непросто. Несчастная сотня страниц, а этот лубочно-гротескный язык уже прочно обосновался в голове. Хм, забавный эффект. А что было бы дальше, доведись страниц побольше? Антиутопия превратилась бы в Мечту?

Приятно читается, с интересным послевкусием. Но не оставляет ощущение, что автор «под шумок» подсунул нечто невыразимо гадкое, что пока невозможно распознать в общем букете. Надо будет перечитать через время.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как раз та вещь, которую нужно читать у Сорокина. Злободневно и нешаблонно. Великолепная антиутопия (и одновременно рассмотренный под лупой предмет мечтаний определённой части контингента). Чернухи (относительно!) поменьше, чем в других книгах, и её можно простить ради остального.

Тщательно и пугающе проработанный мир. Раскрытие тенденций отечественной истории и действительности. Одна из знаковых книг десятилетия, да и сейчас актуальной остаётся...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изрядная сатира. Одного автор не учел ( или же наоборот — на это и рассчитывал ), что для многих эта антиутопия за подлинную утопию покажется. За мир, в котором хочется жить.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, преследовал ли автор специально эту цель, но главное, что я вынес из книги — ощущение сюрреализма и зазеркалья: православные опричники (уже в этом словосочетании абсурд) жестоко убивают неугодных, насилуют их жён, все они заядлые садомиты и наркоманы. И всё это совмещается как-то с искренней верой в Бога, верой в то, что они творят добро. Что-то мне это сильно напоминает...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный Сорокин. Со своей бурной фантазией, отсылками, иронией, наркоманией и гомосексуализмом.

Написано здорово, интересно. Будущее выглядит довольно реалистично. Возможно, все бы к этому реально могло прийти, сложись определенные обстоятельства.

Но — постмодернизм. Со всеми своими особенностями. Вообще, мне кажется, что скоро дойдет до пост-постмодернизма, когда книги без наркомании и гейства будут считаться уже сломом устоев, штампов и чем-то оригинальным.

Когда первую такую книгу читаешь, думаешь: «Ну, наверное, автор хотел этим сказать то-то и то-то. Хотел шокировать читателя. ОК». К десятой книге понимаешь, что это просто раздражает и банально не в тему. Но да ладно.

Все-таки, что у Сорокина действительно всегда хорошо — так это слог и его фантазия. Сорокин — прежде всего фантаст. И идеи его довольно оригинальные, отчего читать правда интересно.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Краткий роман представляет собой один день московского опричника, верного слуги и опоры Государя.

Сорокин открывает этим произведением условный цикл «История будущего», где описывает жизнь в России-матушке после «условных» же потрясений. Жизнь эта возвращается к корням, наступает долгожданная монархия, возрождается опричнина вместе с квасным патриотизмом и жутчайшими репрессиями.

Устами и мыслями главного героя-опричника, мы узнаем как обстоят дела внутренние и внешние (все плохо), как ведутся разборки с врагами Государя, и как свободное время проводит честный опричник (самая яркая часть).

Сорокин не был бы самим собой, если бы не куча мерзких подробностей, физиологических деталей и больной фантазии. Из-за этого иногда мне становится неприятно его читать, будто теряется сам смысл написанного за всем этим. Но здесь это настолько вплетается в реальность, настолько органично смотрится, что даже хочется больше вот этого самого.

Самое жуткое в этой книге — это то, что некоторые вещи начинают сбываться. Не так гиперболизированно, но общая тенденция очень пугает. Сорокин в этом жанре на голову выше Пелевина, который является лишь «зеркалом».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала я много большего, учитывая упоминания этой работы в прессе. Вот только сейчас добралась и — пшик. Прочитала без интереса и удовольствия. Главная претензия даже не к содержанию, которое показалось малоинтересным. Ну так, стёб, прозрачные намёки, очень немудрёные аллюзии. Современность и архаика увязаны неловко и неубедительно. Разочаровал стиль: примитивная стилизация самого неважнецкого толка — через инверсию слов в предложении. В целом — на мой вкус, очень неглубокая проходная вещь, малоинтересная и не вызывающая желания перечитать, не говоря уж о покупке в бумаге.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытно в качестве антиутопии. Читал уже после аудиокниги ( совершенно бесподобная постановка). Конечно, от сцен гомосовокуплания противно становится... Но уже после понимаешь, что и эта сцена достоверна в этом полоумном мире, описанном автором. Сконструированный мир непротиворечив, в меру страшен, а в меру даже в чем-то привлекателен. На любителя.

Оценка: 8
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Время идет, человек — терпит»

Повесть «День опричника» написана в 2006 году, т.е. почти 10 лет назад. Когда же читаешь ее сейчас, кажется, что она могла быть написана на днях: то ли за это время в стране ничего не изменилось, то ли все написанное сбывается. Тот же всесильный газ, та же неискоренимая коррупция и вседозволенность в высших чинах, крепчающий квасной патриотизм, грустная пародия на правосудие. Все эти современные реалия отражаются в произведении, делают его злободневным, почти сатирой.

«Гойда!»

Повествование идет от лица опричника Андрея Комяги, который описывает свой будничный день от пробуждения и до погружения в сон. Действие происходит в недалеком будущем, в России, после восстановления самодержавия и отделения от Запада стеной. Пока Комяга сжигает дома изменников, исполняет обязанности цензора, продает заступничество за наркотики и золото, ищет лазейки в законах для побора с транзита китайских товаров, навещает ясновидящую по поручению, обедает с государыней, моется в бане с другими опричниками, где они принимают попавшего «в опалу» графа, еще утром зятя государева, и убивают его, нам показывают, чем стала Россия и как докатилась до жизни такой.

«Горе дому сему!»

Произведение написано в жанре антиутопии. Фантастического здесь не так много. Касается это и технологий. В основном претерпели изменения самые ходовые вещи: средства связи (быстрые самолеты, телефоны с голограммой), средства для удовольствий (кибернетические наркотики, «обновленные уды») и типа. Привлекает повесть не этим, хоть описание эффекта от наркотика впечатляет. Автор рассказывает, что было бы, если бы было вот так все устроено, а не иначе, и справляется, на мой взгляд, превосходно. Россияне (подразумеваю русских, так как почти все действующие лица — русские) в этом искаженном мире играют по новым правилам, но не отличаются от россиян, что живут сейчас: имеют те же пороки, предрассудки, радости, ту же немногочисленную интеллигенцию... Образ мышления их не изменился — что создает правдивое полотно мира, пугающее своей реалистичностью. И даже если такое будущее не настанет, создается впечатление, что оно всегда будет жить, дышать где-то рядом. Трудно, будучи русским, не соблазниться на бани, кулачные бои, квас, сигареты «Родина», другими словами на «свои» продукты и традиции, которые стали привычными в показанном нам мире. Так же трудно как признать, что в котле национального менталитета, в котором отвернулись от Запада и повернулись к чуждому русскому духу Востоку, варится смрадный рафинированный сок.

«Слово и дело!»

Следует отметить язык, каким написана повесть. Язык великолепен. Читается как поэма. Наполнен фразеологизмами и старыми наречиями. Работает на повествование: по-другому в описываемом нам мире говорить бы не могли. Читая, кажется, что Сорокину не составляет особенного труда писать так. Речь и описания у него живые: льются как вода. Такого мастера Русского Слова пишущего в прозе в нашей стране еще поискать, за что, мне кажется, можно выдвинуть Сорокина в первые ряды Национальных писателей.

«Бес попутал!»

Можно долго спорить про то, кто как видит и чувствует национальный дух и куда его носитель движется. Сорокин показывает такую точку зрения, делает это убедительно, красиво, оригинально. И слава Богу.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх