Клиффорд Саймак «Прелесть»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прелесть самодостаточна. Это универсальная ракета-робот. Но ей захотелось любви. И она выбрала людей. В поисках взаимопонимания машине и экипажу через многое предстоит пройти.
Уникальная и очень дорогая машина-космический корабль, наделённая невероятными возможностями, в самый неподходящий момент дала сбой. Последствия этого сбоя экипажу машины-корабля предстоит пережить с большим трудом.
Впервые на русском — журнал «Молодая гвардия», 1966 г., № 6, стр. 141-160, 193-212 (пер. Д. Жукова)
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, June 1957», 1957 г.
— сборник «Соседи по разуму», 1960 г.
— сборник «Best Science Fiction Stories of Clifford D. Simak», 1967 г.
— антологию «Androïdes, robots et machines folles», 1979 г.
— антологию «Паломничество на Землю», 1981 г.
— антологию «Laughing Space», 1982 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-85», 1985 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
- /языки:
- русский (19), английский (5), французский (3), украинский (1), армянский (1)
- /тип:
- книги (26), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Р. Доценко (1), Э. Жиль (2), Д. Жуков (15), В. Лопатка (1), А.-Ф. Терма (1), Дж. Хазарян (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 8 августа 2012 г.
Да, знаю я: мальчики — с Марса, девочки — с Венеры, и всегда будет недопонимание между этими инопланетными расами. И весь опыт, полученный на фронтах многочисленных семейных сражений за 30 лет, говорит, что так оно всегда было и, как это ни печально, будет. Так что позвольте встать в этом споре на ту сторону, которая положена мне по венерианскому рождению, и заступиться за землячку Прелесть. Тут без разницы: из плоти ли женщина или из железа и проводов, но все же — женщина.
Причем, женщина юная — бедная дурочка, начитавшаяся романтических сказок и сентиментальных стихов о возвышенной любви и прекрасных принцах на белом коне. Господи, да будь моя воля, я бы запретила эти «бредни» к прочтению для всех женщин до определенного возраста — лет так до 50-60-ти. Подумать страшно, сколь мне в жизни вреда причинили эти розовые... очки.
Что же тут удивительного, что разбились прекрасные мечты Прелести о любви и единении душ о вечное мужское самомнение, черствость и эгоизм. Пришлось ей, бедняжке, пройти по проторенной дороге и узнать, что перевоспитывать мужчин — дело неблагодарное и безнадежное. И все Прелесть сделает, как миллионы до нее: развесит уши и будет внимать сладким речам, отравленным лестью, не замечать плохого и раздувать искорки хорошего в своих избранниках.
Но если серьезно, то получился этот рассказ о вечных сражениях между мужчинами и женщинами веселым и увлекательным. И как бы трудно героям не было вместе, а друг без друга все равно не обошлись: Прелесть не смогла без своих мужчин летать между звезд, а они — обрести свой дом.
Но это все с венерианской точки зрения. Надеюсь, кто-нибудь с Марса тоже выскажет свое мнение и оправдает безобразное поведение своих соотечественников по отношению к такой ранимой и обаятельной Прелести.
Фантаст, 3 марта 2008 г.
Прочитав некоторые из отзывов я был просто поражен. Я не могу понять, когда Саймак был комическим автором? Да. в его рассказах сквозит ирония по отношению ко многому: к несовершенным законам. к правительству. к человечиским порокам... Иногда в его рассказах встречаются редкие и очень хорошие шутки... Но он — философ. Он не комедии пишет, поэтому никаких притензий на отсутствие или недостаточное количество юмора и быть не может!!! Те, кто хотят юмористической фантастики — пожалуйста, сейчас очень много талантливых российских и зарубежных авторов пишущих в жанре юмористического фэнтези.
Что же касается конкретно данного рассказа — я считаю ее автора воистину великим писателем, потому что в те годы, когда он жил люди еще не были избалованы таким объемом научных достижений. И сейчас не каждый сумеет придумать рассказ с таким неординарным сюжетом, а тогда... Клиффорд Дональд Саймак — несомненно непревзойденный научный фантаст, а это произведение — еще один из показателей его таланта!
Ladynelly, 10 мая 2008 г.
Шикарный рассказ! Надо же влюбленная машина... Но и на нее найдется управа... Праду говорят: рассудок не для влюбленной женщины, ей подавай поэзию!
Mizraell, 2 октября 2012 г.
Мне очень понравилось! Жаль короткий. Неплохой бы фильм вышел из этого рассказа
Pavel KW, 26 сентября 2006 г.
Хороший рассказ. Влюбленная машина это интересно на мой взгляд.
Aryan, 1 января 2013 г.
Я не знаю, почему переводчик не сохранил оригинальное название рассказа «Лулу», в конце концов, своим игривым легкомыслием оно сразу намекает на завуалированную шутку. Которую, как я давно подозреваю, Клиффорд Саймак сыграл со своими читателями.
Почему команда разбитных космических ковбоев не назвала свой корабль Симона, Мэгги или Пэтси? Почему Лулу? Слэнговый вариант вполне отвечает на этот вопрос: «соблазнительница, красотка», но самый забавная версия, которая просто напрашивается — разудалая и до крайности неприличная песенка про лихую шлюшку Лулу «Bang away, my Lulu, bang away good and strong», которая облетела всю Америку в начале 30х годов (Хайнлайн напрямую цитирует ее в «Плыть за закат»), как раз тогда, когда автор рассказа был молод и, как любой американец мужского пола, скорее всего слышал эту подпольную полупорнографическую мелодийку в одном из многочисленных вариантов (абсолютно все из них из серии «детям до 18 уши заткнуть»), ходивших по стране.
Не слишком глубоко запрятанную шутку забавно обыграли в радиопостановке по рассказу, которую в 1957 году транслировали в «Xminus1», радиошоу по наиболее известным фантастическим рассказам американских авторов — подобрав превосходный голос для Лулу: мурлыкающие интонации провинциальной соблазнительницы сразу весело напоминают о добропорядочной скучающей американской домохозяйке, которая внезапно распахивает халатик перед обалдевшим (во повезло!) сантехником и оказывается в одних сетчатых чулках и капельке Шанели №5 :)))
Саймак замечательно обыграл все стереотипы 40-50х годов о том, чего хочет женщина, посмеявшись над наивным романтизмом и сентиментальностью, над мужской уверенностью, что уж они-то всегда знают, чего женщины хотят — а до кучи и над читателями. Подозреваю, что автор лукаво посмеивался все время, пока писал эту прелесть.
drenay, 5 мая 2013 г.
Скажу сразу, что знакомство с творчеством Клиффорда Саймака ограничивалось у меня одним произведением «Пересадочная станция». Но после прочтения гениальной «Прелести» я обязательно продолжу знакомство с этим великим автором.
Люди, они и не подозревали кого создали! Универсальную ракету-робота-Да, железяку без слабых мест-Да. Но именно в ее универсальности и была заключена угроза всему живому. Этот рассказ своего рода предостережение человечеству.
Эту тему впоследствии идеально обыграл режиссер Джеймс Кэмерон в фильме «Терминатор». И мы увидели, что происходит когда машины начинают думать по-своему и к чему это может привести.
Полетев изведовать новые планеты экипаж из трех человек-радиста Джимми Робинса, аварийного монтера Бена Парриса и переводчика, от имени которого и ведется рассказ столкнулись с огромной проблемой. Прелесть втемяшила себе в голову, что она любит свой экипаж и возвращаться на Землю не имеет смысла. Им будет хорошо вчетвером. И как люди не приказывали машине вернуться назад, но робот со своим личным мнением- это серьезно. И ссора между машиной и людьми следует незамедлительно.В принципе этот длинный рассказ написан в духе «Неукротимой планеты» Гаррисона. Та же динамика и экшн, неизведанная планета похожая на Землю, единственный жестокий и беспощадный житель которой робот-носорог Элмер уничтоживший все население для добычи фосфата. Станут ли наши герои следующими жертвами и как на это отреагирует Прелесть нам и предстоит узнать.
Очень поразила концовка произведения, она гениальна!
Рекомендация: очень высокая!
nickolos, 17 сентября 2010 г.
Знаете. Зацепил рассказ, но не знаю чем. Вроде ничего особого в нем нет, но в то же время прочитал с огромным удовольствем. Наверное из-за присутствия смешных ситуаций. Единственное, очень ждал развязки. А так концовка для размышления. Я зачастую люблю такие концовки, но в этом рассказе хотелось узнать всё до конца.
nordlicht, 25 ноября 2009 г.
Хороший рассказ, улыбнул и не раз.
Мне сразу вспомнилась одна из серий «Футурамы», где корабль влюбляется в Бендера.
Madrock, 24 мая 2008 г.
В юности мне не очень понравился рассказ, недавно перечитала — юмор хорош))) идея, может быть, покажется натянутой, но все равно стоит прочесть))
Ruddy, 1 декабря 2006 г.
:haha: Диковатый рассказ, но влюбленная машина с параноидальными наклонностями — это что-то новенькое... :gigi:
elfy, 6 декабря 2007 г.
Рассказ не из лучших, но посмеяться можно. Оказывается, стихи могут быть оружием — обоюдоострым. На фоне роботовлюбленности интересно описание планеты, где Прелесть воспитывала свой экипаж. Древний страж просто великолепен.
tankist, 15 мая 2007 г.
Интересно, а мир в то время знал об Айзековских законах робототехники?
Скорее всего нет, однако тема тогда была популярна по всей видимости, и не смотря на все, в век компьютерных технологий читать рассказы подобного рода намного интересней.
Cerber66608, 6 декабря 2014 г.
Клиффорд Саймак заложил в свой немаленький рассказ столько объемных идей, что я так и не понял, какая из них основная. Тут тебе и предостережение человечества о том, к каким нелепостям может привести роботостроение в будущем, и противостояние мужского и женского характеров, которые выставлены в рассказе в не очень добром свете: единственная женщина капризна и своенравна, а мужчины самоуверенны и думают, что знают о женщинах абсолютно все, и своеобразный ответ Айзеку Азимову на его знаменитые три закона. Возможно, я еще что-то упустил.
Однако рассказ немного затянут, объем порядка 35 страниц меня утомил. Но, несмотря на затянутость, «Прелесть» — это классический приключенческий фантастический рассказ от мэтра американской фантастики, наполненный сразу несколькими объемными смыслами.