fantlab ru

Жан Рэй «Мальпертюи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
148
Моя оценка:
-

подробнее

Мальпертюи

Malpertuis

Другие названия: Мальпертюи. История фантастического дома

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Мальпертюи — дом, в котором всегда царит мрак. Он скрывает в себе ужасные тайны, терзающие обитателей этого места.

Жан-Жак Грансир — один из жителей дома Мальпертюи, ни в чем не повинный молодой человек, становится свидетелем повергающих в ужас событий, которые и помогут ему раскрыть тайну злосчастного дома...

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2021 // Зарубежная книга года (Бельгия)

Экранизации:

«Мальпертюи» / «Malpertuis» 1971, Франция, ФРГ, Бельгия, реж: Гарри Кюмель



Похожие произведения:

 

 


Город великого страха
1992 г.
Точная формула кошмара
2000 г.
Книга призраков
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Malpertuis
1943 г.
(французский)
Malpertuis
1966 г.
(итальянский)
Malpertuis
1978 г.
(французский)
Malpertuis
1982 г.
(французский)
Malpertuis. Phantastischer Roman.
1986 г.
(немецкий)
Malpertui
2020 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как почти у всех российских читателей, на восприятие от самого романа неизбежно налагается память о впечатлении от фильма Кюмеля (и Орсона Уэллса) «Мальпертюи» (1971): фильм вызывал сильные эмоции у зрителя, но — не те, которые вызывает созданный в самый глухой военный год — 1943 — роман Жана Рэя; тут не случилось «античудо», каковым была обработка «Войны миров» в 1938 году, за документальное повествование этот фильм никто не принял, — хотя, конечно, фильм выгодно отличался от дурных попыток в ХХ веке экранизировать очень родственного Жану Рэю Лавкрафта. Книга очень хороша чисто стилистически, что, правда, из двух переводов видно у А. Григорьева и почти пропало у Хорева. [Замечу: чтение имен по фламандским правилам проведено более правильно как раз у Хорева — видимо, имела место некоторая редактура со стороны Головина, — но дела это не меняет]. Здесь, конечно, сказалась правильно заданная переводчиком ориентация стиля скорее на Эдгара По, чем на Лавкрафта: как ни крути, но первичен среди всех писателей этого стиля именно Эдгар (и отчасти, во французском языке, на котором написан «Мальпертюи», живший еще ранее Жак Казот).

Жан Рэй (он же Фландерс и т.д.) написал тысячи новелл, и лишь два романа, при этом оба — именно тогда, когда практически не мог печататься, в 1943 году. «Город Великого Страха» сейчас читается более живо именно потому, что более оригинален, а «Мальпертюи» неизбежно кажется парафразой Лавкрафта, с творчеством которого на момент написания Рэй то ли был знаком, то ли нет. Однако именно «Мальпертюи» сделал Жана Рэя одним из классиков европейской фантастики первой половины ХХ века — таких, как Ганс-Гейнс Эверс, Густав Майринк, Лео Перуц, Морис Ренар — да и Борхес (даром что аргентинец), знакомство с творчеством которых ценителю старой фантастики (а не одних лишь англо-японских стрелялок и ходилок) необходимо. Вреда не будет, а кругозор точно расширит.

Разумеется, роман надо читать, не отвлекаясь — весь смысл чтения пропадет, если совмещать эту книгу еще с какой-то: мысль в книге ВСЕГО ОДНА, — лишь вспомнив о годе создания книги можно окончательно понять — о чем написана эта довольна мрачная и очень целостная притча.

Ну, и фильм Кюмеля тоже стоит посмотреть — как «бонус» к роману. В нем много передано из того, что при чтении наших переводов только додумывать остается, — а фон старых кварталов то ли Брюгге, то ли Антверпена, к роману кое-что добавляет.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше, чем «Король и шут» о предмете романа и не скажешь «Стоит старинный дом… и мрак царит извечно в нем».

Собственно, роман и есть история дома, а затем уж и странных персонажей, в нем обитающих.

Роман я бы охарактеризовал, как ускользающий. Его можно читать много раз, и каждый раз удастся отыскать взгляд из другой плоскости, и будет интересно (в отличие от более любимого мною «Города великого страха»).

Жуткая тайна дома все же не самое главное. Главное помнить, когда ты смотришь бездну, то и она смотрит в тебя.

Книга достаточно запутана, есть места, которые требуют дополнительных знаний (мифологии, например). Но, если не настраиваться на легкое чтиво, то удовольствие обеспечено.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ей слышен чей-то стон,- как будто плачет лес,

То голоса ли нимф, то голос ли небес;

Но внемлют вместе с ней безмолвные поляны:

Богиня умерла, нет более Дианы!

----------

Скажу сразу, что одноименный фильм Кюмеля я не смотрел (хотя конечно слышал о нем), поэтому впечатления мои не являются предвзятыми. Книгу собирался прочесть давно, но все как-то не было соответствующего настроения. А без настроения читать подобные книги, как подсказывал мне мой опыт читателя, — значит лишить себя должного восприятия. Именно того восприятия, которое сам автор закладывал в свое произведение. Оказаться «на одной волне» с автором, зазвучать с ним в унисон, войти в некий резонанс с его мыслями — вот что нужно в подобных случаях.

Не берусь судить, насколько успешным было мое мысленное соединение с автором, но книга мне понравилась. Причем ее главное достоинство — это умело созданная гнетущая готическая атмосфера странного дома. Описание самого дома, его внутренней обстановки и обитателей — поистине шедевральны. Здесь автору пожалуй удалось, если не превзойти любимого мною Лавкрафта, то, как минимум, сравняться с ним. А это в моих глазах многого стоит.

Но вот сюжет, на мой взгляд, несколько странноват: античные боги в моем представлении как-то слабо вписываются в жанр хоррора (сказывается беллетризованное восприятие мифов Древней Греции, коими так увлекался в детстве). И, как по мне, лучше бы было не объяснять все в конце, а сохранить интригу, ограничившись полунамеками. Собственно поэтому первая часть романа мне понравилась значительно больше второй. Хотя это, как говориться, — на любителя: кому-то возможно понравится больше именно вторая часть.

Ну и конечно книги, подобные «Мальпертюи», требуют неоднократного прочтения, чтобы постичь всю глубину произведения: при первом чтении, поневоле увлекаясь сюжетом, как правило, пропускаешь многие важные моменты.

В общем и целом, книгу можно охарактеризовать как добротный атмосферный готический роман с весьма занятным сюжетом. К прочтению рекомендуется.

9 баллов.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мальпертюи» (насколько я помню, это название «родового замка», а попросту норы Райнеке-Лиса, обаятельного негодяя и предателя из средневековой поэмы, известной в пересказе Гёте) оставляет странное впечатление, скорее приятное, чем неприятное. Читать, впрочем, тяжело, текст отталкивает своей двусмысленностью. Понимаешь, что так и было задумано автором, но всё равно балансируешь на грани отвращения. Тем не менее, книга цепляет, не даёт бросить её на полдороге, а послевкусие очень приятное.

Ясное дело, Жан Рей ориентировался на литературные опыты Гюисманса, но то, что у автора «Там, внизу» граничило с издевкой, в «Мальпертюи» подано с тяжеловесной серьёзностью. Эрудированность Жана Рея несомненна. Когда он даёт ссылки на мифологию или оккультистские концепции, он скурпулёзно точен и если даже дорисовывает кое-что, то всегда держится в рамках логики. Интересно также (возможно, именно этот аспект вызвает отторжение у большинства читателей) что Жан Рей избегает морализаторства. «Зло» в его книге (не хочется называать «Мальпертюи» романом) не всегда зло, а добро вовсе не обязательно доброе. Очень, очень амбивалентно

В общем, читать эту книгу тяжело, а перечитывать приятно. Что-то в процессе чтения «Мальпертюи» есть от созерцания вращения мельничных жерновов: занятие бессмысленное и отчасти пугающее своим гипнотическим ритмом, но голова отдыхает и душа успокаивается.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В неизвестном городе стоит огромный, старый, жуткий особняк — Мальпертюи. Умирает старый владелец особняка, Кассав. Перед смертью он собирает семью и приближенных для объявления завещания. Все они получают пожизненное содержание, но при одном условии — они должны жить в Мальпертюи, а тот, кто останется в особняке последним, получит весь куш. После чтения завещания Кассав умирает, а особняк, и так не особо красочное и жизнерадостное место, накрывает волна кошмара.

О сюжете «Мальпертюи» сложно рассказать так, чтобы не сорваться в спойлеры. Завязка достаточно стандартная для готического романа — умирающий родич, странное завещание, мрачный особняк. Особо стоит отметить персонажей. Гротескные и угловатые, одни словно созданы для экранизации Тима Бёртона. Сестры Кормелон — всегда трое, больше похожи на богомолов, чем на людей; маленький и тщедушный доктор Самбюк; одержимый таксидермией кузен Филарет; семейка Диделоо: отец зануда и чинуша; мать, Сильвия, тусклая и невзрачная; дочь, Эуриалия, спокойная и безэмоциональная; семейная пара Грибуанов — жадные до денег; слепая мамаша Груль и ее кот Лупка.

Другие персонажи выделяются своей «нормальностью» и не совсем вписываются в окружающую атмосферу. Среди них Жан-Жак Грандсир, пытливый юноша, главный герой большей части романа, его сестра Нэнси, кухарка Элоди, таинственный Айзенготт, которого старый Кассав назначил наблюдателем, аббат Дуседам (младший).

И отдельно от всех находится бедный и несчастный Лампернисс — единственный, кого жаль в этой истории. Высокий и худой, Лампернисс скрывается в удаленных уголках особняка, борясь с тем, кто, по его словам, гасит лампы. Лампернисс одержим светом, он защищает его жалкие останки во мраке особняка, но вся его борьба обречена на провал.

Само повествование — рукопись, украденная рассказчиком, упорядоченная им же, и с его комментариями. Другие авторы выступали очевидцами той или иной части истории о Мальпертюи. В связи с этим повествование, состоящее в основном из мемуаров Жан-Жака Грандсира, перемежается воспоминаниями монаха авантюристиа — Дуседама Старшего, а заканчивается историей аббата Дуседама, его наследника, и записями Дома Миссерона, настоятеля монастыря Белых Отцов.

Не смотря на небольшой объем — роман полон секретов и тайн. Некоторые особняк заберет с собой, о других читатель может легко догадаться, третьи же — открываются лишь в самом конце.

В итоге получился чуть ли не хрестоматийный готический роман ужасов, мрачный и атмосферный, но, увы, немного устаревший.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мальпертюи — замок-ловушка, замок-тюрьма. Очень долгое время здесь изучалось зло и эти стены впитали в себя его эманации. Главная эмоция, испытываемая людьми в этом доме — страх. Какой энергией могли восстановить свои силы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
умирающие древние темные божества
в Таком месте, униженные существованием, в которое вверг их Кассав?
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И в мрачности этих стен смогло зародиться светлое чувство, получившее метку «преступление», перечеркнутое ревностью...

Не могу сказать, что повествование захватило сразу и не отпускало до последней страницы. «Ужасные» и «кошмарные» сцены не пугают, а скорее заставляют обдумывать и строить предположения, постепенно мозг успокаивается и начинает что-то понимать в этой психоделической пляске страшных событий. К концу романа практически все покровы с мрачных тайн срываются, но становится даже немного обидно, что все «разложили по полочкам». С другой стороны, любопытно проверить свои догадки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хочется верить, что сильнейшие людские эмоции и чувства в состоянии не только создавать новых и питать существующих сущностей, но и изменить полюс божественной силы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатленьица? Ну, пока читал первую часть романа, думал, что одно из трёх: или все персонажи страдают умственными отклонениям, или у меня с рассудком не очень, или автор курил что-то запретненько-умопомрачающее. Умудрился проникнуться чувством бездонного отвращения абсолютно к каждому герою, пожелал им всем скорейшей гибели, желательно мучительной, остекленел от нескончаемого тоскливого позёвывания, но из-за упрямства читал дальше.

Как ни странно, где-то в районе середины книги увлёкся, потом был неожиданно шокирован неординарной тайной и приятно поражен поворотом сюжета, о котором даже не мог догадаться. Автор полностью реабилитировался, своеобразно объяснил начальную неадекватность персонажей, ввёл несколько трогательных элементов и получилось в принципе-то и не плохо.

Самый наибольший недостаток книги — это тяжёлый для восприятия стиль. Произведение стилизировано под воспоминания человека, жившего в начале 19-го века и это оказалась эдакой ложкой дёгтя. Именно самое интересное — описания инферальных форм — написано так нудно, что не то что не страшно, а хочется начать читать по диагонали. Когда во второй части Рэй начинает развивать приключенческо-драмматическую линию, то стиль меняется — появляется больше динамики — и книга воспринимается с большим удовольствием.

Так что произведение своебразное, требует кое-какого мужества от читателя, да ещё и желательно довольно глубоко разбираться в мифологии — без этого трудно осознать много трогательных философских моментов.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оставлю отзыв на сборник «Точная формула кошмара» в целом. Что роман «Мальпертюи», что рассказы имеют скомканный сюжет, напичканы какими-то непонятными линиями, зачастую либо никак, либо весьма условно объясняющимися. Персонажи тоже какие-то непроработанные, все какое-то сумбурное. Язык витиеват, и иногда даже доставляет удовольствие – хотя не исключено, что это заслуга переводчика – но постепенно от него устаешь. К тому же удовольствие от чтения портит просто колоссальное количетво неизвестных эвфемизмов, лишенных пояснения. Определенное изящество и стиль у автора, несомненно, есть, но чего-то нехватает в его произведениях… какой-то целостности, что ли, лаконичности и завершенности одновременно.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достав за огромные деньги первые шесть томов Жана Рэя и дождавшись, когда до него дойдет очередь в прочтении...

Странице на 30 я начал подозревать подвох, а к 100 окончательно понял как меня обманули, напарив, создав нездоровый ажиотаж с этим «Великим автором», эту книгу.

Скрипя зубами я её конечно прочитал до конца.

Во многих местах теряя мысль автора и пытаясь следить за сюжетом.

Так мне это и не удалось.

Категорически не рекомендую вообще приобретать и читать этого автора.

Деньги не малые, а удовольствие на минус единицу.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх