FantLab ru

Хорхе Луис Борхес «Смерть и буссоль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
204
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть и буссоль

La muerte y la brújula

Другие названия: Смерть и компас; Death and the Compass

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

В «Отель дю Нор» было совершено преступление. Убит Марк Ярмолинский, прибывший на конгресс талмудистов. Соседний номер занимал тетрарх Галилеи, славящийся своими сапфирами, поэтому комиссар Тревиранус предположил, что убийство было совершено по ошибке. Но сыщику Леннроту подобное объяснение показалось неинтересным…

Входит в:

— сборник «Выдумки», 1944 г.

— сборник «La muerte y la brújula», 1951 г.

— антологию «Los mejores cuentos policiales: Segunda serie», 1951 г.

— антологию «Crime Classics, the Mystery Story From Poe to Present», 1990 г.

— антологию «Брат Иуда», 1991 г.

— антологию «Мистические рассказы», 2002 г.

— антологию «Мистические рассказы», 2005 г.


Экранизации:

«Смерть и компас» / «Death and the Compass» 1992, США, Япония, Мексика, реж: Алекс Кокс



Похожие произведения:

 

 


Проза разных лет
1984 г.
Брат Иуда
1991 г.
Коллекция
1992 г.
Письмена Бога
1992 г.
Оправдание вечности
1994 г.
Письмена бога
1994 г.
Том 1
1994 г.
Том 1
1997 г.
Вавилонская библиотека. Рассказы
1999 г.
Хорхе Луис Борхес. Рассказы
1999 г.
Вымышленные истории
1999 г.
Алеф
2000 г.
Новые расследования. Произведения 1942-1969 годов
2000 г.
Смерть и буссоль
2001 г.
Том 1. Вымыслы
2001 г.
Мистические рассказы
2002 г.
Мистические рассказы
2002 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Стихотворения. Новеллы. Эссе
2003 г.
Сокровенное чудо
2004 г.
Мистические рассказы
2005 г.
Библиотека Вавилонская. Новеллы. Эссе. Миниатюры
2005 г.
Том 2. Произведения 1942 - 1969 гг.
2007 г.
Вымыслы
2009 г.
Том 2. Произведения 1942-1969 гг.
2011 г.
История вечности
2014 г.
История вечности
2015 г.
Хвала тьме
2015 г.
Лабиринты
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Crime Classics, the Mystery Story From Poe to Present
1990 г.
(английский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Вигадані історії
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо написанный детектив способен удержать внимание, даже если разгадка узнаваема чуть раньше последней страницы. В детективном лабиринте Борхеса ключ лежал на первой странице. Обидно? Нет! Картина заливается постепенно: детали, мысли, религия. Банальная месть преступника не обесценивает попытки найти Бога. Просьба о том, каков должен быть лабиринт в следующем случае убийства — точная вера в Него.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный детектив. Увлекательный, с отлично выстроенным сюжетом и неожиданнейшей развязкой, раскрыть которую заранее — это самое настоящее преступление. И при том вполне в духе Борхеса — с мистическими загадками и философскими мотивами.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная история, рассказанная в детективном формате. Очень вкусная оболочка, смесь искусства и детектива, но искусство здесь не в теме, а в том, как все события подаются. Очень изящный рассказ, хотя и с несколько нереалистичной логикой Леннрота, которая, впрочем, сюжетообразующа — не будь ее, не было бы и рассказа. И замечательный финал, благодаря которому стыкуются воображение и жестокая реальность.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий по стилю (впрочем, как всегда у Борхеса) рассказ. Прочитав его первый раз как детектив, в котором автор честно выкладывает перед нами все ключи к разгадке, можно заняться вычитыванием иных смыслов, не менее интригующих. Например, проследить за тем, как в действиях персонажей преломляются религиозные и философские концепции: атеизм, каббала, воззрения элеатов, вера в метемпсихоз. Или поиграть в бисер на пространствах мирового культурного континуума. Место действия — типичный нуаровый город грехов, напоминающий сразу и Париж, и Буэнос-Айрес; и вместе с тем, здесь уже угадывается Амбра Вандермеера. Кредо Лённрота «Гипотеза, в отличие от действительности, обязана быть интересной» перекидывает мостик от Дюпена, первого детектива в мировой литературе, который получает удовольствие от применения аналитического таланта, к камбербэтчевскому Шерлоку, раздражённо бросающему «Скучно!». А мстительный Денди Шарлах со своими арлекинами предвосхищает эстетику мрачного карнавала, воплощённую в николсоновском Джокере.

В финале Борхес поднимает полицейский детектив до кармического эпоса: герои воплотятся в новых аватарах, и их поединок должен снова и снова повторяться в следующих перерождениях в идеальном лабиринте — прямой из апории Зенона. При этом невозможно не заметить самоироничную усмешку Борхеса: Лённрот «внезапно став библиофилом, гебраистом,.. приказал, чтобы книги убитого упаковали, и унес их в свой кабинет. Отстранясь от ведения следствия, он углубился в их изучение». Слепота мудреца в башне из слоновой кости.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх