fantlab ru

Хорхе Луис Борхес «Мёртвый»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
197
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвый

El Muerto

Другие названия: Мертвец

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Кажется немыслимым, чтобы бедный драчун «компадрито» из пригорода Буэнос-Айреса, начинавший как гаучо, стал главарем контрабандистов. Смог ли пройти этот путь Бенхамин Оталора?

Входит в:

— сборник «Алеф», 1949 г.

— сборник «Antología personal», 1961 г.

— антологию «Best Detective Stories of the Year: 23rd Annual Collection», 1968 г.

— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.

— сборник «Cuentos», 2020 г.



Проза разных лет
1984 г.
Юг
1984 г.
Том 1
1994 г.
Том 1
1997 г.
Алеф
1999 г.
Вавилонская библиотека. Рассказы
1999 г.
Хорхе Луис Борхес. Рассказы
1999 г.
Алеф
2000 г.
Том 2. Новые расследования
2000 г.
Круги руин
2000 г.
Дворец
2001 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Проза писателей Латинской Америки
2003 г.
Том II
2005 г.
Вымыслы
2009 г.
Том II
2011 г.
Зеркало загадок
2014 г.
Алеф
2014 г.
Зеркало загадок
2015 г.
Лабиринты
2016 г.
Алеф
2017 г.
Алеф
2021 г.
Алеф
2021 г.

Аудиокниги:

Творец. Алеф
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Obras Completas
1974 г.
(испанский)
Obras Completas. 1923-1972
1984 г.
(испанский)
Obras Completas. 1923-1972
1989 г.
(испанский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2016 г.
(украинский)
Borges esencial
2017 г.
(испанский)
Cuentos
2020 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз героем (а скорее — антигероем) становится не выдающийся заслугами, умом, душевными качествами и, на худой конец, достатком человек. Нет, самое дно (таки горьковское) не столько общества, сколько сердца человеческого этот Оталора Бенхамин. И каждый его шаг — мертвый. Каждая его мысль — мертва. И душа у него неживая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Суарес стреляет почти с презрением.»

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍ ЗМЕЯ НА ГРУДИ, или О НЕИЗБЕЖНОСТИ СУДЬБЫ ЭКСТРЕМИСТА ֍

«Во главе стола захмелевший Оталора громоздит здравицу на здравицу и бахвальство на бахвальство; эта шаткая башня – символ неизбежности его судьбы.»

(Хорхе Луис Борхес. «Мёртвый». Новелла. 1946)

«Им движет тщеславие и вместе с тем смутное понятие о верности.»

(Хорхе Луис Борхес. «Мёртвый». Новелла. 1946)

«… ему позволили и любовь, и власть, и славу, потому что уже считали мертвым, потому что для Бандейры он был уже мертв ...»

(Хорхе Луис Борхес. «Мёртвый». Новелла. 1946)

«Мёртвый» (1946) – вторая новелла из сборника «Алеф» Хорхе Луиса Борхеса – выдающегося аргентинского писателя, поэта, эссеиста, философа, филолога, переводчика, литературного критика.

Читать Борхеса интересно. Интересно, для кого он творил? Кто должен понимать Борхеса? Думаю, что в первую очередь писал он для себя. Как и положено выдающимся творческим личностям. Борхес – не массовая развлекательная литература. Но если тебе интересно, читай. Понимаешь – прекрасно. Кажется сложным для понимания? – Никто не неволит читать: читай то, что нравится. Но всё равно познакомиться с творчеством знаменитого аргентинца – прелюбопытнейшее занятие. По крайней мере, – для меня. Не претендуя на истину в последней инстанции. Думаю, у каждого Борхес свой. А как же иначе?

Искушённый читатель видит, если не все, то многие ходы и тайные переходы «лабиринтов» Борхеса. И это, на мой взгляд, не есть хорошо: произведение воспринимается, как некий механизм, который, умудрённый опытом, читатель знает, как и где заводится.

Для неискушённого читателя никакого лабиринта и вовсе не существует. Что это было? – спросит он, войдя и тут же выйдя. Упс! Я ничего не понял! Кажись, что-то упустил.

Не отчаивайтесь. Ощущение, что что-то упустил может возникать и у искушённых тоже. Это нормально. Это – лабиринт! В нём множество комнат. Попробуй обойди их все и не запутайся. Задача не из лёгких.

Хорошо, что Борхес романов не писал … В новеллах, рассказах трудно бывает не заблудиться, а уж в романах можно было бы такого нагородить, что сам чёрт ногу сломит. Но не так страшен этот самый чёрт, как его малюют! Если помнить, что Борхес уже создал свой лабиринт, то ты, уважаемый читатель, попасть сначала можешь в самый его центр. Почему ты решил, что стоишь у входа, а не в центре? Такая вот история и приключилась в первой новелле сборника «Алеф» под названием «Бессмертный».

Да, Борхес он такой. Пишет изящные небольшие новеллы, но порой, чтобы разобраться, необходимо повторное прочтение, чтобы понять, где ты находишься вначале …

***

А на этот раз всё просто, как апельсин! Никаких тебе головоломок и лабиринтов! «Мёртвый» – история в жанре реализм. Правда, напоминает притчу в силу своей назидательности.

Кстати, Борхес когда-то хотел больше внимания уделять жанру реализм, описывая простые истории из жизни своего народа. Но не тут-то было: он заряжен на другое повествование. Реализм для Х.Л. Борхеса – слишком примитивно. Даже в «Мёртвом» он не может избежать назидательности и некоего иносказания.

Автор прекрасно разбирается в теории заговоров: знает, как они организуются, осуществляются и … разоблачаются.

Крошечная новелла о битве за власть двух умов: старого и прожжённого контрабандиста Асеведо Бандейры («соединены фамилии матери и деда Борхеса») и молодого, 19-летнего алчного и тщеславного хвастуна – Бенхамина Ота́лоры, метившего занять его место.

«Женщина, сбруя и жеребец – вот атрибуты, важнейшие составляющие того человека, которого он стремится уничтожить.»

Вывод:

- Попытка экстремизма в отдельной бандитской группировке мало чем отличается от методов экстремистской деятельности в широком масштабе.

- Власть всегда должна быть готова к отражению экстремистских поползновений.

Мораль:

- Не кусай руку, хлеб тебе дающую.

- Не возжелай жены ближнего своего.

- Не стремись к власти противозаконным путём.

И наконец, ты уже изначально мёртв – мертвее не бывает, если пренебрегаешь выводами и моралью, которые проводит Хорхе Луис Борхес.

И ещё: змея, которую ты пригреваешь на своей груди, обязательно тебя когда-нибудь укусит.

P.S.

Не особо известная (на мой взгляд) и очень простая для понимания новелла Борхеса.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мёртвый, мертвец. Зацепившись за последнее слово, надо признать, что герой культового фильма (и очень здорово, что он именно чёрно-белый: ведь, как кто-то сказал: «...гений — уже за границей таланта», а водораздел, — всего! — белое и чёрное) Джима Джармуши «Мертвец», эпиграф которого отсылает к магу слова Анри Мишо (рассказ «Ночь с болгарами»: «Такое дело, возвращались мы домой. Ошиблись поездом...») далеко не тот, что прописался в строках (буквах!) Борхеса.

Психологический портрет ситуации «умирания», остающегося, пока ещё, в неведении героя. А герой пытается жить (и выжить, о чём ему ещё и невдомёк...), как во привиденном (но не в пророческом, не в вещим) сне: он — герой и самый главный....

«Стоп-стоп-стоп, музыка...», — так хрипела и шепелявила когда-то в сельском клубе, «музыкальная открытка», равняясь на винил, истязаемая затупившимся адаптером.... Шипения и заикания, — застив глаза, — не видим, и не слышим (до сих пор...). Меняются пластинки (или же носитель), по Дарвину — эволюционирует и «патефон», но только не «люди, которые играют в игры», тем более «игры, в которые играют люди»...

И, сколько их, — нас окружающих, но всё же «мёртвых»?..

Как Авель, на заклание?

Быть может, просто переписываем библейские мы притчи?...

»...привиделся мне чёрт...»

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая история про самонадеянность. Ты думаешь, что дела обстоят так, а они обстоят совершенно по-другому. Только, когда придет понимание, будет уже поздно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна история от Борхеса о нравах аргентинской глубинки на рубеже 19 и 20 веков: опять драки на ножах, опять конские табуны и гаучо, опять контрабанда и контрабандисты. И опять жизнь, которая, оказывается, не стоит практически ничего. Читать неинтересно — мало того, что тема для отечественного читателя не самая интересная, так ещё и написано плохо — телеграфный пересказ основных событий жизни главного героя и больше ничего.

Единственное светлое пятно в произведении — это финал всей истории как напоминание читателю, что самонадеянность и самоуверенность — не самые лучшие черты характера, которые в какой-то момент могут крепко подвести своего «хозяина» :).

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх