fantlab ru

Клиффорд Саймак «Могильник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
687
Моя оценка:
-

подробнее

Могильник

Cemetery World

Другие названия: Мир кладбища; Мир-кладбище

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В далёком будущем Земля превратилась в мир-кладбище. Со всех концов обжитого людьми пространства туда свозятся умершие, чтобы обрести на древней прародине человечества последнее пристанище.

Флетчер Карсон, житель далёкой планеты Олден, задумал создать невиданный доселе шедевр искусства, композицию, сочетающую в себе многие его направления, посвятив её Земле. Для этого он отправился туда в сопровождении робота Элмера и механического композитора Мустанга. Но по прилёте Флетчера Карсона уже поджидала загадочная незнакомка...

Какие тайны давно минувшего скрывает Земля? Что за странные существа населяют её? Удастся ли герою выполнить задуманное? Кто желает ему помешать?

Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, нам вместе Флетчером Карсоном и его друзьями предстоит путешествовать в пространстве и во времени, преодолевая всевозможные трудности и преграды.

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Мир кладбища
1991 г.
Могильник
1992 г.
Могильник
1992 г.
Наследие звёзд
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 5
1993 г.
Могильник
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Разведка
1999 г.
Снова и снова
2002 г.
Игрушка судьбы
2004 г.
Зловещий кратер Тихо
2008 г.
Могильник
2015 г.
Братство талисмана
2021 г.

Электронные издания:

Могильник
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Гробищен свят
1979 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два человека и два робота отправляются на покинутую людьми Землю с разными целями: Флетчер Карсон — чтобы сочинить выдающуюся симфонию, а Синтия Лансинг — чтобы найти пресловутый «клад анахрониан». Но на планете теперь хозяйничает похоронная корпорация Mother Earth Inc., прибравшая к своим рукам все земли и оставшееся население. Всех прибывающих паломников она склоняет к сотрудничеству. Герои романа решительно от него отказываются, а потому на собственной шкуре ощущают последствия этого неразумного решения...

Земля — планета-кладбище. Каково, а? Это явно не юмор, а, скорее, предупреждение наиболее ярым «ястребам войны». Именно они развязали на планете убийственную ядерную войну, а когда она отравила землю и атмосферу, трусливо покинули планету, оставив на ней боевых роботов, воюющих друг с другом. Со временем роботы почти что исчезли с лика планеты, радиация ослабла, и кто-то предложил использовать Землю в качестве братской могилы. Так родилась идея планеты-могильника. Такая задумка открывала перед писателем множество вариантов продолжения, но он выбрал не самый интригующий из них — конфликт похоронной фирмы с паломниками на почве коммерции. Сами того не желая, герои романа раскрыли один из главных секретов благополучия похоронной фирмы, приносящий ей огромные барыши. Так что вместо спокойного времяпровождения обеспечили себе невероятные приключения с участием боевых роботов, гробокопателей, духов умерших и ... экскурсов в прошлое и будущее. Из персонажей мне больше понравился вовсе не Флетчер Карсон, от лица которого ведется рассказ, а свободный робот по имени Элмер. Человек слишком грубоват в общении и не очень-то коммуникабелен даже со своими товарищами. К тому же, он не слишком задумывается о последствиях своих слов и поступков, ввергая окружающих в одни неприятности. Еще удивительно, как его не выбросили в космос по дороге к Земле! Но еще удивительнее то, что он понравился Душелюбу и сопровождавшим его Теням (т.е. душам умерших). Тут писатель явно погрешил против истины: такие персоны у нас в России долго бы не протянули — их бы сбросили в первый попавшийся колодец. Да еще сверху и присыпали чем-нибудь... на всякий случай. Тем не менее, несмотря на все эти допущения, история получилась увлекательной, хотя и немного странноватой. По стилю чем-то похожей на творения другого американца — Роджера Желязны. Тот тоже любил забросать читателя всякими неожиданными находками, не давая ему времени опомниться, чтобы разобраться с происходящим. Динамика произведения действительно ошеломляет, сбивая с толка и не давая прийти в себя вплоть до самого финала. А в финале вас ждет «временной парадокс», который нужно обеспечить событиями прошлого, и традиционный американский happy end. На 3 часа произведение способно оторвать вас от каждодневной скуки и бессмысленной суеты. Так что дерзайте, пока еще читать умеете!

-------------

РЕЗЮМЕ: история про то, как капризный и своевольный композитор навел порядок на умирающей Земле, привлекши к сотрудничеству души мертвых. То ли сказка, то ли страшилка, то ли остроумная сатира на человеческие глупости.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Могильник»-первое знакомство с творчеством Клиффорда Саймака. Книга оставила двойственное впечатление. С одной стороны сюжет, показавшийся вначале несколько пресным, да что там-скучноватым, с каждой новой прочитанной страницей всё больше приковывал внимание, но, увы, финал получился каким-то скомканным. С другой стороны очень понравилось трогательное, даже трепетное отношение писателя к своим героям. Сцены встречи с единственным оставшимся в живых волком, а затем и с бывшими врагами, а ныне друзьями роботами, могла написать рука только действительно доброго человека.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно, роман не является ни шедевром фантастической литературы, ни выдающимся произведением среди прочих романов Саймака. При этом, роман интересен как предостережение и как вещь, сделанная на злобу дня. В начале семидесятых США и СССР как раз подумывали сожрать друг друга, а научно-техническая революция перемалывала природу, не обращая внимания на надвигающиеся экологические катастрофы. В этом контексте «Могильник» смотрится как раз манифестом от человека искусства, категорически не согласного с творящемся вокруг.

Впечатление портит лишь обилие роялей в кустах под конец, да, собственно, сам финал романа, скомканный, как ненужная салфетка.

А вообще отзыв я оставил здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5f52332d571bf822efdf6671/mogilnik-ot-klifforda-saimaka-kak-predosterejenie-chelovechestvu-5f81af6fb1a4d95dc0b7e740

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе «Могильник» Саймак подаёт свою версию того, что может случится с Землёй, разразись вдруг ядерная война. По мнению автора в этой войне не будет победителей, воюющие стороны будут использовать различного рода замысловатую технику, а люди в военных действиях будут участвовать исключительно в качестве жертв. Самым сложным в подобной ситуации будет спасти исторические ценности и предметы искусства. Всё везде, со временем, будет разрушено, а планета-праматерь человечества превратится в кладбище всегалактического масштаба. На Землю за бешенные деньги будут прилетать паломники из других планет лишь для того чтобы отдать должное уважение своей исторической родине.

Вот такую постапокалиптическую картину мы можем наблюдать в данном романе. Ежели кто-нибудь надеется прочитать о процессе разрушения Земли и о военных действиях поподробнее, то пускай оставит свои ложные надежды в стороне. Об этом в романе говорится всего в нескольких строчках. Здесь нет ни ожесточённых боёв, ни, не смотря на столь мистическое название, вставших из могилы мертвецов, ни умопомрачительных приключений. Главный герой — человек, родившийся на далёкой планете Олден и проживший там всю свою жизнь, прилетает на легендарную Землю прежде всего чтобы найти ответ на вопрос «а что же это такое?». Он пытается разглядеть планету сквозь ретушь кладбища, узнать что же она в действительности собой представляет. Что же было с Землёй, прежде, чем она стала тем, чем есть. Заинтересованные лица пытаются ему всячески помешать, но, к счастью, находятся и те, кто готов помочь. Ему даже удаётся сделать прыжок во времени, значительный прыжок, и увидеть, что же было до кладбища. Но Флетчер Карсон так и не узнаёт чем же была планета до ядерной войны. И, хотя роман заканчивается очень даже хорошо, после прочтения остаётся весьма мрачный осадок, особенно, когда начинаешь понимать, что автор не так далёк от истины. Война всегда несёт за собой разрушения, а чем сильнее технический прогресс — тем сильнее средства для уничтожения и той незначительно малой доли человечества, что останется после войны, не в силах будет возродить планету, привести её в порядок и сделать такой как прежде. Своим произведением Саймак сигналит о том, какая глобальная катастрофа может произойти, если люди не найдут между собой единства и не придут к компромиссу.

Лично мне роман не понравился, не смотря на присутствовавшие в нём глубокие философские нотки. Мир-кладбище, описываемый здесь, выглядит настолько реалистичным и настолько жутким, настолько мрачным и настолько пасмурным, что волей-неволей приходишь к выводу, что «Могильник» стоит читать только в соответствующем расположении духа. Хотя, это лишь подчёркивает профессионализм автора. Да, конечно, произведение построено не только на описании удручающего состояния Земли в будущем. Здесь есть и дружба (причём между человеком и роботом), и приключения, и намёк на любовную линию. Очень понравился эпизод, когда Флетчер с Синтией, отправившись в прошлое, встретили там двух друзей-роботов, одного американского, другого русского, бывшими во время войны врагами. В общем есть что почитать. Но в целом от романа остаётся грустный осадок, напрямую связанный с природой нашего бытия.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не лучшие произведение мастера. Хотя типичные Саймаковские интонации присуствуют и здесь. Есть неплохие антураж и задумки по которым и узнаётся мэтр. А вот сюжет на мой взгляд подкачал.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один саймаковский роман о покинутой человечеством Земле, которая теперь используется как гигантское кладбище для тех представителей расселившегося по Вселенной человечества, кто хочет быть похороненным на материнской планете. Опять компания из нескольких людей и разумных роботов идет по Земле каждый со своей целью.

Сюжет книги немножко скомканный и немножко в ней есть бог из машины, но в целом роман симпатичный

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно слабое произведение для мэтра фантастики Клиффорда Саймака. Больше сказать ничего не могу, боюсь наделать спойлеров.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На «Могильник» Саймака я наткнулся абсолютно случайно: стоял в книжном магазине у раздела фантастики, скользил равнодушным взглядом по полкам, и вдруг – нечитанная книга в серии «Серебряная коллекция фантастики» от хорошо известного автора! Особых планов на прочтение у меня не было, так что подумал, почему бы и нет.

Окончательно попался я на издательскую аннотацию, ну знаете, все эти «Земля из колыбели человечества превратилась в место его последнего упокоения», главный герой с двумя роботами, которым «предстоит не только увидеть Землю, какой она стала, но и научиться выживать...». Сложно заподозрить плохое, имея определенный лимит доверия к автору и серии. А плохое было… Но сперва вкратце про хорошее.

В романе очень неплоха атмосфера неторопливости и неспешности. Это такое, можно сказать, спокойное произведение, как и подобает приличным историям о кладбищах. Приключения, конечно, есть, куда без них, но они не стоят во главе угла и общей картины не нарушают. Кроме того, в романе есть интересные идеи, которые подталкивают к размышлениям, и это тоже положительная черта для меня.

Увы, но все это меркнет рядом с тем фактом, что роман не увлекает. Он как будто интересный, как будто с приключениями, но в нем мало динамики и интриги, а еще мне очень не хватило какой-нибудь интересной полумистической загадки, которая обязательно должна быть на каждом кладбище. Персонажи тоже не вдохновляют, они лишены искорки индивидуальности и потому вместе с романом стираются из памяти уже на третий день после прочтения.

Роман подойдет для вдумчивого чтения любителям такового, которые, я уверен, смогут найти в книге намного больше, чем я. Но тем, кто желает отдохнуть после тяжелого рабочего дня, не сильно загружая мозги поиском золотых песчинок среди песчаной дюны, я рекомендую от прочтения воздержаться.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роману Саймака «Могильник» не достает некоторой глобальности сюжета и смыслов в саймаковском же плане, но, тем не менее, его можно поставить в один ряд с остальными работами мастера, ведь все они — лучшие.

Основной смысл в написании книги, насколько мне это думается и представляется логичным, состоит в обозрении читателем мертвой Земли — бывшей прародины Человечества, когда-то плодороднейшей и самой населенной из всех его миров, а теперь... Теперь эта планета, наша планета, годится лишь для того, чтобы приютить в своей земле прах ее потомков. Теперь Терра — огромное кладбище, где, тем не менее, творятся вещи крайне странные. Именно в эту гущу событий и попадает главный герой, который прибыл сюда не с целью пышных похорон, а ради создания эпопеи из всех видов искусств об этом самом месте.

Тут будет и пару верменных скачков туда-сюда, и два танкообразных робота Ивана и Джона периода ядерной войны, и погубившей Землю (по именам вполне понятно, кто, как и почему), и разгадка тайн произведения... Кстати, суть Ивана и Джона как слияния нескольких человеческих разумов встречается в другом романе Саймака — «Планета Шекспира».

Для подробного ознакомления с творчеством автора, да и просто для чтения почитателей жанра — musy read.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с многими другими произведениями Саймака — это супер-выдающимся не посчитаешь, но удивительным, необыкновенным, лиричным и добрым — уж,назвать можно наверняка! Заложенный и воображаемый смысл в названии романа теряется в повествовании, которое содержит в себе приключенческий дух авантюризма и на много интересней , чем банальное описание «мира кладбища» с ходячими мертвецами, заполонившими последнее время многие западные и наши кино проекты. Уникальна авторская идея прозябания нашей Земли в будущем в качестве одного большого «Могильника». Управление заключено в руках одной могущественной корпорации с подкупленным галактическим бюрократическим аппаратом — сплошь уважаемые и правильные люди.

Понравился образ резкого и предприимчивого поэта — Флетчера Карсона — он же главный герой, который , надумав и затеяв грандиозный проект, прибывает на Землю в компании интересных сопровождающих роботов, наделенными не просто интеллектом, но и , как кажется, внутренним сознанием и эмоциями, то есть Саймак их сравнивает их , вполне, на одном уровне с человеческими существами! Вот такая — петрушка! И далее вводятся другие механические существа с этими же самыми навыками и способностями. Также есть присутствие потусторонних сил, которые из своего бестелесного состояния стремятся приобрести хоть какую-нибудь плоть.

Большой упор,конечно, Саймак сделал на темпоральные перемещения, придав роману оттенок хроно-оперы! И это только придает сюжету динамизма и самобытности! Многое мы узнаем только благодаря перемещению наших героев , то в далекое прошлое, то в далекое будущее. Да, кстати, ненавязчивая любовная линия тоже присутствует, ибо нашего героя постоянно сопровождает женщина-историк Синтия Лэнсинг. А когда ты постоянно остаешься с женщиной наедине, то воленс-неволенс , у мужчины начинают проявляться естественные чувства.

Земля несколько разочаровала, придя в жуткий беспорядок в результате ядерной войны и представ в качестве большого полу-заброшенного Мавзолея на перепутье всех миров.

В целом, очень хорошее, добротное произведение — одного из непревзойденных классиков НФ, читая такие вещи испытываешь настоящий моральный релакс для своей головы!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многим не очень нравится этот роман, но все же в «Мир-кладбище» есть что-то особенное, и читается произведение довольно легко, может даже убаюкивающе. А мрачное описание Земли будущего, как огромного могильника, с нотками ностальгии по ходу развития сюжета — это один из вполне реальных вариантов того, что ждет Колыбель человечества. По крайней мере, Саймак заставляет в это поверить.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам по себе образ Земли-Кладбища многообещающий. Состав героев повествования любопытный. Атмосферные зарисовки постапокалипсической Земли колоритные и чувственные. Но весь этот потенциал в итоге не использован и на четверть. Жаль! Напрягают вторичность сюжета и отсутствие смыслового наполнения.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на название, любителям разлагающихся на ходу зомби, упырей, прячущихся в склепах, и худосочных вампиров, изголодавшихся за века бескровной диеты, беспокоится не стоит. А что же будет? Море приключений в горах, лесах, во времени и пространстве двух хороших людей, одного инопланетного жителя, толпы неприкаянных душ и множества роботов.

А время и пространство для этих приключений выбрано просто отличное. Место действия — Земля, оставленная человечеством после катаклизмов и возродившаяся к новой жизни. Время действия — далекое, далекое будущее, когда покинувшие Землю с успехом освоили Вселенную, но при этом каждый желает обрести последний покой на древней родине. Из века в век умерших привозят хоронить на огромное кладбище, в которое постепенно превращается вся Земля. А если есть спрос, значит — есть и предложение. На гигантском кладбище всем заправляет Корпорация, очень нервно реагирующая на любую угрозу своим привилегиям.

Но наших героев/в это раз — никаких отшельников на заброшенных фермах/ — женщину-историка, ищущую древний инопланетный клад, и мужчину, приехавшего на Землю в поисках вдохновения, мало интересуют древние могилы и дела корпорации. Но хотят или нет, придется им сражаться с контрабандистами и расхитителями гробниц, беседовать с инопланетянином и решать судьбу потерянных душ. А для этого — скрываться от погонь в лесах, горах и во времени, избегать хитроумных ловушек и отстаивать свою жизнь с оружием в руках.

Правда, им будут помогать множество самых разных друзей: призраки и бессмертный инопланетный наблюдатель, а также роботы самого разного вида и назначения, в том числе — мечтательный композитор, умудренный опытом рационалист, две боевые станции, которым надоела война и еще один, успешно маскирующийся под волка-охотника. При этом у каждого — свой интерес, так что результат такого сотрудничества получается самый неожиданный.

Вот такая вкратце история. Каскад приключений и самая чуточка психологии, что, согласитесь, для Саймака очень и очень необычно. Очень увлекательно, интересно, позитивно и… искренне. И с неожиданным, но очень хорошим, финалом. Одно жаль: история двух боевых станций, бывших врагов, подружившихся среди разрухи войны, так и осталась недосказанной.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферная и увлекательная книга, и главное, активные приключения героев не мешают воссозданию атмосферы. Саймак отлично изобразил покинутую большинством людей Землю-кладбище, тающую в себе множество загадок, которые героям пришлось распутывать, несмотря на то, что ГГ прибыл на прародину человечества всего лишь для сочинения своего произведения искусства. Осенняя во всех смыслах Земля, заброшенная, но не забытая...

Герои подобрались довольно интересные, хотя жаль, что роботам в итоге досталось мало авторского внимания. Чего стоят только две машины уничтожения, бывшие враги, скитающиеся по Земле и скучающие без возможности с кем-то поговорить, желающие помочь людям после всего содеянного их коллегами. Концовка может показаться довольно обрывистой, но по-моему это к лучшему, что автор не стал дальше закручивать приключения героев, которые благодаря отменной саймаковской фантазии итак виляли самым неожиданным образом. В общем, добротная книга обычного уровня Саймака, с множеством сюрпризов для читателей.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея — да, интересная. И написано атмосферно. Но вот интересно мне не было. И перечитывать желания не возникла. Временами действие увлекало... но только временами. А главные герои так и остались невнятными фигурами.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх