fantlab ru

Алексей Константинович Толстой «Упырь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
777
Моя оценка:
-

подробнее

Упырь

Повесть, год (год написания: 1841)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 125
Аннотация:

Эта история началась на балу. Руневский познакомился со странным человеком, одиноко стоящим у камина и утверждающим, что в зале присутствуют упыри. Также он наговорил еще много удивительного, но Руневский не поверил этому.

События, которые происходили позже, оказались весьма странными, их сложно было объяснить с помощью разума. И тогда Руневский стал задумываться, а не был ли прав тот человек на балу?..

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть написана в 1838-1841 гг. и опубликована в 1841 г. под псевдонимом Краснорогский.

В 1991 году по мотивам произведения снят советский фильм «Пьющие кровь».



В произведение входит:


8.30 (77)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Russian 19th-century Gothic Tales», 1984 г.

— антологию «Марьина роща», 1984 г.

— антологию «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века», 1986 г.

— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.

— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.

— антологию «Pokój na wieży», 1991 г.

— антологию «Антология нечистой силы. В мире волшебства», 1991 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Нечисть. Золотая книга ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Они появляются в полночь», 1993 г.

— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.

— антологию «Нежданные гости», 1994 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— антологию «Первая книга страшных историй», 1997 г.

— антологию «Призраки: Русская фантастика середины XIX века», 1997 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

«Театр FM», 2004 г.

— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.

— антологию «Белое привидение. Русская готика», 2006 г.

— антологию «Children of the Night: Classic Vampire Stories», 2007 г.

— антологию «Романтическая повесть», 2007 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.

— антологию «Красная книга вампиров», 2009 г.

— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Киммерийская болезнь», 2011 г.

— антологию «Мистические сумерки», 2012 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.

— антологию «Загадочное, таинственное, ужасное. Леденящая душу классика», 2013 г.

— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.

— антологию «Страхи, ужасы, загадочные истории», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.

— антологию «Мистические истории. Любовь мертвой красавицы», 2017 г.

— журнал «Чудеса и приключения № 1, 2019», 2019 г.

— антологию «Упырь», 2020 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 68

Активный словарный запас: очень низкий (2349 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Упырь» / «Upiór» 1967, Польша, реж: Станислав Ленартович

«Пьющие кровь» 1991, Россия, реж: Евгений Татарский



Похожие произведения:

 

 


Упырь
1841 г.
А. К. Толстой. Полное собрание сочинений в трех томах. В одной книге
1914 г.
Упырь
1922 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1964 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1969 г.
Том 2
1980 г.
Марьина роща
1984 г.
Русская фантастическая проза XIX — начала XX века
1986 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Антология нечистой силы. В мире волшебства
1991 г.
Нечисть. Золотая книга ужасов. Том 1
1991 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Упырь
1991 г.
Фантастические повести
1991 г.
Семья вурдалака
1993 г.
Они появляются в полночь
1993 г.
Упырь. Семья вурдалаков
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Нежданные гости
1994 г.
Призраки
1997 г.
Первая книга страшных историй
1997 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1998 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 2
1999 г.
Князь Серебряный
2001 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том III. Упырь. Семья вурдалака. Встреча через триста лет. Дон Жуан. Посадник. Фантазия
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
Дьяволиада
2004 г.
Русская мистическая проза. Том 3
2004 г.
Дьяволиада. Таинственная проза русских писателей
2004 г.
Семья вурдалака
2006 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Белое привидение
2007 г.
Князь Серебряный. Семья вурдалака. Упырь
2007 г.
Средь шумного бала
2007 г.
Князь Серебряный. Царь Федор Иоаннович. Стихотворения
2008 г.
Красная книга вампиров
2009 г.
Мистика, ужасы. Лучшие произведения
2009 г.
Классические кошмары
2010 г.
Упырь
2010 г.
Киммерийская болезнь
2011 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2011 г.
Мистические сумерки
2012 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Князь Серебряный. Повести и рассказы
2012 г.
Страхи, ужасы, загадочные истории
2013 г.
Черный монах
2013 г.
Загадочное, таинственное, ужасное. Леденящая душу классика
2013 г.
Семья вурдалака
2013 г.
Мистика золотого века русской литературы
2013 г.
Страшное гаданье. Мистические истории
2014 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Упырь
2016 г.
Полное собрание сочинений и письма в пяти томах. Том 4
2018 г.
Мистические истории. Любовь мертвой красавицы
2018 г.
Упырь
2019 г.
Упырь. Русская классика хоррора
2020 г.
Упырь
2020 г.
Упырь
2020 г.
Семья вурдалака
2022 г.
Семья вурдалака
2022 г.
Упырь
2023 г.
Упырь
2024 г.

Периодика:

Misterije, 1
1972 г.
(сербохорватский )
Чудеса и приключения № 1, 2019
2019 г.

Аудиокниги:

Встреча через триста лет
2004 г.
Романтическая повесть
2007 г.
Встреча через триста лет. Упырь
2013 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 8
2015 г.
Семья вурдалака. Упырь. Встреча через триста лет
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Вампир
1925 г.
(сербохорватский )
Vampires Stories of the Supernatural
1969 г.
(английский)
Rej upírů
1970 г.
(чешский)
Russian 19th-century Gothic Tales
1984 г.
(английский)
Il vampiro
1986 г.
(итальянский)
Βαμπίρ
1989 г.
(греческий)
Pokój na wieży
1991 г.
(польский)
La famille du Vourdalak
1993 г.
(французский)
Rej upírů
1995 г.
(чешский)
Upíři na staré Rusi
2004 г.
(чешский)
La familia del Vurdalak
2009 г.
(испанский)
Vampir
2015 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала первый раз в детстве. На даче. Подговорил брат — он вообще обожал всевозможные пугалки. Вечер, свет в деревне мигает, гроза ползет из-за леса, ворочается... Максимально близко к условиям оригинала. Верила в каждое слово. Окна я позакрывала — как сейчас помню — уже после первой страницы. Свет включила везде!!! Очень атмосферно. Детальки тонкие, все к месту и ни одна не пропадает зря — так бережно прописывать умеют только большие авторы. Прошу учесть: дедушка мой нюхал табак. И жевал губами. Я его три дня подозревала!!!

Знаете, пробовала перечесть недавно — и странно получилось.

Нет уже той дачи, съемной. Город, свет не мигает. А вот открыла — и получила двойной эффект. Накатило то, давнее, настроение. Прежнего детского страха не испытала. Но воспоминание о деревне, грозе и дедушке, о том впечатлении...

Ради одного этого стоило перечитывать. Кстати я убеждена: только хорошие и сильные книги могут вернуть ненадолго в прошлое. Так что в моем случае история сработала, как машина времени:wink: За это — 10.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж не ожидала от Толстого настолько потрясающей готической истории: и вампиров приплел, и сумасшествие, и фантасмагорические сны чуть ли не в стиле сказок Гофмана, проникнутых символами, и старинные хроники, и особняк на ритуальном месте античности (позже у Лавкрафта), и загадочный портрет, и разбойник был, и свадьба, и детективный сюжет... Вообще достаточно продуманная запутанная история. По мне, шедевр.

Заметила, что лучше всего всегда удаются такие мистические истории, в которых какие-то типовые элементы жанра удачно сплетены между собой и при этом развязка близка к реалистического объяснению, которое всё равно скрыло в себе мелкие непонятки. А Толстой все написал еще и с умелой иронией — произведение развлекает читателя во всех аспектах. Не знаю, была ли это своеобразная пародия-вариация на уже написанную ранее готику, но даже с широким кругозором предыдущих и последующих авторов-мистиков «Упырь» может восприниматься как достойный представитель своего жанра, предлагающий оригинальный подход к готической литературе.

Отдельного упоминания требует сон по античным мотивам. Тут проблема в том, что готика, так скажем, в начале своей карьеры представляла собой отход от античных образцов, коими славился классицизм. При этом авторы использовали персонажей из эпохи классицизма, прививая им интерес к оккультным и мистическим учениям, что в «Упыре» также встречается /странные таблички с таинственными письменами/. Но сами античные сюжеты не использовались (разве что демонизировались или «эльфизировались» статуи античных времен), а тут явные античные мифы во сне. Но все встает на свои места, когда само место (Италия) кричит нам о своем наследии. Интересный ход — такого еще не было, английские замки вот стояли на римских фундаментах, будучи наследниками бывшей Римской империи.

В общем, все невероятно мощно и невообразимо талантливо сделано. А говорить об отдельных аспектах и преобразовании знакомых мотивов можно бесконечно.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика мистической литературы. Повесть написана в середине 19 века — значительно раньше, чем стокеровский «Дракула», но и сейчас выглядит интересной и пугающей. Тем более, действуют в произведении не заморские графья-вампиры, а наши родные великосветские упыри. «Упырь» стал первой русской повестью о вампирах («Семья Вурдалака» того же Толстого, была написана раньше, но издана лишь в 80-х годах 19 века) и внёс существенный вклад в мировое развитие этой темы, вывел её на более высокий уровень — это уже не подражание довольно-таки академичному «Вампиру» Полидори, добавлен национальный колорит, сложный, многогранный сюжет. Создатель «Энциклопедии вампиров» Дж. Гордон Мелтон уделил Толстому отдельную главу в своём капитальном труде в знак признания его заслуг.

Цитата из повести:

- Вы их, бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь... Вампир, вампир! — повторил он с презрением, — это всё равно, что если бы мы, русские, говорили вместо привидения — фантом или ревенант !

Толстой даёт даже практические советы — как изобличить вамп...упыря по характерному щёлканию языком.

Всем любителям вампирской темы, русской готики и просто качественной литературы — настоятельно рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых строк повести меня начала переполнять радость и гордость. Всему виной интересная история и прекрасный русский язык. Раньше я думал, что первым, достаточно серьезным, произведением о вампирах был «Дракула» Стокера (распространенное заблуждение, не правда ли?), но я и подумать не мог о том, что русский классик написал это намного раньше, да и тот факт, что действие-то, по большей части, происходит в России, подкупает.

Итак, я решил написать небольшой список достоинств «Упыря» над подобными ему уже поздними произведениями, а недостатков я не увидел. Первое, что бросается в глаза — это стиль. Повествование это убаюкивающие и спокойное, не считая некоторых экскурсов в середине и конце повести, но это необходимо по сюжету, да и ни копейки цены от этого не убывает, а только прибавляется. Очень понравилось то, что Толстой не подстраивался под «европейские стандарты», а написал чисто русскую историю. Интересно, слово «вампир», имеющее венгерские корни, получило мировое признание, и сейчас его используют поголовное число писателей. А вот о том, что у многих народов был прообраз вампира, кажется, все забыли. Толстой не стал, в отличие от того же Стокера, привязывать свою историю к религии, хотя вера в середине XIX века была очень сильна. К тому же мы можем наблюдать историю в истории, действие которой разворачивается в Италии. Рассказ Рыбаренко снял все сомнения по поводу гениальности произведения и лишь подогрел интерес к развязке.

После прочтения складывается большая картина из маленьких, очень красочных и интересных фрагментов. Это можно назвать русской готикой, мистикой, ужасом, но суть не изменится. Гениальное произведение гениально вне жанровых рамок!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика всегда была и остается классикой, что бы о ней не говорили. Молодой дворянин Раневский, будучи преисполненым любви к Даше — чистому и непорочному созданию, втягивается в такие события, что и подумать страшно. Упыри и иная нечисть, как-будто специально преследуют Раневского, не нападая, но и не исчезая из виду.

Конечно, «Упырь» не отличается голливудской лихостью и бесшабашностью, сюжет выглядит достаточно степенным и основательным. После первых пяти страниц втягиваешься в повествование, в прямом смысле,« с головой». Ситуации, складывающиеся между обитателями усадьбы Сугробиной дают читателю ощутить присутствие потусторонних сил, а стишки «Пусть бабушка внучкину высосет кровь» органично вписываются в эту нагнетающую обстановку. Картины ночевки трех друзей в «чертовом доме» представляются, мне лично, чрезвычайно насыщенными и оригинальными. Да взять того же заботливого грифона или человека в черном домино, для которого отхлестать греческое божество не представляет никакой сложности.

Толстой, описывая, воистину странные «лики происходящего», и отношения между героями, создает тот неповторимый и эмоциональный фон, который стирает грань между мистикой и реальностью, выдумкой и былью. Забудется многое: канут в небытие фальшивые отношения и дешевые ужастики, но Алексей Константинович Толстой и его творения будут жить вечно! Это мое мнение.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал повесть еще когда в школе учился. Безусловно поразила, можно даже сказать напугала. Толстой сумел создать очень таинственную, завораживающую атмосферу. Написано великолепнейшим языком, с какой-то вкрадчивой архаичностью. Лет пятнадцать назад в нашем театре шел спектакль по «Упырю», назывался он «Последняя жертва преступной любви». С удовольствием бы сходил на него снова, если бы ставили. Когда на темной сцене, освещенной только несколькими свечами, под гнетущую музыку внезапно появлялась дама в белом и гробовым голосом произносила «Обручитесь со мной, Руневский!», весь зал просто визжал от страха.

А стихи, типа прочитанные с древнего манускрипта — это просто шедевр! Надолго в память впечатываются.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть замечательная! Это дебютное произведение А. К. Толстого, на первом чтении которого присутствовали К. Н. Батюшков и В. Ф. Одоевский. Вероятно, это было подражание мистическим произведениям А. А. Перовского, который более известен под псевдонимом Антоний Погорельский и который приходился дядей А. К. Толстому. Но подражание получилось настолько великолепным, что так повесть назвать уже и язык не повернется...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень проникся произведением. Владение языком, понятные русскому человеку реалии, и сама история с весьма лихими и поворотами и примесью иронии.

Отдельно запомнились слова Рыбаренко-

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь... Вампир, вампир! — повторил он с презрением, — это всё равно, что если бы мы, русские, говорили вместо привидения — фантом или ревенант
Что-то есть от послания к нам с призывом хранить самобытность и выступать с собственными оригинальными шедеврами, не подражая.

Ну ещё это лишний раз напомнило мне о настоящих классиках, с которыми надо знакомиться пока можно :lol:

П.С.

Отдельное спасибо Андрею «Ричарду Псмиту» Ленскому за список рекомендаций к прочтению книг на вампирскую тематику в его статье им же посвященной — навряд ли бы сам вышел на такую замечательную книгу, совсем не противную пусть и про кровопийц :smile:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильное произведение. Мистика в русском стиле. В трудовом лагере, помните, были такие у школьников 9-10 классов.Так вот после чтения «Упыря», вечером перед сном, проблем с великовозрастными детками, любящими ночные вылазки, у меня не было. Из палатки выйти ночью что-то никому не хотелось. :gy:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение.

Ценителям мистики и упырско-вампирской тематики целесообразно ознакомиться и с другими рассказами автора — «Семья вурдалаков» и «Встреча через триста лет».

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот образец отечественной мистики! Написана повесть в первой половине XIX века, а как читается...

Действие проистекает под звенящим и задорным лозунгом «Бабушка внучкину высосет кровь!». Приключений и загадок в тексте масса, интрига растянута на века и окончания её, честно говоря, не видно. А как написано! Какой слог! Всё-таки А.К. Толстой — автор еще и изумительного романа «Князь Серебряный».

Вообще-то у Толстого целая мистическая подборка — небольшие повести и рассказы: «Амена», «Семья вурдалака», «Встреча 300 лет спустя» — отличные произведения. Но всё-же на мой неискушенный взгляд, «Упырь» — бриллиант в этой подборке! Любителям мистики и хоррора настоятельно советую: не пропустите, прочитайте, получите истинное удовольствие!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сравнении с культовой, в некотором роде, СЕМЬЕЙ ВУРДАЛАКА, это произведение все же несколько проигрывает. Думаю, прекрасный язык 19-го века больше украшает простую историю. УПЫРЬ же весьма запутан в середине, особенно там, где применяется прием ''рассказ о рассказе в рассказе'' (один из героев рассказывает о своей поездке в Италию, где новый друг рассказал ему о тех историях, что ему рассказали... Ну, вы понимаете?) Это может вызвать у неподготовленного читателя приступ отторжения.

Зато настоящий ценитель оценит мастерство слога (где-то — велеречивого, а где надо — замечательно лаконичного), пугающую атмосферу и главное — удивительную фантазию автора (в фильме, кстати, слабо реализованную из-за нехватки бюджета-с). Как бы то ни было, рядовому читателю я бы рекомендовал эту повесть очень осторожно. Все-таки, она больше подойдет ценителям изящной словесности, нежели современному хоррорману, обожравшемуся западной продукцией.

Любимым моим моментом в книге является великолепное стихотворение КАК ФИЛИН ПОЙМАЛ ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ... Экранизацию повести стоит посмотреть хотя бы из-за исполнения этих стихов, которые в сопровождении гипнотической музыки Сергея Курехина блестяще читает актер Андрей Соколов (Руневский), если, конечно, Марина Влади и Донатас Банионис в заглавных ролях достаточным аргументом для Вас не являются...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что могу сказать: любили на Руси фантастику и в позапрошлом веке, а этой повестью мистическая традиция в русской классической литературе представлена весьма ярко. При всей легкости повествования здесь чувствуются достоинство и благородство, присущие именно классике, при том, что Алексей Толстой, скорее всего, намеревался лишь развлечь читателей. Тем, кто увлекается мистикой, – к обязательному прочтению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение, перекликающееся и с «Дракулой» и с такими классическими готическими романами, как «Монах», «Мельмот-скиталец» и «Рукопись, найденная в Сарагоссе», но при этом сохраняющее русский колорит.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение. Я очень люблю русскую классическую литературу — все эти графы, дамы, высшее общество и их манера общения. Так же люблю мистические истори, включая истории о вампирах. Здесь же все объединено в одном очень хорошем рассказе.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх