fantlab ru

Клиффорд Саймак «Живи, высочайшей милостью…»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
427
Моя оценка:
-

подробнее

Живи, высочайшей милостью…

Special Deliverance

Другие названия: Срочная доставка; Доставка удостоенных (фрагмент); Особое предназначение

Роман, год

Аннотация:

Помимо нашего мира существует множество альтернативных миров. В результате необъяснимых событий совершенно разные люди (и не только) из разных миров (в том числе и с Земли 20 века) попадают в другое измерение. Там они должны пройти некое испытание, но какое – не знает никто из них…

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Наследие звезд
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 12
1994 г.
Звездное наследие
2002 г.
Исчадия разума
2005 г.
Живи высочайшей милостью
2016 г.
Магистраль Вечности
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Special Deliverance
1982 г.
(английский)
Special Deliverance
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный, довольно простой, но, в общем, очень неплохой, можно сказать «приятный» роман. Вроде бы и вполне себе традиционно-«саймаковский», но в то же время какой-то несколько иной. Преподаватель провинциального американского колледжа по стечению странных обстоятельств неожиданно для себя попадает в параллельный мир, где его ждёт путешествие в стиле «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

В общих чертах это, конечно, классический квест, с долгим путешествием, со странными объектами, со встречными персонажами, которые готовы поделиться строго дозированной информацией, с необходимостью внимательно обследовать локации, чтобы не упустить мелких деталей. Ко всему прочему, мир довольно сюрреалистичен, оставляет ощущение арт-объекта, ну или декораций для киношно-театральной постановки. Герои путешествуют в этом непонятном пространстве, в атмосфере загадочности и недосказанности, где вопросов гораздо больше, чем ответов. Но увы, Саймак не был бы самим собой, если бы не разложил в финале всё по полочкам и не внёс бы полную ясность, а так хотелось двусмысленности и неопределённости. :)

Книга, наверное, не самая лучшая у автора, но в моей душе она явно затронула какие-то струны. Возможно те самые, которые много-много лет назад заставляли меня играть в компьютерные квесты. ;)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне эта книга очень понравилась. Идея о том, что землянам (или по крайней мере лучшим их представителям) неплохо бы поучиться в некоем Университете, встречается у Саймака много раз. Правда, вступительный экзамен в этой книге весьма суров. В «Паломничестве в волшебство» (https://fantlab.ru/work6889) попасть в Университет тоже весьма непросто. Та же идея в рассказе «Детский сад» (https://fantlab.ru/work6845), правда, там вступительный отбор произвела загадочная машина без жертв среди абитурьентов, и попадут они, вероятно, не прямо в Университет, а на подготовительные курсы :-) А в «Заповеднике гоблинов» (https://fantlab.ru/work6901) вся Земля фактически является очень большим университетом. Возвращаясь к этой книге, замечу, что героям предстоит много увлекательных приключений. В результате самые сообразительные (или удачливые?) из них будут таки приняты в Университет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало введением в заданную локации было весьма интересным. Что-то вроде «Пересадочной станции», где все мелкие неожиданности расписаны подробно, с любовью и накручивают интерес. А вот чем дальше, тем скучнее — квест, теряющий привлекательность с каждой страницей. Попытки удержаться на плаву с введением животных, телепортирующих дверей, любви к роботам или симпатиями к марионеткам совершенно не задевали. Ну и, наконец, наши главные герои, в которых тыкнул автор, дошли до развязки. Ну. дошли и дошли, кто бы сомневался.

Сравнивают творение Саймака с «Градом обреченным»? По мне, там саспенс нарастал, а не убывал. Особых философских идей тоже не заметил. Все по правилам классической американской фантастики. Для любителей жанра — хорошая. рабочая единица. Для тех, кто ищет запоминающиеся творения — не сюда.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то девять лет назад мне в руки попала книга, в которой были напечатаны два романа Клиффорда Саймака: «Звездное наследие» и «Живи высочайшей милостью». Прочитав первый из них, я как-то совсем разочаровался в творчестве автора, который мне так нравился в школьные годы, когда запоем были прочитаны «Кольцо вокруг Солнца», «Что может быть проще времени?» и «Заповедник гоблинов». После была неудачная попытка продолжить знакомство с автором (роман «Дети наших детей»). «Звездное наследие», казалось бы, поставило окончательный крест. Но вот прошло много лет, в руки снова попал томик Саймака, уже совсем другой. Там я и нашел все тот же роман «Живи высочайшей милостью». Взял да и прочитал. И теперь не жалею. Вера в автора вернулась.

Фабула проста. Пять человек и один робот перенесены из разных параллельных миров на некий полигон. Шекспировед, инженер, священник, генерал, поэтесса и робот должны понять, зачем и кто их сюда направил. Подсказок практически нет, разбирайтесь, как хотите. Вот они и бродят весь роман по планете, на которой когда-то явно существовала могущественная цивилизация, но ей уже давно настали кранты, потому от нее и не осталось ничего, кроме полусломанных артефактов и развалин древнего города.

Незамысловатый сюжет, ничего вроде бы сверхъестественного. Но есть: отлично выписанная атмосфера, рельефные, пусть и несколько стереотипные, персонажи, интригующая загадка, которую, кстати, Саймак не испортил разгадкой. В общем, у старины Клиффа на этот раз все получилось.

Пока герои бродят по развалинам невиданного мира, читатель волей-неволей задумывается о том, что здесь происходит. А точнее – почему все это происходит. В конце концов, все технологические чудеса объясняются просто: ну, в рамках мира это возможно. Можно подумать, что герои попали в ад. Ну, на худой конец в чистилище. Можно решить, что они стали участниками чье-то игры, значение которой им не постичь. На эту мысль наталкивает постоянное упоминание неких картежников, которые молчаливо играют во что-то на заднем плане. Или это эксперимент? Но если это эксперимент, то в чем его назначение, что с его помощью пытаются выяснить? Саймак не спешит выдавать ответ. Даже подсказок не кидает. Создается впечатление, что автора скорее занимает не подоплека, а картинка. Нравится ему выдуманная ситуация, он ею любуется.

Да, ответы будут даны. Но перед этим нам предстоит узреть Хаос. И это будет чертовски запоминающаяся сцена. Ну, а каждый получит по вере его. И не надо считать последнюю фразу спойлером.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной грустный философский роман, которых у Саймака подавляющее большинство.

Вот и здесь, вроде всё есть: и сюжет неплохой, и завязка, и задумка очень даже неплохая — показать, что мир, который нас окружает является следствием наших мыслей поступков и стремлений. И мир этот напрямую зависим от всех вышеперечисленных факторов, а вот мы — люди, в свою очередь, зависимы от этого мира, причём дорога в него открыта, а назад дороги просто не существует. Проще говоря — хочешь изменить мир в котором живёшь и рабом которого являешься, — измени своё собственное мышление, стремление и следи за собой, чтобы не наделать вокруг себя ещё большей беды. Здорово и правдиво! Но, вот, не смотря на всё это, роман выдался настолько грустным и пессимистичным, что после того, как его прочитал, аж настроение испортилось.

Да, Саймак так и хочет сказать, что только ничтожно малому количеству людей удаётся изменить тот мир, в котором они находятся. Прежде всего за счёт того, что это меньшинство способно изменить самих себя. Ну, а как быть с остальными? Мне, например, стало искренне жаль и генерала, и пастора, и всех тех, кто этот новый мир для себя не смог открыть. Эти люди, фактически, стали жертвой эксперимента, они объединились, чтобы выжить, но так и застряли в чуждом и незнакомом для себя мире, а возможности вернуться в свой мир обратно никакой. Грустно, очень грустно, особенно когда понимаешь, что нечто подобное может произойти в реальной жизни, пускай не в точности как описал Саймак, но суть от этого не поменяется. Главному герою и его возлюбленной везёт, но на это они и главные герои. Иначе что бы мы тогда читали? А как быть с остальными, к которым уже привязался? Мне и робота тоже стало безумно жалко, он был предан Лэнсингу как собака и тот даже рискнул собой чтобы его спасти. Но...

«Живи высочайшей милостью» глубоко философский роман. Он в полной мере соответствует своему названию. Ведь если провести аналогию между саймаковской философией и реальной жизнью, то можно прийти к выводу, что так или иначе всё в жизни обусловлено. К примеру, наркоман или алкоголик, находящийся в стадии полной зависимости, сам выбрал себе такой мир, как бы открыл в него дверь, переступил порог, сделал первый шаг, затем второй, третий и т.д. А дверь за спиной взяла и захлопнулась и теперь всей альтернативы только как утонуть в зыбучих песках или застрять в этом неприятном мире навсегда. Да, грустно... И не просто грустно, а печально, потому что правдиво. Так что если кто-то думает, что в этом романе всё радужно, красочно и в приятных тонах, то он будет разочарован. Роман серый, мрачный и полон философии вперемешку с психологией. Любителям творчества Саймака он будет по-вкусу, но вот тем, кто хочет просто скоротать вечерок за приятной книгой не рекомендуется. Не смотря на счастливый конец. Читать только в соответствующем расположении духа.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова мы видим одну из любимых саймаковских фишек — группа случайных людей, которые идут куда-то. Только тут в группе не закаленные люди и прочие существа, как в его фэнтезийных романах, а с миру по нитке надерганные люди. Концепция романа в целом вызывает вопросы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
странным образом проводится тест на попадание в высшую лигу цивилизаций, и поведение людей в таких условиях тоже не очень правдоподобное
.

Но, не смотря на то, что концепция спорная, книга интересная

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если задуматься, самый добрый и позитивный фантаст золотого века относился к перспективам развития человечества с известным скепсисом. Будущее у него, как правило, выглядит хуже настоящего и прошлого. Здесь же в тупиках разного рода оказалось не только человечество, но и другие гуманоидные цивилизации. Идея спорная, но сама по себе интересная. Исполнение на этот раз подкачало. Саймаку обычно удаётся сделать увлекательным даже самый тривиальный сюжет, но не в этот раз. Больше всего это напоминает компьютерную игру.

Итак, группа товарищей, насильно выдернутых из разных миров, должна совместно решить некую задачу. Что конкретно от них требуется, им не говорят. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Выбора у них нет. Домой никто не вернётся. Двигаться можно в любом направлении. При прохождении каждого этапа теряются жизни. В итоге очередное направление оказывается тупиковым, и надо искать другой путь. По дороге попадаются останки других групп, потерявших все жизни или всю энергию. При правильно выбранной стратегии можно добраться до финала, сохранив одну-две жизни. Финал этот малоинтересен. Уцелевшие смогут заняться любимым делом вдали от дома, хотя могли бы заниматься тем же, и не выходя за порог. При чём тут выход из вселенского тупика, остаётся непонятным.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно интересный роман с множеством загадок, которые пытаются разгадать герои романа и, вместе с ними, читатель. Интрига не ослабевает на протяжении всего произведения. Ощущение непонимания происходящего не исчезает даже по мере того, как герои пытаются сложить из таинственных деталей общую картину. И только в конце ответы почти на все вопросы будут получены. И, конечно, «Живи, высочайшей милостью...», как и прочие произведения Клиффорда Саймака, солнца мировой фантастики, не обходится без его обязательной мудрой и светлой философии.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки, кажется, что устоявшийся перевод романа подходит ему меньше по смыслу (честно, «Особое предназначения» — самый что ни на есть лучший вариант).

Что же касаемо самого романа. Как уже неоднакратно замечалось, Саймак — не просто гранд-мастер своего жанра; он еще и удивительный комбинатор. Да, именно комбинатор, а еще лучше будет назвать его игроком, ведь строками своих произведений он играет с Читателем: водит его по своим мирам, дает ему как следует подумать над одним и другим, осознать и подумать над проблемой. При том же, что удивительно, во многих его романах бывают повторения определенных сюжетных комбинаций и фантастических элементов, но, как ни странно, это не заставляет того же Читателя помышлять о Саймаке как об обычном копирщике сюжетов; всего его истории занимательны, поучительны и актуальны (да, бывали, конечно, исключения, но... а у кого их нет?) даже в наши дни. Например, данный роман, «Живи высочайшей милостью», имеет общие черты с «Паломничеством...», «Магистралью...», «Что может быть проще...» и немного с «Кольцом...» и «Могильником», но, тем не менее это произведение было увлекательно читать, тем более, что, как всегда у Клиффорда, оригинальный конец поставил все точки над «i».

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вам надоело бесконечное повторение одинаковых дней, сливающихся в неотличимые друг от друга месяцы и годы? Вы чувствуете, что в окружающем мире что-то не так, но пока не можете определить это словами? Может быть, настала пора поменять род занятий, место жительство и даже время? Попробовать себя в новой роли? Тогда, может, Вас заинтересует это предложение — отправиться в неизвесное место и провести время с незнакомыми людьми.

Профессора-филолога Эдварда Лансинга давно тяготила обыденность и, когда он нажимал на рычаг игрального аппарата, вело чистое любопытство. И, как оказалось, он был готов к такому испытанию: оказаться в умирающем мире, в компании со странными спутниками, вырванными с разных версий Земли, из разных цивилизаций и времени.

Путешествие в поисках ускользающих ответов по странному, полному загадок миру. Удивительные артефакты, древние развалины, странные люди и ловушки — фрагменты мозаики. И сразу возникает ощущение искусственности происходящего: такое могло бы быть в компьютерном квесте, когда надо собрать разбросанные по карте виртуального мира намеки и фрагменты, решать загадки, искать ключи и двери, к которым эти ключи подходят. Что это? Эксперимент могущественной расы, где люди — лишь «крысы в лабиринте»? Или изощренное испытание, которое должно выявить... Что?

Удивительно, как Саймаку удается поговорить в такой занимательной форме о серьезных вещах. Раз за разом в романе терпят поражения те, кто может поставить все Человечество на грань гибели -кто слишком узко мыслит, не способен отбросить традиции и суеверия, воспринимать новое и постоянно искать ответы, сотрудничать с другими, кто нарушает законы морали и человечности.

В конце все же остается легкая обида. Что ж мы, люди, сами не можем решить свои проблемы, создать что-то стоящее? Почему же среди миллиардов и миллиардов, разбросанных во Времени и Пространстве, только единицы оказываются готовы учиться, созидать и творить нечто поистине великое и вечное? Обидно. Наверное, надо что-то поправить в мире и в себе...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало заинтересовало. Потом, честно говоря, стало скучновато. Каким-то малоинтересным показался этот эксперимент над людьми. (Ну, конечно же, после «Града обреченного»-то... ). А вот концовка понравилась. Хотя она и выглядит как-то сдержанно, что ли... Не хватает эмоций главных героев, наверное. Мы словно видим их всего лишь со стороны, а хотелось бы узнать их мысли и чувства. Даже встреча ГГ с Мэри описана очень скупо. Сильнейшее переживание ведь, по идее, — а тут люди по-деловому обсудили случившееся и пошли разметать песок с дорожки...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, это весьма и весьма типичный образчик творчества Саймака — классический квест с нестандартным подтекстом. Он использует в романе образы, которые уже часто встречалсь — вспомним «Игрушку судьбы», «Братство талисмана», «В логове нечисти» — все персонажи, которые учавствуют в квесте, довольно стандартны. Но вот цель их — неясна. Я наблюдаю некоторые параллели с «Градом Обреченным» Стругацких — людей выдёргивают из повседневной жизни для участия в неком эксперименте, суть и результаты которого до поры до времени остаются скрытыми.

Не скажу, чтобы роман этот стал для меня открытием — подобное в творчестве Клиффа, как я уже писал, встречается часто. Но само по себе произведение всё равно останется в разряде лучших — за образы, печальные пейзажи мира, за атмосферу. Для героев всё это — своеобразное испытание, они должны получить эту пытку Таинством, абсолютно неразгадываемым, чтобы загадочные экспериментаторы по своим неведомым критериям определили их принадлежность к элите своего мира...

Ничего нового, но Мастер всё-таки держит марку.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать в целом интересно, но некоторые эпизоды хождения героя туда-сюда довольно занудны. А некоторые детали типа «Что же это всё-таки было? И почему?» остались за кадром — похоже, и сам автор чётко это не представлял, а герой не спрашивал.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Живи высочайшей милостью» — это одно из самых сильных произведений Клиффорда Саймака и одно из самых выдающихся произведений НФ вообще. Это очень живой, настоящий, странный мир, куда попадают живые, настоящие, ищущие герои. Саймаку в некоторых произведениях свойственная статичность в действии и бесконечные диалоги на отвлеченные темы. Повествование в таких вещах у него носит созерцательный, пассивный характер, отчего читать его становится несколько скучновато. Здесь же сюжет сразу захватывает насыщенностью и динамикой. И при этом произведение обладает потрясающей философской глубиной, чем так славится автор. А образы! Фантастику я читаю давно, но ни у кого еще не видел таких удивительных описаний и образов. Чего стоят одни

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лица в небе
! Благодаря всем этим качествам от текста романа оторваться практически невозможно. Есть такие тексты, которые «засасывают» в себя читателя и держат в себе до тех пор, пока не будет прочитано последнее предложение. «Живи высочайшей милостью» — как раз из их обоймы.

Следует отметить, что тема галактической Школы, куда отбираются наиболее достойные представители различных рас, прослеживается в некоторых рассказах Саймака. К сожалению, точного названия одного из таких рассказов не помню, но знающие догадаются, о чем идет речь. Эта идея наверно является его личным достижением в области поиска фантастических тем. Мне запомнилось еще и то, что автор не возводит в абсолют разум как единственный критерий отбора достойных. Об этом упоминают картежники в кубе.

В общем, всем кто еще не ознакомился с романом, категорически рекомендую. Он универсален.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чрезвычайный вердикт» — я хотел бы, чтоб название было правильно понято, — одно из самых сильных произведений Саймака. Этот роман отличает цельность сюжетной композиции. Ничего лишнего.

Герои обрисованы четко и ясно. Некая группа лиц из разных параллельных миров. Каждый из них – своеобразный архетип, модель социального поведения.

Пастор – язвительный и недоверчивый фанатик, имеющий на все свой ответ.

Генерал – истинный представитель военной касты, одновременно храбрый и настырный, знающий, что окружающая действительность всегда полна неведомой опасностью.

Рефлектирующий профессор, для которого беспристрастность суждения – есть первая заповедь адекватного восприятия мира.

Сандра – «дипломированная поэтесса», — символ эстетического отношения к жизни, для нее переживание бытия – есть восприятие искусства, нахождение идеи прекрасного в вещах.

Мэри – инженер-конструктор, — символ технического разума, строго разделяющего явь и сон.

И робот – архетип жертвенности и добродетельного участия, при этом порой слепого и неумелого, страшного в своей наивной прямолинейности.

Обрисованные немногими чертами, но сразу делающиеся живыми и достоверными, — эти персонажи неизвестной силой собраны в одном мрачном мире, непонятном и заброшенном. И цель их пребывания тут – поиск путей к самопознанию.

Перед ними стоит задача – найти самих себя, не сломаться в незнакомых условиях, не спасовать перед неведомым, не поддаться на уловки этого мира. Путников становится все меньше и меньше – и вовсе не все дойдут до конца пути.

В этом романе Саймак в очередной раз эксплуатирует одну из самых часто встречающихся у него идей – идею поиска нового начала цивилизации. Некие высшие силы, тоже несовершенные, но отягощенные большими знаниями и тоской по поиску путей построения Идеального общества, — отбирают из всех существующих миров кандидатов в Школу цивилизации, где обучение будет длиться много лет, может быть, всю жизнь. Чтобы через много-много лет выпускники этой Школы заложили бы фундамент нового мира.

И эти высшие существа, отбирающие абитуриентов в школу миров, дают свой высочайший, особый вердикт на будущее тем героям романа, кто прошел вступительный экзамен – и не погиб, очутившись внезапно в этом странном, заброшенном мире.

Вердикт со стороны особых существ, взявших на себя бремя ответственность за судьбы Вселенной, становится единственным шансом для всего бесконечного количества разумных существ, мучающихся оттого, что все благие идеи не могут быть реализованы в рамках существующих общественно-политических систем.

Таким образом, роман Саймака – это рассказ о преддверии Утопии, о пути в Утопию, сверкающий, прекрасный, новый мир, о надежде на осуществление экстренного вмешательства в течение истории и создание Нового мира, Нового Иерусалима, воздвижение нового неба и новой земли

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх