fantlab ru

Клиффорд Саймак «Принцип оборотня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
1525
Моя оценка:
-

подробнее

Принцип оборотня

The Werewolf Principle

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

Эндрю Блейк — человек, случайно найденный в глубинах космоса, человек, который не помнит ничего из своего прошлого. Да и человек ли он?

Входит в:

— журнал «Искатель 1989'3», 1989 г.

— антологию «Час оборотня», 1990 г.

— антологию «Заговор губернатора», 1991 г.

— журнал «Сибирские огни 1991' 7», 1991 г.

— антологию «Искатель. 1961-1991. Выпуск 4», 1992 г.

— антологию «Искатель. 1961-1991», 1993 г.

— антологию «Конан-варвар. Принцип оборотня», 1993 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод). 3-е место

Похожие произведения:

 

 


Час оборотня
1990 г.
Заговор губернатора
1991 г.
Никто не идет в одиночку. Принцип оборотня
1991 г.
Искатель. 1961-1991. Выпуск четвертый
1992 г.
В безумии
1992 г.
Заповедник гоблинов
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Принцип оборотня
1992 г.
Конан-варвар. Принцип оборотня
1993 г.
Искатель. 1961-1991
1993 г.
Выбор богов
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 5
1993 г.
Пересадочная станция
1993 г.
Принцип оборотня
1993 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1999 г.
Пересадочная станция
2002 г.
Почти как люди
2004 г.
Принцип оборотня
2008 г.
Почти как люди
2009 г.
Принцип оборотня
2010 г.
Принцип оборотня
2017 г.
Принцип оборотня
2017 г.

Периодика:

Искатель № 3 1989
1989 г.
Сибирские огни 1991' 7
1991 г.

Издания на иностранных языках:

L'ospite del senatore Horton
1981 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда посмотришь в зеркало и подумаешь: кто этот незнакомец, с таким суровым взглядом, жесткими складками возле рта, с нахмуренным лбом и холодным глазами? Это не могу быть Я: я люблю хорошие шутки и веселые компании, легок на подъем и всегда готов отправиться в путь, чтобы своими глазами увидеть очередное чудо, о котором столько говорят вокруг. А если копнуть еще глубже, то там, внутри, живет еще один — любитель хороших книг и фильмов, наивный идеалист, фантазер и мечтатель, любящий задрать ночью голову и поразмыслить о далеких мирах. Этот последний, наверняка, не отказался бы поменяться судьбой с героем этого небольшого романа.

Эндрю Блейк — чужак в мире будущего. Для одних — диковинка, найденная в Космосе, для других — интересный медицинский случай. Он чужак даже для самого себя. Человек, потерявшийся во времени, забывший прошлое, все, что составляло его «Я». Но пусть он чужак, но он не одинок. Еще двое делят с ним одно пространство и одно время. Охотник с ледяной планеты, порывистый и смелый, жаждущий действия и движения. И полная противоположность этому мохнатому вихрю — неторопливый Мыслитель, способный на годы замереть в неподвижности, перебирая факты и складывая кусочки мозаики. И между этими, такими разными личностями, сам Эндрю, нет, не Эндрю — Оборотень — другой, иной, больше, чем Человек.

Сложная задача — найти равновесие в этой странной компании, договориться о правилах поведения и совместной работы. Тут без всяких чужаков порой не знаешь, как поступить, когда одна часть тебя требует остановиться и подумать, а другая — немедленно действовать. А что же говорить об Эндрю и его ситуации? Три таких разных личности, а должны действовать совместно, используя самые сильные стороны каждого. Сложная задачка, если учесть, что на тебя объявлена настоящая охота.

Хотя и повторяет этот роман почти дословно сюжет более раннего «Что может быть проще времени?», но все же не то и не о том. Здесь больше о человечности и внутреннем мире, чем о внешнем. Меньше о толерантности, больше о непонимании и недоверии. Если честно, то о терпимости здесь вообще ничего нет, и от этого становится очень и очень грустно. Помните, в «Что может...» герои сами, по своему желанию покидали Землю, надеясь, что время излечит Человечество от страха перед новым и незнакомым, и пусть на это уйдут годы, но понимание будет найдено? Так, вот, здесь этого уже ничего нет. Человечество отказывается от своих созданий, пусть они и чудо из чудес, самое удивительное из найденного в Космосе, обещающее невиданные возможности и неожиданные открытия. Страх победил: отвага Охотника, плоды вековых раздумий Мыслителя, терпимость и жажда знаний Оборотня оказались не нужны, заставляя героев отправляться в полудобровольное изгнание в поисках тех, кто примет их драгоценный дар — уметь понимать и уважать все живое.

Человечество оказалось не готово принять в свою семью таких странных детей, отправив их подальше — с глаз долой, из сердца вон! И в такой концовке нет даже маленькой толики надежды на иной исход. Печальная эволюция взглядов гуманиста и оптимиста Саймака. Уж если такой, как он, сдался, то незавидна судьба всех, кто еще лелеет надежду выпустить однажды на волю запрятанные глубоко в душе свои ипостаси.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь – очень цельный, гармоничный и умный роман, впрочем, как и практически все у Саймака. За это мне и нравятся произведения этого автора – они добрые, чуткие, понятные, запоминающиеся и очень человечные. Начиная читать его книги, я уже знаю, что в них обязательно будет какая-то мудрость, острые социальные вопросы будут облачены в фантастическую форму и поданы эффектно, обязательно будут присутствовать маленькие штрихи и душевные моменты, которые заставят волноваться и сопереживать героям.

Эта книга не стала исключением. Сюжет истории не торопливый и в меру лиричный. Очень интересна идея: кто он Эндрю Блэйк – человек, которого нашли в космосе спустя сотни лет – коварный и хитроумный Оборотень, буян и разбойник Охотник или всезнающий и дальновидный правдоискатель Мыслитель? Кто он на самом деле?

Ведь внутри каждого человека живут его разные ипостаси: мужчина одновременно может быть охотником и добытчиком для семьи, воином и главой на работе, защитником для своих близких; женщина – дочь, жена, мать и т.д. – главное как это все уживается внутри, как вовремя наружу выходит то, что нужно именно в данный момент и не перепутать работу и семью, друзей и своих детей и т.д. В этой книге автор показывает, как в теле одного существа живут и действуют три ипостаси разных существ, как они договариваются между собой, как помогают друг другу, чувствуют ответственность друг перед другом – некоторые моменты описаны очень трогательно и прочувствованно, особенно когда Эндрю засыпал в дупле дерева и случай в церкви. Но, несмотря на этот триединый союз, Эндрю бесконечно одинок – его поиск своих истоков только добавляет ему еще больше уверенности в том, что ему нет места на Земле. Быть может только там, в пространстве Вселенной, он обретет себя, но рано или поздно он станет единым и что тогда? А пока в Эндрю идет сложная борьба за право называть и чувствовать себя Человеком.

В книгах Саймака добро всегда искренно, чисто и бескорыстно – оно в людях и их поступках. А недруги всегда легко узнаваемы, откровенны, иногда комичны – например неверующий сенатор Стоун, у него даже фамилия каменная. Отдельного момента заслуживают комичные моменты в книге: например диалоги и словесные пикировки Дома и Кухни, Дома и Эндрю, желание Кухни накормить и позаботиться о своем хозяине; маленькое, забавное и вечно голодное существо Брауни – они прибавили истории живой энергии и веселости.

История читается легко и очень быстро. Несмотря на такое мелодраматичное и немного «розовое» окончание, книга порадовала. Ее можно читать просто для поднятия настроения – этой книгой оно обеспечено полностью.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно давно хотелось ознакомиться с чем-то неизведанным и пропущенным в годы книжного прорыва из творчества мэтра Саймака. И вот — сбылось! Очередной прекрасный подарок прошлого оказался превосходным романом, пронизанным той трогательностью и пасторалью, казалось бы давно минувших дней. Снова и снова Саймак выплескивает на страницы книги свои лучшие писательские качества — в этом лишь нужно убедится , прочитав его творение. Не обходит автор в книге и своих любимых тем : здесь и гуманизм, и природа, и сила духа Человека, и вера в светлое будущее Человечества. Однако Саймак в романе себя проявляет не только как мастер сложения фантастического произведения, но и как философ, ибо его главный герой Эндрю Блейк — порождение Человеческого гения генной инженерией должен осознать и найти своё собственное Я среди других двух сознаний в одном теле, а для этого ему нужно поразмыслить. В книге автор очень мягко переходит от динамического повествования в философское русло никоим образом не ломая хода и логики событий. Со стороны все выглядит очень сбалансировано.

Считаю очень оригинальной находкой создание такого героя , как Эндрю Блейк, для вперед идущих планов человечества, ибо для открытия и обживания новых миров человеку необходимо быть совершенным по-сравнению с нынешней оболочкой, которую мы носим. Странноватым показались введения в повествование Брауни, или домовых, которые являются жителями другой звездной системы, но привыкшие к укладу жизни людей и смирившиеся с отведенным им местом. Интересными показались говорящие и летающие дома, заботливые кухни — чудеса технического прогресса, среди которого Саймак находит место пережиткам прошлого — маленькие заброшенные города, сохраняющими свой колорит сквозь долгие годы и телефонные уличные автоматы, которые в наш век мобильной связи, практически исчезают из повседневной жизни.

В общем «Принцип Оборотня» — отличное произведение, затронувшее множество интересных и глобальных вопросов о развитии Человечества.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Принцип оборотня» — одно из лучших произведений классической фантастической литературы об одиночестве особи в бурлящем человеческом муравейнике, о вечной проблеме чуждости и «непохожести», о воле к жизни, о месте изгоя, об осознании личностью собственного «я» и своей роли в социуме, и о том, как важно всегда оставаться человеком. Вечная тема о Главном Поиске.

Эндрю Блейк, главный герой романа представляет собой искусственно созданного оборотня — симбиоз человека и «нечеловеков», он – три личности (людская и две инопланетные) в одном теле, мыслящие по-разному, борющиеся за верховенство в своей оболочке и не находящие согласия. Единственное, что может объединить и заставить относительно мирно, гармонично сосуществовать все эти сущности – проблема выживания и жажда познания. И все это происходит в мире, где личность ломают, перестраивают искусственно под определенные параметры.

«Вместо того чтобы подгонять планету под человека, мы подгоним человека под планету».

Саймак верит в возможную гармонию разума, тела и общества, вот только готово ли к этому человечество, сможет ли мир принять своих «бракованных», выделяющихся из биомассы детей? В этом добром романе нет драйва, в чем-то он наивно-лиричный и слишком обыденный, а в чем-то искусственный и утопичный, но идея романа перевешивает все его недостатки, цепляет и заставляет задуматься о собственной человечности, покопаться в своей изнанке.

Не так уж описанное отличается от нашей действительности, где все следуют моде, вписываются в установленные рамки, стремятся к мифическому идеалу, лишь бы не стать «белыми воронами» и успешно выживать-жить в комфортных условиях. Мы все в некотором роде оборотни-андроиды, существующие под копирку, живущие по «принципу оборотня» и воющие на луну от непонятной, придушенной тоски.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получил истинное наслаждение! Очень трогательный роман, в особенности — концовка. Саймак запустил свой талант в самое мое нутро и основательно там пошуровал:smile:

Произведение прямо-таки излучает необычность. «Шизофреническая» идея тройного разума в одном теле и их взаимоотношения и взаимодействия очень интересны. Хотя первооснова достаточно избитая многими авторами во многих произведениях — это поиск героем (как правило страдающим врЕменной амнезией) себя и своего места после возвращения со звезд на родную планету. И родная ли она теперь?.. Вечная научно-фантастическая тема:smile: Но насколько у каждого автора она выражена по-своему. И размышления на эту тему можно впитывать бесконечно — как бесконечно смотреть на небо, горящий огонь и движение воды.

Итак, на дворе конец 25 века. В одной из солнечных систем шахтерами была обнаружена космическая капсула, в которой в состоянии анабиоза покоился главный герой — Эндрю Блэйк. Его переправляют на Землю и помещают под наблюдение врача. Он чувствует, что он НЕ ОДИН. И это не сумасшествие. Одновременно с означенными событиями в обществе происходит шумиха на почве биоинженерных идей: их сторонники предлагают не планеты преобразовывать под человека, а наоборот — человека переделывать под условия новых планет, предназначенных для колонизации. Именно это обстоятельство и дает первый ключ к разгадке тайны Блэйка, не считая сделанной незадолго до этого электроэнцефалограммы его мозга, на которой лишь намеком, но вполне отчетливо читались, помимо основной, еще две линии!

Автор мастерски передал достаточно сложные вещи — описание «взглядом изнутри» двух других инопланетных «ипостасей» Блэйка — Охотника и Мыслителя. Он так преподнес их, что состояние этих чуждых существ интуитивно понятно. Преподнес без ЯВНОГО их очеловечивания, чем зачастую страдают другие писатели, сталкиваясь с подобной задачей.

Весьма непривычны для работ Саймака (по крайней мере тех, что я знаю) юморные эпизоды, в манере рассказов Шекли. Это и словесные пикировки, в желании услужить хозяину, между различными частями-блоками современного роботизированного дома (также любопытна и идея летающих домов, не выходя из которых, люди могут путешествовать, и паркующихся на специальные фундаменты, словно автомобили на стоянке) или «речь» автоматизированной закусочной, где коротал обед пустившийся в бега «оборотень» Блэйк, или эпизоды, где появляются и общаются с главным героем Брауни — пришельцы из созвездия Енотовой шкуры, осевшие на Земле и деликатно выпрашивающие у людей еду:smile:

Ну и просто бесподобна концовка, начиная с того момента, как Блэйк посетил родной город так называемого донора, разум которого был наложен на его мозг более двухсот лет назад при конструировании личности и тела Блэйка (это было необходимо, чтобы приспособиться и ужиться среди инопланетных форм жизни, собрать полную информацию и в дальнейшем наладить первичный контакт). Но по возвращении в человеческий облик избавиться от тех инопланетных разумов, введенных в него искусственно, оказалось невозможно. Их биологические структуры слились воедино. А в дальнейшем было возможно и объединение разумов. Так вот о концовке: когда Блэйк, узнавший полностью всю свою историю и после страшной внутренней боли и потерянности понявший, что на Земле, и вообще среди человечества, ему нет места, на пару со вторым таким же существом, но уже женщиной (она была сконструирована одновременно с ним для тех же целей, но гораздо раньше вернувшаяся из космоса после завершения своей миссии), отправляются в глубины вселенной на поиски знаний (любых знаний), перед читателем открывается такая мощь, такая силища этого необъятного пространства, наполненного мыслями и идеями, наполненного жизнью — самой разнообразной жизнью. Оптимизм и вера в разум, небывалый порыв, энергия и неистовая тяга к познаниям, числу которых нет предела. Это вызвало у меня настоящий светлый восторг... до кома в горле. Чего и требовалось доказать — перед нами Саймак во всей красе!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читаю Саймака, тем больше он меня начинает разочаровывать. Вот и по прочтение этого произведения остается какой-то привкус вторичности — что-то подобное, пускай несколько в иных декорациях я у автора уже читал. Оно не поразило меня и в первый раз, теперь же — тем более.

Мне этот роман даже несколько перекликается с Черным человеком (ЧЧ) Головачева, правда ЧЧ мне понравился еще меньше — он намного длиннее:). Но Головачев хоть пытался подвести под свои изыскания некую научную базу, здесь же, научный базис, складывается впечатление, попирается в самом принципе, или принципиально. Автор игнорирует законы сохранения энергии (или хотя бы массы) при превращениях своего героя, и сам этот процес происходит практически мгновенно. Я бы понял, если бы это была некая «фентези» на тему вампиров и оборотней, но здесь же все преподносится как научная фантастика?. Автора абсолютно не смущает, что почти первым человеком которого встретил его герой по возвращении на Землю был другой такой же андроид, которых на всю Вселенную всего 2. Ну и конечно, еще не зная, что они не люди (не совсем люди), эти 2 андроида обязаны были, по замыслу автора, полюбить друг друга. Кстати любовная линия, если она была замысленна автором, тоже вышла плоская и не жизненная. Остался открытым (или скорее не заданным) вопрос, почему из двух равнозначных андроидов-оборотней у одного проблемы с постоянными превращениями, у другого даже никаких позывов на объединение с другими разумами (но ведь он же создавался только ради этого?) и т.д. и т.п

Возможно автор хотел осмыслить какие-то философские, психологические аспекты, существования андроидов или их творения, контакта с другим разумом, вопросы существования разума без тела (так называемого банка разумов)? Так нет, ничего такого нет, кроме пространных, скучных размышлений героя на тему человек ли он после этого и описания мышления мыслителя не понятно о чем, в поисках ответа не понятно на какой вопрос.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, как я считаю, была большой удачей, что я познакомился с этим произведением. Ведь, я открыл для себя:glasses: «единомышленника» в лице писателя К.Саймака, прочтя его роман «Принцип оборотня». Все мысли главного героя по поводу мироустроения, норм поведения в нём(мире) и сюжетные линии отношений -идентичны с моим образом мышления, а ситуации, в которые попадает герой так понятны и близки, будто они происходили с тобой. Умное произведение, увлекательное.

Если бы мой отец не взял из сгоревшей библиотеки эту, еле выжившую в огне, книгу, врядли попалось бы она мне на глаза в моей жизни. Я перечитываю этот роман и, как пологается, открываю каждый раз по-новому его смысловую нагрузку. Всегда при прочтении возникают ностальгические воспоминания тех дней моего «знакомства» с «Принципом оборотня».

Оно одно из самых лучших произведений как всей зарубежной, так и всемировой фантастической литературы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги запоминаются по-разному. В одном случае первым всплывает главный герой — харизматичный, яркий, сильный. В другом — сюжетная линия. В третьем — заложенная в книгу идея... Для меня «Принцип оборотня» — это фраза: «Никто не идет в одиночку». Фраза, в которой отразилась суть книги, ее лейтмотив.

Очень глубокий роман. Он не рекомендуется к прочтению, он к нему обязателен.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это старая добрая классика. В современных фантастических романах наверное уже не встретишь шахтеров ищущих на астероидах алмазы, потому что согласно американски ученым (соотечественникам Саймака Клифорда) на Уране и Нептуне жидкоалмазные океаны с огромными айсбергами алмазов, а на Сатурне и Юпитере идут алмазные дожди. В описании помещения, предметы исскуственного происхождения состоят из металла, ткани и дерева, и ни слова об пластике — полиэстер. При детальном обследовании Блэйка наверное использовали бы ДНК анализ. И многое другое.

Честно говоря меня передернуло от отвращения, когда Доктор Люкас говорил о выведении многоцелевых сельскохозяйственных животных, это ни корова, ни овца, ни свинья, а что то одно без названия, являющееся источником нескольких видов мяса, молока, шерсти, щетины, меха. Это кошмар.

Когда речь зашла о триедином: Оборотне, Охотнике, Мыслителе, вспомнила о Святой троице: Отец, Сын и Святой Дух. А у Мыслителя любимая форма это пирамида, которая на долларе обозначает процветание и силу.

Философии много, и если содержание как то интерпретировать на современный лад, то наверное получится Утопия. Правда, тут все по доброму, идеальному, а у современных фантастов все плохо и плохо, а дальше еще хуже (апокалипсис). Клиффорд Саймак смотрел с оптимизмом в будущее, с верой в него и в человечество (американское), в американское правительство и сенаторов, которые потратили миллиарды долларов ( а в наше время в пересчете это триллионы, с учетом инфляции) и «миллионы человеко-дней» на выращивание — сборку — построение корабля, который просто так отправили в свободное путешествие в космос, без требования быстрой прибыли, коммерческой выгоды, нефти-газа-алмазов, денег, власти, т.е. без требований того,насущного, чем живёт американско-английское правительство, сенаторы и т.д.

Современные фантасты более трезво смотрят на жизнь, правда, очень уж пессимистически по сравнению с Клиффордом Саймаком. Хотя, зная что сотворили американо-английское правительтво-сенаторы (или англ.перы?) с индейцами Сев. Америки и аборигенами Австралии, как то, жалко становится этих инопланетян, хоть и смешно звучит.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, настоящей рецензии точно не получится, просто восторженный вопль. Ах, этот мудрый сказочник Саймак! Он, посмеиваясь, вводит в научно-фантастический текст оборотней и брауни. И получается — волшебно! Он рассказывает невероятные вещи и им — веришь! Потрясающе передана Земля глазами инопланетных существ, случайно занесенных сюда. На таком материале можно было бы изобразить динамичную космооперу, со шпионскими страстями, схватками и межзвездными перелетами. Но Саймак рассказывает нам не о звездах и уж тем более не о шпионских играх, а — о нас самих. О беспредельном одиночестве. Об извечном страхе перед чужим и чуждым. О границах человечности. Горьковатая, мудрая притча с печальным, если подумать, финалом.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кое-как дочитал, было очень скучно за исключением совсем немногих моментов.

Из интересного капелька антуража и немного юмора. Антураж: летающие дома, говорящие квартира и кухня, трёхмерный проектор, клуб любителей кино — устаревшего вида искусства, инопланетяне-Брауни, хранилище разумов. Из смешных ситуаций можно отметить спор кухни с домом. Напоминает чем-то спорящих родителей. Ещё смешной момент — когда главный герой просит изменить «обои» на что-нибудь другое, не важно что, и стены квартиры покрываются тысячами глаз, неотрывно следящих за главным героем. Из романа мог бы получиться хороший юмористический и чуточку абсурдный рассказ в стиле Шекли, да только сюжет пришлось бы напрочь заменить на какой-нибудь другой.

Сюжет состоит в следующем. Некогда, давным-давно, 200 лет назад, люди, пользуясь успехами биоинжинерии, создали организм, который способен превращаться из человека в какое угодно существо. Назвали этот организм оборотнем. Оборотень предназанчался для глубокого изучения инопланетных форм жизни. Глубина изучения достигается тем, что оборотень на некоторое время становится изучаемым организмом — полностью копирует его тело и разум, а исходный организм уничтожает и живёт некоторое время жизнью изучаемого организма. Потом срабатывает таймер и оборотень вновь становится человеком, помня всё то, что с ним происходило в облике другого существа.

Было создано два таких оборотня, которых отправили в космос.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Долгие годы от них не было никаких вестей, но через 200 лет шахтёры на одной из планет нашли замороженного в криогенной камере человека. Им и оказался наш герой-оборотень, а в мозгу его поселились разумы двух других существ — Мыслителя неопределённой формы и Охотника, напоминающего волка с человеческими руками. Его реабилитируют на Земле и предоставляют ему дом. Однажды оборотень обнаруживает себя ночью в чистом поле совершенно голым. Он приходит в ближайший дом и попадает в гости к сенатору и его дочери. Они дают главному герою помыться, отогреться, дают виски и одежду. Потом главный герой уходит. Дальше начинаются всякие провалы в памяти, спонтанные преображения в Мыслителя и Охотника и главный герой обращается к врачу. Врач помещает его на исследования в больницу, откуда главный герой сбегает в облике Охотника. Его ищет полиция, но не находит. Главный герой звонит дочери губернатора и просит принести ему одежду. После этого он отправляется в какой-то захолустный городишко и там получает письмо от своего прототипа-человека, которое прототип отправил ему 200 лет назад. Затем главного героя всё-таки хватают и заключают под стражу, где он и пребывает в облике Мыслителя (висящая в воздухе пирамида) в течение года. Потом он снова становится человеком и правительство предоставляет ему космический корабль, чтобы он убрался с Земли. Он улетает и обнаруживает на корабле дочь сенатора, которая оказывается вторым оборотнем, созданным 200 лет назад.

Какова вероятность, что практически первая же встречная оборотнем девушка окажется вторым из этих двух оборотней, созданных 200 лет назад и тогда же отправленных в космос? Саймак в романе даёт ответ — эта вероятность 100%, или даже выше.

Несколько непонятным остаётся принцип действия этого оборотня — как он принимает разные формы, копируя при этом организмы чуть ли не с молекулярной точностью? Автор не утруждает себя попытками объяснения, ведь это же фантастика! Военные за такого оборотня продали бы душу дьяволу — это же идеальный шпион, диверсант и просто солдат. Не может быть, чтобы такая технология была предана забвению — скорее всего она была бы просто засекречена, а на какой-нибудь захолустной планете военные открыли бы массовое производство таких оборотней...

В целом роман очень похож на «Снова и снова» и немного похож на «Что может быть проще времени?» — те же страдания главного героя, в прошлом бывшего человеком, но после контакта с инопланетными существами, переставшего быть человеком. Те же скитания в поисках своего места в жизни, те же необычные возможности, которыми главный герой пытается с переменным успехом пользоваться. Скучно и неправдоподобно :frown:

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд один из лучших и острых романов Саймака, психологически верный и продуманный. Клиффорд Саймак — один из самых любимых мной авторов, процентный охват удачных вещей очень велик (не произвели впечатления только Пришельцы, а неприятное ощущение осталось только от Города, несмотря на премию). Доброжелательность и широта кругозора не изменяли ему никогда. Мягкий юмор и парадоксальность сюжета характерны и для Принципа оборотня. По вживанию в характер героя КС практически не уступает Хайнлайну.

Одна из любимых моих тем — Что-то с памятью моей стало — здесь раскручена весьма эффективно. Одна из сквозных тем автора (наряду с контактом) — именно такое освоение миров (вспомните скакунцов). И идея Аватара — весьма Саймаковская! Мягкая научность автора не предполагает строгого объяснения всех подробностей развития науки и техники, что роднит его со Стругацкими. Чувствую: хочется еще раз перечитать!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё, за что мы любим Саймака — доброта, свободный полёт фантазии , размышления на глобальные темы, внутренние метания ГГ и, конечно же, описание жизни в провинции(впрочем, в этом романе на удивление небольшое) — и всё, за что мы его не любим — наивность, внезапно домовые в нф-антураже(в 'заповеднике гоблинов' подобное смотрелось уместно, так как было сюжетообразующим, тут же вызывает лишь недоумение), искусственность сюжетных ходов(финал романа — характерный пример), отсутствие драйва при присутствии динамики и скука — и то, и другое обильно представлено в этом романе. В результате — середина-на-половину.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический образец «гуманитарной» фантастики. Читалось достаточно легко и приятно. Затрагивает (пусть и относительно поверхностно) ряд важных НФ-идей (биоинженерные технологии, копии разума) и соответствующих этических вопросов.

В одном из предыдущих романов («Что может быть проще времени?») Саймак формулировал устами героя: «Темнота разума, расплывчатость мыслей, мелкость целей – вот они, настоящие оборотни этого мира.» Здесь фантаст возвращается к этому мотиву, но уже в буквальном смысле.

Кстати, с удивлением обнаружил, что более популярный роман «Сами боги» Айзека Азимова, где также присутствует ксенофантастика и объединение трёх различных разумов, был написан позже.

Очень живо и образно описаны процессы мышления и взаимодействия Мыслителя, Охотника и Оборотня. Если б к этому ещё добавить «твёрдости» и более конкретно было бы сформулировано, какие абсолютные истины выводились... Ну и улыбнуло, конечно, что способность к математике Мыслителя постулируется ниже человеческой в то время как «интеллект человека чрезвычайно ограничен».

Присутствуют также элементы приключения и мелодрамы. Небольшой субъективный минус: инопланетные попрошайки-брауни раздражают да и вообще излишни в сюжете. Самозабвенно спорящие роботы тоже способны вызвать максимум снисходительную улыбку. Ну а вообще, язык автора тут хорош.

Надо ли читать: не к обязательной рекомендации, но и сильно разочаровать не должно.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень приличный роман, хотя и несколько нудноват.

Главный герой — и не человек, и не оборотень, и вообще, можно сказать непонятно кто. Синтезированное из человека, волка и инопланетянина существо. Психологически можно было бы говорить о классическом раздвоении (даже разтроении) личности, если бы не одно явление. Ни одна из трёх личностей: ни Оборотень, ни Охотник, ни Мыслитель не вступает в конфликт с остальными двумя, а наоборот согласует с ними свои действия и в нужное время существо принимает нужную форму. Причём, не смотря на свою природу Эндрю Блэйк неагресивен, не проявляет жестокости, да и, вообще, ведёт себя вполне прилично. Он — не герой, не авантюрист, не палач и не жертва. Он — следствие научного эксперимента с целью освоения космоса и иных миров. Блэйк, синтезированный за двести лет до событий, описываемых в романе, попадает не в своё время после длительного пребывания в капсуле, в замороженном виде. О том, какие трудности переживает главный герой, о его чувствах и психологии и повествует роман. Вообще, произведение полное психологизма и философии. Весь акцент делается не столько на событиях, сколько на главном герое, точнее сказать героях, потому что Блэйк не одинок. Он не единственный по своей природе, но второго, подобного себе, находит только в самом конце книги. И здорово, что тем вторым оказывается женщина.

Блэйк попадает в мир, к которому не может привыкнуть. Он в этом мире дисидент, хотя Земля, казалось бы, его родина, но она не принимает его в полной мере. За двести лет здесь многое изменилось и этот мир отторгает Блэйка. Элин — единственная, кто Блэйка воспринимает, хочет с ним быть и даже любит его. Всё это происходит ввиду их общей природы. Да, она такая же как и он, созданная по принципу оборотня. Как же хорошо, что эти двое существ, по-сути являющиеся лишними в этом мире, находят друг-друга и остаются вместе. Именно это и является главной идеей романа. Саймак показывает как важна поддержка для любого существа, будь то человек или оборотень, волк или инопланетянин. Блэйк и убегает из медицинского научного центра, и спасается от преследования своры собак, и знакомится с загадочным существом Брауни, тоже синтезированном, причём с целью производить за Блэйком слежку. Но роман заканчивается хорошо, именно так, как и должно заканчиваться подобное произведение.

Мне этот роман во многом напомнил роман «Снова и снова», того же автора. Там главный герой — Саттон также возвращается на Землю после длительного пребывания в космосе. Земля его не принимает, также, как и Блэйка. Но там ГГ вступает на сторону андроидов, фактически отрекаясь от своей расы. Здесь же Блэйк никого не предаёт, он, по-сути, находит себя и его жизнь обретает смысл, причём для всех трёх сторон его личности.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх