Людмила Улицкая «Лестница Якова»
«Лестница Якова» — это роман-притча, причудливо разветвленная семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. В центре романа — параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы — театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу... В основу романа легли письма из личного архива автора.
Награды и премии:
лауреат |
Большая книга, 2016 // Третья премия | |
лауреат |
Большая книга, 2016 // Победитель читательского интернет-голосования |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гиннунгагап, 27 марта 2024 г.
Скучная, мутная хрень.
10 сюжетных линий перемешанных во времени, часть из которых в виде писем, часть рассказы от первого и третьего лица. Ощущение что подглядываешь в сумбурную жизнь нескольких людей, в жизнях есть события, но нет смысла, за ними скучно и неинтересно наблюдать. Тот же Казус Кукоцкого гораздо интереснее и увлекательнее, в нем есть трагедия жизни талантливого врача вынужденного спиваться, а не идти на сделки с совестью.
Тут же мешанина «слайдов» из разных времен, персонажей, событий.
Не стоит этот талмуд времени на его прочтение, ожидал гораздо большего.
strannik102, 3 января 2024 г.
Stairway to Heaven
Этот роман для меня был трудным. Начать с того, что стартовал он у меня в аудиоформате ещё в начале октября, однако спустя неделю отказал МР-плеер и пришлось взять книгу в бумажном формате в библиотеке. Но тут навалился груз других книжно-игровых обязательств и томик благополучно пролежал на столе перед носом три недели, после чего вернулся на библиотечную полку. Однако тут в начале декабря ожил казалось бы уже умерший (не отзывавшийся ни на какие кнопочки) плеер и книга продолжила звучать голосом чтицы. И в общем-то почти весь декабрь так и был прожит вместе с Яковом и Марией, Норой и прочими героями книги.
Мнение моё об авторском мастерстве Людмилы Улицкой не изменилось — по-прежнему считаю её великолепным русским литератором, мастерски владеющим искусством рассказа и не впадающим при этом в игры в словотворчество и словоблудие — ведь бывает так, что иной автор увлекается играми с образованиями новых слов или употреблением слов и выражений странных и вычурных, выстраивает сложные гиперболы, необычные метафоры и применяет прочую тяжелую литературную артиллерию. Ни в чём таком упрекнуть Улицкую невозможно, никаких игрищ и литературного фиглярства. За что и любим.
Зато Улицкая умеет глубоко проникнуть в психологию своих героев, при этом вовсе не погружая их в страдания-переживания, а делая это исподволь, просто показывая нам этих людей в повседневности жизни. Однако в этом романе такое погружение во внутренний мир героев происходит ещё и эпистолярным способом — в книге довольно много писем от Якова к Марии и к некоторым другим людям. И собственно вся книга и закрутилась вокруг этих самых писем, однажды обнаруженных Норой в старом сундучке…
По мере чтения книги мы то живём с Яковом и его ровесниками (это начиная с первых лет века двадцатого и далее), то перемещаемся к Норе — это начиная с 70-х и далее вплоть до первого десятилетия века уже двадцать первого. И так постепенно чередуя жизнь главных героев, и живём то в одни времена, то в другие. А вместе с временами меняются и обстоятельства жизни героев книги — происходят войны и революции, меняется социальный строй и меняется жизненный уклад, рождаются новые люди и умирают те, кто уже прожил свой век, кто-то эмигрирует навсегда, а кто-то на время уезжает в «благополучную» Америку, надеясь на собственное благополучие и огребая вместо него от жизни по-полной.
И всё это сводится в конце-концов к осознанию одной важной истины, о которой я, читатель, уже несколько лет думаю и смутно ощущаю сам: все мы вместе и каждый из нас появился на свет и проживает свою жизнь не просто так, а прежде всего потому и для того, чтобы стать ступенькой в череде поколений. Что вот я живу только потому, что в глубь столетий уходит пирамида моих пращуров и предков, теперь уже мне неизвестных, и что каждый из них стал такой вот живой ступенькой в этой лестнице поколений и жизней. А теперь уже я стою на своей ступени этой лестницы, и надо мной уже стоят мои дети и внуки, и даст бог доживу, встанут пока что несуществующие правнуки и правнучки, и что так дальше и пойдёт, и лестница эта не прервётся и будет длиться дальше, вверх, в небо и в будущее…
И тут уже Баста подключается с его «Сансарой»...
Вот как не любить творчество автора, когда твои мысли и мироощущения так схожи с ним, с его мыслями и мироощущением...
DemonaZZ, 11 июля 2016 г.
Потрясающее по своему эмоциональному накалу произведение. В свое время я прочитал у Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», это случилось лет 6-7 назад. Было довольно любопытно, но сильных эмоций и волнений у меня тот роман не вызвал. Прочитав «Лестницу» я понял, что книги подобного рода нужно читать, имея за плечами какой то груз прожитых лет, какие то «жизненные встряски», грустные или радостные, не имеет значения. И сейчас, когда спустя почти 10 лет лично в моей жизни произошло много очень хорошего, но также и грустного – «Лестница Якова» прошла буквально через каждую нервную клетку. Роман о жизни, как она есть. Роман о любви. Роман о предательстве. Вроде банальные вещи, но у Людмилы Евгеньевны получилось заставить переживать, грустить, радоваться вместе с героями этой истории. Все таки, друзья и коллеги, мы с вами живем в замечательное время- нет войны. И как бы кому не хотелось- надеюсь её и не будет. А наши с вами бабушки и дедушки, прадеды и прабабушки- разве они хотели воевать?? Разве они не хотели любить, быть любимыми и счастливыми?? Переписка Якова и Маруси меня задела за живое. Особенно письма Якова. Удивительной, трагической судьбы человек.
Немного смутили некоторые нестыковки и «белые пятна» в сюжете, может быть это сделано намеренно автором, не знаю, но ощущение «недоработанности» романа осталось. Собственно, поэтому и не вывожу высший бал.
Любите и будьте любимыми. Будьте счастливы.