fantlab ru

Виктор Конецкий «Вчерашние заботы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.84
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Вчерашние заботы

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Книга известного ленинградского писателя Виктора Конецкого написана в характерном для него стиле, соединяющем выдумку и документальную основу очередного арктического рейса, на фоне которого рисуются характеры современных моряков.

Примечание:

Авторский подзаголовок: Путевые дневники и повесть в них.

// Звезда. 1979. № 5. С. 3–74; № 6. С. 29–129; № 7. С. 37–74.


Входит в:



Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)

Вчерашние заботы. Солёный лед
1980 г.
В сугубо внутренних водах
1983 г.
Морские повести и рассказы
1987 г.
Вчерашние заботы
1990 г.
За доброй надеждой. В четырех книгах. Книга 3. Начало конца комедии. Вчерашние заботы
1990 г.
Полосатый рейс
1994 г.
Вчерашние заботы
2001 г.
Морские повести и рассказы
2017 г.
Морские повести и рассказы
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вчерашние заботы» — роман-странствие, жанр, который Виктор Викторович Конецкий, в общем-то, создал сам для себя. Он действительно написан от первого лица, описывает вполне реальное плавание теплохода «Державино» от Мурманска до Игарки и обратно к Кольскому полуострову. Настоящие дни, часы, минуты, координаты, географические названия, радиограммы… Живые — очень живые! — люди, с которыми судьба сводит автора, отправившегося в арктический рейс не туристом, не журналистом, не «членом Союза» в поисках матерьяльчика — дублёром капитана, поскольку В.В. всю жизнь посвятил флоту. И литературе.

Не раз он подчёркивает: это, дескать, беллетристика. Художественное произведение. Не ищите, мол, буквальных прототипов, не пытайтесь узнать себя или старпома с систер-шипа в том или ином персонаже… Зачем это автору? Кокетством, интригой это не назовёшь, потому что доподлинно известно: узнавали. Обижались, и крепко. До того, что начинали ставить на пути писателя-моряка всевозможные барьеры: от цензуры его повестей до запрещения выходить в море. Матросиков-курсантов, помнится, наказывали за провинности: «Двадцать суток без берега!» А Виктору Викторовичу, недостаточно радужными красками рисующему портрет советского моряка, кара полагалась потяжелее: несколько месяцев без моря. Да разве он мог?..

Если же обогнуть все эти подводные течения, то «Вчерашние заботы» чудо как хороши, сочетая в себе репортажный стиль и юмор с трепетной романтикой, нежность души — с ярым сарказмом, удивительно точные зарисовки «с натуры» — с глубокими и важными размышлениями. И над всем, что бы ни говорил нам автор о «вымысле» — правда, правда, которая в те времена просто пугала многих (особенно критиков и редакторов, особенно выросших на манной каше «соцреализма»).

Лучшее во «Вчерашних заботах» — это, конечно, персонажи. При всех их человеческих и очень понятных недостатках в них просто влюбляешься, и помнишь их годами, и радуешься узнаванию, много лет спустя перечитывая книгу. Обаятельный ворчун стармех Андрияныч, он же Ушастик, простушка-буфетчица тётя Аня, феерический перестраховщик, крепкий задним умом капитан Фома Фомич Фомичёв (ох, как досталось В.В. за этот образ!); матрос Рублёв, открывший в себе талант имитатора; мелькнувшая всего на паре страниц, но словно оставившая за собой светящийся след Сонька — острая на язык, насмешливая, непокорная; и даже старпом Арнольд Тимофеевич, от которого поначалу приходишь в ужас и тоскливое недоумение, смешанное с омерзением — но ведь узнаваем он, чёрт возьми, вот в чём штука…

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ехали мы, ехали...

Это, пожалуй, одна из самых популярных и читаемых повестей Конецкого из всего им написанного и изданного. По крайней мере так кажется мне. Просто потому, что помимо основного содержания — беллетризованного описания путевого дневника о рейсе в Арктику на т/х «Державино» — в повести имеются вставные истории разной степени автономности, юмористичности и объёма. Особенно я бы выделил главу о посещении Фомой Фомичём института красоты, но и рассказы о непорочности буфетчицы Аннушки, о Фоме Фомиче, Сусанне и старцах и о случае в медвытрезвителе и всём прочем с этим случаем связанном — все эти отклонения от генерального курса повести чрезвычайно хороши сами по себе вне зависимости от степени их смешливости или серьёзности и даже некоторой филофичности.

Сама по себе повесть является беллетристикой, т. е. художественно переработанными и поданными в таком виде читателю дневниковыми записями автора, в результате здесь смешались как реальные события того рейса, так и всякие другие художества. Которые, скорее всего, не придуманы автором для красного словца и для литературного украшательства, а просто перенесены в эту повесть откуда из других мест или же слегка приукрашены или ещё как-то литературно обработаны.

Читая эту повесть поистине становишься если не судоводителем, то хотя бы просто членом экипажа и в крайнем случае пассажиром этого судна и разделяешь вместе со всеми соплавателями все особенности ледового рейса по трассе СМП и по Енисею-батюшке, а также все нюансы погрузочно-разгрузочных забот в портах и всё прочее морское.

По-прежнему Конецкий остаётся мастером точных метафор и сочных описаний картин природы и моряцкого быта:

«Берега Колымы. Их увидеть надо. Жуткое величие жёсткости.

Природа, из которой выморожено добро. Скулы спящего тяжёлым сном сатаны. Дьявольские морщины присыпаны снегом. Неподвижность уже внегалактической вечности.

Это мыс Баранов.

Зады России. Их за всю историю видели считанные иностранцы — несколько полярных мореплавателей и учёных. Для большинства это оказывалось последним видением, ибо они гибли от тягот пути. И ещё не скоро увидит русские тылы массовый немецкий, французский, китайский или итальянский зритель. А пока не увидит, толком в России ничего не поймёт.

А на синей воде бухты лежат кораблики, беременные генеральными грузами, а за бухтой дальний берег виден — замороженный тюлень в нежной дымке… Хорошо всё-таки жить на этом свете, господа, если вы уже в порту назначения и скоро тронетесь в обратный путь, ибо — и это главное — ваше судно уже разгружается».

На самом деле приведённые выше пара цитат вовсе не являются единичными и самыми выразительными, просто под рукой в момент чтения их оказались пара клочков бумаги , чтобы сделать закладки. И афористичности и красивостей Конецкому не занимать, сам может раздать их щедрой рукой.

А ещё он для меня (и для некоторых других читателей — почитателей Конецкого) большой мастер настроения. И тонкий и умный собеседник.

Что ж, в январе отправимся дальше с Виктором Викторовичем по морским путям-дорогам, шарик большой и побывать есть ещё где.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга сделала меня на несколько дней американкой – я шла по улице и широко улыбалась. Правда, улыбалась я не прохожим, а книге, которую слушала в аудио формате от прекрасного рассказчика Виктора Конецкого в исполнении не менее прекрасного чтеца Вячеслава Герасимова.

Автор предупредил в предисловии, что не стоит ожидать от книги романтики морских приключений, которые были раньше в книгах о море и моряках, он напишет производственный роман о трудовых буднях моряков торгового флота. И Конецкий не обманул: производственных будней тут достаточно и подробного описания реальной работы портовых и судовых тружеников достаточно с особым акцентом на работе судоводителей. Хотя слегка и покривил душой – в книге достаточно и романтики моря: прекрасных зарисовок суровой северной природы и морской стихии, которые не романтичными трудно назвать.

Книга вообще очень многогранная, когда от лирических отступлений о прошлом автор плавно переходит к философским рассуждениям о работе моряка и жизни в целом, когда следом за мастерски описанными курьёзными ситуациями идут серьёзные и даже трагические эпизоды. Но так или иначе автор не унывает на протяжении всей книги и не даёт унывать читателю. От книги просто веет оптимизмом, при этом не напускным или натужным, а таким простым и естественным, когда автор показывает, что любая самая сложная и на первый взгляд безвыходная ситуация – это не конец света, что всё можно преодолеть, любую проблему можно решить тем или иным способом. Главное, не опускать руки, смотреть на все с оптимизмом и по возможности с юмором. И это никакой не тренинг от современного гуру психологии, который научит вас как правильно выходить из зоны комфорта. Это ненавязчивая беседа по душам от человека, пережившего и поведавшего в жизни такое, что современным гуру психологии не снилось в самом страшном кошмаре.

И конечно же книга подкупает невероятной самоиронией, автор не только с ехидцей проходится по коллегам по морскому цеху, но и у себя замечает и соринки, и щепки, и брёвна, и даже целые лесовозы. По словам самого автора, без юмора в нашей жизни никуда, он помогает снять напряжение, разрядить обстановку, да и просто себя почувствовать человеком, способным действовать в любой ситуации.

Как я писала вначале, Конецкий потрясающий рассказчик, прекрасно умеющий соединять выдумку и реальность, документалистику и художественные приемы. В его книге много сочных ярких сравнений, неповторимых выражений на уровне афоризмов, не употребив ни одного матерного слова он сумел передать неподражаемое умение моряков крепко выражаться.

А какая прекрасная галерея характеров и образов. И опять-таки моряков автор не романтитизирует ни на грамм, ни на полграмма, он в некотором роде развенчивает романтичный образ моряка, созданный книгами и фильмами. Более того автор замечает, что излишний романтизм как раз вредит работе, когда от твоего умения быстро принимать взвешенные решения зависит жизнь людей и сохранность груза или наоборот, не принимать решения, отложить на время пока ситуация не проясниться. И для такого надо быть не романтиком, а прагматиком. Автор замечает, что даже такая суровая и опасная профессия не делает из человека бесстрашного и благородного бессребреника. Люди на флот приходят разные и по разным причинам, и флот их не перевоспитывает, скорей они подстраиваются, но остаются прежними. Я бы сказала, что в этой книге автор выступает в роли сатирика по отношению к коллегам и показывает многие негативные стороны человеческого характера, иногда доходя до гротеска.

В финале автор признался, что это его первая книга, где образы моряков представлены настолько неблаговидными. Хотя и нельзя сказать, что Конецкий в этом романе зациклен на сатире – его персонажи показаны с разных сторон и некоторые в финале открываются совершенно с неожиданной стороны, но без иронии не обошлось и там.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я так не смеялся...Что и не удивительно: Виктор Викторович автор любимых кинокомедий «Полосатого рейса» и «33». Один рейс лесовоза из Мурманска в Певек и обратно — и сколько нового узнаешь: так увлекательно описан труд моряков. Экипаж лесовоза становится для тебя родным словно это твои коллеги, с которыми съел пуд соли. Впечатление от книги — разговор с добрым мудрым собеседником. Рад, что этой книгой открыл для себя замечательного писателя и сколько непрочитанного еще впереди!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх