FantLab ru

Филип Дик «Когти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Голосов:
60
Моя оценка:
-

подробнее

Когти

Claws

Условный цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14

Содержание (части, тома):

8.40 (1273)
-
51 отз.
7.29 (134)
-
9 отз.
7.22 (105)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Смерть Вселенной
1992 г.
Бегство с планеты обезьян
1994 г.
Марионетки мироздания
1994 г.
Молот вулкана
1994 г.
Вторая модель
1996 г.
Особое мнение
2004 г.
Солдаты Вселенной. Лучшая военная фантастика ХХ века
2006 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Фандет экспресс 5'91
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.
Особое мнение
2017 г.
Пересадочная станция
2018 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Time to Come: Science-Fiction Stories of Tomorrow
1954 г.
(английский)
Il passo dell'ignoto
1972 г.
(итальянский)
Machines That Kill
1984 г.
(английский)
Millemondiestate 1986
1986 г.
(итальянский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robot Warriors
1991 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Future War
1999 г.
(английский)
Second Variety
1999 г.
(английский)
The Best Military Science Fiction of the 20th Century
2001 г.
(английский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
The Early Science Fiction of Philip K. Dick
2013 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том І
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от таких известных фантастов как Хайнлайн или Азимов Ф.К. Дик, как правило, не предпринимал попыток связать свои произведения рамками единой Вселенной. Сам литературный метод писателя, его нестандартный подход к известным сюжетам и постоянная игра с законами реального мира делали его работы запоминающимися и узнаваемыми. «Когти» представляют собой мини-цикл из нескольких рассказов, первым из которых стала «Вторая модель». Тема восстания машин в послевоенной фантастике была довольно востребована — страх перед повторением мировой бойни скрещивался с появлением всё большего числа наименований бытовой техники в домах обывателей. Футурологическая экстраполяция логично предполагала, что за первыми телевизорами и стиральными машинками в домах появятся первые роботы-слуги, которые будут становиться всё более совершенными и однажды, вполне возможно, смогут составить конкуренцию человеку.

Далеко не радужный взгляд на ближайшее будущее Ф.К. Дика переносит читателя в годы ожесточенного военного конфликта между странами Запада и Востока, причем Запад находится на грани поражения, теряя последние рубежи и проводя политику эмиграции остатков населения на лунную базу. В этот момент у американцев появляется кардинально новое оружие, способное переломить ход войны — боевые роботы-убийцы, производящиеся на подземных автофабриках. По сути люди запустили неконтролируемый процесс эволюции новой машинной цивилизации — от небольших шаров, вооруженных лезвиями, до настоящих андроидов. У Дика получился классный фантастический боевик с элементами триллера, местами вызывающий ассоциации с кэмпбелловским «Кто ты?». Очень удачно подобрана последняя фраза рассказа, открытый финал здесь вполне уместен, но всё же хочется узнать о дальнейшей судьбе двух цивилизаций, на этот вопрос отвечает рассказ «В мире Йоны».

Если «Вторая модель» — это фантастический боевик, то продолжение написано в жанре хронооперы. Именно в совокупности первых двух рассказов цикла можно говорить о сюжетном сходстве с кэмероновским «Терминатором», где главной идеей была не игра в догонялки с Сарой Коннор, а попытка изменить будущее, воздействуя на прошлое. С помощью машины времени люди будущего хотят попытаться отправиться во времена самого начала войны и выкрасть у молодого ученого документы по созданию искусственного интеллекта. К слову, мотивация героев вызывает вопросы — они отправляются в прошлое не для того, чтобы предотвратить войну, чертежи нужны им только для того, чтобы помочь в послевоенном восстановлении мира будущего. Последствия вмешательства в ткань прошлого поначалу вообще не берутся в расчет, даже теоретически. Если не обращать внимания на этот просчет, то рассказ можно считать удачным, по крайней мере хрестоматийная вещь Р. Брэдбери «И грянул гром» превосходит эту новеллу только красочными описаниями доисторического монстра, а в остальном у Дика получилось ничуть не хуже. В целом, как дилогия цикл смотрелся бы лучше, непонятно зачем Дик искусственно привязал к этой истории продолжение — рассказ «Джеймс П. Кроу».

Третий рассказ цикла — и снова смена жанра, теперь автор обращается к чистой социальной фантастике, темпоральный элемент играет второстепенную сюжетную роль. Читатель переносится в мир далекого будущего, где на Земле господствуют роботы, а люди, живущие с ними в одном социуме, считаются гражданами второго сорта. В общем, начало рассказа очень похоже на «Безработного робота» Г. Гаррисона, только люди и роботы поменялись ролями. Здесь же хочется вспомнить истории о Мультиваке и прочие рассказы о роботах А. Азимова, который утверждал, что ИИ может станет идеальным правителем Земли. Вроде бы Дик с такой точкой зрения не согласен, первые симпатии читателя однозначно будут на стороне главного героя и угнетенных людей. Благо не всё так просто, как кажется. Образ Джима Кроу — явная аллюзия на всех популярных борцов за свободу, типа мартинов кингов и прочих там малькольмов, но подлинную сущность подобных личностей — хитроумных трикстеров-манипуляторов, жаждущих одного — власти — писатель угадал очень точно. Нам предлагается очень интересный конфликт, когда стремление к естественной справедливости вступает в неразрешимое противоречие с эффективностью и целесообразностью. Очень интересны рассуждения членов Верховного совета, где заседают роботы — дискуссия о рабстве и свободе приобретает совершенное иное значение. Ф.К. Дик идет против модной на то время тенденции, по факту обличая всех аболиционистов и сторонников равенства.

Подводя итоги, можно сказать, что первые два рассказа сочетаются между собой достаточно гармонично, заключительная новелла противоречит концовке второго рассказа, но при желании можно считать, что действие «Джеймса П. Кроу» происходит в альтернативной версии будущего. Теория мультивселенной не противоречит фабуле рассказа «В мире Йоны». Каждый рассказ по-своему хорош, выделить лучший затруднительно, все они в разных жанрах, хотя связаны общей идеей взаимоотношения человечества и искусственного интеллекта. Данный цикл — подтверждение того, что талант Ф.К. Дика проявляется даже в его ранних, еще не совсем оперившихся работах.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Когти» цикл, конечно, условный. Это особенно видно по третьему рассказу, в котором никаких прямых отсылок к предыдущим произведениям нет – только исходная ситуация в виде далёкой войны с использованием роботов и подземные заводы, в общих чертах напоминают эти рассказы, но каких-то конкретных черт, типа узнаваемых моделей роботов нет. Мало того, он даже противоречит рассказу «В мире Йоны». Но с другой стороны это можно рассматривать в виде очередного варианта реальности (выходит, уже третьего на просторах данного цикла). Да, надо сказать, это не продолжения, вот как продолжения, а история из одного со «Второй моделью» мира, или даже миров в котором была атомная война и самосоздающиеся в подземных бункерах роботы. И тут ещё раз хочется заметить, что Дик очень щедрый автор – иной бы высасывал из «Второй модели» (первого и, на мой вкус, самого лучшего рассказа) всё, не гнушаясь повторами и переходами в банальные лишенные идей приключения. Дик не таков – мир «когтей» здесь только эдакая отправная точка, а сами рассказы – совсем другое, и совсем о другом. И это, несомненно, радует.

Надо ещё сказать, что каждый из рассказов этого триптиха, несёт в себе черты общего творчества Дика, его главные темы – это, по сути, эдакий концентрат его творчества, или наоборот, учитывая время написание, семена, которые сочно потом разрослись. Во «Второй модели» – вопрос о том, что такое человек, а что только им притворяется, где эта грань, отличающая одно от другого? Да ещё и звенящая паранойя, от которой рассказ держит в колоссальном напряжении. «В мире Йоны» – фантастика темпоральная (я ещё по его романам понял, что Дик один из лучших в этой сфере, и вполне себе способен выдавать нечто оригинальное) и присутствие других, параллельных нашему вариантов реальности (как тут не вспомнить, что Дик на полном серьезе верил, что сам он в своём творчестве видел отражения этих реальностей, выходит, в каком-то смысле Йона – и есть Филип Дик!). «Джеймс П. Кроу» – очередная черта, умение создать необычный мир, а героев сделать тонко соответствующих этому миру. И ещё присутствие человека, который знает будущее (это ведь тоже нередко появляется в его произведения), и вопрос о том, что же он будет делать с этим знанием, в данном случае повисает в воздухе весьма тревожно.

И все рассказы динамичные, насыщенные, так что от них трудно оторваться. Все на прекрасном уровне. Разве что «В мире Йоны», возможно слегка спадает из-за того, что его временной парадокс весьма избит, а общая летучая костистость стиля заставила меня лично чуть ли не перемахнуть его главный смысл, не заметя его.

Но кроме динамичных сюжетов, кроме прекрасного напряжения, кроме неожиданных идей и фантдопущений (всё это на высоте!) эти рассказы, во-первых, ещё и о человеке. По-моему, в них можно даже вычленить и общий взгляд автора на человека, и всё человечество. Вот роботы, которые приближаются к человеческой натуре, потому что учатся уничтожать друг друга. Вот человек, который хочет вернуть мир к двум ужасающим войнам, уничтожавшим почти всё человечество и превративших планету в руины и радиоактивный пепел, потому что это перечеркивает дело всей его жизни и навсегда разлучает его с семьёй. И вот мир роботов, в котором человек – одураченная прислуга, но прислуга сытая, забытая о войнах, и повисший вопрос: а может ли человек управлять человечеством? Управлять так, чтобы всё это снова не скатилось к войне, к боевым роботам и самоуничтожению? Вот так – всё достаточно жёстко, но разве не справедливо? Разве нет в этом суровом и безрадостном взгляде на себя истины? Горько, но справедливо. И подкожно точно.

Это рассказы о человеке. В первую очередь о человеке. И разве уже одно это, проникающее в самую человеческую суть, не делает Дика не просто фантастом, создателем забавных декоративных штук, а автором с большой буквы, стоящим на одном ряду с великими и важными представителями жанра?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх