FantLab ru

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
1382
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Harry Potter and the Methods of Rationality

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Гарри Поттер. Свободные продолжения и вариации на тему»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.

Примечание:

Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.

Коллектив переводчиков: Jack Dilindjer, Moira, Lavash, Loonyphoenix, Alaric, Xeye, StrangeCat, Sergcold, Alexqwesa, Polina, You_know_who, Anzy, Yuliy, baskakov_dima, kle, Chaika-che, Elspet, Asya, Dima, Kaplya smysla, Berik, Remlin, Constantine, Denker, Kuuff, Мария, Антон Скобин, Валя Гаврилова, Илья Nighthawk.

Некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского для популяризации здравомыслия, идей рационального мышления, эффективного альтруизма. Краудфандинг на печать издания прошел в августе-сентябре 2018 года. (сайт проекта).


В произведение входит:

8.73 (33)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 2
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 3
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 4
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга I
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга II
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга III
2018 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Игры Профессора. Том 2
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и методы рациональности. Том 1
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Последний Враг. Том 5
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Тени Смерти. Том 3
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Филосовский Камень. Том 6
2020 г.
Гермиона Джин Грейнджер и Зов Феникса. Том 4
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смог прочитать до конца. Забегая на перед, сразу скажу, что книга подходит для ознакомления с идеями рационализма, не больше. Хотите действительно разобраться — читайте учебник.

Основной преградой перед прочтением для меня стали персонажи этой книги. Зайду немного со стороны, когда читаешь, например, Пратчетта, или Стругацких, или Аберкромби, или Герберта Уэллса, в общем, подставьте любого хорошего писателя, то проникаешься персонажами. Если персонаж особо удачно получился, он воспринимается как личность, хочется узнать как персонаж поведет себя в какой-то другой ситуации — не той, что придумал автор (фанфики не с потолка берутся), т.е. персонажа попросту приятно и интересно воспринимать. Но и есть другая ситуация, когда все действия персонажа вызывают отторжение и непонимание, когда персонаж воспринимается не как нечто цельное, а как кукла-рукавичка автора.

Вы уже вероятно поняли к чему я клоню, я смотрел на этого Гарри Горшочника и думал:«ну давай, автор, покажи мне своего Гарриштейна, когда он там уже разложит эту вашу Гермиону по полочкам...» Я имею ввиду, что очень сложно воспринимать персонажей и ситуации, описываемые в книге, серьезно. Местами персонажи даже вызывали раздражение, из-за того что автор, очевидно, двигал ситуацию в нужную ему сторону, а не развивал естественно. Мне хотелось видеть естественное развитие персонажа, а не вот этого Гарри.

Преградой поменьше(ну я же не поэтому дропнул книгу) стал подход автора в изложении рационализма, ну и в самой сути излагаемого. Знаете, мне уже начинает казаться что идеи излагаемые автором(и не только) приобретают форму некой религии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хотя, по моим наблюдениям, сходство только внешнее, ноги растут из специфики западного науч-попа — люди, которые двигают эту всю тему пытаются «перетянуть» побольше человеков на свою сторону просто постулируя некоторые вещи, так как спорить с противоположным лагерем особого смысла нет. Если человек хочет верить что землю создал Летающий Макаронный Монстр двадцать третьего октября в семнадцать часов двадцать четыре минуты, то хоть убей его, хоть прочитай полный курс геологии и биологии — он будет продолжать думать что землю создал Летающий Макаронный Монстр двадцать третьего октября в семнадцать часов двадцать четыре минуты...)
На самом деле, проблема подачи материала стоит на много менее остро, если вы не человек, который знаком с темой ну уж очень глубоко — отторжения не почувствуете. Да, автор однобоко излагает все эти штучки. Да, многие описанные принципы имеют рекомендательный характер. Да, в реальности многие проблемы носят значительно более глубокий характер, чем в книге, в книге показано так, словно можно махнуть некоторой научной линейкой и минимум половина проблем испариться. Но, все равно, нормально, для ознакомления пойдет!

Еще я немного выпал с попытки рационализации\деконструкции волшебства, не знаю, может автор хотел показать действенность излагаемых принципов ? Это же не законы физики, и не какая-то непротиворечивая, там, система чего-то, крч, это было странно, не хочу тут ничего больше говорить по этому поводу.

Подводя итоги: наука это сложно, нельзя просто следовать правилам и побеждать реальность, не всегда даже понятно какое знание вам нужно, а какое — нет, ведь не все знание имеет, например, равную прогностическую ценность... Многие «методы рационального мышления» это эдакий ключ на десять и каждый ключ, как известно, имеет свою гайку. И перед тем как пускать детей в гараж крутить гайки, им нужно объяснить, что такое ключ на десять, как им пользоваться, для чего он подходит и для чего он не подходит. Надеюсь вы меня поняли, ничто не заменит образования и\или обычного учебника для университета или школы, в крайнем случае есть интернет, при должном умении искать и фильтровать информацию можно разобраться. Нет, я серьезно, чтение учебника в случае если вы хотите разобраться будет интереснее и полезнее. Проблема этой книжечки в том, что она по сути, мало чем отличается от банального постулирования автором своих взглядов закадровым голосом (этим часто страдают начинающие авторы), когда Пратчетт высказывает в книге свои мысли, с ним сложно спорить — он показывает все действием, ситуации и персонажей легко отождествить с окружающей действительностью, поэтому и сложно докопаться. В этом фанфике, в глаза сразу бросается, например, местный Дамблдор, потом в кадре появляется еще и Гарри, они начинают беседу — все, приступ кринжа гарантирован, крч, фанфик странный.

П.С. Пока не забыл свои впечатления, я вообще хотел почитать фэнтези, ну знаете, найти там книжечку какого-то малоизвестного автора, открыть ее, отключить мозг и следить за приключениями очередного попаданца, ну и наткнулся на это, такие там отзывы были на это( 12/10 на кончиках пальцев)... Ни книжки, ни праздника... Короче, теперь я здесь вместе с отзывом.

П.П.С. Как фэнтези книга мной даже не рассматривается. Ну, тут тупо нечего оценивать, автор использует чужую вселенную, со всем наполнением, не просто сеттинг, а вот вообще все, понятно что есть изменения, но «А вы, друзья, как ни садитесь...». Понятно, что в таком случае обсуждать, там, реализацию системы волшебства, ну или правдоподобность экономического и политического устройства общества смысла мало. Поэтому имеем фокус на идейном наполнении и реализации. (я уже говорил что фанфик стремный ?)

П.П.П.С Как вы могли заметить, эта книга меня задела. Хочется еще добавить, что воспринимать это произведение на много легче как стёб. (может это и было стёбом над технофашистом Гарри изначально, просто я не понял... Но, мне слабо в это верится, учитывая, как автор выворачивал отказ от обязательств перед каждой главной, я не фанат Роулинг, но это было просто странно. Может быть, это все была метаирония, и я опять не понял... )

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первый прочитанный мной фанфик. Всегда относился к этому жанру скептически, поэтому не читал такие произведения. Но по рекомендации друзей решился открыть роман и очень рад этому.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» сильно меня увлёк как ни странно своим рационализмом. Мне крайне интересно было проникнуть в голову местного Гарри и познакомиться с его способом решения проблем и анализа ситуаций. У него очень осознанный взгляд на мир, он довольно прагматичен. Но в то же время Гарри умеет быть романтичным и иногда позволяет чувствам руководить ситуацией.

Конечно, есть минусы у произведения. Например, затянутость как некоторых сюжетных ответвлений, так и общей истории. Но мне вообще не хочется думать о недостатках. Так сильно у меня откликнулись идеи этого романа: будь искренним, верным себе и своим друзьям, следуй за своими убеждениями, но постоянно подвергай их сомнению.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивляют многочисленные отзывы от недочитавших. То что не дочитали как раз не удивляет. Книга несколько снобско-интеллектуальная. Не для простачков! Но удивляет тяга последних писать отзывы!

Моего только отзыва тут не хватало... Но кратко не смогу:

Когда эта книга была модной я её не читал. Прочёл год назад, а теперь вот перечитал. Что само по себе уже нонсенс. Не помню когда вообще для себя читал что-либо второй раз. Впрочем, книга явно не ровная. Интересна только первая половина. Я рекомендую читать до 90-ой главы. Всё что после... Если бы автор в тот момент прервался, получилось бы круче. Но потом он увлёкся лихостью запутанных квестов, и книга скатилась в банальный детективный триллер. (Детективно-мистический)

Но первая половина настолько хороша, что искупляет всё остальное.

Здесь много негативных отзывов. И совершенно понятно почему. Большинство их оставивших просто ошиблись дверью. Думали что это типа как у Роулинг. Так вот: Если вы фанат Роулинг и её Потеррианы — НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТУ КНИГУ! Не потому что она оскорбит ваши чувства, (как раз не сильно) а просто не поймёте о чём.

Тут даже кто-то написал что можно читать с 13 лет.

Э...

Нет. Не стоит.

Девчата! В аннотации же написано: ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Я бы рекомендовал читать после 30-ти.

С другой стороны, если не читали вовсе Роулинг, то не поймёте смешные аллюзии. Стоит прежде найти в интернете краткое описание первой части — «Гарри Поттер и философский камень».

Я книжки Роулинг прочитал полностью два раза. Не себе (Боже упаси!), а своим детям в соответствующем их возрасте. Так что в теме.

Тут не раз писали что данный фанфик лучше оригинала. Согласен! Но не столько из-за достоинств фанфика. Скорее столь высокая планка из низкой стартовой базы.

Так при чём же здесь Роулинг и Гарри Поттер? Да вообще сбоку! Просто автору было удобнее излагать свои идеи на готовом материале так же как педагогу удобнее приводить примеры на знакомых ученикам персонажах. При этом основные роли заранее известны и заранее известно кто плохой. И с этим можно не париться. Ну и конечно прикольнее стебать известное многим. Роулинг попала сюда исключительно из-за истерической популярности. Благодаря жанру фанфика автору удалось в лёгкой, доступной форме рассмотреть с позиций логического позитивизма и рационализма сложные проблемы социальной психологии и морали. МОРАЛИ!

Да. Стоит предупредить! Там много субъективного морализаторства. Никогда бы не поверил, что мне понравится книга о морали, пока не прочитал эту. Может из-за нарочитой субъективности это не выглядит пошло? Автор высказав своё мнение как бы отходит в сторону и смотрит сбоку на твою реакцию.

Главный герой — супер-пупер супермен! Что конечно немного раздражает. Но в этом и состоит основная идея. Странно предъявлять претензии, что герой супермен если книга о супермене. Здесь же главный герой обладает навыками рационального мышления на столько совершенными, что не только не соответствует уровню 12 летнего ребёнка, но вообще любого человека. Он по сути квинтэссенция всей эпистемологии 20-го века. Именно такой инструмент нужен был автору для вскрытия поднимаемых в книге вопросов.

Стоит добавить что книга получилась местами смешной. (В первой половине.) А меня трудно рассмешить. Юмор несколько снобский и циничный. Одна бабушка, когда я фыркал от смеха в автобусе презрительно сказала: «А с виду приличный человек...»

Хорошо подумайте, прежде чем решитесь это читать!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мэрисьюшный зануда всем надавал по щам. За год изучения магии одной левой заборол сами знаете кого.

Порой довольно интересно, но в основном занудно до зевоты. Все вокруг гг идиоты, он гений и вообще самый умный на свете.

ГГ вечно всем нудит о чем то. В обычной жизни ему бы уже или в лоб дали, или объяснили, что нудеть по каждому поводу и без, вести себя со всеми как с 5-ти летними нехорошо.

Последние 10 процентов книги вообще бурный фонтан роялей и лютого бреда.

Читать только в случае если ничего хорошего больше нет.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал книгу спустя несколько лет. Тогда впечатления были восторженные, теперь — несколько иные.

Это всё-таки не то, что я ожидал. Я ждал деконструкции жанра, а получил книгу, которая не только действует в парадигме оригинального произведения, но и в целом усиливает его недостатки.

Например, главный герой. Помните, как Снегг говорил о Гарри в настоящем «Гарри Поттере»? За достоверность цитаты не ручаюсь, но там было что-то вроде «Гарри Поттер сам ни на что не способен, а все его достижения — следствие удачливости и работы его друзей». У Юдковского всё совсем не так. Из Гарри он сделал ну совсем уж мусипусечку-избранного-Рэмбо, без которого другие вообще ни на что не способны. Профессор МакГонагалл его боготворит. Главгерой входит в кабинет Дамблдора чуть ли не с пинка. Даже Снегг его побаивается. Других преподавателей как будто бы и не существует (впрочем, как и в оригинале), а если они и показываются иногда, то только ради того, чтоб ещё сильней подчеркнуть гениальность юного дарования. Количество упоминаний прозвища «Мальчик-который-выжил» превосходит все разумные пределы. Он даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победил в магической дуэли самого Аластора Грюма! С помощью всяких трюков, конечно, но всё равно, это уже абсурд.
Ну и, конечно же, все местные девушки хотят Гарри, а сам он гордо им отказывает.

Малфой. Ещё один Супермен. В оригинале Малфой был мерзким мажором, бесящимся с жиру. Тут он — чуть ли не самый адекватный персонаж, который (под влиянием Гарри) даже забывает про свой эээ... магизм? Ну, про плохое отношение к грязнокровкам и прочим маглам. Отец его тоже внезапно превращается в мудреца.

Дамблдор. Я понимаю, идея «дамбигад» очень популярна в фэндоме, но тут Дамблдора выставляют уж совсем каким-то... жалким? От мудрых речей Гарри директора буквально на слёзы пробивает каждый раз, а все его планы максимально наивные

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и, как правило, терпят фиаско/

Я совсем не хочу сказать, что книга плохая. Она очень любопытная, а ближе к финалу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(после смерти Гермионы)
и вовсе начинается лютый драйв. Но этого мало, чтобы постоянно удерживать люопытство при чтении такого здоровенного фолианта, а стремление Юдковского «показать, как всё глупо было у Роулинг» привело к тому, что он использует ещё более странные приёмы, чем автор оригинала.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, которая очаровала меня с самого начала. Автор справедливо пишет, что если дочитали до 6 главы и не втянулись — не мучайтесь.

Я втянулся где-то на 2-й главе.

При том, что я вообще не поклонник «потеррианы» и канон дальше первой книги и первого фильма вообще не осилил(имхо они все таки для 7-11 летних), эту книгу я перечитал недавно четвертый раз.

В общем сам использованный мир не так важен для смысла. Потому что по сути главное не в этом, а в образе мыслей героев, которые и являются сутью повествования.

По сути эта книжка — про попаданца в магический мир, который начинает его разумно и рационально исследовать.

-Если вас раньше огорчало в книгах, почему же герои такие бестолковые, если было непонятно почему они решили действовать так или иначе...

-Если вы думали, читая книги, что на месте героев вы бы не занимались ерундой, а точно бы двинулись к завоеванию мира)

-Если вам нравится «Игра Эндера»

-Если в детстве вы думали, что взрослые вокруг вас идиоты)))

То эта книга для вас.

Из приятного. Многие персонажи получились намного интереснее и глубже, чем в каноне, где они довольно картонные. Поттер и Дамблдор. Тот же Драко стал интересным полноценным персонажем и вариант, что Поттер с ним подружился, логичнее и интереснее, чем в каноне. Да и вся стратегия, где Гарри перетягивает его на сторону науки прикольная)

Из неожиданного.

Профессор Квиррел в книге получается настолько харизматичным со своим расслабленным интеллектуальным цинизмом, что потихоньку перетягивает симпатии читателя на свою сторону)))

Автору пришлось поднапрячься в финале, чтобы этого избежать или хотя бы вернуть баланс...

И тут идеологически неоднозначный момент, потому что если в ходе книги логика Волдеморта нам кажется более адекватной и правильной, чем логика Дамблдора, то куда это приведет читателя?)))

Ставлю 9, а не 10 потому что с середины и ближе к концу повествование начинает местами затягиваться и уже не так динамично читается.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я фанат творений Роулинг, но никогда не оценивал ее романы с точки зрения реальности. А может именно поэтому.

Никогда не задавался вопросами типа «ну и зачем Гарри использовал тот приём а не этот, ведь это надежнее и не привело бы к тем последствиям». Это сказка, господа. И роман Юдковского тоже сказка. Поэтому оценивать его я буду как сказку, не смотря на всю рациональную подоплеку его появления.

Сказка мне понравилась. Да, должен признать, что поначалу слегка сбивала с толку гипервзрослость и динамичность десятилетнего мальчика, но к главе так к десятой это прошло. Сюжет интересный, не тягучий. Наполнен новыми ходами. Заинтересовало смещение акцента на персонажах. Если в оригинальной саге мы уже смирились, что никто кроме Святой Троицы раскрыт не будет, то здесь мы имеем возможность немного окунуться в жизнь других персонажей, а некоторых узнать с другой стороны.

Также понравилось попытка смешать магический и научный миры, но, спасибо автору, научного объяснения того как работает магия не последовало.

Посоветую людям любящим сказки, но обращающим внимание на научный подход к жизни.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал книгу ГПиМРМ, исходил из лежащих на поверхности сведений об авторе как «специалисте по искусственному интеллекту», вроде как разбирающемся в вопросах науки, в связи с чем местами ощущался некий диссонанс, особенно когда попадались комментарии вида «...вневременная формулировка квантовой механики (упомянутая в этой главе) настолько элегантна, что я буду очень удивлён, если финальная версия теории будет использовать время».

Но если посмотреть https://rationalwiki.org/wiki/Eliezer_Yudkowsky и др. источники, то узнаёшь, что Machine Intelligence Research Institute, к которому Юдковский приписан, основан им же самим на деньги Бриана и Сабины Аткинс. Юдковский является самоучкой и не имеет даже законченного среднего образования (high school). Верует в возможность создания искусственного сознания/разума, пророчит «технологическую сингулярность» и безжалостность фантастического разумного ИИ по отношению к человеку на том основании, что этот ИИ не прошёл через процесс эволюции, которым, по предположениям Юдковского, только и формируется психология отвращения к убийствам. Кроме того, Юдковский полагает себя «гением», и о чём сообщает 6 раз в своей «автобиографии». У него были кое-какие конкретные проекты, но все закончились провалом.

Личность автора, его мировоззрение, его выхолощенная мораль (вплоть до «he wrote a short sci-fi story where rape was briefly mentioned as legal»), набор предметов его около/квази-научной веры ни грамма уважения не вызывают, но тем не менее книгу читать довольно интересно. Автор, насколько понимаю — соционический Бальзак (интуитивно-логический интроверт) и в понятиях соционики является «иррационалом», т.е. воспринимающим, а не планирующим типом, у которого инструментальная функция — деловая логика фактов (а не структурная логика отношений; отсюда и планы денежного обогащения через с фокусы со временем при безразличии к теоретическому объяснению как подобные фокусы не приводят к фатальным противоречиям). Вот очевидная манифестация соционической «иррациональности» и логики фактов:

«Третья добродетель — лёгкость. Доверься ветру фактических подтверждений. Позволь ему нести тебя как осенний лист, не выбирая направления. Опасайся идти против этого ветра. В безнадёжной борьбе ты всё равно будешь отступать пядь за пядью, на каждом шагу ощущая горечь поражения.» (Юдковский Э. Двенадцать добродетелей рационалиста)

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На одном дыхании прочел, буквально за несколько вечеров, хотя текст — достаточно объемный.

Поставил бы 9/10, просто потому, что это все же игра, пусть и прекрасная, но чужими персонажами.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что от каждого прочитавшего это объёмное произведение, требуется вступить в секту его безоговорочного почитания. Да посмотрите на баллы даже здесь. Чуть ли не уровень «Мастера и Маргариты». На деле все проще и грустнее. Как и положено фанфику, текст паразитирует на Вселенной Гарри Поттера. Возносят якобы невиданный доселе рациональный подход. Где тут рациональность? Может быть, там, где все герои — от подростков до старцев изображены нудными киборгами. Эмоций у них нет, то, что за них выдается — это бездушный текст. Логика? Ага — на полном серьезе Гарри рассуждает, что Драко Малфой от его залетел. Шляпа несет полный бред при распределении. Мальчик, ещё вчера не знающий про магию, за неполный год уделывает магией разных Воландемортов и Дамблдоров, не напрягаясь, освобождая Беллатрису из Азкабана и строя весь Визенгамот.

Рациональный подход? У Виктора Точинова в «Острове без сокровищ» рациональный подход к известному произведению. Почитайте, действительно неожиданная логика. А здесь поток сознания. Причем, дискретный. Видно, что писано не по единому плану, а какими-то приступами. А уж художественная ценность существует только в экстазе апологетов.

Роман — тест на внутренний снобизм. Мол, пока все читают какую-то беллетристику, настоящий читатель постигает рациональный дзен.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня не получится написать большой отзыв, хотя величина отзыва зачастую прямо пропорциональна объему произведения, а данное произведение по своему объему довольно внушительное. Дело в том, что меня хватило только на семь глав. Вполне возможно, что мне стоило бы почитать еще, но я до конца седьмой главы еле дотянула, поэтому здесь и остановлюсь.

Меня посещает мысль, что если бы задумка этого текста не была привязана к Вселенной ГП, то мог бы получится перевариваемый фанфик, но товарищ Юдковский решил, что серия ГП — это отличный полигон для своих писательских экспериментов.

Что не так (со мной или с текстом)? На самом деле мелочи заставили меня перестать читать: плохо прописанные герои и отсутствие психологизма, убийство с особой жестокостью магической атмосферы Хогвартса и всей волшебной Британии, неверное понимание того, как работают заклинания и любое магическое воздействие. Последнее можно пояснить:

— Мешочек с элементом 79, — пробормотал Гарри и вытащил из кошеля-скрытня пустую руку.

Большинство детей приобрело бы сначала волшебные палочки.

— Мешочек оканэ, — сказал Гарри. Тяжёлый мешочек с золотом прыгнул в раскрытую ладонь.

Гарри вынул его наружу, потом сунул обратно в кошель. Вытащил руку и вновь засунул её, произнося:

— Мешочек универсального эквивалента стоимости товаров, — на этот раз рука осталась пустой.

У Гарри Поттера уже был один волшебный предмет — зачем ждать чего-то ещё?

— Профессор МакГонагалл, — обратился Гарри к притихшей ведьме, которая шла рядом, — скажите мне два слова на языке, которого я не знаю. Пусть одно из них означает «золото», а второе — что-то другое, но не объясняйте, какое из них как переводится.

— Ахава и захав, — ответила МакГонагалл, — это на иврите, другое слово означает «любовь».

— Спасибо, профессор. Мешочек ахава, — ничего не произошло.

— Мешочек захав, — мешочек с золотом очутился в его руке.

— Захав означает «золото»? — спросил Гарри.

МакГонагалл кивнула.

(Глава 6. Ошибка планирования)

После прочтения серии ГП все прекрасно помнят, что просто совершая заклятие Авада Кедавра без внутреннего желания и ментального настроя, никто не добьется результата. И так во всем. Ментальный настрой определяюще важен во всех магических действиях. То есть выше описанная ситуация не могла произойти — не понимая слов, Гарри не смог бы получить золото из кошеля, а требуя мешочек с элементом 79 — мог бы, так как его фраза напрямую определяет понятие «золото» (у него этот четкий образ прорисован в голове).

Таким образом я считаю, что нефанаты и не читавшие ГП могут ознакомится с данным текстом. Но любителям и обожателям Волшебной Вселенной Роулинг (включая меня) я бы не советовала читать данный текст.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я впечатлён.

Не методами рацинального мышления как таковыми, хотя и они роман не портят. Не густо замешанной мартисьюшностью, хотя она здесь глядится исключительно к месту. И даже не «деконструкцией» исходного цикла Роулинг, хотя без неё ничего бы не получилось. Как ни странно, меня задела сильнейшая эмоциональность этого текста. Я смеялся в автобусе, пугая потрясённых пассажиров, а иногда с трудом сдерживал слёзы. И пафос, который не нравится некоторым читателям, здесь играет исключительно полезную роль.

Ну а как же иначе? Как без пафоса писать о герое, который поставил своей целью уничтожить Смерть? Мы привыкли, что со смертью бороться нельзя, мы придумали для неё множество оправданий и объяснений, а вот Мальчик-который-выжил этих объяснений и оправданий не признал!

Он здесь вообще решительно другой, что в оригинале. Он ребёнок в редкие моменты, и это ребячество подчёркивается автором несколько нарочито — как признание ошибок.

Здесь вообще всё по иному. Герои здесь глубже, живее, чем в оригинале. А с другой стороны — парадоксально упрощённее. Так выглядят МакГонагал и Снейп (хотя я предпочитаю другую транскрипцию его фамилии). Несомненной удачей можно считать Квирелла... ну и Волдеморта, который, опять же в отличие от оригинала, хоть и Зло, но Зло не абсолютное, а только на 99 процентов. Чудесна Гермиона, особенно в финале, когда грива её несколько спутана.

Ещё раз, я впечатлён.

Хотя сам Гарри Поттер то ещё чудовище.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У вас найдётся минутка поговорить о методах рационального мышления и пророке их Элиезере Юдковском?

После многочисленных рекомендаций наконец-то и я приобщился к одному из самых известных фанфиков во вселенной Гарри Поттера — настолько известном, что у нас собрали 14 миллионов на краудфандинге, чтобы выпустить печатную версию. Приобщился — и проникся, настолько он мне понравился, пусть и с отдельными оговорками.

В фанфике 122 главы, которые занимают около 1800 страниц формата ~А5 (три тома). В самом начале Юдковский предупреждает, что если вам не зашли 10 первых глав, то дальше не стоит тратить драгоценное время. На мой вкус, это не лучший способ определить, понравится или нет — для меня «точкой невозврата» стала сцена с первым дементором. К ней уже раскрывается профессор Квиррел и роман обретает больше «художественности» с жирным влиянием «Игры Эндера». А вот первые 10 глав получились чересчур претенциозными — Гарри тыкается в знакомые сцены и общается со знакомыми персонажами, и пытается всячески навязать правила своей игры. Скучновато, да ещё с не всегда уместными инфодампами. Зато в дальнейшем!..

ГПиМРМ рассказывает про Гарри, который вырос в семье профессора. Он начитался научной и фантастической литературы, у него были частные учителя, в общем, настоящий вундеркинд. Это фундаментальное отличие этой AU от канона. Разумеется, есть и ещё несколько изменений, но именно эту условность можно считать ключевой, потому что она позволяет адекватно полемизировать с Роулинг.

Для протокола — я считаю мир и книжки Роулинг добротными, ценю за влияние в фантастику и детскую литературу, сам зачитывался и собирал коллекцию. Но вместе с тем признаю слабую проработку сеттинга и то, как наивно показан конфликт, который должен быть куда страшнее. Мир «Поттера» не пинал только ленивый, тыкая в Маховики времени, магическую систему и тому подобное. Мне кажется, ругать за это книги Роулинг... ну слишком тривиально. А вот переосмыслить и сшить бессвязные элементы намного сложнее — и Юдковскому это прекрасно удалось.

Как работает трансфигурация? Почему регенерируют тролли? Что такое дементоры? От чего зависит магическая сила? Автор обстоятельно прошёлся по этим и другим вопросам, пытаясь показать непротиворечивую картину — и это вполне получилось. Юдковский не только залатал дыры, но и научил других героев осмысленно относится к этому миру. Поэтому авроры (мракоборцы) используют Маховики времени и самые быстрые мётлы, враги применяют чары изменения памяти, а Волдеморт строит кошмарный план по умерщвлению врагов, включающий отсечение рук и ног. Ну и, конечно, создаёт не семь крестражей, а СТО СЕМЬ.

Ещё Юдковский блестяще, на мой взгляд, выписал профессора Квиррела, к которому всю книгу испытываешь противоречивые чувства из-за его взглядов, характера и монологов. Его задушевные беседы с Поттером о вселенной, магии и людях занимают десятки и десятки страниц — но совсем не утомительных. Вместо Защиты от Тёмных искусств Квиррел ведёт Боевую магию, которая почти целиком отсылает к «Игре Эндера»: студенты учатся сражаться, изучать обстановку и координироваться в командах. Ну и, конечно, Поттер учится искать решения в самых-самых безвыходных ситуациях.

У меня не выходит из головы мысль, что ГПиМРМ — это правильная версия «Первому игроку приготовиться». Книга значительно опирается на знание контекста и отсылает к десяткам известных произведений. При это Гарри, знакомый с ними, открыто эти знания проявлет: сравнение Дамблдора с Гендальфом, копирует Виггинса в соревнованиях и применяет заклинания из D&D. Юдковский как правило не ставит отсылки ради отсылок, а забавно (или со смыслом) вписывает их в контекст, а герои постоянно рефлексируют по этому поводу.

Больше всего в ГПиМРМ меня зацепила «художественность», под которой я понимаю и проработку героев, и «химию», и развитие сюжета, и связь отдельных элементов. Я не знаю как, но Юдковскому удалось написать не столько полемику-размышление на тему, сколько чертовски увлекательный роман, который в голове вытесняет официальный канон! Если я когда-нибудь возьмусь за ролевую игру по вселенной ГП, то явно позаимствую из фанфика некоторые аспекты сеттинга. Арки Азкабана, Визенгамота, нападение тролля и финал — это всё прочиталось на одном дыхании. Ничуть не жалею, что изменил своему списку на прочтение.

Правда, и некоторые недостатки тоже смутили. Чтобы Гарри не казался 100% Мэри Сью он иногда совершает ошибки — чаще всего, они объясняются сюжетно (одно удовольствие смотреть, как ему приходится иметь дело с последствиями). Но есть и несколько «да это же очевидная тупость!», будто персонаж внезапно глупеет. Причём сам Юдковский в своих статьях призывал бороться с этим приёмом в литературе. Упрекнуть в глупости в самом финале (и некоторых отдельных сценах) можно и главного злодея. Особенно в той самом эпизоде, когда автор призывает читателя подумать самому и выдвинуть теорию (у меня, к слову, была довольно близкая версия — только с самопожертвованием).

Ещё мне показалось, что Юдковский не дал развиться альтернативным идеям — например, Люпин и Дамблдор поднимали темы принятия смерти (Гарри же топил за бессмертие). И если в уста Поттера Юдковский вкладывал развёрнутые аргументы, то речи взрослых не выдерживали критики. Возможно, поэтому писатель и задвинул героев не-рационалистов вроде Рона. Можно сказать, мне не хватило убедительных героев не-рационалистов, которые могли бы показать достойный уровень аргументации.

В остальном же преимущества напрочь затмили недостатки — книга наверняка стоит вашего прочтения. Это удивительное произведение, настоящий постмодернистский срез, рассчитанный на тех, кто в детстве читал Гарри Поттера.

==========

В будущем, когда потомки человечества расселятся от звезды к звезде, они не станут рассказывать своим детям историю Старой Земли до тех пор, пока те не будут достаточно взрослыми, чтобы выдержать её. И, услышав её, дети заплачут, узнав, что такая вещь, как смерть, вообще когда-либо существовала!..

...Вы не непобедимы, и однажды человеческий род уничтожит вас. Если я смогу, я уничтожу вас сам, силой разума, магии и науки. Я не буду прятаться от смерти в страхе, пока у меня есть хоть малейший шанс на победу. Я не позволю смерти коснуться себя, я не позволю ей коснуться тех, кого люблю. И даже если вы уничтожите меня раньше, чем я уничтожу вас, за мной придут другие, а за ними ещё и ещё, до тех пор пока рана мира наконец не затянется...

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне это произведение напомнило настройки тарифа у одного мобильного оператора: при одной цене можно понижать или повышать один параметр за счёт другого. То же самое и здесь: здешний Гарри проявляет свои навыки изворотливости и дьявольского ума за счёт пропорционального отупления автором оппонентов (Дамблдора и т.п.) В этом Гарри Юдковский настолько увлёкся самолюбованием, что потерял всякие берега. И патронус-то у него самый-самый; и превращать может частями, а не как другие «тугодумы» только целым; и смерть-то для него всего лишь досадное недоразумение, которое существует лишь по тупости предшественников; и член у него по колено, а не как у других с берёзовую почку. Меня это запредельная мэрисьюшность героя, честно говоря, доканала.

Юдковскому даже в голову не приходит, что существуй волшебство на самом деле, оно было бы основано на совсем других принципах, а не сугубо научных теориях.

Да, есть и достоинства:

1. Бой под водой описан весьма живо. Это именно то, чего не хватало настоящему Гарри.

2. Вкрапления в произведения примеров рационального мышления.

Но беда в том, что если эти вкрапления вычесть, то останется то самое, посредственное, насквозь пронизанное мэрисьюшностью графоманство, которое я всеми силами избегаю. Это очень слабо. Юдковский со своим ГПиМРМ это очередной Коэльо со своим «Алхимиком», только ЦА несколько иная, так сказать, претендующая на интеллектуальность.

Мог бы поставить оценку и повыше, но честно говоря, меня раздражает то количество сектантов, которое вокруг него развелось. Носятся с ГПиМРМ как с писанной торбой, пляшут с бубном, воспевают гимны и я уже не могу воспринимать его рационально, да и не хочу.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«— Он пытался меня убить.

— О, ради Мерлина, да, он пытался вас убить. Привыкайте. Лишь скучных людей никогда не пытаются убить.»

Об этой трилогии нужно начинать рассказ с отставленного мизинчика и «Книга не для всех», но никакая книга не для всех, потому я воздержусь. Хотя некоторые рецензии в стиле «Обоже, как это было скучно и непонятно» вызывают желание настучать авторам по башке, особенно когда под ними красуются плашки типа «Я великий эксперт, я очень хорошо разбираюсь в буковках» (ненависть-мод офф).

Я много раз слышала об этой книге краем уха, но очень краем и никогда не пыталась ничего выяснять, потому что фанфики мне не интересны в принципе. А потом я другим краем уха услышала фамилию автора и, блин, так бы сразу и сказали!

Сначала это охерительно смешно, потому что когда в мир ГП врываются логика и здравомыслие… это смешно, правда.

Потому это ужасно интересно. Потом очень серьезно и зачастую грустно.

Под конец автору хочется оторвать руки, потому что кульминация и финал утоплены в бесконечных блаблаблаблаблаблбалбалбалба, ну зараза, не может быть в мире злодея, который не останавливается на каждом витке развязки и не принимается многословно пояснять, что им двигало и почему это произошло вот так, и уже по этому блаблаблаблаблаблабла понятно: да нормально всё закончится, ведь пока злодей блаблаблаблбалба – у героя есть время подготовиться, а у читателя – попить кофе, испечь торт и поспать, и читателю совсем не страшно, пока он печет торт.

Есть в этой истории и откровенные затянутости, и еще более откровенные загоны, и долгие смены фокуса, обусловленные лишь тем, что автору было надо развить другую линию, чтобы закрыть первую, и брошенные сюжетные линии, и недосказанности всяких важных вещей. Есть много здорового и не очень здорового цинизма, объяснения гармонии алгеброй, старых персонажей на новый лад, всё с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почти нет квиддича, Рона и вообще Гриффиндора, Хагрида нет, Малфоя перевоспитаем, Дамблдор убил камень и сжег курицу, к режиму зомби Квиррелла есть вопросы, за Снейпа обидно.
Но главное – всё равно оно остаётся интересным, все вот эти как-что-зачем и узнавательные крючочки тянут читателя дальше совершенно неумолимо. Настолько неумолимо, что я по ночам читала это с телефона: меня бесило, как долго книга открывается в читалке, и это единственная книга, которую я читала с телефона, черт возьми.

«Вы дали ему мантию-невидимку, у него иммунитет к сыворотке правды, и он дружит с близнецами Уизли! Альбус, вы представляете, во что втянули эту школу? — её голос был на грани вопля. — К седьмому году его обучения от Хогвартса останется лишь дымящаяся дыра в земле!

Альбус откинулся на спинку своего огромного мягкого кресла и сказал, улыбаясь:

— Вы забыли о Маховике времени.

Минерва не выдержала и вскрикнула. Но негромко.

Северус протянул:

— Стоит ли мне научить его варить Оборотное зелье, директор? Просто для полноты картины, на случай, если вы не удовлетворены размахом возможностей вашей ручной катастрофы».

Читать? Читать. Соглашусь с авторским мнением в предисловии: первые пять-десять глав дадут представление о том, надо оно вам или нет.

А если не надо – нечего давиться тремя томами этого кактуса и потом гневаться, какой автор плохой, пушта написал не то, что вам хотелось прочитать ;D

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх