fantlab ru

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1707
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Harry Potter and the Methods of Rationality

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Гарри Поттер. Свободные продолжения и вариации на тему»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.

Коллектив переводчиков: Jack Dilindjer, Moira, Lavash, Loonyphoenix, Alaric, Xeye, StrangeCat, Sergcold, Alexqwesa, Polina, You_know_who, Anzy, Yuliy, baskakov_dima, kle, Chaika-che, Elspet, Asya, Dima, Kaplya smysla, Berik, Remlin, Constantine, Denker, Kuuff, Мария, Антон Скобин, Валя Гаврилова, Илья Nighthawk.

Некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского для популяризации здравомыслия, идей рационального мышления, эффективного альтруизма. Краудфандинг на печать издания прошел в августе-сентябре 2018 года. (сайт проекта). Необходимая сумма в 1,086 миллиона рублей была собрана в течение первых 30 часов, а всего проект собрал более 11,4 млн руб. Комментарии к книге и вёрстку русского издания выполнил Лин Лобарев.



В произведение входит:


8.61 (49)
-
8.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 2
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 3
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 4
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга I
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга II
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга III
2018 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Игры Профессора. Том 2
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и методы рациональности. Том 1
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Последний Враг. Том 5
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Тени Смерти. Том 3
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Филосовский Камень. Том 6
2020 г.
Гермиона Джин Грейнджер и Зов Феникса. Том 4
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот удивительный случай, когда фанфик лучше оригинала. Чем лучше? Тем, что эта книга для взрослых. Нет волшебной сказки, с элементами хоррора в конце.

Есть бодрое, местами заумное, от чего только еще более интересное Science Fantasy. Отрицательные персонажи не вызывают отвращения. От положительных персонажей не тошнит. Бессмысленного бреда на порядок меньше чем в каноне. Персонажам, и злым и добрым, веришь и понимаешь их мотивы. Из минусов — бредятина про корреляцию способности мальчиков влюбляться с половым созреванием, и чудные рассуждения ГГ про свою десятипроцентную вероятность стать геем, с началом поллюций, что, впрочем, полагаю, некий дресс-код западной интеллектуальной элиты, и произведения не портит.

Очень достойная книга, невзирая на ее вторичность.

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что от каждого прочитавшего это объёмное произведение, требуется вступить в секту его безоговорочного почитания. Да посмотрите на баллы даже здесь. Чуть ли не уровень «Мастера и Маргариты». На деле все проще и грустнее. Как и положено фанфику, текст паразитирует на Вселенной Гарри Поттера. Возносят якобы невиданный доселе рациональный подход. Где тут рациональность? Может быть, там, где все герои — от подростков до старцев изображены нудными киборгами. Эмоций у них нет, то, что за них выдается — это бездушный текст. Логика? Ага — на полном серьезе Гарри рассуждает, что Драко Малфой от его залетел. Шляпа несет полный бред при распределении. Мальчик, ещё вчера не знающий про магию, за неполный год уделывает магией разных Воландемортов и Дамблдоров, не напрягаясь, освобождая Беллатрису из Азкабана и строя весь Визенгамот.

Рациональный подход? У Виктора Точинова в «Острове без сокровищ» рациональный подход к известному произведению. Почитайте, действительно неожиданная логика. А здесь поток сознания. Причем, дискретный. Видно, что писано не по единому плану, а какими-то приступами. А уж художественная ценность существует только в экстазе апологетов.

Роман — тест на внутренний снобизм. Мол, пока все читают какую-то беллетристику, настоящий читатель постигает рациональный дзен.

Оценка: 5
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне это произведение напомнило настройки тарифа у одного мобильного оператора: при одной цене можно понижать или повышать один параметр за счёт другого. То же самое и здесь: здешний Гарри проявляет свои навыки изворотливости и дьявольского ума за счёт пропорционального отупления автором оппонентов (Дамблдора и т.п.) В этом Гарри Юдковский настолько увлёкся самолюбованием, что потерял всякие берега. И патронус-то у него самый-самый; и превращать может частями, а не как другие «тугодумы» только целым; и смерть-то для него всего лишь досадное недоразумение, которое существует лишь по тупости предшественников; и член у него по колено, а не как у других с берёзовую почку. Меня это запредельная мэрисьюшность героя, честно говоря, доканала.

Юдковскому даже в голову не приходит, что существуй волшебство на самом деле, оно было бы основано на совсем других принципах, а не сугубо научных теориях.

Да, есть и достоинства:

1. Бой под водой описан весьма живо. Это именно то, чего не хватало настоящему Гарри.

2. Вкрапления в произведения примеров рационального мышления.

Но беда в том, что если эти вкрапления вычесть, то останется то самое, посредственное, насквозь пронизанное мэрисьюшностью графоманство, которое я всеми силами избегаю. Это очень слабо. Юдковский со своим ГПиМРМ это очередной Коэльо со своим «Алхимиком», только ЦА несколько иная, так сказать, претендующая на интеллектуальность.

Мог бы поставить оценку и повыше, но честно говоря, меня раздражает то количество сектантов, которое вокруг него развелось. Носятся с ГПиМРМ как с писанной торбой, пляшут с бубном, воспевают гимны и я уже не могу воспринимать его рационально, да и не хочу.

Оценка: 3
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго приходилось слушать хвалебные отзывы на данное произведение. Дескать, оригинальная идея, посетившая автора, сделала «Методы рационального мышления» лучшим фанфиком по «Гарри Поттеру». Реальность оказалась очень далёкой от этих радужных обещаний.

На мой взгляд, толпа двенадцатилетних вундеркиндов (а трое это уже толпа) – очень неудачная идея автора, которая говорит о его творческой ограниченности. И ладно, если бы в фанфике был изменён характер одного Гарри Поттера. Но ведь подобной корректировке подверглись и других герои. И если Гермиона и у Роулинг была очень умным ребёнком, то Драко Малфой никак не тянет на роль малолетнего гения! При этом переделка личности Малфоя-младшего – это только начало и в дальнейшем число таких вот «альтернативных» персонажей по мере написания романа будет только возрастать…

Как я понял, одной из задач романа была задача столкнуть научное, полное рационализма мировоззрение учёного с миром, где чудеса и магия – самое обычное дело. В начале у автора это получается неплохо (во всяком случае реакция образованного человека на превращение МакГоннагал в кошку описана весьма интересно), но потом повторение одного и того же приёма начинает быстро надоедать. Чтобы избежать падения темпа событий и добавить интереса к своему роману писателю приходится громоздить всё новые и новые линии сюжета. В результате вместо стройного и продуманного произведения получается песня в стиле акына: о чём вижу, о том и пою. Кстати, у оригинального «Гарри Поттера» с продуманностью сюжета дело обстоит гораздо лучше, поэтому «Методы рационального мышления» на фоне оригинала смотрится откровенно жалко.

Итог: чересчур переоценённая вещь. Завязка – неплоха, но дальнейшее развитие сюжета принесло мне сплошные разочарования. На «Гарри Поттера» есть фанфики гораздо лучше, чем этот.

Оценка: 4
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое что надо понимать об этой книге: это фанфик. Возможно, у меня изначально предвзятое отношение к фанфикам – я считаю их проходной фазой обучения, когда у писателя нет желания придумывать свой мир и персонажей, а тренироваться писать надо. Но по крайней мере этот фанфик мои предрассудки лишь подтвердил – написано несерьезно. В рваном ритме переходя от крайне сомнительных шуток (ни разу не улыбнулся) к чернухе, а затем к цитатам из книг по логике. Повествование не блещет качеством, зато изобилует крайне сомнительными моментами, разрушая любую атмосферу, какую бы автор ни хотел построить, если вообще пытался. Персонажи достаточно примитивные, причем не плоские, а скорее инструментальные: автор доносит до читателя свои идеи максимально прямо, поэтому целостность и реалистичность персонажей и их диалогов его не заботят.

Идея сюжета изначально интересна: заменить классического Гарри Поттера на профессора логики, противопоставить фэнтезийной магии реальную науку. Однако, получившее больше походит на классическую проблему неопытных писателей фанфиков – «Мэри Сью персонажа». Для тех, кто не в курсе, определение из вики: персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Собственно, именно из этого и получается Поттер Юдковского: «а вот я бы на месте Гарри Поттера, ух…». Персонажам-любимчикам автор вкладывает в уста собственные фразы, нелюбимые персонажи просто назначаются сумасшедшими идиотами. Большинство высказываемых откровений, при этом, имеют явно назидательный тон, будучи в основном преподносимыми как истина в последней инстанции. Которую 11-летний вундеркинд высказывает напрямую, а не постигает в жизненных трудностях. Возможно, конечно, кроме явной неестественности персонажа, дополнительную сложность для сопереживания ему является его возраст, и более юным читателям книга понравится больше.

Оригинальные книги Роулинг о Гарри Поттере я не читал, разве что фильмы смотрел. Но ярым поклонником ее творчества не являюсь. По идее, вполне себе хорошая, атмосферная сказка. А вот Юдковский всю атмосферу, конечно, портит. Но это что касается художественной части. Изначально мне советовали эту книгу как имеющую отличный научный посыл, и популяризаторскую функцию, поскольку я являюсь кандидатом технических наук и много занимаюсь философией науки. Поэтому проблемы познания и истины мне профессионально близки. В изложении Юдковского они большей частью действительно соответствуют современным научным теориям и исследованиям. Но, как известно из тех же теорий, факты могут менять свои значения в контексте разных исходных парадигм. Поэтому непреклонность и назидательность изложения идей в виде вселенской истины, меня лично настораживает. Какой бы благонамеренной ни была у автора пропаганда своих взглядов, в такой форме она прямо кричит о своей сомнительности. Наука характеризуется разными школами мысли и точками зрения. На тот же радикальный консеквенциализм можно найти много томов справедливой критики. Хотя по отдельности, идеям сциентизма Юдковского мне иногда хочется лишь аплодировать, такое их нагромождение в одной детской, по своей сути, книге – это уже перебор.

Сущность повествования при этом остается в той же детской, черно-белой канве, борьбы добра и зла. Автор лишь подключает свои идеи о том, что такое добро, не очень-то принимая моральные полутона. Это лишь обостряет ощущение пропаганды, даже когда те самые идеи-то вы, в основном, разделяете. Насколько я могу судить (не прочитав оригинал), даже на жизнь Поттера Роулинг выпало больше реалистичных моральных полутонов внутренней борьбы, чем на Поттера Юдковского.

При всем при том, есть замечательная полноценная серия книг. Тёмная фентези для взрослых. С комплексными, неоднозначными персонажами. С отличными, продуманными миром и системой магии. С глубокими философскими мыслями из лучших монографий, без всякой назидательности к читателю. Заставляющая задуматься над этими мыслями, исходя из повествования, а не из их прямого изложения. И с все той же начальной идеей постижения человеком науки внезапного для него мира магии. Это серия «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Бэккера. Из-за похожих сюжетных идей я просто не мог не сравнивать, и книга Юдковского тут явно в проигрыше.

Таким образом, я не могу порекомендовать вам эту книгу Элиезера Юдковского. Она может понравится тем, кто не знаком с философией науки, но уже имеет такой жизненный опыт, который просит облечь его в подобную словесную форму. Но лучше почитайте научно-популярную литературу, я бы рекомендовал книги Дэвида Дойча. Она может понравится любителям фанфиков – но я читал фанфики и лучше. Она может понравится любителям Гарри Поттера – но только если они не обеспокоены каноничностью и не слишком требовательны к качеству повествования. Наверное, это книга для людей на пересечении этих социальных подмножеств. И в определенном поколении, как я понимаю, достаточно много людей подходят под эти условия. Для меня эта книга… ну, местами была неплоха. Но в целом – не оправдала ожиданий.

Оценка: 4
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трансфигурировать можно только предметы целиком. Нельзя трансфигурировать половину спички в иголку, придётся трансфигурировать весь предмет. И это нелепо. Предметы состоят из атомов. Множества крохотных точек. Нет никакой связности, нет никакой целостности, есть лишь электромагнитные силы, удерживающие крохотные точки вместе…

Это очень неординарная книга. Одиннадцатилетний мальчик, обладающий научным мышлением, попадает в мир, где магия абсолютно реальна и... начинает в полную силу использовать свои знания. Вселенная реагирует на странную фразу «Вингардиум левиоса» и локально отменяет законы гравитации? Да ну, бред какой-то. Вы храните золото в подвалах, охраняемых драконами? Да вы хоть что-нибудь слышали об экономических законах? Вы даете мне машину времени как средство от бессонницы? ДЕЙСТВУЮЩУЮ МАШИНУ ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО ОТ БЕССОННИЦЫ? Ваш мир вообще нормален? Кстати, помните такой мультфильм, «Ивашка из Дворца пионеров»? Некоторые моменты и идеи похожи.

Это очень веселая книга. «— Мстить? — переспросил человек с деревянной ногой. — Киту? Нет. Я решил просто продолжать жить своей жизнью.» В тексте множество шуток, нелепостей и хорошего доброго юмора.

Это очень хорошо написанная книга. Для фанфиков редкость, но это полноценное литературное произведение с адекватным сюжетом, разными героями, диалогами и продуманными действиями героев, злодеев и массовки. Эту книгу действительно легко читать.

Это очень рациональная книга. Проверка магии с помощью опытов, расчет вероятностей при принятии гипотез, рассказы об известных социально-психологических экспериментах, конформизм, нонконформизм и групповое мышление в наличии.

Это очень нерациональная книга. А одиннадцатилетние ученые и не умеющие даже не размышлять, а думать взрослые, заговоры с множественным уровнем вложенности, планы более чем из трех пунктов и многое другое — это не то, что выдает рациональность. Кроме того не стоит множить сущности без необходимости, а сюжетный ход с Гермионой, камнем и тому подобным — это хорошо для шаблонов, но плохо для рационального мышления.

Главное. Это очень длинная книга. Нет, не так. Это книга грандиозного размера. Не знаю, как так получилось, но она, например, в полтора раза (!) длиннее, чем весь «Властелин Колец», хотя количество событий и героев у Толкиена будет побольше. К концу повествования я начал забывать, о чем говорилось десяток глав назад. Хотя стоит отдать должное, даже тут интриги развиваются быстрее, чем у Мартина.

Что в итоге: если бы произведение было раза в два-три короче, а дети вели себя более похоже на детей, то было бы однозначно 10. Так, увы, высший балл поставить не могу, даже если принять за внимание то, что это фанфик. В остальном книга великолепна. СО — сверх ожиданий.

Оценка: 8
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю отзывов, написанных людьми не прочитавшими книгу полностью или остановившихся на 10 главе. Автор же прямым текстом предупреждает — первые 10 глав это введение, знакомящее со стилем дальнейшего повествования.

«Недетский» образ мышления Гарри прекрасно объясняется прямым текстом ближе к концу, если вы не догадаетесь о причинах этого раньше. В самом начале так же говориться, что мысли мальчика не всегда истина, а лишь следствие его характера и жизненных обстоятельств. Раскрытие персонажей происходит на протяжении всей истории, и если вы не будете делать преждевременных выводов аля «Фу, Дамблдор тряпка, испортили персонажа» то и по прочтении книги чувств незавершённости или неясности по поводу некоторых личностей у вас не останется.

Уже и не помню как наткнулся на этот фанфик, но теперь для меня это та история о Гарри Поттере, которую я помню и скорей всего когда нибудь перечитаю. Оригинал Роулинг — сказка, в которой приходиться усыплять критическое мышление и просто наслаждаться выдуманным миром. А вот читая ГПИМРМ можно наконец расслабить разум и перестать притворяться человеком, который верит, что в мире магии никто даже не задумывается о её природе. Главный герой сам задаёт вопросы, которые возникли бы в голове у человека, искренне стремящегося понять окружающий его мир.

Как итог: Мне читалось (и перечитывалось) легко, интересная, проработанная история, разбавленная теорией тех самых «методов рационального мышления» и размышлениями о различных аспектах жизни, приятный юмор (особенно для тех, кто когда то читал оригинал), большой объём (несомненно плюс как по мне) и легкочитаемый слог (спасибо переводчикам). Если вы не специалист с учёной степенью в области мышления или психологии, который обязательно найдёт изъяны во взглядах и теориях Юдковского, а простой любитель почитать и подумать о жизни, то эта книга для вас.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

У вас найдётся минутка поговорить о методах рационального мышления и пророке их Элиезере Юдковском?

После многочисленных рекомендаций наконец-то и я приобщился к одному из самых известных фанфиков во вселенной Гарри Поттера — настолько известном, что у нас собрали 14 миллионов на краудфандинге, чтобы выпустить печатную версию. Приобщился — и проникся, настолько он мне понравился, пусть и с отдельными оговорками.

В фанфике 122 главы, которые занимают около 1800 страниц формата ~А5 (три тома). В самом начале Юдковский предупреждает, что если вам не зашли 10 первых глав, то дальше не стоит тратить драгоценное время. На мой вкус, это не лучший способ определить, понравится или нет — для меня «точкой невозврата» стала сцена с первым дементором. К ней уже раскрывается профессор Квиррел и роман обретает больше «художественности» с жирным влиянием «Игры Эндера». А вот первые 10 глав получились чересчур претенциозными — Гарри тыкается в знакомые сцены и общается со знакомыми персонажами, и пытается всячески навязать правила своей игры. Скучновато, да ещё с не всегда уместными инфодампами. Зато в дальнейшем!..

ГПиМРМ рассказывает про Гарри, который вырос в семье профессора. Он начитался научной и фантастической литературы, у него были частные учителя, в общем, настоящий вундеркинд. Это фундаментальное отличие этой AU от канона. Разумеется, есть и ещё несколько изменений, но именно эту условность можно считать ключевой, потому что она позволяет адекватно полемизировать с Роулинг.

Для протокола — я считаю мир и книжки Роулинг добротными, ценю за влияние в фантастику и детскую литературу, сам зачитывался и собирал коллекцию. Но вместе с тем признаю слабую проработку сеттинга и то, как наивно показан конфликт, который должен быть куда страшнее. Мир «Поттера» не пинал только ленивый, тыкая в Маховики времени, магическую систему и тому подобное. Мне кажется, ругать за это книги Роулинг... ну слишком тривиально. А вот переосмыслить и сшить бессвязные элементы намного сложнее — и Юдковскому это прекрасно удалось.

Как работает трансфигурация? Почему регенерируют тролли? Что такое дементоры? От чего зависит магическая сила? Автор обстоятельно прошёлся по этим и другим вопросам, пытаясь показать непротиворечивую картину — и это вполне получилось. Юдковский не только залатал дыры, но и научил других героев осмысленно относится к этому миру. Поэтому авроры (мракоборцы) используют Маховики времени и самые быстрые мётлы, враги применяют чары изменения памяти, а Волдеморт строит кошмарный план по умерщвлению врагов, включающий отсечение рук и ног. Ну и, конечно, создаёт не семь крестражей, а СТО СЕМЬ.

Ещё Юдковский блестяще, на мой взгляд, выписал профессора Квиррела, к которому всю книгу испытываешь противоречивые чувства из-за его взглядов, характера и монологов. Его задушевные беседы с Поттером о вселенной, магии и людях занимают десятки и десятки страниц — но совсем не утомительных. Вместо Защиты от Тёмных искусств Квиррел ведёт Боевую магию, которая почти целиком отсылает к «Игре Эндера»: студенты учатся сражаться, изучать обстановку и координироваться в командах. Ну и, конечно, Поттер учится искать решения в самых-самых безвыходных ситуациях.

У меня не выходит из головы мысль, что ГПиМРМ — это правильная версия «Первому игроку приготовиться». Книга значительно опирается на знание контекста и отсылает к десяткам известных произведений. При это Гарри, знакомый с ними, открыто эти знания проявлет: сравнение Дамблдора с Гендальфом, копирует Виггинса в соревнованиях и применяет заклинания из D&D. Юдковский как правило не ставит отсылки ради отсылок, а забавно (или со смыслом) вписывает их в контекст, а герои постоянно рефлексируют по этому поводу.

Больше всего в ГПиМРМ меня зацепила «художественность», под которой я понимаю и проработку героев, и «химию», и развитие сюжета, и связь отдельных элементов. Я не знаю как, но Юдковскому удалось написать не столько полемику-размышление на тему, сколько чертовски увлекательный роман, который в голове вытесняет официальный канон! Если я когда-нибудь возьмусь за ролевую игру по вселенной ГП, то явно позаимствую из фанфика некоторые аспекты сеттинга. Арки Азкабана, Визенгамота, нападение тролля и финал — это всё прочиталось на одном дыхании. Ничуть не жалею, что изменил своему списку на прочтение.

Правда, и некоторые недостатки тоже смутили. Чтобы Гарри не казался 100% Мэри Сью он иногда совершает ошибки — чаще всего, они объясняются сюжетно (одно удовольствие смотреть, как ему приходится иметь дело с последствиями). Но есть и несколько «да это же очевидная тупость!», будто персонаж внезапно глупеет. Причём сам Юдковский в своих статьях призывал бороться с этим приёмом в литературе. Упрекнуть в глупости в самом финале (и некоторых отдельных сценах) можно и главного злодея. Особенно в той самом эпизоде, когда автор призывает читателя подумать самому и выдвинуть теорию (у меня, к слову, была довольно близкая версия — только с самопожертвованием).

Ещё мне показалось, что Юдковский не дал развиться альтернативным идеям — например, Люпин и Дамблдор поднимали темы принятия смерти (Гарри же топил за бессмертие). И если в уста Поттера Юдковский вкладывал развёрнутые аргументы, то речи взрослых не выдерживали критики. Возможно, поэтому писатель и задвинул героев не-рационалистов вроде Рона. Можно сказать, мне не хватило убедительных героев не-рационалистов, которые могли бы показать достойный уровень аргументации.

В остальном же преимущества напрочь затмили недостатки — книга наверняка стоит вашего прочтения. Это удивительное произведение, настоящий постмодернистский срез, рассчитанный на тех, кто в детстве читал Гарри Поттера.

==========

В будущем, когда потомки человечества расселятся от звезды к звезде, они не станут рассказывать своим детям историю Старой Земли до тех пор, пока те не будут достаточно взрослыми, чтобы выдержать её. И, услышав её, дети заплачут, узнав, что такая вещь, как смерть, вообще когда-либо существовала!..

...Вы не непобедимы, и однажды человеческий род уничтожит вас. Если я смогу, я уничтожу вас сам, силой разума, магии и науки. Я не буду прятаться от смерти в страхе, пока у меня есть хоть малейший шанс на победу. Я не позволю смерти коснуться себя, я не позволю ей коснуться тех, кого люблю. И даже если вы уничтожите меня раньше, чем я уничтожу вас, за мной придут другие, а за ними ещё и ещё, до тех пор пока рана мира наконец не затянется...

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь сразу, я не люблю фанфики. Это просто не «моя чашка чая». И обычно я фанфики не читаю. Но для «Гарри Поттера и методов рационального мышления» Элиезера Юдковского было сделано исключение. Как показала практика – напрасно.

В моём представлении, большинство фанфиков пишут либо от большой любви к произведению, либо из желания дополнить произведения тем, что нравится. Но во время чтения произведения Юдковского у меня возникло впечатление, что автор не особо любил мир Джоан Роулинг, и искал все способы, которыми можно этот мир сломать. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» представляют собой альтернативную версию «Гарри Поттера и философского камня». Весь сюжет укладывается в один учебный год, за который Поттер Юдковского добивается большего, чем Поттер Роулинг за семь лет. Как следствие, фанфик просто огромный. Он занимает чуть меньше двух тысяч страниц. И основная идея всех этих страниц – посмотреть, что было бы, если бы Гарри Поттер к началу событий был не несчастным сиротой, третируемым дядей и тётей, а гением, которого вырастила любящая приёмная семья. Такой Гарри подходит к изучению магического мира с научной точки зрения, применяя всю широту методов рационального мышления.

Сама по себе идея любопытная. Но привела она к тому, что местный Поттер не воспринимается как живой человек. Сам Юдковский определяет его «персонажем третьего уровня разумности», то есть персонажем, который умнее своего автора. В итоге создаётся впечатление, что Гарри Поттер здесь находится над сюжетом. Он мало чему удивляется, постоянно занудствует и всеми силами проверяет окружающий мир на прочность. Как геймер с несколькими тысяч часов игрового опыта за спиной, который выискивает баги и необычные ответвления сюжета в новой компьютерной игре. Так, общаясь с другими персонажами Поттер может им нахамить, поставить в неловкое положение, от души позанудствовать, и всё это просто так. Сталкиваясь с какими-либо элементами сюжета, он сразу выискивает их слабости, будь то нелогичность с экономической точки зрения системы конвертации галеонов в сикли, или магические ограничения трансфигурации с научной точки зрения.

Книгу интересно читать поначалу, пока в ней сохраняется пародийность, но чем дальше в лес, тем серьёзнее становится повествование. А без шуток воспринимать главного героя очень сложно. Мне в принципе тяжело читать об одиннадцатилетнем гении, который подан умнейшим и удачливейшим из всех, так тут он ещё и находит себе компанию из двух чуть менее гениальных детей в лице Драко и Гермионы, а затем в кратчайшие сроки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенствует сложнейшие заклинания, разбирается с дарами смерти, дементорами, тайной комнатой и так далее.

Я взялся читать этот фанфик, потому что он слишком часто упоминается в моём окружении, и мне хотелось составить собственное мнение. Что ж, я его составил. Я могу ещё продолжать писать, что мне не понравилось, но не вижу в этом смысла. Думаю, что основная позиция и так ясна. Ну и на всякий случай отмечу: если вам понравился «Гарри Поттер и методы рационального мышления», то я рад за вас. Хорошо, когда человек получает удовольствие от произведений литературы и искусства. О вкусах, в конце концов, не спорят. Я же просто написал, почему этот фанфик оказался плох лично для меня.

Оценка: 4
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу очень сложно оценить.

С одной стороны великолепная идея: берем уже созданный мир и наполняем его совершенно новым содержанием. В одну книгу сваливаем все, что было в семи книгах, попутно пробегаясь по самым известным фанатским штампам мира, а также сгребая в эту книгу другие вселенные — очень много других вселенных, и самые известные эксперименты и открытия в психологии, генетике и физике.

На выходе получаем остроумную ироничную и, что самое главное, самобытную историю, которая с «родительской историей» имеет лишь общих персонажей да некие основные вехи, да и то в измененном виде. Так что даже мысли не возникает, что у Роулинг было по-другому — просто ты как будто читаешь совсем другую книгу.

НО!

Повествование очень неравномерно. Просто безумно неравномерно.

Произведение довольно объемное — в нем 122 главы, и моя читалка на телефоне показала, что в нем 7 тысяч страниц (разумеется, это лишь отображение текста на крошечном экране, но все же).

Есть куски, которые читаются просто на одном дыхании, когда диалоги прочувствованы, когда герои живые, когда переживаешь за персонажей и не в силах закрыть файл, не прочитав еще одну главу.

Но (после середины книги) автора, на мой взгляд, начинает очень сильно заносить. Другие вселенные привлекаются просто ради того, чтоб были, а с сюжетом и героями происходит нечто, что можно назвать «треш ради треша, движ ради движа».

Примерно с девяностой главы я читала уже просто из принципа, потому что потратила много времени и не могу бросить, не дочитав. Было откровенно скучно, грустно (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
потому что Гарри уже не был ни Роулинговским Гарри, ни самобытным Гарри, а был просто чем-то вроде зарвавшегося мальчика-мажора с повадками сорокалетнего циника)
и в итоге я просто радовалась, когда книга наконец закончилась
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(конец был апофеозом абсурда, да)
.

Потому ставлю пятерку — серединная отметка.

И советовать эту книгу читать тоже не буду — нужна слишком большая ответственность, чтобы советовать такие книги)

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я впечатлён.

Не методами рацинального мышления как таковыми, хотя и они роман не портят. Не густо замешанной мартисьюшностью, хотя она здесь глядится исключительно к месту. И даже не «деконструкцией» исходного цикла Роулинг, хотя без неё ничего бы не получилось. Как ни странно, меня задела сильнейшая эмоциональность этого текста. Я смеялся в автобусе, пугая потрясённых пассажиров, а иногда с трудом сдерживал слёзы. И пафос, который не нравится некоторым читателям, здесь играет исключительно полезную роль.

Ну а как же иначе? Как без пафоса писать о герое, который поставил своей целью уничтожить Смерть? Мы привыкли, что со смертью бороться нельзя, мы придумали для неё множество оправданий и объяснений, а вот Мальчик-который-выжил этих объяснений и оправданий не признал!

Он здесь вообще решительно другой, что в оригинале. Он ребёнок в редкие моменты, и это ребячество подчёркивается автором несколько нарочито — как признание ошибок.

Здесь вообще всё по иному. Герои здесь глубже, живее, чем в оригинале. А с другой стороны — парадоксально упрощённее. Так выглядят МакГонагал и Снейп (хотя я предпочитаю другую транскрипцию его фамилии). Несомненной удачей можно считать Квирелла... ну и Волдеморта, который, опять же в отличие от оригинала, хоть и Зло, но Зло не абсолютное, а только на 99 процентов. Чудесна Гермиона, особенно в финале, когда грива её несколько спутана.

Ещё раз, я впечатлён.

Хотя сам Гарри Поттер то ещё чудовище.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, я так и не дочитала. Не могу этого сделать не потому, что не интересно, а потому, что появилось полнейшее отвращение к главному герою. Маленький, не по годам умный, что на мой взгляд через чур сильно преувеличено; хамливый, дерзкий, ни во что не ставящий старшее поколение, и вообще всех вокруг. К тому же шантажист. Полное изменение личности преподавателей, за исключением Снейпа, конечно, что порадовало. Директор- безвольный, все позволяющий, да еще и, как поведал автор: алчный, и хочет завладеть всеми дарами смерти.. Минерва, которая раньше была воплощением истинного аристократизма и профессионализма, которая могла дать разумный ответ на любой поставленный вопрос и знала, что нужно сказать, а где промолчать, которая даже Амбридж поставила на место и не дала извиваться над учениками, теперь мямлит, несет чушь и вообще толком не знает, что сказать в ответ на грубость и каверзные вопросы. Подвергается шантажу. Самое шокирующее то, что 11-летние детки спокойно говорят о насилии над маленькой девочкой Луной, гомосексуализме и убийствах, разной степени жестокости. Также ярко затронута тема феминизма. Короче, тьфу! Читать дальше невозможно! У меня все..

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непросто писать отзыв на столь масштабное и неоднозначное произведение. Очень хочется похвалить. Очень хочется поругать. Во время некоторых сцен хотелось вопить: «Да! Да!!! Автор, респект и уважуха!!!». Во время некоторых: «Нет! Нет!!! Что за чушь!!!» Ну что ж, попробую как-то разложить по полочкам составляющие этого непростого клубка впечатлений от прочитанного.

1.

Вообще, в чём сила книг про школы магии? Почему детям так нравится возможность получить письмо из Хогвартса? Я думаю, одна из причин такова: в реальном мире навыки и способности людей достаточно чётко делятся, по слову Льва Кассиля, на «умственность» и «рукомесло». То есть, в простом понимании, на относящиеся к интеллектуальному и физическому видам труда. Однако же я воспользовался именно терминами Кассиля, потому что он показывает слабые стороны каждого вида, причём именно глазами детей.

В самом деле, давайте вспомним наше собственное детство. Многочисленные советские мультики, прямо-таки переполненные персонажами, от всей души мечтающими о школе и тех знаниях, которые она даёт. Эдакое поколение клонов Филиппка. И в итоге они, конечно же, достигают исполнения своей мечты и обретают счастье. Ну а в реальности? А мы-то сами? Для многих ли из нас школа как таковая была счастьем, а 1 сентября — ожидаемым днём? Многие ли из нас предвкушали захватывающий процесс того, как «буквы разные писать острым пёрышком в тетрадь учат в школе»? Не буду обобщать, но, боюсь, — очень немногие. Почему?

Вот начальная школа даёт некие базовые и, безусловно, необходимые навыки чтения, счёта, письма. Только детям-то это либо интересно, либо неинтересно. Если неинтересно — воспринимается без особого энтузиазма. Если интересно — скорее всего, такой ребёнок уже благополучно овладел этими навыками в дошкольный период и ему, опять же, становится неинтересно. А потом начинаются более сложные и более абстрактные вещи...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, если кому-то кажется, что я ругаю реальную школу — это не так. Я прекрасно понимаю, сколько важного и нужного все мы и я лично оттуда вынесли, и преклоняюсь перед трудом Учителей с большой буквы. Но сейчас-то речь идёт о субъективном восприятии случайного ученика...

...и ребёнок слегка теряется. Да, он каждый день узнаёт много нового, но он-то хочет, чтобы это было либо интересно, либо полезно. А он не понимает и не видит сиюминутной пользы от умения решать кубические уравнения или запоминать даты античных битв. И неинтересна, увы, ему любовь Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Бывает и такое. И вот он начинает мечтать...

Так о чём же ему мечтается? А мечтается ему именно о том, чтобы вся эта «умственность» превращала его в крутого суперпрофессионала не через 10-15 лет, а прямо сейчас. Пусть и постепенно. Не в смысле: «изучи вот это, тогда ты поймёшь вот то, что даст тебе возможность овладеть вот этим, после чего тебе наконец-то будет доступно вот то...», а в смысле «сегодня я овладею таким полезным навыком, завтра другим, послезавтра третьим...». Так ведь это же и есть Хогвартс! Где уже на первом курсе можно овладеть телекинезом, на втором — варить вполне себе полезные зелья, а на шестом — творить такие заклинания, что министерский чиновник не может снять. И даже если ты решишь прервать обучение, подобно братьям Уизли, — твои навыки останутся с тобой, а не лягут мёртвым грузом без важной завершающей детали.

Кто-то сказал, что и в реальном мире подобного достаточно? Да, конечно. То самое «рукомесло». Но вот беда, как правило, у этого рукомесла есть огромное множество побочных эффектов. Это либо тяжело, либо грязно, либо, наконец, требует существенных затрат на расходные материалы и вложений в дорогостоящее оборудование. Да, в школе меня учили работе на токарном и сверлильном станках. Но эти навыки во мне мертвы, ибо я по профессии не токарь и не слесарь. А дома вместо сверлильного станка пользуюсь самостоятельно освоенной дрелью. А меж тем, в Хогвартсе...

А меж тем, в Хогвартсе-то (если не считать зельеварения и травологии) главный ресурс и оборудование — твоя волшебная палочка. Там любая «умственность» приобретает полезность «рукомесла», при этом оставаясь чистой и лёгкой. Не нужно ползать на карачках под автомобилем, не нужно копаться тросом в грязных трубах, не нужно стирать руки до кровавых мозолей, возясь с лопатой. Можно просто, сверкая маникюром на ухоженных пальчиках, достать изящную палочку, элегантно ею взмахнуть и мелодично произнести: «Вингардиум левиоса!»

И вот на этом этапе — поклон уважаемому newARTix. В самом деле, ну как это можно: обладая универсальным инструментом такой мощи, совершенно не интересоваться альтернативными возможностями его применения, в том числе и в плане увеличения личного могущества? Как это можно — не заниматься изучением теоретических основ магии? При чтении сказок меня всегда занимали вопросы подобного рода. Вот, скажем, я, подобно Аладдину из мультфильма, загадываю джинну желание сделать меня принцем. Он его исполняет, и вот я уже еду на слоне к резиденции возлюбленной вместе с караваном. А вот теперь вопрос: а что именно сделал джинн?

Нет, я не спрашиваю, КАК. Я готов удовлетвориться ответом МакГонагалл: «Магия». Но ЧТО он сделал? Вот, скажем, теперь у меня есть слуги и стражники. Откуда они взялись? Кто они? Настоящие живые люди? Джинн может создать из небытия настоящих живых людей с душой и всем прочим? Он — Бог? Или у каждого этих людей есть мама и папа? Джинн изменил прошлое так, чтобы эти люди появились в нужное время в нужном месте? Тогда почему не меняется ничья память и чудеса вопринимаются именно как чудеса? Или же джинн наловил людей, перенёс их в нужную точку, дал им ложную память и теперь они уверены, что я — их господин? Хм, Аладдин — точно положительный герой?

Тот же вопрос к султанскому сану для Джафара. Что значит, что он стал султаном? Что, собственно, изменилось-то (кроме того, что старый султан теперь щеголяет в нижнем белье)? Что есть монарший сан?

Голубой цвет крови и особая родинка? Смешно.

Помазание Божие? Опять же, выходит, джинн — Бог? Или указывает Богу?

Или элемент системы общественных отношений? Тогда, получается, он мгновенно промыл мозги всей Аграбе? Ой, нет, виноват: есть же ещё дипломатия. То есть мозги промыты как минимум ещё и у правительств сопредельных стран, у купцов-международников, у всех женихов Жасмин... Тогда почему из этого списка выпадает сама Жасмин и компания?

Или же — может быть, никаких живых людей там нет? Это твёрдые иллюзии, миражи, фантомы, роботы, големы, гомункулусы? Как кучер Золушки? «Мутабор!» — и вот вместо муравейника перед ними несметное войско. Но тогда — а принц ли я? Можно ли назвать настоящим принцем повелителя армии миражей без земли, королевства, резиденции, живых подданных-людей? Джинн слегка схалтурил? И ввёл заказчика в заблуждение, не оговорив это в списке исключений? Посему... Да, уважаемый автор, да, да!!! Так их, эти шаблоны и их бездумное применение! Да!!! И... НЕТ!!! Нет — потому что, обличая штампы, Вы, увы, переступили границу, отделяющую мир Роулинг от универсума «фэнтези ваапче».

2.

Дело в следующем: в любом тексте, будь то документ или художественное произведение, нужно уметь читать не только чёрненькие буковки, но и белую бумагу. В смысле, правильно интерпретировать умолчания. Да, у Роулинг почти ничего не сказано о творчестве в магии и уж вовсе ничего — о его принципах. Значит ли это, что его там нет? Не думаю.

По сути дела, мы здесь встречаемся с ещё одним воплощением той самой проблемы «штанов Арагорна». Если о чём-то не сказано в тексте, значит... этого нет? Ой ли? Над этим смеялись ещё Стругацкие во «Всяческой суете». К тому же, действие-то подаётся глазами Гарри Поттера. Кто такой Гарри Поттер? Школьник-недоучка, освоивший шесть классов из семи. Знает ли он материал седьмого? Знаком ли с возможностями дальнейшего обучения и саморазвития? А они есть, их не может не быть. Том Реддл творит вполне себе самобытные чары в пещере. Ах, Том Реддл — гений и самородок? Хорошо, вот вам Гермиона. После четырёх лет обучения создавшая оригинальный артефакт. Гермиона — тоже гений и самородок? Хорошо, но почему же тогда в мире магов постоянно появляются новые заклинания? Автор же не может этого игнорировать!

А он и не игнорирует. Но вот эта сцена — как же она жалка и убога! Если, конечно, это не есть часть Сами-Знаете-Какого коварного плана:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Но откуда появляются новые заклинания? Я всё время читаю о том, что кто-то изобрёл новое заклинание для той или иной цели, но нигде никогда не написано как.

Профессор пожал плечами:

— А откуда появляются новые книги, мистер Поттер? Люди, которые прочитали много книг, порой становятся способны сами их писать. Но как? Никто не знает.

— Но ведь есть книги о том, как писать…

— Чтение таких книг не сделает вас знаменитым драматургом. Можно воспользоваться всеми их советами, но тайна никуда не денется. Изобретение новых заклинаний — такая же тайна, но более высокого порядка

«Позвольте-позвольте, герр Гитлер, я с Вами категорически не согласен!»

Аналогия совершенно неуместна. В деле написания книг нет ничего качественно сложного. По крайней мере, если мы говорим о людях, а не о роботах. Любой ребёнок может сочинить сказочку и, подобно известному Аркашке, добавить «воистину, ибо так повелевают Великие Силы». В деле написания книг проблема носит скорее количественный характер. Вопрос не в том, как чего-нибудь нафантазировать. Вопрос в том, как сделать это хорошо.

На тех же «штанах Арагорна» построена и итоговая сцена победы Гарри. Признаться, я люблю загадки подобного рода. И с удовольствием поломал голову над ней. Скажу честно: хотя некие обрывочные мысли были, некоторые даже оказались верными, придумать цельный и логичный план спасения Гарри мне не удалось. Но, прочитав авторский вариант, оказался разочарован. Во-первых, проснулся внутренний Дмитрий Соколов и своим фирменным голосом воскликнул: «А что, так можно было»? В самом деле, я так и не понял, из чего следует возможность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
направлять движение трансфигурированной паутины? При помощи какой силы она должна сопротивляться как гравитации, так и ветру? И, наконец, почему при резком сокращении длины нитей конструкция должна повести себя именно так? С тем же успехом нити могли отделиться от петель, либо же петли могли телепортироваться в сторону.

Нет, подобное интересно читать, но воспринимать как разгадку конкурсной загадки — брр!

Но это ещё цветочки. Поскольку есть ещё и «во-вторых». А именно: до Гарри доходит простая в общем-то мысль: если Тёмного Лорда нельзя убить благодаря его крестражам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(крестраж в космосе — это вау, супер, респект и уважуха, да! Да!!!)

, так

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человека же можно «напоить, усыпить, оглушить»

и так далее. Дальше его логика элементарна:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все пытаются убить Тёмного Лорда, никто не пытался одолеть его как-то иначе. Значит, от этого он не защищён, значит, так я и поступлю.

А с чего он взял, что никто?

У меня только один ответ: по причине отсутствия упоминаний. Но если для автора отсутствие упоминаний означает отсутствие упоминаемого, то я считаю иначе. С тем же успехом можно предположить, что

все пытаются

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
именно убить Тёмного Лорда как раз потому, что от остальных воздействий он защищён настолько надёжно, что и пытаться бессмысленно.

И любому урождённому волшебнику это очевидно. Тем более, Дамблдору. Да, кстати о Дамблдоре...

3.

На самом деле, изрядная доля неоднозначности книги связана как раз с неизбежным сравнением её с первоисточником. Бывают фанфики, смысл которых заключается именно в том, что они фанфики. Бывают фанфики, которые гораздо лучше смотрелись бы в качестве самостоятельных произведений, но симпатия к прототипу и задачи раскрутки делают своё чёрное дело... А мы наблюдаем очень непростой случай.

С одной стороны, как смотрелся бы этот труд, не будучи привязан ни к одной известной вселенной? Достаточно странно. Получалось бы, что автор разгребал бы горы алогичностей и нестыковок, которые сам предварительно и наворотил. Пусть даже не по собственному желанию, а с целью жанровой сатиры. Сомнительный подвиг. Да и, положа руку на сердце, новая встреча с Гарри Поттером и Ко — пусть даже и альтернативными — греет душу многим гораздо сильнее, чем перспектива знакомства с гипотетическим Васей Пупкиным, даже если он вундеркинд и гений. С другой стороны, стартовая предпосылка альтернативной реальности озвучена как «Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду.» Чётко и конкретно. А по факту получаем целый букет альтернативных персонажей.

Альтернативный Реддл. Ну, ладно, готов принять как вторую предпосылку.

Альтернативная МакГонагалл. Похожа на себя изначальную — но что-то я не помню, чтобы изначальная прокалывалась на ровном месте так глупо.

Альтернативный Люциус Малфой (да-да, именно Люциус, альтернативные Драко, Крэбб и Гойл — результат его деятельности). Вот уж кому и в самом деле пристал пост Директора. Если он к одиннадцати годам смог воспитать сына ТАК... Нет, господа, этот Драко — не просто избалованный мажор. Этот мальчик искренне проникнулся идеями величия своего рода и продолжения дел предков. Ну, специфически он понимает величие, увы. Но это уже детали. Изначальному Люциусу и до такого результата — как до Луны пешком...

Альтернативная Нарцисса. Пусть даже в этом нет её вины.

Альтернативная Беллатриса. С сыном.

Альтернативный Снейп. Очень похож на изначального. Пожалуй, больше всех «альтернативщиков». Попробовал на досуге «просчитать», насколько вероятна ситуация, что подобный преподаватель будет прочно сидеть на своём месте в известных обстоятельствах, даже если убрать фактор Тёмного Лорда. Весьма вероятна. Поклон автору за то, что ткнул меня в это лицом и заставил задуматься. Но — представить, что изначальный Снейп говорит Гарри-первокурснику такое:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Мне бы хотелось спросить вашего совета, — произнёс Северус уже обычным тоном. — Я знаю ещё одного пятикурсника из Слизерина, которого обижали гриффиндорцы. Он добивался расположения красивой маглорождённой девушки, которая однажды увидела, как его мучают, и попыталась спасти от хулиганов. Он назвал её грязнокровкой, и это был конец их отношений. Он извинялся много раз, но она так и не простила его. Как вы думаете, что он мог бы сказать или сделать, чтобы заслужить прощение, подобное тому, что вы дали Лестрейнджу?

Нет. Нет! НЕТ!!!

Альтернативное законодательство магической Британии. Всё-таки автор сорвался. Как это мило: самостоятельно придумать страшилище — и самостоятельно же его заклеймить! Весь смысл этого замечательного произведения как раз в том, повторюсь, что автор обличает ЧУЖИЕ конструкции. Что, законодательство то же самое? Да ну? Тогда почему Школа претендует на то, чтобы обладать по отношению к Гарри опекунскими правами? У Роулинг этого и близко не было. Напротив, изрядная доля событий третьей части построена как раз на том, что магический мир формально признаёт права Вернона Дурсля в этом отношении. Его можно закидать письмами, а сыну — отрастить свиной хвост, но право подписи джентльмена — незыблемо...

Про альтернативного Сириуса даже писать не хочется.

Но вот альтернативный Дамблдор...

Позволю себе не согласиться с уважаемым nickilus. Этот Дамблдор — совсем другой человек. Более эмоциональный. Либо он гораздо хуже себя контролирует, либо считает нужным играть для Гарри-когтевранца совсем другую роль, чем для Гарри-гриффиндорца. Вообще, после прочтения о Директоре создаётся впечатление, как о механике Высоцкого:

«Он то плакал, то смеялся,

То щетинился, как ёж.

Он над нами издевался —

Ну сумасшедший, что возьмёшь!»

Меж тем, я не могу представить себе изначального Дамблдора, рыдающего при Гарри-первокурснике. И решительно не могу представить себе Дамблдора, искренне пытающегося понять через призму Гарри мотивацию Тёмного Лорда. Давайте сравним. Вот диалог изначальных героев:

"— Повелитель смерти, Гарри, повелитель смерти! Чем я, в конечном счете, был лучше Волан-де-Морта?

— Вы всем были лучше, — ответил Гарри. — Как вы можете такое спрашивать? Вы никогда не убивали, если этого можно было избежать!

— Это правда, — сказал Дамблдор тоном ребенка, ищущего утешения. — Но и я искал способ победить смерть, Гарри.

— Но не так, как Волан-де-Морт, — сказал Гарри. Он так долго сердился на Дамблдора — и как странно было сидеть теперь рядом с ним под этим высоким куполом и защищать старика от него самого. — Дары, а не крестражи.

— Дары, — пробормотал Дамблдор. — А не крестражи. Вот именно.»

Да, налицо «тон ребенка, ищущего утешения». Но разговаривает он с семнадцатилетним Гарри. С Гарри, выполнившим свою миссию. С Гарри, декларировавшим верность ему.

А вот тут — диалог с одиннадцатилеткой (да, вундеркиндом и гением, но дело-то не в самом Гарри, дело в отношении к нему Дамблдора!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Скажи мне, Гарри, — начал директор (теперь он выглядел лишь озадаченным, хотя в его глазах всё ещё отдавалось эхо боли), — почему тёмные волшебники так боятся смерти?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Волдеморта, — сказал старый волшебник. — Я наконец-то его понял. Ведь чтобы верить, будто мир на самом деле таков, необходимо также верить, что в нём нет справедливости, что сердцевина его сплетена из тьмы. Я спросил тебя, почему он стал чудовищем, и ты не смог мне назвать причин. А если бы я спросил его самого, полагаю, ответ бы был таким: «Почему нет?»"

Это говорит один и тот же человек? Альтернативный Дамблдор не понимает тёмных волшебников, а вот изначальный понимает их слишком хорошо. Альтернативный Дамблдор начинает эту совершенно бездарную оду смерти — на что Гарри реагирует абсолютно нормально для человека его пола и возраста, будь он хоть десять раз вундеркинд: дедуля — либо суицидник, либо религиозный фанатик, который хочет, чтобы все умерли. И я бы так отреагировал на его месте. Тем более, что аргументов-то он не выдвигает. Привык, что все «покупаются» на солидный вид, бороду, репутацию и очки-половинки. А изначальный — изначальный Дамблдор понимает, что проблема поисков бессмертия не в цели, а в средствах. В конце концов, и Бог, и змей-искуситель у древа предлагали Еве одно и то же. Только вот пути указывали разные.

Но есть в этом диалоге и жемчужные зёрна. Финальный вывод альтернативного Дамблдора вполне себе глубок и интересен. А самым умным человеком в этом эпизоде оказывается... отсутствующий профессор Майкл Веррес. Прятал, значит, от сына «Атланта»? Боялся влияния? Правильно боялся. Гарри — это практически юный Ричард Рал. Искатель Истины, камень в пруду и фуер грисса ост драука в детстве. Только более склонен к урбанизму и менее — к искусству. Но Гарри в Хогвартсе ведёт себя практически так же, как герой Гудкайнда — во Дворце Пророков. И пророчества, как положено, прилагаются. И даже вот это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Затем Лесат опустил палочку и убрал её в складки мантии. После чего медленно опустился на колени на пыльный пол класса.

И столь же медленно склонился так, что его лоб коснулся пыли. Гарри хотел что-нибудь сказать, но потерял дар речи.

Лесат Лестрейндж хрипло заговорил:

— Моя жизнь принадлежит вам, мой лорд, как и моя смерть.

Может быть, я вижу чёрную кошку там, где её нет. Но, читая этот эпизод, перед глазами практически вставало — для тех, кто в теме:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гарри Поттер ведёт нас. Гарри Поттер наставляет нас. Гарри Поттер защищает нас. В сиянии славы твоей наша сила. В милосердии твоём наше спасение. В мудрости твоей наше смирение. Вся наша жизнь — служение тебе. Вся наша жизнь принадлежит тебе.

4.

Фух, пора заканчивать. А не то отзыв вырастет до размеров самой книги. Ну что ж, ещё совсем чуть-чуть галопом по европам:

Альтернативный Гарри, в отличие от изначального, понимает, что он популярен и любим массами. И что это можно использовать. Разумеется, для благого дела. В то время, как изначальный либо бежит от своей славы, либо, напротив, страдает от тотальной обструкции. Да. Да! ДА!!!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гарри не так уж много читал про Волшебную Войну, но он прочёл достаточно, чтобы узнать: хорошие парни наверняка достаточно точно вычислили, кем были самые сильные Пожиратели Смерти, и тем не менее, не стали отправлять им сов с бомбами первым же делом.

Да. Да! ДА!!! И я того же мнения: это странно. Может быть, конечно, они не хотели унижаться до ответа террором на террор... но кто такие «они»? Дамблдор — возможно. А Грюм? А Крауч?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проблема в том, что нет логичного объяснения, почему один и тот же артефакт может превращать свинец в золото и производить эликсир, дающий молодость.

Нет. Нет! НЕТ!!! Такое объяснение есть. И оно вполне рационально. Допустим, оно неверно в корне. Допустим, Гарри не уделял достаточного внимания чтению алхимических трудов. И всё-таки — все реальные средневековые алхимики его знали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правильность поступка определяется не тем, как хорошо он выглядит или что он значит, а тем, каковы его последствия. Это, кстати, называется консеквенциализм.

Ну и что? Собеседники Гарри декларировали приверженность этой максиме? Или он не знаком с другими? Максима достаточно спорная, с одной стороны, — и крайне всеобъемлющая, с другой. Вопрос только в том, как узнать эти самые последствия и каков горизонт планирования. Кстати, ближе к концу книги сам Гарри применяет несколько иной этический подход. Он принимает за аксиому, что все нынешние проблемы так или иначе решатся, и в связи с этим пытается взглянуть на себя глазами далёких потомков из Светлого Будущего: какое его поведение они бы одобрили? Тоже, знаете ли, вид религии...

И — да: что-то многовато в этом Хогвартсе хулиганов...

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

10 фактов о книге:

1. Этот текст — фанфик, то есть произведение в той же вселенной, с теми же героями и отчасти с похожим сюжетом, сочинённое поклонником оригинальной книги. Чаще всего фанфики написаны плохим языком и хуже оригинала, но перед нами совершенно другой случай. Данная книга по меньше мере ничуть не хуже оригинального произведения Д. Роулинг.

***

— Ты точно попадешь в Слизерин.

— Спасибо, но я точно попаду в Когтевран. Мне нужна власть, только чтобы получать книги.

***

2. Основой для книги послужила первая часть приключений Гарри Поттера — «Гарри Поттер и философский камень», с той поправкой, что первую книгу Роулинг мы можем рекомендовать младшим школьникам, а эту — читателям от 13 лет и старше, первая книга Роулинг — наименьшая по объему, а в этой примерно 9 тысяч электронных страниц моей читалки, то есть она раз в 10 превышает по объему оригинального первого Гарри Поттера.

***

Вплоть до этой минуты Гарри жил по наставлению Э. Т. Джейнса, которое гласит: если ты не знаешь о феномене, то дело не в нём, а в твоём уме. Твоё незнание характеризует тебя, а не то, о чём ты не знаешь. Невежество существует в голове, а не в реальности. Пустая карта не равна пустой территории.

***

3. Если говорить о реминесценциях, то ясно, что автор заимствует и творчески перерабатывает не только материал Д. Роулинг. Вы встретите немало отсылок к текстам Т. Пратчетта, Д. Р. Р. Толкина и других столпов.

***

Люди не воспринимают то, во что действительно верят, всего лишь как мнение. Они не говорят: «Я серьёзно убеждён, что небо синее!». Они просто говорят «небо синее». Своё личное мнение о мире ты обычно как раз и считаешь тем, чем мир в действительности является...

***

4. Автор данного фанфика — Э. Юдковский — самопровозглашенный специалист по искусственному интеллекту, он ведет блог и пишет статьи о развитии рационального мышления и преодолении когнитивных искажений. Людям, которые занимаются наукой, это нужно как воздух, остальным людям это просто нужно, чтобы лучше понимать, что происходит с ними и с миром. Также Юдковский — отличный популяризатор. Его статьи о рациональном мышлении на русском языке можно почитать здесь: http://lesswrong.ru/

***

Год назад папу пригласили на конференцию в Австралийский Национальный Университет в Канберре, и он взял маму и Гарри с собой. И они все вместе ходили в Национальный Музей Австралии, потому что, как внезапно выяснилось, больше в Канберре делать было всё равно нечего. В стеклянных витринах демонстрировались пращи, сделанные австралийскими аборигенами — они выглядели как ложки для обуви, только очень кропотливо отполированные, украшенные резьбой и орнаментами. За 40 000 лет, с тех пор, как современный — с точки зрения анатомии — человек мигрировал в Австралию из Азии, никто не изобрёл даже лука и стрел. Это позволяло по-настоящему ощутить, насколько неочевидна идея прогресса. С чего кому-то задумываться, что Изобретение — это очень важно, если все героические сказания его племени повествуют о великих воинах и защитниках, а не о Томасе Эдисоне? Как, тщательно вырезая пращу, можно было предположить, что однажды люди изобретут ракеты и атомную энергию?

***

5. Все читатели отмечают, что Юдковский собрал и объяснил все механизмы волшебного мира, которые Роулинг просто придумала и постулировала. Наверное, дотошные читатели выяснят, что не все, но важно не это, а то, что перед нами не просто альтернативный, во многом более продуманный сюжет, а как будто полноценный нон-фикшн, текст, напичканный научно-популярной информацией по теории мышления, психологии, философии, социологии, логике и, самое главное, методологии. Это книга, которая действительно учит думать, вот просто как учебник.

***

- Настоящая наука не похожа на магию. Ты не можешь заниматься ею и остаться прежним, как это происходит, когда ты узнаёшь слова к новому заклинанию. За силу нужно платить. Платить цену столь высокую, что большинство людей отказываются это делать.

...

- И какова же плата?

- Умение признавать свои ошибки.

***

6. Как это написано? Я читала фанатский перевод, так что судить об оригинале мне весьма сложно. Если оценивать текст по этому переводу, то первая половина кажется чрезвычайным интеллектуальным приключением, середина — погружением в мир и распутыванием его противоречий, а конец полон чрезмерного пафоса. Даже не сказать, где его, этого пафоса, больше — в оригинальной книжке Роулинг или в фанфике Юдковского.

***

Иногда благих намерений недостаточно, иногда нужно быть в здравом уме.

***

7. В книге хороший юмор.

***

Но она должна идти вперёд, ведь именно так поступают герои. К тому же казалось совершенно немыслимым просто объявить, что акция протеста отменяется. Гермиона задумалась, как часто героические поступки совершаются по подобным причинам. В книгах крайне редко пишут: «И затем они отказались сдаться, как бы разумно это ни было, поскольку иначе они бы почувствовали себя ужасно неловко», хотя с такого ракурса многие события в истории человечества становились более понятными.

***

8. Перед тем, как начать читать, вы узнаете из аннотации, что в этой книге тетя Петуния вышла замуж не за Вернона Друсля, а за оксфордского профессора, они усыновили Гарри и растили его как единственного любимого сына. В начале этой книги Гарри — не сирота-лузер из кладовки, а очень умный, хорошо образованный, любимый в семье мальчик.

***

Но люди иногда забывают, что, хотя внешность и может быть обманчива, обычно это не так.

***

9. Я не отношусь всерьез к спорам о преимуществах и недостатках бумажных и электронных книг, мне кажется, что это вещи вполне взаимозаменяемые и кому что удобно. Но в данном случае мне всерьез жаль тех, кто не любит или просто принципиально против электронных книг. Потому что на бумаге этого фанфика пока не издавали, а не прочитать его — это многое потерять.

***

Представьте, что вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Любой на моём месте тоже бы разозлился», — думает он. Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом, вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характеров, своё же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот — внешними обстоятельствами. Таким образом, фундаментальная ошибка атрибуции — это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а не внешними факторами и ситуацией.

***

10. Сайт с полным текстом книги «Гарри Поттер и рациональное мышление» на русском языке: http://hpmor.ru/

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основное словоблудие делающее вид что оно отзыв — в колонке. А тут напишу коротенько.

Как развивающий, мотивирующий, «зовущий в рабкрин» текст — это произведение уже не тянет. Время прошло. Слишком много идеологической накачки и полного несовпадения постулируемого рационализма и поведения ГГ. По теории игр, нейронаукам, космологии, физике и пр — сейчас множество материалов и интереснее и нейтральнее поданных. Без усиленного вбивания в головы не только фактов но и окрашенных личным мнением и личной этикой оценок.

Как фанфик? Увы. Не читая оригинал — не могу и оценить этот аспект. Как что-то обособленное — слишком неровный текст. Много попыток иронизировать и дискутировать с «той стороной». Чем-то напоминает «наш ответ Роулинг» на вопрос который она не задавала.

Что самое заметное, яркое и интересное в МРМ — это дискуссии с адептами и чтение обсуждений. Вот там — настоящие драмы, интриги, попытки давить интеллектом и громкостью крика. Стоит прочесть — чтобы поучаствовать в этом. (если есть машина времени, чтобы вернуться на пару лет назад)

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх