fantlab ru

Виктор Пелевин «Орден жёлтого флага»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.19
Оценок:
465
Моя оценка:
-

подробнее

Орден жёлтого флага

Роман, год; роман-эпопея «Смотритель»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Император Павел Первый, великий алхимик и месмерист, не был убит заговорщиками — переворот был спектаклем, позволившим ему незаметно покинуть Петербург. Павел Алхимик отбыл в новый мир, созданный гением Франца-Антона Месмера, — Идиллиум. Павел стал его первым Смотрителем. Уже третье столетие Идиллиум скрывается в тени нашего мира, взаимодействуя с ним по особым законам. Охранять Идиллиум — дело Смотрителей, коих сменилось уже немало. Каждый новый должен узнать тайну Идиллиума и понять, кто такой он сам...

О чём эта книга на самом деле, будет зависеть от читателя — и его выбора.

Входит в:

— роман-эпопею «Смотритель»


Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2016 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

Похожие произведения:

 

 


Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага
2015 г.
Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага
2016 г.
Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага
2017 г.
Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага
2017 г.
Смотритель
2018 г.
Смотритель. Две книги в одном томе
2018 г.

Аудиокниги:

Орден жёлтого флага
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Пазителят Т.1: Орденът на Жълтия флаг
2016 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подробнейшая инструкция к велосипеду на субтепловых нейтронах.

Эта книга лежала у меня под рукой уже несколько недель, а я всё ходил и ходил вокруг, ожидая подходящего настроения. И это — тоже о. Когда-то новые книги Пелевина я находил в первый же день, когда они появлялись в магазине и начинал читать ещё в метро, идя от метро домой, в прихожей, разматывая шарф и — далее везде — пока не переворачивал последнюю страницу. Мне не требовалось какое-то особое настроение, сами книги создавали его. Оно оставалось со мной на несколько дней, настойчиво требуя обсуждения с теми, кто тоже прочёл.

Обсуждать «Смотрителя» мне не то. что бы не хочется. Я просто не вижу что там можно было бы обсуждать. Сюжет? Его нет. Точнее, есть, но примитивный и сильно б\у. Опять юный ГГ, узнающий, что «всё не то, чем оно кажется», опять картонные декорации с нарисованным миром, похожим на наш, опять необязательные хождения туда-сюда «что бы было», опять робкие мечты стареющего мальчика об идеальной женщине, и финальный предсказуемый твист. Такое ощущение, что ВО хотел бы написать просто трактат о своих мистико-философских заморочках, но поскольку издательство требует художественную книгу, вынужден вымучивать хоть какой-то сюжет.

Юмор? Ну, если в том месте, где механический органчик исполняет Цоя, или от теологической переделки пословицы «знают двое — знает свинья» надо смеяться, то Петросян — вершина юмора.

Философия? Она стандартна для всех книг ВО. Окружающего нас мира на самом деле нет, всё это — фантазии твоего разума, но и его тоже нет, в общем, «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет?» (с) Как там это называется? Вульгарный солипсизм?

Главный же недостаток «Смотрителя» — он скучный.

То, что Пелевин все эти годы пишет одну единственную книгу уже стало общим местом как у тех, кто его ругает, так и у тех, кто хвалит. Но, пожалуй, впервые эта книга такая нудная. При том, что «ОЖФ» — только первая часть и формально — небольшая, триста страниц крупным шрифтом — субъективно она показалась мне длиннее «Войны и мира». В ней есть какие-никакие события — юный Алексис куда-то приехал, поговорил со Смотрителем, встретил Юку, прошёл какое-то испытание. Но всё это занимает ну... может. процентов десять от текста. Весь остальной массив текста — основательное тяжеловесное наукообразное объяснение что такое флюид и прочих деталей мира «Смотрителя»- как им пользоваться, какие у него свойства и прочее и прочее. Это скрупулёзное описание напомнило мне эпизод из «Понедельник начинается в субботу», тот, где Привалов попадает в мир литературного будущего, в книгу какого-то советского писателя-фантаста. Вот этот:

«Другой юноша нёс своё: «Я нашёл, как применить здесь нестирающиеся шины из полиструктурного волокна с вырожденными аминными связями и неполными кислородными группами. Но я не знаю пока, как использовать регенерирующий реактор на субтепловых нейтронах. Миша, Мишок! Как быть с реактором?» Присмотревшись к устройству, я без труда узнал велосипед».

А теперь представьте, что это растянуто на 300 страниц. Что всё это время юный изобретатель подробно и нудно объясняет, как работает регенерирующий реактор, почему он так называется и что такое субтепловые нейтроны и как правильно давить на педали, что бы эти нейроны летели в нужном направлении. Где построены заводы по производству таких велосипедов и сколько велосипедов они выпускают в год. И при этом вы совершенно точно осознаёте, что всё это — все эти реакторы и нейроны — совершенно никак не нужны велосипеду.

Представили? Теперь вы имеете представление о «Смотрителе».

Читать это с удовольствием может разве что истинный адепт СПГС, способный найти глубокий смысл даже в инструкции на баллончике дезодоранта.

Видел высказывания о том, что раз «ОЖФ» — только первая часть, то судить о книге можно только прочитав вторую (все?). Но, во-первых, автор без технической необходимости разделил книгу, тем самым указывая, что первая часть достаточно самостоятельная. Во-вторых, откровенно говоря — вы ждёте чего-то неожиданного от продолжения? да я вас таки умоляю! Ничего неожиданного в книгах Пелевина давно не происходит в принципе.

Думаю, это последняя его книга, которую я прочитал.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, этого не отнять у Виктора Олеговича — он очень смелый писатель. Начал свою замечательную книгу с невыносимо скучного. Такова 1 часть «Смотрителя» до середины. Бесконечные лекции и нудное обсуждение пройденного материала. Если сам не занимаешься духовными практиками, то это для тебя стократное повторение слова «халва», а если медитации для тебя — хлеб насущный, то все это на своей шкуре испытал и читать об этом невыносимый напряг.

Но с того момента, когда Киж отправляется на свидание с ангелами. Книга преображается, следует каскад приключений и невероятных эзотерических преображений «свинцового бытия» в «золото знания».

Самое интересное в этой части — история создания Идиллиума, очень изобретательно и основательно продуманная ветка.

Если бы я не прослушивал книгу в отличном исполнении Сергея Чонишвили, я бы не осилил. Пару раз и так бросить собирался, но артист вывез скукоту.

Потом решился ограничиться первым томом. Но оказалось, что имеет место быть факт коммерческой нечистоплотности. Обычный роман разделен был на два тома — якобы отдельные части некой эпопеи (ага, 400 страниц в ней!). Причем первая часть заканчивается на полуслове. Буквально посреди сцены беседы Кижа с Ангелом в часовне. Пришлось слушать дальше. И я не пожалел. Во второй части не только все недостатки искупаются, но и выстреливают все ружья, тайком развешанные автором на скучной, как больничный забор, стене первой половины первой части.

Архитектура романа очень выверена, но скучность начала этим не отменяется.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Пелевин написал очень любопытный фантастический роман, который можно считать и утопией, и антиутопией.

Действительно, с одной стороны, он повествует о созданном масоном и месмеристом имератором Павлом и его единомышленниками идеальном мире Идиллиуме, своеобразном рае вне Земли, с другой стороны, и этот мир сам по себе несовершенен — он унаследовал некоторые отрицательные черты мира Ветхого (Земного). И в нём есть чёткая иерархия, жёсткая власть, нитями уходящая вверх, в неведомое...

И главный герой, Алексис де Киже, готовясь к должности смотрителя, всячески пытается разобраться в возможностях, достоинствах и недостатках этого мира, в его происхождении, но прежде всего в себе самом — кто он сам, откуда? Рядом с ним чудесная девушка Юка, которая создана искусственным путём («девушка из пробирки»), пришедшая из Оленьего парка для услады Алексиса, но тот внезапно влюбляется в неё...

Вот в такой сложный узел запутан сюжет романа. Есть в нём и авантюрно — детективная линия: расследование загадочных смертей предыдущих Смотрителей, которых убивает таинственный, бессмертный фехтовальщик...

Как обычно, в романе Пелевина много отсылок к классике, к большой литературе.

Автор заставляет вспомнить Юрия Тынянова и его повесть «Поручик Киже», чьей сюжетной линией он воспользовался. Можно увидеть отсылки к произведению Даниила Андреева «Роза мира» и к творчеству Кастанеды. Едва ощутимы в романе и традиции Мэри Шелли, Гёте, Александра Дюма.

Книга читается легко, с большим интересом. Автор не даёт читать продохнуть, наворачивая сюжетные повороты. Несколько затянутыми мне показались лишь теоретическо- философские рассуждения об Идиллиуме.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как обычно, издательская аннотация новой книги Пелевина одновременно о ней и не о ней – ровно как и подавляющее большинство рецензий в интернете. Павел I – не главный герой «Ордена...» и даже не второстепенный. Он – лишь один из элементов созданного автором мира Идиллиума. Главным героем является молодой парень двадцати трёх лет Алекс де Киж, обитатель Идиллиума – реальности, созданной в результате экспериментов Франца-Антона Мессмера, более развитой и совершенной версии «Ветхого мира». В Идиллиум уходили все великие умы XVIII века – от Моцарта до Франклина, и включая самого Павла I. А сюжет книги заключается в том, что в силу особенностей своего происхождения, Алексу предстоит стать Смотрителем, проводником месмерического Флюида в мире Идиллиума. Впрочем, всё написанное выше может быть совсем и не так, ведь единственно верное в издательской аннотации это: «О чём эта книга на самом деле, будет зависеть от читателя – и его выбора».

В целом, «Орден... – это некая смесь из «Empire V», «Т» и «S.N.U.F.F.». От «Empire V» здесь главный герой – молодой и в чём-то наивный человек, который постигает, что известный ему мир устроен совсем не так просто и мельком промелькнувшая в тексте идея денег-«глюков». От «Т» – неопределённость в происходящем, отсутствие ясного понимания, кто есть творец происходящего, и может ли реальность романа быть объективной реальностью хотя бы для его персонажей, а также создание реальному историческому лицу иной, «тайной» биографии. От «S.N.U.F.F.» – выдуманный мир, в чём-то похожий на наш, но являющийся лишь пародией на него, а также достаточно специфические любовные отношения главного героя. Сплошная пелевинщина. А говоря языком критиков, автор в новом романе снова не продемонстрировал ничего нового. И это действительно так – автор умело тасует свои приёмы: солипсизм, постмодернизм, буддизм и прочие «измы» наполняют текст, а вполне обыденным широко известным событиям, например, анекдоту про поручика Киже приписываются новые, мистические смыслы. Разве что фирменной пелевинской иронии в тексте практически нет – так, пара фраз, полуподмигиваний «для своих», кто сможет разглядеть, вроде цитирования Цоя. В первую очередь это связано с тем, что «Смотритель» оторван от нашей реальности так, как не был оторван ещё ни один из романов Пелевина. А ведь автора всегда ценили и уважали за злободневность и умение сказать о том, что происходит здесь и сейчас. Судя по всему Пелевину писать о нашем мире всё менее и менее интересно, иначе чем объяснить тот факт, что каждая новая его книга уходит всё дальше от приземлённой реальности, и всё больше живописует столь любимые автором пустоту и иллюзии?

Не совсем понятна причина, заставившая разделить роман на две части (коммерция? – возможно), поскольку «Орден...» при объёме в 350 страниц крупным шрифтом остаётся в лучшем случае затянутой экспозицией. Почти лишённый каких-либо событий, он даёт лишь основные наметки для будущих сюжетных линий, закончившись интересным (пусть и банальным для Пелевина) ходом, позволяющим предположить, что Идиллиум – лишь иллюзия... но кто автор этой иллюзии и кому она предназначена – этот вопрос остаётся открытым. Возможно, во втором томе мы это узнаем. А возможно нет. Это же Пелевин, никогда нельзя сказать наверняка – в его работах иллюзии иллюзий становятся способом для отрицания выдуманной реальности реально существующих людей, и разобраться во всём этом не так-то просто.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, построенный на привычной для Пелевина, социальной софистике, вероятно наиболее ортодоксален, на фоне всего творчества автора.

Здесь Пелевин не просто строит мир оборотней, вампиров или адептов шумерского пантеона на основе привычного нам общества. Автор строит мир с нуля, на пустом месте. В том самом месте из «Чапаева и ПустотЫ», где «нет ничего... нигде».

В этой связи, все литературные параметры произведения неизбежно принимают несколько психоделический характер.

Повествование крайне динамично. Автор создаёт сущности, и тут же опровергает их. Строит философские постулаты, и ту же их громит.

Произведение написано в высоком драйве. Подкупает, как было сказано, крутой философской софистикой. Однако тем, кто возьмёт на себя смелость прочесть роман, не советую пытаться что-то понять. Следует просто течь и изменяться вместе с текстом. :)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Смотритель» из тех книг Виктора Пелевина, «действие которых происходит в абсолютной пустоте». Конечно, в той или иной степени, тема пустоты и нереальности мира поднимается во всех его произведениях, но лишь в некоторых она становится сюжетообразующей. В большинстве романов сюжет существует строго по законам придуманного автором мира, а герои, если и подвергают сомнению реальность, в которой живут, или вдруг познают Великое Ничто, то делают это под воздействием каких-либо средств, на короткое время, после чего продолжают существовать в рамках заданного литературным демиургом пространства, а если они и вырываются за пределы собственного мира – то происходит это обычно в финале.

Особняком (условно, поскольку все книги автора – это части одной большой Истории, и между ними прослеживаются не только идейно-смысловые связи, но и прямые привязки, посредством описываемых событий, персонажей, места и времени действия) в библиографии Пелевина стоят такие романы, как «Чапаев и Пустота», «Т», теперь ещё и «Смотритель», при желании их можно, опять же, условно, объединить в трилогию. В этих книгах сомнение в реальности и филигранные словесные кружева, сплетённые из нитей вероятностных трактовок сюжетного действия – главная (как художественная, так и концептуальная) составляющая. Не юмор, не сатира – как это случается в других книгах Пелевина – здесь на главные роли не претендуют, хотя, конечно, присутствуют в нормальной для того, чтобы их заметить, дозировке.

Сюжет внешний (проснулся, встал, пошёл, шёл, пришёл, лёг, заснул) – лишь ширма, за которой прячутся другие приключения и путешествия. Яркая жизнь сознания читателя, наблюдающего за героем с той стороны книги – вот что составляет главное в таком романе. Читателю много интереснее следить не за похождениями Алексиса Киже (Петра Пустоты или Льва Толстого), а за кульбитами собственного разума, которые тот совершает пробираясь сквозь многослойный пирог текста.

Нельзя быть уверенным вообще не в чём (этим, кстати, Виктор Пелевин очень близок с Филипом Диком, в некоторых романах которого реальность, вернее, их множества, так же сомнительны), и это прекрасно. Ведь именно сомнения – обратная сторона уверенности – делают мир реальным, наряду с беззаветной верой, каким бы при этом «сумасшедшим» этот мир в итоге не оказался (дано в кавычках, поскольку для сознания, не привязанного к определённой системе координат, только это шествие и может служить доказательство собственного существования, потому термин сумасшествие, говорящий о качестве разума, представляется некорректным). Лишь сомнения являются по-настоящему реальными, сокрушающей силой или созидательной энергией. Только с оглядкой на них можно что-либо пытаться сделать, всё остальное – лишь трактовка.

Дирижабли и кареты, камзолы и парики, механические големы (аналоги андроидов) и обнибусы. «Любовь к трём Цукербринам» – это киберпанк, а «Смотритель» – стимпанк. Если быть совсем точным, то это его ответвление, которое можно окрестить термином «благодатпанк», поскольку весь этот мир, называемый Идиллиум, однажды созданный троицей Павлом/Бенджамином/Францем-Антоном, приводится в действие благодатью. Её вырабатывают благочестивые служители (невозвращенцы, возвращающиеся однажды, вступившие в поток) Ордена Жёлтого Флага, обеспечивая счастливое существование мирян. Деньги в этом мире – глюки (от немецкого Glü̈ck, что значит «счастье»), которые обеспечены этим самым счастьем. Но благодать и глюки – это лишь локальные проявления всепронзающего Флюида, энергетического потока, который и создаёт эту реальность, проводником для потока служит Смотритель Идиллиума (Его Безличество, Его Переменчество, Его Страдальчество, Далай-Папа, Великий Магистр Жёлтого Флага).

Сюжетная схема романа знакома читателю Пелевина до оскомины или боли (рези в глазах, висках, желудке), до мозолей в сознании: молодой человек (очень редко – девушка) волею судьбы (Языка, Флюида, Богини, Потока и прочих сущностей – в зависимости от того, какой именно роман вы сейчас читаете) избран для высокой цели управления миром, в котором он живёт. Жизненный путь Избранного и становится содержанием произведения. Поскольку «Орден Жёлтого Флага» – это лишь первая часть романа, к концу книги Алекс де Киже лишь становится Смотрителем, как он справится с этим своим назначением – видимо, об этом расскажет книга вторая.

ПС. Из жемчужин романа: музыкальный голем, созданный из серебра, золота и платины, исполняющий песню Виктора Цоя «Война».

ППС. Создан Идиллиум по методике «животного магнетизма», которую разработал Франц-Антон Месмер. Отсылаю вас к Википедии, там о Месмере есть неплохая ознакомительная статья, в которой, кстати, высказано предположение, что мерсеризм из диковского романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (не зря я вспоминал Дика) – это тот самый месмеризм. Во всяком случае, техника вхождения в общую эмпатическую реальность, путём прикасания к проводникам, схожа с методикой «бакэ», которую практиковал Месмер.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо учесть, что сюжета здесь — страницы на полторы. Всё остальное — описание устройства выдуманного мира и диалоги, позволяющие «глубже раскрыть характер». Причём только главного героя. Не раз за прочтение появляется ощущение, что ГГ — единственный персонаж книги, даже сам автор иронизирует над этим и разве что прямо не признаёт. Но в аннотации да, не соврали — каждый сам решает, о чём эта книга. Авторитет Пелевина работает на него и читатель ищет смысл даже там, где он, возможно, и не планировался.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга первая романа-эпопеи «Смотритель».

Роман созерцательный, в котором лишь изредка просыпается ядовитый и саркастический Пелевин.

Но между тем Первая книга сама по себе полностью завершённый фрагмент,со своей развязкой, которая, в традициях Пелевина, полностью сдвигает фокус всего романа.

Начинаясь как роман о фэнтезийном мире, созданном на основе мистических практик, к завершению Первая книга всё более избавляется от своих фэнтезийных составляющих и в развязке уже полностью показывает своё философское мистическое лицо.

Роман, который, как и подчёркнуто в названии, нужно смотреть. Мир романа, который, что подчёркивается и в содержании, читатель создаёт, как Галилео население вымышленных планет, наблюдая за ним. И сам предмет романа — Иллизиум, судя по всему возник как созерцательный вариант «Алисы в Зазеркалье» с точки зрения Чёрного Короля.

«Что видят двое, видит Бог» цитирует Пелевин, и двое в данном случае, это автор, и Вы, читатель. Только вам под силу мистически, либо дать миру Павла Великого существовать, либо дать ему спреть и разрушиться.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх