FantLab ru

Виктор Пелевин «Железная бездна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Голосов:
328
Моя оценка:
-

подробнее

Железная бездна

Роман, год; роман-эпопея «Смотритель»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Говорят, что в Михайловском замке до сих пор бродит призрак убитого заговорщиками императора Павла Первого. Но что если убит был не император, а его двойник, тогда как сам Павел Алхимик отбыл из Петербурга в новый мир, созданный им при помощи Франца-Антона Месмера и Бенджамина Франклина, и стал первым Смотрителем этого нового мира, названного ими Идиллиумом? Уже третье столетие Идиллиум скрывается в тени Ветхой Земли, взаимодействуя с ней по своим особым законам. Но на какой стадии идея полностью отрывается от своего создателя? До какой степени детище фантазии способно обрести самостоятельную жизнь? И может ли обычный человек стать богом, если в это поверит достаточное количество людей?

Впервые под одной обложкой — «Орден Желтого Флага» и «Железная Бездна», обе части мистического поиска Алексиса де Киже, нового Смотрителя Идиллиума.

В произведение входит:

6.55 (79)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Смотритель»


Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2016 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Смотритель. Книга 2. Железная бездна
2015 г.
Смотритель. Книга 2. Железная бездна
2016 г.
Смотритель. Книга 2. Железная бездна
2017 г.
Смотритель. Книга 2. Железная бездна
2017 г.
Смотритель
2018 г.
Смотритель. Две книги в одном томе
2018 г.

Аудиокниги:

Железная бездна
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПУСТОТА ПУСТОТ И ВСЯЧЕСКАЯ ПУСТОТА

«Память – и личная, и историческая – это просто колода карт. Если к ней приближается шулер, мы можем за пять минут переехать в другой мир. А шулера треплют эту колоду, вырывая её друг у друга, всю историю человечества».

После моей заметки по поводу прочитанного первого тома «Смотрителя», одним из комментаторов в качестве отзыва была оставлена цитата из статьи Дмитрия Быкова, нелестно отзывающемся о читателях, которым эта книга понравилась. Я не поленился, нашёл статью и прочёл её целиком. Всего, о чём в ней Быков говорил, я в романе не увидел, а потому отнёс написанное на счёт второго тома, потому что его на тот момент ещё не читал, и подумал, кто знает, может, Пелевин, и правда слабину дал в «Железной бездне»? Теоретически такая возможность не исключается, как и возможность того, что в быковской статье хоть раз будет написано что-то имеющее под собой реальные основания (про его художественные произведения ничего не скажу – не читал, знаком только с публицистикой и «гражданской поэзией»).

В общем, к прочтению второго тома «Смотрителя» я приступил с некоторыми опасениями, которые развеялись страниц через двадцать. Всё нормально: Дмитрий Львович, как всегда, выдал свои похабные фантазмы и пошлые сентенции за правду, а Виктор Олегович снова написал хорошую книгу. Конечно, можно было её издать и одним томом, что, я уверен, будет сделано в последующем, а в остальном – никаких замечаний, только радость от прочтения и удовольствие от размышлений по поводу прочитанного.

Поскольку я уже достаточно много говорил о первом томе, о втором расскажу немного, остановившись лишь на некоторых моментах. Во-первых, всё предощущённое в «Ордене Жёлтого Флага» в «Железной бездне» воплощено. «Чапаев и Пустота», «Т» и «Смотритель» — это действительно трилогия, подцикл в бесконечной эпопее, создаваемой Пелевином, который совсем не утратил ни остроты языка, ни глубины образности, ни парадоксальности сравнений. Было бы у читателя желание всё это увидеть – увидит. Но надо смотреть внимательно, иначе можно пропустить некоторые детали, которые автор обозначает вскользь. Так, например, походя раскрывается, кто же это такие – Чапаев Василий Иванович и Черный Барон Юнгерн фон Штернберг, и откуда они возникли.

Конечно, эта книга о Пустоте, но и о Любви. Такого трепетного отношения к возлюбленной и таких запутанных взаимоотношений с ней у пелевинского героя доселе не было (хотя, у всех его персонажей, если любовь и была, то далеко не простая — а у кого она бывает простой? может, у вас?), и дело тут не в обычных для этого чувственного предмета сложностей. Природа самого объекта воздыхания необычна

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
: будучи практически богом Идиллиума, Алексис, не желая любви в стиле «поддавки», оживляет свою пассию, превращая её из создания виртуального в реальное (насколько это вообще возможно в мире Абсолютной Пустоты). Результат, конечно, предсказуемо отличается от ожидаемого
.

В свете сказанного выше особенно интересной должна была получится, и получилась именно такой, подруга главного героя – Юка, которая во втором томе стала главным двигателем сюжета, главным генератором острот, главным искателем и исказителем смысла, сорвавшая в итоге главный приз, предназначавшийся богам Идиллиума. Она и спасение Алексиса, и его проклятие, источник мучительных кошмаров и высшего наслаждения, генератор любопытства, которого хватит на них обоих. Очень яркий персонаж, наверное, самый живой из всех героинь Пелевина. Юка исполняет функции подруги, мебели, фона, создания, отражения, самостоятельной личности, второстепенного персонажа и главной героини. Наряду с главным героем она переживает в течение романа несколько сущностных трансформаций, достигая в итоге – жест самопожертвования – высшей ступени развития, покидает бренный мир, одновременно оставаясь в нём уже в качестве эмоционально-сексуальной специи, призванной скрашивать тяготы жизни Алексиса II де Киже, Смотрителя Идиллиума.

Вот, в общем-то, и всё. Остальное читайте в книгах.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, приключения нового Смотрителя, Алекса де Кижа продолжаются во втором томе пелевинской эпопеи, изданной уже несколько меньшим тиражом, чем первый. Что, кстати, зря. «Железная бездна» во многом превосходит «Орден жёлтого флага», хотя бы потому что «Орден...» представлял собой лишь завязку истории, которая развернётся и закончится (?) в «Бездне...». Главный герой пытается разобраться в том, кто он такой, что такое мир, в котором он живёт, и какова суть людей и вещей, окружающих его. Как это часто бывает у Пелевина, всегда находится множество желающих дать герою ответы на все эти вопросы – но ответы также традиционно смутны, неясны, основываются на аллегориях, и в конце концов сводятся к тому, что мир – порождение нашего ума, а ума и вовсе не существует – он лишь рябь на божественном извечном ничто, и, осознав это наш ум (а значит и мы соответственно), можем быть кем угодно. Вот только зачем? Кстати, есть кто-то ещё не понял, это был самый главный спойлер практически к каждой книге Пелевина.

«Бездна...» даёт читателю некоторые ответы на вопросы «Ордена...», ровно в той мере, какой достаточно для того, чтобы унять зуд любопытства и заставить думать о том, что осталось недосказанным. А недосказано на самом деле очень много. Чем ближе к финалу, тем больше Пелевин отпускает фантазию – события книги принимают сюрреалистичный поворот, и об истинном смысле того, что открылось главным героям на последних страницах читатель и вовсе может только догадываться, предполагая разные варианты. Более того, часть сюжетных линий «Смотрителя» то ли оборвана, то ли специально незавершена (Леди Гага?! WTF?!?!), ведь повествование ведётся от лица Алекса де Кижа, который даже по окончании всех событий остался в неведении относительно их причин и последствий. Возможно потому что его мир является ограниченным его личной фантазией (на это намекает и сам текст, из которого не удаётся составить внятное представление о мире, в котором развиваются события – он оживает лишь тогда, когда в нём оказывается де Киж).

Из действительно удачных находок книги – описание столь разнящихся принципов действия гаджетов в Идиллиуме и на Ветхой Земле (т.е. у нас с вами). Пожалуй, именно таких штучек и ждёшь от Пелевина во вторую очередь, получив в первую очередь положенную порцию солипсизма. Жаль только в «Смотрителе» их так мало (по одной на каждый из томов). Впрочем, изначально было ясно, что «Смотритель» – это не сатира, а... А что это было, кстати?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если «Орден желтого флага» мною был воспринят как своего рода сказочка, то на «Железной бездне» мой приземленный ум того... сломался. С детства меня учили, что из ничего ничего не бывает, но Пелевин взял и опрокинул навзничь этот уютный постулат. Придется перечитывать, ибо не отпускает ощущение, что я прошел мимо чего-то важного. Кстати, мысль насчет «человека-змея» автор явно тиснул у Хайнлайна, модернизировав, конечно. И да, я теперь смотрю совсем другими глазами на свой новенький смартфон...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, первый роман цикла, или вернее, дилогии, был посвящён описанию созданного Пелевиным мира «Идиллиума». Это, собственно, было несколько описаний, опровергающих одно другое, поскольку детерминизма от автора ждать не приходится. Во втором романе появляется, наконец, сюжетная интрига.

Сама сюжетная линия невелика и неустойчива, однако она безусловно имеется. В компактный сюжет Пелевин укладывает линии романтической мелодрамы, краткого боевичка и, даже, небольшого триллера. И всё это динамично и колоритно, в традиционной для автора психоделлической атмосфере.

В целом роман является цельным продолжением «Ордена», и самостоятельного значения не имеет.

Пелевин — есть Пелевин, а потому прочтение требует определённой смелости, психической устойчивости и терпения. Иначе, ущерб для психики может быть необратим. :)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здесь, наконец-то, начинается что-то похожее на сюжет. ГГ приходит к власти, впрочем, никаких это в книге не проявляется, пытается решить свои романтические проблемы, регулярно узнаёт ИСТИНУ и лениво пытается понять, что ему вообще нужно во всех сферах жизни и деятельности. Действие становится чуть-чуть бодрей и состоит из отвлечённых разговоров и объяснений всего лишь где-то на 85%, а не на 99%, как в предыдущей части.

Ну и да, надо понимать, что Пелевин и здесь произносит нежные слова, но больше намёки, в адрес отечественных либералов. Так что не надо предыдущему комментатору удивляться, что образец отечественной либерастии (в самом худшем её проявлении) Дмитрий Быков, считает творчество Пелевина и его поклонников дрянью).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх