FantLab ru

Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Голосов:
321
Моя оценка:
-

подробнее

Роза Парацельса

La rosa de Paracelso

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Парацельс мечтал об ученике. И однажды к нему пришел незнакомец, готовый стать его учеником. Одного только попросил он у Парацельса — чтобы тот сжег розу, а затем возродил ее из пепла, доказав тем самым свое мастерство.

Входит в:

— сборник «25 августа 1983 года», 1983 г.

— журнал «Наука и религия 1987'09», 1987 г.

— антологию «Книга песчинок», 1990 г.

— журнал «Нева» № 4, 1991», 1991 г.

— антологию «Необъяснимое явление», 1991 г.

— антологию «Рассказы магов», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Книга песчинок
1990 г.
Необъяснимое явление
1991 г.
Коллекция
1992 г.
Письмена бога
1992 г.
Письмена бога
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1997 г.
Избранные сочинения. Том 1. Вымыслы
2001 г.
Тайнопись. Произведения 1980 – 1986 гг. Посмертные публикации
2001 г.
Рассказы магов
2002 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Произведения 1980 - 1986 гг. Посмертные публикации
2005 г.
Вымыслы
2009 г.
Произведения 1980-1986 гг. Посмертные публикации
2011 г.
Зеркало и маска
2014 г.
Зеркало и маска
2016 г.
Зеркала
2016 г.

Периодика:

Наука и религия № 9, сентябрь 1987 г.
1987 г.
Нева № 4, апрель 1991 г.
1991 г.

Издания на иностранных языках:

Книга Піску. Пам’ять Шекспіра
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная вещь. Рад, что она мне попалась в руки. Классическая формулировка «нужно не доверять, нужно верить» играет в сюжете максимально наглядно. Также мощная аллюзия на Рай на Земле при сравнении с розой и пеплом. Тонкая параллель, последовательная подводка к ней, ничего лишнего. В итоге отличная притча, которую можно советовать любому при разговоре о природе веры. И хоть я не разделяю религиозный акцент текста, разграничение одного и другого (веры и «научного доверия») достойно уважения.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Притчевость этого рассказа, сколько бы не имела версий для своего истолкования, — не сокрыта в глубинах когнитивного опыта прочтителя, но находится как будто бы на поверхности читательского восприятия.

То есть, рассказ у любого читателя неизменно вызывает симпатию: у одних — к бесстрашному ученику; у других — к его единовременному наставнику.

И вот почему.

В этом своем рассказе Борхес сводит все приемы стиля магического реализма к тому единству формы и содержания, которое и было затребовано для создания шедевра.

Антагонистом же этому рассказу будет созданный в том же году рассказ «Синие тигры», где притчевость сохраняется; но где Борхес намеренно уводит содержание от обозначенной им в начале рассказа проблематики. Настолько, что порой кажется, будто бы автор, изначально посягнув на что-то неимоверное и мистическое — так и не нашел для этой проблематики легко узнаваемого художественного решения.

Но в «Синих тиграх» Борхес сохраняет верность лишь приемам стиля — а в «Розе Парацельса» все посвящает замыслу и воплощению, сделав стиль отчасти вторичным.

Найдут ли своих почитателей «Синие тигры»?

Всегда.

Но ясно и без доказательств, что «Роза Парацельса» многим понравится куда больше.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ неплох, и лишь так на мой взгляд. Весь его прекрасный слог попирает одно слово, в котором заключена суть восприятия, мироощущения героя рассказа. И что примечательно — в этом вина автора есть, но таков Парацельс.

Если и «первородный грех», и «Адам из Рай», и уж тем более «Всевышний» я могу воспринять как аллегории из уст ученого-поэта, то Каббала, способствующая пониманию Слова — однозначное, недвусмысленное указание на источник знания, вдохновения Парацельса. Причем же тут вера, так и хочется спросить у Филиппа фон Хоэнхэйма в представлении Борхеса? Причем же здесь вера, которую ценит Парацельс, когда его познания — религия, которая призвана единственно переобучать вере, доказывать веру, обосновывать веру, что становится невозможно на поверку.

И это даже не касаясь того, что известно какой «Всевышний» у иудеев, какие имена он носит, как называет свои творения; не касаясь того, что вольный перевод самого слова «Каббала» на русский язык — «камень забирающий (подчиняющий) душу». Да и все мы знаем, какие смыслы носят устоявшиеся выражения «Попасть в каббалу», «Сущая каббала» всё в том же нашенском, родном языке.

Быть может я глупо цепляюсь за форму, упуская саму эссенцию этого рассказа, упуская из виду само сияние знания Парацельса, но для меня оно вовсе не сияет, для меня это скверно, когда «пищу преподносят грязные руки». Можно ли в этом случае отведать «чистого кушанья»?

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вечная тема, однажды названная и так, как «Сальери и Моцарт...» Загадка гения: он где-то там уж, там, далече, за границей, всего — и смысла здравого, и рук мозолистых талантливого ремесла, да и потуг тех скрупулезных эпигонов, которые, переписав всё слово в слово, — не забывая пунктуацию всё в тех же знаках, — рождают снова, раз за разом, лишь дурно пахнущие слоги, в так дурно сложенных словах, отягощенных тяжестью столь несуразных рифм...

Смысл: чудо не предъявляется, как штамп о регистрации по первому же требованию уже не граждан, а чинов, или, допустим, как самооговор и тут же оправдание (когда ты сам себя, не знам за что и высек), или, как зарегистрированная лицензия ли, тест-экзамен ли, для обязательной сертификации, или же как узаконенная докторскими диссертациями апология — чудо, обыденно, бывает явленно, по необъясняемому порыву чудотворца (заметим в скобках — необъяснимого и даже для него-то самого: осмысленной чудо не просто блеф, а маниакальный бред, прописанный, обыденно, — заметим снова, — в палатах, как правило, за номером шестым....)

Смысл: к Парацельсу приходят не так, как будто в цирк, в приезжий и проезжий, в тот, просто так брезентово-сезонный цирк-шапито, на стол бросая, за билеты, монеты те, что выручил за проданную азбуку, когда-то купленную тебе отцом....

Смысл чуда. О чуде, так же, гениально, читаем и у Хармса (в Его «Старухе»):

» Теперь мне хочется спать, но я спать не буду. Я возьму бумагу и перо и буду писать. Я чувствую в себе страшную силу. Я все обдумал еще вчера. Это будет рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает. Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть платком, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живет за городом в сарае. Он может этот сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда.»

Гениальная фантастика: И Хорхе Луис Борхес, и Даниил Иванович Хармс.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любое произведение начинается с названия, но не все из них столь удачны как «Роза Парацельса». Сам рассказ под стать своему наименованию, он передает читателю образы красоты и перлы мудрости. Это притча, обрекающая читателя на созерцание художественных образов. Это притча, написанная одним из лучших писателей-философов. Искренняя мудрость, которого стремится не к разуму объекта, а в сердце человека. Потому что, то о чем пишет Хорхе Луис Борхес не нужно обдумывать и логически понимать, лучше прочувствовать, только в этом случае средство достигнет своей цели. «Роза Парацельса» это литературная медитация. Все-таки, как сильно Восток повлиял на творчество писателя.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ мне вообще не понравился. Начался никак, закончился ничем. Прошел он как-то сквозь меня, не задев при этом ни одной струнки моей души)). То ли мудрости во мне нет, чтобы понять глубокий смысл. То ли сила веры не такая сильная, чтобы впечатлило))

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всегда любопытно, как писатель изображает мудреца. Еще любопытнее, как изображает просветленного...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первым делом рассказ напомнил знаменитую индийскую притчу о том, как человек пришел к Будде и попросил продемонстрировать волшебство. Тогда только он станет последователем... Будда показал волшебство. «Теперь я буду твоим учеником» — сказал человек. «Теперь ты мне больше не нужен» — ответил Будда.

Рассказ Борхеса — это не проста притча; это — литературная притча. Разница в том, что смысл укладывается не в одну лишь идею. У Борхеса добавляются красивые образы, красивые слова... И идея вбирает в себя гораздо больше, чем ключевое «верить и не требовать доказательств».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал этот рассказ, честно говоря, особенных эмоций у меня не возникало (ну пришёл ученик к учителю, ну попросил доказать своё мастерство, ну заупрямился учитель, всякое бывает), я был согласен с учеником (пусть докажет, чего тут такого !?), на протяжении всего рассказа.

Но конец изменил всё. Мне пришлось заново перечитать этот рассказ, особенно слова учителя (по первой не сильно вдумывался в них считая обычным словоблудием заупрямившегося ученого), я понял, что всё было сказано не просто так. Хотя я и до этого знал что вера не требует доказательств, я осознал что на самом деле только вера способна творить настоящие чудеса.

В общем, автор молодец что таким маленьким рассказом заставил меня хорошо задуматься над этим вопросом ( добавлю ка я ещё один балл :-))

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая филисофская притча о силе веры и о том, что надо просто верить, но не требовать доказательств. Тогда, только и только тогда у нас что-то получится!

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так, ни Мастер не обрел послушника, ни ученик — Учителя. Все потому, что он требовал доказательств, но достаточно было Веры.

«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза» Парацельс

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основная идея этого рассказа в принципе совпадает с идеей «Футурологического конгресса» Лема, но у Борхеса всё гораздо закрученней. И в каждой строчке — свой смысл, каждую строчку хочется цитировать.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ изумительный.

По поводу реализма не согласен. Просто Борхес творит в мире равноправия чуда и повседневности.

В этом смысле он не совсем фантаст.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень глубокий и в тоже время волшебный рассказ. Читанный и перечитанный множество раз. Опять же, можно долго спорить, что хотел сказать Борхес этим рассказом. Но в этом обилии вариантов и заключена прелесть произведения.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волшебный рассказ. Невычурный, по-хорошему простой, строгий. Он был бы написан в духе реализма, если бы не то волшебство, с которым неразрывно связаны его начало и конец.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх