fantlab ru

Даина Чавиано «Фея на пороге Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.60
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Фея на пороге Земли

Un hada en el umbral de la Tierra

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Космический корабль с семьёй из трёх человек застрял на ледяной необитаемой планете. И только настоящее Чудо может их спасти...

Входит в:

— антологию «Ночная погоня», 1989 г.

— антологию «Крик дерева», 1991 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Р. Рыбкин (2)

Ночная погоня
1989 г.
Крик Дерева
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала обращает на себя внимание авторское посвящение Спилбергу и его «Инопланетянину», сразу же настраиваешься на необходимый сентиментальной-лирический лад, отчасти ожидания оправданны, но лишь отчасти. Вообще, всегда привык осторожно относиться к творчеству писателей из экзотических стран, в данном случае это Куба. Даже если произведение кажется на первый взгляд хорошим, то при внимательном рассмотрении не составляет труда установить откуда же растут уши. В случае с «Феей» это даже не «Инопланетянин», а целый ряд блестящих работ классиков фантастики, чьи наработки автор активно использует. Без сомнения определю явное влияние «Марсианских хроник» Брэдбери, «Ключей к декабрю» Желязны и «Кто там, в толще скал?» Саймака. Предпочтения Чавиано одобряю, но от вторичности, увы, никуда не деться.

Корабль семейной пары космических исследователей совершает аварийную посадку на планете Гарнис, за время полета у них родился сын Томи, которому на момент начала событий исполнилось 8 лет. Отец мальчика, отправившись на поиски топлива для корабля, бесследно исчез два года назад в снежных и опасных горах, и теперь Томи и его мать Ниса остались одни. Планета кажется необитаемой, опасные формы жизни отсутствуют, хотя следы некой исчезнувшей цивилизации семейке «робинзонов» обнаружить удалось. По мере взросления Томи начинает замечать усиление своих паранормальных способностей к телепатии и телекинезу, он начинает слышать странные голоса, зовущие его в одну из здешних пещер. Мама мальчика до поры никаких голосов не слышит и объясняет отлучки ребенка детскими играми, но со временем её беспокойство усиливается.

К удачным моментам можно отнести некоторые стилистические находки, в частности эпизоды телепатического общения подаются сплошными абзацами, без знаков препинания, что подчеркивает эффект невербального общения. Внутрисемейный конфликт довольно стандартный — мальчик, растущий без отца, постепенно входит в переходный возраст, начинаются конфликты с матерью, споры про воображаемых друзей. Сюжет развивается довольно вяло, что могло бы компенсироваться лиричным тоном, созданием соответствующего настроения, описаниями внутреннего мира героев и природных красот, но эти средства автор использует разве что вполсилы. Намеченный хэппи-энд просматривается с самого начала, но автор пытается акцентировать внимание читателя на семейной драме, в итоге же из суммы минора и мажора выводится теплохладность.

Главная проблема повести, на мой взгляд, — жанровая неопределенность, т.е. автор так до конца и не определилась пишет ли она сказку с элементами НФ или НФ с элементами сказки, в итоге не получилось ни того, ни другого. Воспринимать произведение в сказочном ключе мешают элементы фантастики, которые требуют обоснования, автор этого упорно избегает. К примеру, откуда у Томи взялись сверхспособности — врожденные они или же этот результат воздействия Гарниса, ответа нет. В плане ксенофантастики всё также довольно схематично — есть некие «плохие» и «хорошие» аборигены, но без прямого контакта их конфликты и борьба за спасение своего мира не вызывают сопереживания, по этой же причине какие-либо трогательные моменты взаимодействия представителей человечества и гуманоидов, как было в «Инопланетянине», отсутствуют.

Финал вызывает ощущение смазанности, хотя основная линия повествования доведена до разрешения, но масса побочных вопросов остаётся без ответов. Элемент сказочного «почти волшебства» в концовке больше напоминает применение «бога из машины». Мою среднюю оценку этой небольшой повести определило то, что в середине мне просто стало скучно, и я отложил книгу примерно на сутки, что было бы нонсенсом в случае с тем же Брэдбери, который так же вольно обращался с научными обоснованиями своих фантастических рассказов, но умел зацепить эмоционально, держать внимание художественными средствами, если не сюжетом, у Чавиано так не получается, к сожалению. По впечатлениям в итоге ощущается, что прочёл такой добротный фанфик, вроде сумма необходимых элементов присутствует, но алхимия обыкновенного чуда не срабатывает.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пронзительно, сентиментально, местами трагично. С высоким уровнем психологизма, понимания мышления ребёнка и нюансов взаимоотношения матери с сыном. Хорошим языком и даже с элементом новаторства по форме подачи материала.

Наверное, примерно вот так выглядят Сказки в век технологий. Полные драматизма, но всё же с надеждой на Чудо.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спилберговского инопланетянина Ипа, доброго и трогательного, больше не любят. Может время настало другое, более жесткое, чтобы проливать слезы над сентиментальным повествованием, а может в наше прагматичное время уже никого не трогают подобные «детские» фантазии. Как еще объяснить, что этой маленькой, доброй и наивной сказке ставят столь низкие оценки?

На объятой холодом планете Гарнисе живут два человека — мать и сын. Много лет назад они потерпели аварию и тогда их было трое. Отец так и не смог помочь семье и сгинул где-то в ледяной пустыни. Нет надежды, остается просто жить.

И теперь у матери только две радости — растущий мечтательным и восторженным сын и изучение остатков сгинувшей цивилизации илонов. Обыденность и страх, привычные рамки мышления, постоянное ожидание опасности мешают женщине увидеть очевидное — планета полна удивительной жизнью, настолько отличной от всего привычного, что, наверно, только ясный ум ребенка может воспринимать эту новую реальность.

А для юного Томми, мыслящего свободно и без присущих взрослым ограничений, новый мир — удивителен и волшебен, а его обитатели — просто добрые феи, способные выполнить самое заветное желание и вернуть родного человека, победив саму Смерть.

У этой простой повести есть сразу несколько «планов». Первый — фантастический. О том, что воображение — один из величайших наших даров, но все же он меньше, чем Вселенная, в которой может быть все, что только возможно представить и еще много больше. Второй — более реалистичный. Он — о взаимоотношениях между родителями и детьми, о том, что такое настоящее доверие и вреде, который может принести слепая любовь.

И это — умная история, светлая и добрая, пусть и воспринимаемая в наш жестокий век только, как наивная сказка.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх