Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Февраль 1873 года. Шхуна-бриг «Пилигрим» под командованием капитана Гуля находится в Южной части Тихого океана, возвращаясь в Сан-Франциско после китобойного сезона. На борту шхуны находятся члены семьи владельца судна Уэлдона, в том числе его жена и сын. В результате драматических событий командование кораблем приходится принять на себя самому юному матросу Дику Сэнду, и теперь он — пятнадцатилетний капитан «Пилигрима». Крайне непростая задача благополучного завершения плавания значительно осложняется тем, что не все на борту — люди с чистой совестью и прошлым...
Над романом писатель работал в 1877 году. Юному капитану в романе столько же лет, сколько в это время было сыну писателя Мишелю.
Упомянутый в романе негр-работорговец Альвец существовал в действительности, сведения о нем автор почерпнул из записок английского путешественника Верни Ловетта Кэмерона. Кроме того, при написании романа Верн широко использовал свидетельства таких исследователей Африки как Дэвид Ливингстон и Генри Мортон Стэнли.
Первая публикация романа – в журнале Этцеля «Magasin d’Éducation et de Récréation» с 1 января по 15 декабря 1878 года.
В отдельном издании роман первоначально был выпущен в двух книгах, первая – 1 июля, и вторая – 14 ноября 1878 года.
18 ноября 1878 года вышло иллюстрированное издание романа (94 иллюстрации Генри (Анри) Мейера — Henri Meyer, гравированных Шарлем Барбаном); это был тринадцатый «сдвоенный» том «Необыкновенных путешествий».
В 1878 году роман печатался в «Русской газете» в переводе Марко Вовчка. Другой источник датой первой печати романа на русском языке называет 1879 год. Еще до издания романа на русском языке положительные отзывы о нем стали появляться в печати.
Экранизации:
— «Пятнадцатилетний капитан» 1945, СССР, реж: Василий Журавлев
— «Капитан «Пилигрима»» 1986, СССР, реж: Андрей Праченко
- /языки:
- русский (145), французский (2), чешский (1), украинский (7)
- /тип:
- книги (140), аудиокниги (15)
- /перевод:
- М. Вовчок (7), И. Петров (90), С. Полтавский (1), Л. Савельев (3), П. Соколовский (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ii00429935, 31 марта 2011 г.
Впервые эту книгу я прочитал как раз в возрасте главного героя и с тех пор на вопрос о любимом герое Жюля Верна могу без колебаний ответить: «Конечно, Дик Сенд!» У этого мальчишки нет технического гения капитана Немо или капиталов лорда Гленарвана, зато есть отвага, упорство, верность в дружбе и (наверное, самое важное) умение брать на себя ответственность за других. С таким героем легко себя ассоциировать, даже если вы никогда не были ни в океанских просторах, ни в Центральной Африке. Ему хочется подражать...
Жюль Верн всегда старался насыщать свои произведения познавательной информацией, современному читателю подобные экскурсы могут иногда казаться лишними. И потому что наука не стоит на месте, и акутуальные в 19-м веке идеи устаревают. И просто потому что действие тормозится. На мой взгляд, в «15-летнем капитане» баланс развлекательного и познавательного практически идеальный. Если автор рассказывает, что такое лаг и для чего он нужен на корабле, это важно для сюжета. Если 2-я часть романа начинается с яростного монолога Верна об истории работорговли, после этой главы становится понятно, ради чего собственно написана книга. Понятно, что в год появления «15-летнего капитана» это был не просто приключенческий роман, а еще и остросоциальный, почти публицистический. Однако не соглашусь, что сейчас, когда работорговля осталась в прошлом, социальный посыл Жюля Верна устарел. Расизм и национализм никуда ведь не ушли. Великий писатель нашего детства вроде бы простую мысль выражает: человек благороден или подл независимо от цвета кожи (чернокожий работорговец Алвиш — один из самых отвратительных персонажей романа). Но так ли уж очевидна эта мысль? Напоследок короткий пример из жизни. Мои коллеги пор работе — люди неглупые, с высшим образованием — на каком-то дне рождения, чуть «приняв на грудь», рассуждали: «Вот докатились в Америке! Черного (Барака Обаму) выбрали президентом!» Может быть, рано списывать со счетов Жюля Верна, оставляя его «по ведомству» детской литературы?
primorec, 6 августа 2012 г.
«Второго февраля 1873 года шхуна-бриг «Пилигрим» находилась под 43В°57' южной широты и 165В°19» западной долготы от Гринвича». Меня всегда поражало это сухое начало в приключенческой книге. Без описаний и вступлений — одна фраза, побуждающая ребенка открыть учебник или энциклопедию и узнать, что такое широта, долгота и Гринвич. Никаких долгих разговоров — сразу к знаниям.
А зачем еще можно отправляться в детстве, открывая очередную книгу, как не за новыми знаниями о мире? И эта книга такое путешествие, морское приключение: через Тихий и Атлантические океаны, к Африке и обратно. Только в этот раз это будет не прекрасная яхта «Дункан», а настоящий «труженик морей» китобой «Пилигрим», умеющий лавировать среди льдов, противостоять волнам и ветру, нагруженный ворванью и китовым усом/еще новые знания -надо бы прочитать про то, как это получали и где применяли/.
Но если бы мы хотели найти только географические и этнографические знания, то можно было бы обойтись учебником или энциклопедией. «Пятнадцатилетний капитан» — книга взросления. Взросления юного Дика Сенда — отважного и решительного, не боящегося взять на себя ответственность за чужие судьбы, который, если так уж случилось, не прячется за чужими спинами, оправдываясь малолетством и небогатым жизненным опытом. Немного самонадеянном, но готовым признать свои ошибки и услышать добрый совет. Но главное, всегда с радостью впитывающий новые знания. Настоящая мечта родителей всех времен и народов этот Дик Сенд.
Но есть еще в книге важная вещь. О рабстве и свободе, праве людей распоряжаться своими жизнями. О том, что сейчас называют расплывчатым термином «толерантность». А еще о честности, не только в отношении окружающих, но и перед самим собой, и ответственности за свои поступки, за которые порой приходится расплачиваться другим . Подумать только, сколь много вместил Верн в свой роман, что обычно молодые люди узнают на своем опыте за долгие годы взросления!
И отличный конец. Через упорный труд и учебу маленький сирота достигнет мечты. «Несмотря на свою молодость, он пользовался всеобщим уважением, можно даже сказать, почетом...Ему и в голову не приходило, что решительность, мужество, твердость, проявленные им во всех испытаниях, сделали из него своего рода героя, хотя он и не прославился блестящими подвигами».
Игорь Екимов, 24 января 2014 г.
Блестящее произведение. И хочу отметить ещё один момент, о котором мало кто задумывался. На мой взгляд, Жюль Верн обладал великим талантом мастера ужасов, но не стремился его использовать (ведь у него, как у писателя, было много и других сильных сторон). И только один раз в своём творчестве он блеснул этим талантом — в книге «Пятнадцатилетний капитан», в главе «Королевский пунш». Это бесподобно. Когда я это прочитал (в совсем детском возрасте), мне от ужаса стало реально плохо. И до сих пор никому из писателей никогда не удалось напугать меня так, как это сделал Жюль Верн. Если бы он целенаправленно работал в жанре хоррора, он бы превзошёл всех. Он обладал колоссальным талантом в этой области, но, вероятно, считал, что ужасы — не главное и нужно делать упор на других вещах — на воспитании и просвещении читателей (особенно подрастающего поколения). Так мне кажется.
Oreon, 30 декабря 2018 г.
После того как в след за ребёнком впервые прочитал Дети капитана Гранта, вспомнилась собственная юность и данный роман Верна, который в возрасте где-то 13 лет произвёл на меня неимоверное впечатление. Так что потянуло снова его перечитать, сравнить, и с юношескими впечатлениями и с капитаном Грантом.
Ну что же — вперёд. Китобойная шхуна с неполным экипажем возвращается в Америку, после не слишком удачных промыслов. На борту — жена владельца с ребёнком, их кузен Бенедикт, аналог Паганеля (детям всегда нравится читать о неуклюжих взрослых, которые ничего не понимают) и юнга Дик Сенд, пятнадцати бурных лет. Далее идёт спасение негров с покинутого подтопленного корабля и кровавая сцена охоты на кита. Данный эпизод хоть и не будоражил меня сильно в детстве, оставшись забытым, теперь же показался совершенно отвратительным, особенно осознание того факта, что китобои напали на кормящую маму с китёнком, который теперь тоже стал обречённым погибнуть, но уже голодной смертью. Честно скажу, что если во времена автора это, наверно, была захватывающая сцена большой охоты, то в наше время я больше болел за кита чем за моряков.
Под управлением молодого капитана шхуна легко и незаметно проходит мыс Горн и оказывается в рабовладельческой Африке. Более того, наши герои проходят ещё 100 миль в глубь континента, видят жирафов и гиппопотамов и продолжают думать, что они находятся в Южной Америке! В этом месте я вспоминаю мытарства Колумба, который преодолел в двое меньшее расстояние и оно было столь огромным, что Колумб думал, что обогнул земной шар и приплыл в Индию! А тут плыли с Австралии и вместо Америки не заметили как попали в Африку и ничего :)! Но это я легко могу простить героям, так как читая в детстве роман и отождествляя себя, конечно, с капитаном Диком, я тоже вряд ли отличил бы Африку от Америки или Австралии, внезапно окажись я там на месте героев :).
Дальше идёт полное приключений путешествие по джунглям, где мне нравится трогательная забота о маме с ребёнком — миссис Уэлдон и её заболевшем сыне, ей же это всё очень тяжело, так как она же женщина (!), но почему-то в этом месте никто не вспоминает о старой Нэн, которая не только женщина, но ещё и старая!? ..Наверно потому, что она ещё и служанка-няня, и негритянка. Вот такая политкорректность того времени. В ту же стезю попадает и сбежавший Геркулес: обретя свободу его больше всего заботит участь хозяйки с ребёнком, чем участь его собратьев, остальных негров, с которыми он провёл часть жизни. Но с детства мне больше всего запомнилась сцена в покинутом термитнике — сомневаюсь, конечно, что такое бывает (и возможно) в реальности, но на бумаге и в детстве выглядело очень эффектно и будоражило моё воображение.
Но в целом приключения в высшей степени увлекательные, и хотя я уже не ассоциирую себя с Диком, но мне продолжает импонировать этот благородный юноша, а книга после прочтения продолжает оставаться самой интересной из прочитанного у Жюль Верна. Кстати, здесь Верну удалось выдержать приемлемый баланс приключений и, так любимых им, географических и исторических познавательных данных, перекосом которых он часто грешит в других своих произведениях. Я теперь задумался, может ещё что перечитать из старины Верна?
glupec, 23 декабря 2016 г.
Отличная книга. Верн, как обычно, продемонстрировал свое мастерство в сплетении сюжетных интриг (в каждой главе есть какие-н. «зацепки», например, мантикора, к-рую ловит кузен Бенедикт. Не начни он ее ловить — не выбрался бы на волю. Не выбрался бы на волю — не поймало бы его «странное существо». Не поймай оно его — не узнали бы наши герои, где держат миссис Уэлдон. А тогда бы и Мганга не явился, и королеву Моану бы не «натянул» почем зря...
Короче, самые случайные, — казалось бы — придуманные «для просто так», — сюжетные ходы все равно работают друг на друга. И в итоге — на эффектную развязку). Я уж молчу про эпизод, к-й обычно выкидывают из всех экранизаций (ну а как, в самом деле, это показать?..) — помните, смерть Муани-Лунга, сгоревшего живьем вместе со своим министром?.. Вот что значит — дьявол в деталях... Сейчас так не пишут — и, скорее всего, не будут писать.
Ну и пр. мелкие приколы, кунштюки, пасхалки (истинное наслаждение — сравнивать ономастику в разных редакциях одного и того же перевода! Как правильно — «горбач» или «финвал»? «Шкуна» или «шхуна»? ;)) Хосе Антонио Альвец или Жозе-Антониу Алвиш? Особенно учитывая, что он все же не португалец (как в фильме), а черный дикарь %D Про араба Ибн-Хамеша, который на самом деле Убн-Хамиц, вообще молчу. Бездна таких вот мелких за... заморочек, за которые глаз цепляется при чтении. И таки да — интересно во всем этом копаться, разбираться...)
Только один момент в конце показался мне небрежно «слитым» — КАК выкупили из рабства товарищей Геркулеса?.. Ж. В. решил, что и так уже хорошо «помариновал» читателя, и не стал это прописывать; просто констатировал факт. Но вообще — внимание, к-рое он уделял интриге и ее построению, безусловно, заслуживает похвалы. Это вам не Чигиринская ;)))
ffzm, 10 сентября 2011 г.
«Пятнадцатилетний капитан»-это моя первая книга Ж.Верна, прочитал её более тридцати лет назад в 12 или 13 лет. Именно с неё я открыл для себя Жюль Верна. До сих пор она в моём сердце, до сих пор помню все сюжеты и всех персонажей даже второстепенных. Именно такие книги надо читать в детстве и юности, что бы потом в жизни быть похожим на их благородных героев.
alatamar, 21 мая 2013 г.
Из всех романов Жюль Верна этот — самый любимый. Наверное, потому что тема справедливости, возмездия за подлость всегда актуальна и вызывает самые сильные чувства. Хорошо, если это знание, прививку против подлости, человек получает в юности. Конечно, это не фантастика, хотя некоторые вещи могли показаться современникам писателя невероятными.
vp41114, 14 мая 2008 г.
Все началось со старого фильма, где Дика Сэнда играл наш знаменитый и теперь уже покойный актер В.Ларионов. А потом, в школьной библиотеке 40 лет назад я взяла и прочла книгу, и навсегда в нее влюбилась. Эта одна из самых чудесных книг для детей, где учат чести, дружбе, верности, целеустремленности и вере в себя.
elfy, 19 февраля 2008 г.
Впечатление на всю жизнь. Атмосфера взаимопомощи и злодейства, самоотверженности и предательства. И юноша, по нашим меркам мальчишка, в сложнейших условиях не растерялся, смог использовать обстоятельства и свои знания для спасения друзей.
Anastasia2012, 7 мая 2010 г.
Книга, подтверждающая, что возраст — это только число. Сила воли, дисциплина, чувство ответственности — залог успеха даже в пятнадцать. Ну и, конечно, корабль, океан, джунгли и т.д. и т. п.
viv, 2 декабря 2007 г.
Читал примерно лет в 15. Трудно внушить юному читателю большую уверенность в себе и в своих силах, чем дает эта книга.
андрос, 27 октября 2006 г.
Очень полезная книга для 15-летнего возраста. А уж увлекательная — бессонная ночь обеспечена. Достойный пример для сегодняшней молодёжи, не спешащей становится взрослой в смысле ответственности. А если представить себя в 15 лет в роли единственного практически оставшегося мужчины, способного что-то предпринять, ответственного за целый корабль?
Krokus, 14 марта 2008 г.
Если было бы можно — поставил бы 20! Впечатления на всю жизнь. Первый раз прочитал в детстве — до сих пор иногда перечитываю.
Yazewa, 3 февраля 2008 г.
Дик Сэнд — это было просто нарицательное имя! Как хотелось верить, что в таком юном возрасте можно быть настоящим героем!
В момент написания в африканских странах еще сохранялась работорговля, колониальный гнет был весьма силен, так что эта книга играла и обличительную роль. Сейчас, конечно, это уже чистой воды приключения...
Nina, 30 ноября 2007 г.
Этот роман я люблю с самого детства, не помню уже, сколько раз я его перечитывала, и каждый раз было ужасно интересно! Дик Сэнд с первого же прочтения стал в ряд моих самых любимых героев.