Сергей Булыга «Грозное дело»
14 ноября 1581 года в Александровой Слободе при невыясненных обстоятельствах смертельно ранен наследник престола, старший сын царя Ивана Грозного, царевич Иван Иванович. Немногочисленные свидетели наотрез отказываются давать какие-либо показания. Тогда расследовать преступление назначается лучший сыщик Разбойного приказа Трофим Пыжов. Он едет в Слободу как на казнь. И тем не менее…
Входит в:
— цикл «Дела Разбойного Приказа»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 21 ноября 2022 г.
В 1581 году в Александровой Слободе (ныне — Александров Владимирской области) во время встречи с отцом получает ранение Иван Иванович, наследник царского престола. Для разбирательства дела из Москвы царь вызывает стряпчего Разбойного Приказа Трофима Пыжова, тот начинает расследование, которое опаснее для расследующего, чем для подозреваемых.
Изначально удивило то, что расследуется дело, в котором и так всё ясно. Царь прогневался, вспылил и ударил сына посохом, чему ручительством является известнейшая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Затем по мере чтения становится понятно, что суть происшедшего знает весь дворец, вот только вслух объявить боятся, ибо за слова такие можно не просто умереть, а максимально мучительно. На каком-то этапе вспыхнула надежда, что автор сумеет представить собственную версию давнего события. Мол царя и царевича предварительно вывели из себя хорошо знающие их заговорщики, вот и случилось смертоубийство. Но надежда эта быстро погасла. В конечном итоге книга оказалась историей о маленьком человеке, который дважды изменил будущее России, а в благодарность получил порезанное ухо и десять рублей к годовому жалованию.
Роман поневоле хочется сравнить с акунинским творением «Седмица Трёхглазого». И тут книга Сергея Булыги проигрывает по всем параметрам. Акунин пишет увлекательнее, гораздо более богатым и гладким языком.
Откровенных анахронизмов вроде бы и нет, разве что в Разбойном приказе стряпчих быть не должно, только дьяки и подьячие. Ко всему прочему все разговаривают вполне современным языком, разве что для передачи атмосферы автор упорно вставляет в речь персонажей «смердячего пса» и «кривить» в значении «врать». Опять же непонятно с какой целью в романе присутствует «волшебная» кочерга, указывающая на преступника и перстень «со встроенным фонарём», несколько выбивая из реалистичного в остальном повествования.