fantlab ru

Жюль Верн, Мишель Верн «Кораблекрушение «Джонатана»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
218
Моя оценка:
-

подробнее

,

Кораблекрушение «Джонатана»

Les Naufragés du Jonathan

Другие названия: В Магеллании

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Таинственный белый человек поселился на самом краю света — у индейцев Огненной Земли. Убежденный анархист, он искал там свободы от всех властелинов мира. Но однажды привычный ход вещей был нарушен: в шторм на рифах архипелага разбился большой корабль, и более тысячи его пассажиров высадились в этом пустынном краю.

Примечание:

Роман, был написан Жюлем Верном в 1897-1898 годах. Уже после смерти писателя, его сын Мишель Верн основательно доработал рукопись и опубликовал под названием ''Кораблекрушение «Джонатана»'' (буквальный перевод названия — «Потерпевшие кораблекрушение на «Джонатане»).

В девяностые годы двадцатого века был издан и первоначальный вариант романа под названием «En Magellanie» (В Магеллании).


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)
/перевод:
В. Гинзбург (6)

Жангада. Кораблекрушение «Джонатана»
1967 г.
Жангада. Кораблекрушение «Джонатана»
1993 г.
Дунайский лоцман. Кораблекрушение «Джонатана»
1994 г.
Жангада. Кораблекрушение
1994 г.
Кораблекрушение «Джонатана»
1998 г.
Кораблекрушение
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный, совсем не жюльверновский роман. И вовсе не потому, что он был существенно отредактирован и подготовлен к печати уже не самим писателем, а его сыном Мишелем Верном, – разница в другом. Мы привыкли, что у Жюля Верна обычно имеется либо один главный герой – яркая личность (капитан Немо, инженер Робур, капитан Гаттерас), либо героев несколько, по отдельности они не слишком выделяются, но вместе образуют сплоченный, целеустремленный и оттого запоминающийся коллектив (колонисты острова Линкольна, члены «Пушечного клуба»). Здесь такой главный герой как будто тоже есть – таинственный аристократ-анархист по прозвищу Кау-джер, беглец из Европы, поселившийся на Огненной Земле. Для него этот архипелаг, на который еще не заявило права никакое государство, – единственное в мире место, где он, в соответствии со своими идеалами, еще может чувствовать себя свободным. Но дальше начинают происходить события, которые Кау-джер никак не мог предвидеть:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вблизи одного из островов терпит крушение судно «Джонатан», везущее из Сан-Франциско в Африку более тысячи колонистов. Все эти люди сначала временно, а потом и постоянно селятся на Огненной Земле и основывают там новое независимое государство. Кау-джер, во время крушения пришедший на помощь терпящим бедствие, незаметно для самого себя становится их предводителем и вынужден против собственного желания взять на себя обязанности главы нового поселения, а потом и занять официальную губернаторскую должность.

Обычно роман рассматривается с позиций именно этого преображения: как анархист-вольнодумец постепенно под давлением обстоятельств сам становится источником власти. Достаточно почитать послесловие Е. П. Брандиса в издании 1967 года в «Библиотеке приключений» – там история отступления шаг за шагом Кау-джера со своих позиций и связанная с этим критика анархизма в романе подвергаются самому детальному анализу.

Так вот, мне кажется, что Кау-джер – это все-таки не типичный жюльверновский главный герой, а своего рода инструмент, с помощью которого писатель, как под микроскопом, препарирует истинное главное действующее лицо – толпу. Свидетельство тому – название «Les Naufragés du Jonathan». Его русский перевод – «Кораблекрушение “Джонатана”» – не соответствует истине. Все дело в акуте над буквой «e»: если бы его не было, то слово «naufrage» действительно переводилось бы как «кораблекрушение»; но вот «naufragé» значит совершенно иное – «потерпевший крушение». К тому же здесь это слово употреблено во множественном числе, а крушение было только одно. Так что, по-моему, роман – не об анархисте-одиночке и не о кораблекрушении (которое составляет лишь краткий эпизод в самом начале), а о тысяче с лишним колонистов с «Джонатана» и о том, как это скопище самых разных людей можно подчинить себе и управлять им в своих интересах. Большинство его составляют, как неоднократно подчеркивается, простые люди, не отличающиеся большой энергией, безынициативные, нерассуждающие, легко впадающие в уныние и апатию, – в общем, та самая толпа, которой ловкий демагог может вертеть как ему вздумается. Так неоднократно и происходит, потому что Кау-джер вначале отказывается от свалившегося на него долга руководства, а свято место, как известно, пусто не бывает. Именно в этом я и вижу основной смысл одного из последних романов Жюля Верна – предостережение своим читателям: не быть такой толпой и не сажать себе на шею демагогов-политиканов, которые затем легко начинают совершать преступления в угоду собственным амбициям, заявляя при этом, что делают благое дело от имени народа. Ведь в реальности на них не найдется управы в лице своего Кау-джера…

Итак, «Кораблекрушение “Джонатана”» – это не приключенческое, не «географическое» и не научно-популярное произведение, а социальный роман-предостережение. Он, как и многие поздние произведения Верна, весьма мрачен и этим разительно отличается от первых томов «Необыкновенных путешествий». Здесь даже окончание Верн написал совсем не в своем духе: в конце оригинальной версии, впервые опубликованной только в 1987 году под названием «В Магеллании», Кау-джер окончательно отрекается от своего анархистского прошлого и обращается к богу. Согласитесь, это совсем не по-жюльверновски, чтобы герой отказывался от своих убеждений. Возьмем тех же Немо, Робура и Гаттераса. Первый умер стариком в одиночестве, пережив всех своих товарищей, второй погиб при крушении своего универсального аппарата, третий сошел с ума – но ни один из них не изменил себе. И я думаю, что столь смиренное и добропорядочно-буржуазное окончание истории Кау-джера вызвало бы еще больше нареканий со стороны Брандиса, попади роман к нему в руки в таком виде. Но в то время оригинальная рукопись еще не была найдена и опубликована, и даже во Франции никто не знал, какие именно правки были внесены в роман Мишелем Верном. А им можно только порадоваться: сын оказался здесь бо́льшим Жюлем Верном, чем сам Жюль Верн, изменив конец на именно такой, какой можно было бы ожидать от великого романтика дальних странствий и сильных людей:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кау-джер удаляется на маяк на мысе Горн, поставив условие, что эта земля принадлежит ему одному, свободна от юрисдикции любого государства и никто никогда не посмеет нарушить там его уединение.

Читается роман, несмотря на тяжелую атмосферу, которая в нем создана, довольно легко. На фоне главного конфликта разворачивается множество историй меньшего масштаба, заметно обогащающих и оживляющих повествование: тут и становление музыкального таланта у одного из юнг «Джонатана», и история любви индейца и итальянки, и битва с захватчиками-патагонцами, и многое другое. Остается только пожалеть, что роман «Кораблекрушение “Джонатана”» не вошел в известное двенадцатитомное собрание сочинений Верна 1954-1957 гг., а был издан у нас впервые только десять лет спустя и широкой известности не получил: по моему убеждению, места в двенадцатитомнике он безусловно заслуживал.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ни Бога, ни властелина!».

Под таким девизом в течение десяти жил на острове Огненной Земли человек прозванный Кау-Джером. Можно было догадаться, как он туда попал, но сложнее было ответить на вопрос: каково его настоящее имя, национальность и уроженцем какой страны является.

Высокий, крепкий человек, обладатель недюжинного здоровья и несокрушимой силой живший по своим непоколебимым принципам, которые никто не мог заставить его пересмотреть.

По крайней мере, так думал этот человек, сбегая ото всех на край Земли, и тихо и мирно живя здесь, тесно общаясь с индейцем Кароли и его сыном Хальгом, которого стал считать и своим сыном.

Появившийся на горизонте корабль в апреле 1880 года поставил под угрозу счастливую жизнь отшельника, которому во имя спасения тысячи людей придется пойти супротив своим желаниям, законам и принципам и стать властелином несчастных колонистов с «Джонатана»…

Шикарная книга. Смесь робинзонады и утопии действительно необычна и очень свежа. Наблюдать за возникновением Либерии было невероятно интересно.

Роман, который можно смело поставить в ряд с самыми известными творениями Жюля Верна, горячо любимого писателя десятков тысяч читателей. Один из перлов великого француза, увлекательный, динамичный и актуальный, даже в наши дни. Успех романа — не малая заслуга и Мишеля Верна.

Великолепен образ Кау-джера; таких сильных образов у Жюля Верна не так уж много. Все созданные персонажи, несомненно, принадлежат воображению Верна, их ни с кем не спутаешь.

Рука Мишеля Верна в романе чувствуется. Судя по всему, он серьезно переработал рукопись отцовского произведения. Это чувствуется по динамике книги, по жёсткости и жестокости некоторых сцен,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(например, массовое убийство золотоискателей, горы трупов которых лежали на площади, а убиты они были по приказу Кау-джера)
чего Жюль Верн себе не позволял (я такого просто не могу припомнить). Экшн-составляющая романа – заслуга Мишеля Верна.

Недостатков при прочтении не обнаружил.

Финал логический, проникновенный и сильный.

Итог: 10 из 10.

P.S. отмечу двух замечательных персонажей, двух милых и обаятельных юнг по имени Дик и Сэнд. Это вам ничего не напоминает?.. Очень символично, вам так не кажется?)

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кораблекрушение Джонатана – вот тот «малый» Жюль Верн, с который я решил познакомиться до «большого» (20 000 лье под водой, Дети капитана Гранта и так далее).

Итак, всё действие будет проходить на Магеллановой Земле (если слышите о ней впервые, то советую почитать о ней хотя бы на википедии, чтобы лучше ориентироваться) времен конца XIX века. Цивилизации тут практически нет, зато полно аборигенов и девственной природы. Верн верен себе – он снова прибегает к столь любимой его сердцу географии.

Главный герой – скрытный мужчина, выбравший жизнь в таких условиях, вынужден сражаться с тем, от чего и бежал с большой земли – с властью, с идеалами вседержателя. И в этом особая прелесть «Кораблекрушения», в этом главная трагедия и интрига. Кау-джер (ГГ) – анархист, при этом всесторонне развит, добродушен и приятен в общении. И когда волею судеб он спасает более сотни жизней в кораблекрушении, то люди закономерно хотят видеть его у истоков власти в их новообретенном мире.

Особый плюс состоит в том, что Верн показал модель становления и развития государства (общества, города, общины – выбирайте то, что вам больше нравится). Автор уделил этому аспекту немало внимания. Если бы, предположим, кто-то из авторов «ВМ-2033» сделал бы подобное (объем + качество), то франшиза бы выиграла бы, читатель оценивал её более лояльно. Это я к тому, что Жюль Верн описал, вероятно, довольно рутинный и, казалось бы, скучный момент, но вышло круто и интересно.

Заключение: хороший роман, немного грустный, но умный, живой и интересный.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман о том, как русский анархист, движимый любовью к несчастным людям, вынужден был пожертвовать своими убеждениями. Современники писателя узнавали в Кауджере колоритную фигуру князя Кропоткина...

Умный и немного непривычный для Ж.Верна роман — о свободе, о харизме, о мере ответственности сильного лидера... и о человеческой природе.

Всем, кто мечтает переделывать мир — особенно рекомендую!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я помню эту книгу об анархисте-идеалисте, который волею судьбы стал правителем колонии, стечением обстоятельств возникшей на той части Огненной Земли, что принадлежит Чили.

В книге очень хорошо показана вся тяжесть управления обществом. Люди существа очень своевольные, эгоистичны, корыстные, честолюбивые и главное — неблагодарные. Заставить их взаимодействовать друг с другом — задача не из простых. Особенно это важно в экстремальных условиях. Собственно вся история начинается с кораблекрушения, когда сотни людей оказываются на диких и не освоенных землях. Что бы избежать насилия и жестокости главный герой возглавляет толпу, постепенно превращая её в нормальное общество. Не потому что он стремился к власти (наоборот, она его постоянно тяготила), а потому что кроме него никто бы не справился. Жизнь последовательно разрушила все идеалы главного героя. Он был анархистом, но он же и возглавил государственные структуры. Он был за полную свободу, но создал тюрьмы и организовал полицию. Он был противником смертной казни, но не побоялся щедро пролить кровь. Он не придавал значения деньгам, но превратил своё поселение в процветающий город. Он не любил почестей, но в родной колонии его считали кем-то вроде и.о. Господа Бога (кто тут сказал «стихийно сложился культ личности!?»). Честно говоря, мне лично не понятно, как мог человек не нашедший места с такой жизненной позицией в нормальном человеческом обществе, адекватно (да какой там «адекватно»! Более чем успешно!) руководить колонией, но, тем не менее, читать про душевные терзания героя было довольно интересно.

Итог: хорошая книга о бремени власти. Пожалуй, всем подросткам 10 — 14 лет стоило бы прочитать этот роман. Глядишь тогда бы и людей, понимающих, что власть — это не только Привилегии, но и Ответственность было бы побольше. Присутствие роялей и не слишком достоверный главный герой книгу портят не сильно.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Малоизвестная, но довольно неплохая книжка.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из поздних произведений Жюля Верна этот роман — один из лучших. Интересное описание робинзонады неожиданно превратилось в достаточно сильный психологический и социальный роман. Главный конфликт романа происходит в душе главного героя. Неожиданно для самого себя он вынужден переступить через собственные убеждения, чтобы помочь другим людям, и взять на себя ту ответственность, от которой он и бежал вокруг света. Читается книга довольно легко. Изюминка книги — описания Магелланова пролива и Огненной Земли. И все же лучшим книгам автора этот роман заметно уступает.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх