FantLab ru

Владимир Одоевский «Косморама»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Голосов:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Косморама

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Примечание:

Загадочная, потрясающая глубиной идеи и размахом, повесть «Косморама» стала лучшим произведением Одоевского и, безусловно, входит в десятку лучших фантастических произведений русской литературы.

Повесть была написана в 1837 г., и опубликована впервые в «Отечественных записках» Т. VIII, No.1. Отд. III, 1840. С.34-81.

(Посв. гр. Е. П. Р-ой)


Входит в:

— условный цикл «Фантастика года»  >  антологию «Фантастика, 86», 1986 г.  >  Школа мастеров

— условный цикл «Библиотека русской фантастики»  >  антологию «Косморама: Русская фантастика первой половины XIX века», 1997 г.



Фантастика 86
1986 г.
Сильфида
1988 г.
Повести и рассказы
1988 г.
Русская фантастическая проза ХIХ — начала ХХ века
1989 г.
Русская и советская фантастика
1989 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Душа и дьявол
1991 г.
Любовь и Смерть
1992 г.
Косморама: Фантастические повести первой половины XIX века
1997 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Фантастика и приключения. Том 1
2002 г.
Русская мистическая проза. Том 2
2004 г.
Страшная месть
2004 г.
Записки для моего праправнука
2006 г.
Белое привидение
2007 г.
Русские ночи
2007 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 1
2010 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Заколдованное место
2013 г.
Страшное гаданье
2014 г.
Мистическая Россия. Сборник произведений В. Ф. Одоевского с иллюстрациями
2016 г.

Аудиокниги:

Насмешка мертвеца
2009 г.
Косморама
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2012 г.

Без сомнения, Владимир Федорович Одоевский является одним из первых (а, может быть, и самым первым) из русских фантастов. Его социально-(анти)утопические мотивы, его чуткость к возрастающей значимости науки, даже его иронически-критический взгляд на современное ему общество, всё это сближает его творчество с творчеством Г. Уэллса. «Космораму», конечно, нельзя еще причислить к научной фантастике в современном понимании термина. Однако, на мой взгляд, это не мистическая, а именно фантастическая повесть. Разрабатываемая в ней, традиционная для романтизма, тема двоемирия ближе не к новеллам Э.Т.А. Гофмана, к примеру, а к рассказу Уэллса «Дверь в стене» (отчасти даже и сюжетно!), и, в какой-то степени, — к «Неведомому миру» Рони-старшего. Тот другой, потусторонний мир в «Космораме» выглядит демоническим, но на самом деле таковым не является. Его зловещих двойников можно воспринимать и аллегорически, в стиле стивенсоновского «Джекила и Хайда» (кстати, и эта повесть несет черты НФ, но она написана, если судить по году издания, на сорок шесть лет позже). Но, скорее, здесь Одоевский предвосхитил, еще в обобщенно-философском виде, тему невероятной сложности причинно-следственных связей между явлениями, не имеющими, как будто, между собой ничего общего. Вот характерная цитата из одного предисловия: «... фрагментарность связана с глубинными представлениями Одоевского о всеобщей взаимосвязанности явлений и структур, о том, что небольшой отрезок бытия отображает для вдумчивого читателя целостные свойства мира». И ещё: «Сверхъестественное остается непостижимым, но из области мистики Одоевский переносит его в область физически закономерного, хотя и непонятного». В наше время эта тема расцветет, уже на новой основе, в произведениях С. Лема. Достаточно вспомнить такие его вещи как «Расследование» и «Насморк». А в «Космораме» душевный разлад героя непостижимым образом приводит к гибели дорогих ему людей.

Конечно, в «Космораме» присутствуют характерные черты романтической и психологической новеллы девятнадцатого века: роковая любовь, вещие сны, буря, восставший мертвец. Но воспринимаются они несколько иначе, это не только литературный прием, но уже именно тема рассказа. У автора, если угодно, материалистический подход ко всем происходящим таинственным явлениям. Мне еще с самого первого прочтения запомнился образ существа с лицом тускло зеленого цвета, алыми, как кровь волосами и глазами земляного цвета, из которых капали огненные слезы, то «выражение грусти и злобы», с которым оно взглянуло на героя. Право же, многие современные авторы фэнтези могли бы позавидовать такой образности. Милым юмором проникнуты воспоминания героя о своих детских впечатлениях – белокурый офицер Поль, очень любящий игрушки и поминутно отсылающий за ними ребенка из комнаты, где он проводит время с его тетушкой. В целом, в этом произведении чувствуются новизна и оригинальность, не потускневшие, на мой взгляд, и сегодня. Его философское содержание без всякого оттенка нравоучительности касается вечных человеческих тем. А великолепный русский язык наших классиков – всегдашний повод получить удовольствие от чтения.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2011 г.

Перед там как начал читать уже слышал, что повесть эту называют лучшим произведением у Одоевского. Может это сыграло для роль не совсем хорошую… Всё время ждал, ждал, ждал чего-то такого совершенно мощного… Начало, да и чуть ли не половина повести (по-моему) – конечно любовная история и т. д. и т. п., немножко мистики в виде этой косморамы, но, положа руку на сердце, для меня было как-то уж вяловато, вот не брало меня. Может ещё и потому что читал после «Сильфиды» – вещи, по-моему, куда более сжатой, концентрированной. И я уж хотел было совсем расстроиться… Но тут появился мертвец. И тут-то пошло… Сразу стал виден и замысел, то, что казалось скучноватым вначале, вплелось в общую канву, обрело для меня смысл. И вещи стали происходить очень впечатляющие, пугающие; ходы – очень необычные (по-моему). Как-то дохнуло атмосферой злого рока, душевных провалов, чего-то болезненного – очень ярко! И сильно! Единственное: в самом конце для меня было слишком много этого двоемирия; было не очень понятно герой – кто в каком мире?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2010 г.

Обращает на себя внимание не фантастическая составляющая (скорее даже не фантастическая, а мистическая) повести. Поражает СОВРЕМЕННОСТЬ произведения.

Вот например, что думали о любви в начале 19 века (цитата):

«Никогда еще слово любви не произносилось между нами. Это слово было смешно гордому человеку 19 века. Оно давно им было разложено, разобрано по частям. Каждая часть оценена, взвешена и выброшена за окошко, как вещь не согласная с нашим нравственным комфортом». Чем не рассуждения из нынешнего 21-го века?))

И вот еще фраза на все времена:

«Труп врага всегда хорошо пахнет»

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2009 г.

Впервые прочитав эту повесть, был поражен, да просто потрясен! Нигде не встречал я такого ощущения ТАЙНЫ. Вероятно, лушее мистическое произведение в дореволюционной России.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2008 г.

Недаром эту повесть называют одним из лучших произведений В. Ф. Одоевского! Действительно, замечательное повествование, которое насквозь пронизывают мистика и сверхъестественное. А самое замечательное в том, что не дано никаких объяснений, никаких ответов! Додумывай, читатель, сам!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх