Жюль Верн «Мастер Захариус»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мэтр Захариус был знаменитым мастером часовых дел, а его часы высоко ценились во многих странах. Женевские часовые мастера злословили, что он продал душу дьяволу, а тот утверждал, что если бог создал вечность, то он создал время. Но неожиданно приключилось странное событие. Все часы, сделанные им, пришли в полное расстройство. А его здоровье стало таять прямо на глазах, словно они были соединены незримой нитью…
Первая публикация этого рассказа из 5 глав состоялась в журнале «Musée des familles» в апреле-мае 1854 года, под названием «Мастер Захариус, или часовщик погубивший свою душу. Женевская легенда» («Maître Zacharius ou l’horloger qui avait perdu son âme. Tradition genevoise»).
В этом первом варианте рассказа религиозной морали отводилось большое место – в нем женевский часовщик признал главенство Бога, склонившись перед Святыми дарами. Позднее, к изданию 1874 года, автор переработал рассказ – «одержимый гордыней старик не склоняет головы перед Святыми дарами». Причины такого изменения финала предполагаются разные: К. Хеллинг считает, что это реультат эволюции религиозных взглядов автора; Шено полагает, что на варианте 1854 года отразилось благомыслие редакции «Мюзе» — журнала, который и напечатал рассказ. Внук писателя Жан Жюль-Верн по этому поводу пишет, что «…готов думать, что в 1874 году Жюль Верн уже не разделял религиозных взглядов отца».
27 апреля 1874 года рассказ под названием «Мастер Захариус» напечатан в первом издании сборника «Доктор Окс». В издании того же сборника 19 октября 1874 года рассказ содержал 9 иллюстраций Т. Шулера (Th. Schuler).
Входит в:
— сборник «Доктор Окс», 1874 г.
— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- И. Желвакова (1), Д. Тоул (1), М. Шпякина (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Евгений Борисов, 11 октября 2010 г.
Жутковатая повесть-сказка, написанная французским классиком в ранний период своей деятельности. Кажется даже, что от нее немного веет творчеством Гофмана и Гауфа. При помощи такого вот необычного для себя «инструмента» писатель решил рассмотреть конфликт Науки и Жизни, материального и духовного. Финалом достаточно ясно показано, что ожидает даже самого блестящего деятеля от науки, если он поддастся ощущению собственного всемогущества и единственной ценностью станет считать достижения этой самой науки.
maxxx8721, 25 марта 2016 г.
Совершенно неоднозначный рассказ. Начало интригует образом Мастера Захариуса, который являет собой образ настоящего гения — выдающегося и чуть-чуть сумасшедшего. Читатель всё больше погружается в атмосферу мира, состоящего из пружин, колесиков, стрелок, механизмов и шестеренок. Однако постепенно рассказ начинает превращаться в тягучую и скучную киселеобразную субстанцию, которую мне читать было очень скучно. Видимо, и Верна затянуло в это болото, и он решил поскорее закончить это произведение, иначе я не могу объяснить такой контраст и рассинхрон между размеренным началом и серединой рассказа и бешеным темпом последней главы, где целую страшную ночь, проведенную в мрачных развалинах, автор описывает... аж одним предложением (на Верна это явно непохоже). Словно рассказ писали несколько человек, благо не получилось как с письмом Дяди Федора.
В итоге, рассказ с грандиозной идеей (наука как поле битвы между Богом и Дьяволом) выдался скомканным и рыхлым, как весенний снег. Увы.
god54, 18 февраля 2010 г.
Редкое произведение для такого мастера, которое можно скорее отнести к мистике, чем к фэнтези. Абсолютно не похоже на Ж.Верна и если бы не стояло его имя то узнать автора мне лично бы не удалось. Мрачное произведение о любви к отцу и жениху, о непростом выборе и эгоизме человека, использующего чужую любовь к себе. Наверное это всё-таки навеяно собственными неудачами в любви.