fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Доверие (вторая версия)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
245
Моя оценка:
-

подробнее

Доверие (вторая версия)

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Стремительное перерождение гуманного общества светлого будущего в тоталитарную диктатуру вследствие того, что, руководствуясь поначалу самыми благими намерениями — скрыть от людей угрозу скорой глобальной катастрофы и спасти, кого можно успеть — правительство Земли начинает лгать; ложь тянет за собой другую ложь, и вскоре объем закрытой информации возрастает настолько, что даже открытие, которое могло бы предотвратить катастрофу, остается незамеченным правительством; справиться с порожденным дезорганизацией хаосом не может и диктатура, но возникает она в этих условиях неизбежно.

© Вячеслав Рыбаков
Примечание:

Первая публикация: в журнале «Урал», 1989, № 1

Это вторая версия повести «Доверие», отличающаяся от первого варианта.


Входит в:

— сборник «Свое оружие», 1990 г.

— антологию «Странники», 2000 г.

— сборник «Первый день спасения», 2001 г.

— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 93

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2939 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Свое оружие
1990 г.
Сочинения в двух томах. Том второй
1997 г.
Первый день спасения
2001 г.
Письмо живым людям
2004 г.
Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно спорное произведение, которое представляет из себя как бы две стороны медали, а не одну целую. С одной стороны, это нормальная такая история об ответственности и страхе перед ней, с высоким эмоциональным накалом, а с другой — какое-то «психастеническое порно» с приёмами от Ларса фон Триера (намеренное выжимание слезы из читателя). Под «порно» здесь имеется в виду не порнография как таковая, а смакование и залипание на каких-то приёмах и атрибутах (по аналогии с «автомобильным порно» и «оружейным»). Все герои этого идеального, казалось бы общества, постоянно сомневаются, переживают, страдают, жаждут Справедливости, косячат, страдают, чувствуют вину, требуют Справедливости, проваливаются в омут моральных дилемм — словно списаны с одного человека, по особенностям характера близкого к психастеникам, который точно так же видит мир и своё место в нём. Обычно подобные случаи объясняются авторскими проекциями. В общем, этакая сферическая достоевщина в космическом вакууме, о крахе утопии и о том как внутренние обстоятельства могут влиять на обстоятельства внешние.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно.

Мне по душе, как автор пишет всяческие психологические нюансы и движения мысли, даже едва уловимые, даже переусложненные в своих хитросплетениях,

но не теряющие лёгкости, глубины и изящества...

Технологические же моменты, порой, грузят; и оттого их хочется побыстрее проскочить

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рыбаков умеет ставить вопросы, на которые, по-моему, не может быть однозначного ответа для всех ситуаций.Но главное-что автор заставляет нас задуматься о том, как действовать правильно.И хотя в повести ответ дан, но ведь он мог быть и другим..Отличная вещь!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Земле «Доверия» плохих людей нет: все герои повести утопично, почти недостижимо хороши и достойны всякого подражания. И общество таких людей — это светлое будущее романов Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Вот только перед лицом катастрофы почти идеальная машина всечеловеческого государства вдруг даёт сбой, и люди из самых благородных и правильных побуждений совершают страшные преступления.

Эта повесть о доверии — аспекте человеческих взаимоотношений и о доверии в глобальном его смысле: об открытости информации как необходимом условии будущего мира всеобщего равенства. Авторский конёк Вячеслава Рыбакова — сталкивать своих неизменно правильных, симпатичных и живых героев в неразрешимых нравственных коллизиях (я даже слышал отзывы, что Рыбаков-де способен писать только moralité); среди прочих подобного рода повестей и романов вершины он достиг в «Доверии». Эта повесть — моя эталонная «десятка». Вещь настолько целостная и законченная — трудно поверить, что у неё была — и даже была напечатана — первая редакция с совсем иным исходом событий.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть очень честная, хлёсткая и для своего времени откровенно непроходная!

Не удивительно, что она была опубликована лишь в разгар Перестройки.

Хотя актуальность её и в 1976 г. неоспорима, и в нынешнее время видна невооружённым взглядом, и в будущем, увы, никуда не денется...

В «Доверии» лично для меня явно видны мотивы «Далёкой Радуги» — эксперимент астрономических масштабов, несгибаемые коммунары, столкновение личного и общественного... Герои интересны и хороши, но слишком утопичны. Пожалуй, только старик Ринальдо выбивается из этого ряда. Страшный человек. Несчастный человек. Впрочем, все страшные люди несчастны по-своему.

Финал, говорите, прежде был иной? Где бы поискать, сравнить...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два ощущения не покидали меня во время прочтения этой повести Рыбакова — отчетливое чувство реальности и боль. Все настолько реально, настолько близко нам, настолько с нами связано — что я жил в этой повести и боялся читать следующую страницу, зная ответ — и не веря ему до последнего! Но почва уходила из под ног, и рассыпается карточный домик людских судеб, и боль... Вдох...считаю до 10, унимая сердце, и переворачиваю еще одну страницу... Такое внимание к деталям, простым деталям человеческой жизни. К разговорам тех, кто никогда уже не вернется. К людской психологии.

И финал. Очень сильный и очень правдивый, как и вся эта повесть.

Он обрушился лавиной, сметая все, и первой мыслью моей было — неужели в нашем мире ничего этого еще не было?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много лет не читал фантастику — боялся разочарований. Наверстывая теперь, Рыбакова начал с этой вещи. Если у автора все на таком уровне, то это очень мощно. Если нет, значит мне повезло. Буду продолжать. Когда-то была научная фантастика, потом появилась т.н. социальная. Эту книгу можно отнести к фантастике этической. Если такой термин не употребляется, предлагаю его узаконить. Собственно, почти все творчество Стругацких можно отнести к этической фантастике. Что касается «Доверия», то повесть еще и профессионально сработана: взяв однажды, уже не отпускает, порождает сопереживание и множество мыслей вдогонку. Что еще надо читателю?

Кстати, автор считает, что повесть, написанная аж в 1976 году, была опубликована слишком поздно. Ничуть не поздно, смею уверить. И читать ее будет не поздно еше очень долго.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тонко подмеченный автором и прекрасно поданный психологически факт превращения любой административной структуры, как только она вырывается из под контроля общества, в замкнутую и самодовлеющую структуру. А замкнутость неизбежно ведет к ошибкам, как бы честны и высокоинеллектуальны не были члены этого самого сообщества.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А перегрузил автор рассказ уж перегрузил так перегрузил. Куча теорий, куча действия и это все лишь для того чтобы сказать, что гуманисты слизняки и представляют угрозу для человечества, а диктатура это «панацея». Такую позицией я принять не могу. Поэтому такая оценка.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком много технического, слишком много теорий. А это — не самые сильные стороны автора.

Человеческие отношения удаются гораздо лучше.

Вот только очень сильно заметно влияние стиля АБС...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я более мощных психологических романов, чем у Рыбакова ни у кого не читал. Психологические портреты у Славы получаются просто божественно. Крепкая десятка. В повести я обнаружил только один перебор. Это идея писателя влезть в экономические дебри, когда он описывал использование средств производства.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё правильно. Лжи во спасение не бывает. А говорить правду, занятие часто более безумное чем раздача населению взрывчатки, способной уничтожить землю, из финала Бестеровского Тигра.

Вывод очевиден — надо срочно учится быть людьми. Разумными. Не только по названию.

Для начала нужно научится говорить правду СЕБЕ.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шеведр! Давно не читал что-то хоть близко похожего по уровню.

Падающие кости домино превращающиеся в лавину. Знать бы раньше и знать бы раньше, что надо было знать... Это может случиться в наше время. Мы слишком мало знаем природу мироздания, у нас есть только желание узнавать и животный интерес. Но что важнее — создавать или опасаться?

Теперь я не знаю ответ.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр! Волшебно!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх