FantLab ru

Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
831
Моя оценка:
-

подробнее

Дёрни за верёвочку

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Психологический роман, написанный от лица живущего в конце XXI века историка, наблюдающего один день прошлого — ничем, казалось бы не примечательный августовский день 1975 года, в который должны произойти события, оказавшиеся ключевыми для последующего существования человечества. Что определяет будущее? Что спасает людей от неведомых, подстерегающих в грядущем опасностей? Шаг за шагом, час за часом историк прослеживает поведение молодого ленинградца и встречавшихся ему в тот день самых разных людей, от генерала войск связи до дворового подростка, и убеждается, что подлость влечет за собой подлость, а порядочность влечет за собой порядочность, и прерывать цепную реакцию нарастания зла в мире способен только тот, кто, сам того не ведая, неосознанно, просто потому, что иначе не может, на подлость отвечает порядочностью, на зло — добром... сам с неизбежностью страдая при этом десятикратно, стократно…

© Вячеслав Рыбаков

Входит в:

— журнал «Измерения 1991'1», 1991 г.

— сборник «Первый день спасения», 2001 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 164

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2985 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Дерни за веревочку
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том первый
1997 г.
Первый день спасения
2001 г.
Гравилет «Цесаревич»
2006 г.

Периодика:

Измерения. 1991, № 1
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Средне. слишком много описаний около-сексуальной движухи и мало о «наших»

трудно принять что чудовищная по содержанию (!) картина -подарок могла послужить

многократным рестартом отношений.

остались за кадром линии Юрика и Вики

и т.п

«12 обезъян» вышедший на год раньше (и примерно с той же схемой «хроноскопа» :) ) как то

поинтересней

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Основная задумка романа очень неплохая, собрать в узел несколько персональных линий, в том числе и второстепенных персонажей, и в конце показать, что все и всё в этом мире взаимосвязаны, пусть иногда и косвенными, и не вполне логичными путями. Раскрыть на свой лад т.н. «Эффект бабочки». Но вышло очень слабо. Возможно эффект не удался за счет шаблонных (причем именно для русскоязычной фантастики) персонажей, в частности их «внутренних» переживаний и диалогах, которые уже были повторены десятки раз. Главный герой, так вообще вызывает чувство омерзения и абсолютное отторжение, хоть автор и пытался раскрыть его с романтической стороны, но по-сути и по-поступкам он циничная и надменная дрянь, еще и с неустойчивой психикой.

Поставлю 5. Очень средне.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я пишу отзывы сразу после прочтения книги, когда впечатления свежи и легко оформляются в мысли. С «Дёрни за верёвочку» не так — дочитал вчера, а какого-то целостного ощущения от текста нет до сих пор. Поэтому извините за некоторый сумбур.

Во-первых, авторский стиль великолепен, текст сочный, обволакивающий, целиком погружающий читателя в повествование, из него буквально выныриваешь каждый раз. Одни описания картин сами по себе как произведения искусства, полотна встают перед глазами и запоминаются надолго.

Во-вторых, основная мысль романа о том, что всё в мире взаимосвязано, и каждый наш поступок может как уменьшить, так и увеличить количество Зла на планете, конечно же, не нова. Но подана эта мысль столь выразительно и пробирающе, что не выглядит очередной банальностью, коих тысячи доводилось читать.

В-третьих, у кого другого сюжет и большая часть персонажей выглядела бы чернушной бурей и триумфом манипулятивных техник. Здесь этого нет. Сквозь буквы, предложения и страницы пробивается авторская боль за свою страну и весь мир, за всех «благородных мужей, не встретивших судьбы».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется...

© Фёдор Иванович Тютчев

Эту, в общем-то, нехитрую мысль из стихотворения замечательного поэта Вячеслав Рыбаков преподнёс в довольно интересной обёртке. События одного дня в уже относительно далёком советском прошлом, причём в совокупности поступков разных героев, приводят к совершенно непредсказуемым последствиям, которые

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
влияют на жизнь и само существование человечества, да и всего живого на Земле

И фантастическая составляющая здесь — лишь приём для того, чтобы подчеркнуть нашу ответственность за свои слова и действия

Написано весьма увлекательно. Интересно и «атмосферно» передана общая картина СССР 70-х годов. Достаточно образные и яркие герои, хоть и несколько шаблонные. И, наверное, поставил бы девятку, если бы не слишком явное желание автора пустить (в зависимости от гендерной принадлежности читателя) либо скупую мужскую, либо же поток горячих девичьих-женских слёз. Ну слишком уж плаксиво.

Но всё равно книжка хорошая. И даже нужная.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Резануло точным попаданием в атмосферу времени, вся эта ленинградская летняя жара, люди, поданные так, как-будто ты их собственными глазами видишь. Мелкие крупицы фантастичности смущают периодически, но тонут в хаосе шедевральности. Может это именно я так удачно подстрелен литератором, а может и впрямь гениальная повесть... Практически, стыдно сказать, обрыдался.

Поклон-респект автору, дай бог ему здоровья

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое прекрасное, что есть в этом романе, не имеет никакого отношения к фантастике. Собственно, и фантастическая обертка из аннотации — только необходимый антураж, и без нее вполне можно было бы обойтись.

Самое прекрасное — это описание нескольких дней из жизни разных людей в середине 70-х, связанных друг с другом подчас очевидным, а подчас странным образом. Ученый-историк из далекого прошлого прокручивает время их жизни, как кинопленку, следя то за одним, то за другим героем. Героев немного, и почти все очень молоды, и все очень разные, времени повествования достаточно уделяется каждому, так что далеко не сразу понятно, кто же главный герой — он хоть и действует, но как-то кажется наиболее адекватным и разумным из всех, поэтому на него невольно обращаешь меньше внимания. От Димы как-то не ждешь подвоха и с ним испытываешь подсознательное чувство, что все, что от него зависит, будет хорошо. Как с самим собой, собственно. И вот здесь-то и прокалываешься.

История происходит всего пару дней, и с героями, казалось бы, тоже не случается ничего необычного. Поскольку ученый из будущего вроде бы обмолвился о каком-то знаковом событии, я подсознательно ждала какой-то катастрофы, второго Чернобыля, прибытия инопланетян или чего-то подобного, что так или иначе спровоцировал бы кто-то из героев. Но история Рыбакова решена куда изящнее.

Несмотря на то, что формально с героями не происходит чего особо выдающегося, мы видим их мир изнутри, мир молодых влюбчивых людей, очень живой. Мир, в котором ни один день не проходит тускло и незапоминаемо, как бывает, когда становишься старше (дом-работа-дом). Рыбаков изображает их эмоции настолько ярко и живо, что в них веришь. В мире этих молодых людей нет никаких розовых соплей или тотальной тупости, традиционно приписываемых им представителям более старшего поколения. Напротив, все довольно жестко и при этом романтично. Я помню свои двадцать лет именно такими. Мы не были особо воспитанными и каждый был скорее сам за себя, но общая яркость происходящего и окружающего была выше, даже яркость скуки (с тех пор я забыла, что это такое).

Череда встреч и мелких совпадений, в которых герои невольно влияют на жизнь друг друга, складывается, как домино, чтобы столкнуть последнюю костяшку и перейти некую грань, за которой находится то самое важное, оказавшее влияние на будущее на много лет вперед. То, как изящно Рыбаков подводит к этому событию, просто бесподобно. И при этом к нему не хочется особо подходить — он настолько достоверно и живо выписал всех героев, все характеры, что хочется побыть еще с ними. Правда, от такого пристального наблюденея за жизнью героев начинаешь испытывать даже легкий стыд, будто подглядывашь за чем-то запретным.

Под конец, когда мы уже знаем ответ, знаем, к чему вели всех героев эти несколько дней, начинаются «варианты». Ученый из будущего просматривает альтернативные временные линии, показывая нам отрывки того, что могло бы произойти с теми же героями, если бы вот тут и вон там все пошло немного иначе, на секунду раньше или позже.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тут испытываешь жгучий интерес и такое же отчаяние, когда понимаешь, что встает пресловутая проблема Ивана Карамазова. Потому что никакой более радостный вариант развития событий не порождает того триггера, который спасет человечество от страшной напасти много лет позднее. И, как ни печально, последующее выживание людей напрямую связано с тем, что вот тогда два милых молодых человека волей случая попадут в огромное несчастье.
Не хочется спойлерить, поэтому не будут говорить больше.

Роман своей человеческой, бытовой и отношенческой частью производит просто сокрушительное впечатление, и оторваться от него нельзя, даже уже понимая, что потом будешь мучиться из-за того, как все вышло.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга прочиталась за один вечер, а вот рецензия в голове до сих пор не сформировалась...

Очень все не просто с этой книгой. Когда я только начала читать, моей первой мыслью было: «что за бред?!», буквы складывались в слова, слова в предложения, но общий смысл ускользал, я буквально продиралась сквозь текст, временами перечитывала тот или иной абзац и попытках понять суть сюжета. Первые пару глав книги это какая-то кошмарная философия, сплошные рассуждения и разглагольствования... Это было очень тяжко. Возможно это просто книга не моего времени и советская философия мне не совсем понятна, но все же...

При этом когда я открывала книгу я знала, что это фантастика, но почти до конца книга я упорно не могла понять что же в ней такого фантастического и в чем же тут подвох. В конце правда стало более понятно.

Где-то в середине книги, когда появилось хоть какая-то активность в плане сюжета и уменьшилось количество морализаторства и философии. читать стало даже интересно, но и тут на самом интересном месте вмешалась та самая долгожданная фантастика и все опять пошло набекрень... Снова нравоучения и умные мысли...

Порой казалось, что книга больше бы выиграла оставаясь просто повествованием без всякой фантастики...

Хотя стоит отметить, что временами книга полностью поглощала своим сюжетом, например на моменте у Шута в больнице — даже пробило слезу.

Но в общем — очень неоднозначное впечатление, очень....

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал долго, дочитал, сижу в растерянности. Просто таки не могу ни оценку поставить, ни отношение сформировать. Ей-богу, можно ставить от двойки до восьмёрки и каждый вариант окажется подходящим.

Я не увидел в романе нейтральных черт. Или хорошо, или плохо.

С одной стороны, показались великолепно показанными мотивации героев. Живые мотивации, очень достоверные. Интересны и ярки ситуации. Достоверно переданы человеческие отношения в позднем СССР, по которому многие сегодня столь неосмотрительно ностальгируют. Понравилась НФ идея, хоть и показанная позади основного сюжета, фоном.

С другой стороны, совершенно картонные герои. Нет, не картонные, прессованная бумага всё-таки подразумевает двумерность. Здесь же одномерные. У каждого героя одна единственная черта характера, вокруг которой строится повествование. Не моё совершенно, не могу сопереживать герою, который святее папы, какие бы прекрасные поступки он ни совершал. И пафос, пафос убивает всё.

Отложу минимум на недельку, потом оценку поставлю. Но не исключено, что позже поменяю. А потом опять. И опять. И отзыв перепишу, может быть, несколько раз.

Рекомендовать? Пожалуй нет.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё таки, в фантастической повести желательно видеть побольше фантастики. Уж больно унылое повествование непонятно о чём, пока на последних страницах не появляется «дух из машины»

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясён произведением Мастера. Глубочайшее проникновение в психологию героев, прекрасное изображение эпохи 70-х через внутренний мир героев: эпоха большого вранья. Изображение героев в романе — это те самые картины Димы: окружение их полностью меняет. Ложь — скрытая правда, правда — попытка скрыть ложь, искренность — лживая расчетливость, показное шутовство — скрытая искренность... С замечаниями про нелепых, картонных персонажей не согласен, это — Художественное произведение. Художник творит так, как видит этот мир, люди пытаются воспринять творение в меру своих способностей. У меня это просто вызывает ассоциацию с портретом Клетчатого из «Приключений принца Флоризеля»

Фантастики в романе настолько мало, что когда она вдруг появляется, это немного шокирует своей неуместностью. Потом автор вплетает ее в сюжет, но только для того чтобы еще глубже прорисовать характеры героев.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пять страниц отзывов и только один отрицательный. Рекомендация от фантлаба. И книга озвучена Игорем Князевым. Прямо звезды сошлись, но только не так, как нужно было. А нужно было, чтобы еще и книга оказалась «моей».

Эту я устала слушать. Какая же сентиментальщина... «Пронзительные эмоции». Конечно, на фоне чернухи любые эмоции будут выглядеть пронзительными: представьте себе чистенькие подснежники, выросшие из грязного уродливого сугроба. Этим книга напомнила мне «Общагу-на-крови», только Иванову простительно — он студентом был, когда «Общагу» писал.

Но моя оценка тоже не будет отрицательной: написано все-таки очень талантливо. За одни только описания картин можно простить что угодно.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу коротко: это — самая лучшая фантастическая повесть, прочитанная мной за многие годы.

И фантастики-то как таковой в ней очень мало.

Это произведение — о людях, об отношениях, об искусстве. Оно оглушает, бьет наповал.

Одним словом: «Браво, автор!»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А я уже почти начал забывать, как это — когда автор не стремится тебя завлечь и развлечь, а говорит с тобой честно, открыто. Принимает тебя за своего — за человека, у которого, в общем, тоже есть чувства.

И хроноскоп — вроде идея не новая. И вирус здесь нужен больше как инструмент, подчеркивающий не такую уж и новую идею. Все мы связаны с кем-то, а может быть и вообще со всеми. И все мы, каждый из нас, несет ответственность. Боюсь сказать — за судьбы всех, прямо Достоевский, но кто знает?

Немного диалогов поначалу — а затем только открытость. И неожиданно хорошая книга на просторе современности — до чего же жаль Диму с Ингой! ведь такие люди в самом деле были! в жизни, в реальности! А уж бабка просто ядерная.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дернул я за веревочку, распустился свитерок, связанный В. Рыбаковым, и предстало передо мной тело жизни нашей страны в 70-е годы прошлого века, испещренное картинками-татуировками, изображающими людей разных: злых, вдохновенных, занудных, тупых, коварных, бесхребетных, симпатичных, талантливых, робких, веселых, заумных. Одна за одну эти картинки цепляются, как детская книжка-раскладушка, и выстраиваются в некое мрачно-грустное полотно. Да, что-то похожее и у меня в памяти о тех временах осталось. Лишь одиноким лучом солнечного света прорезало мглу нежданное светлое и искреннее чувство одного из героев (как впоследствии выяснится — главного) и провинциальной девчонки — гостьи северной столицы. И вот только здесь появляется фантастический элемент, о котором намеренно говорить не буду чтоб не спойлерить. Все с ног на голову не перевернулось, но новое направление понравилось и зацепило.

В общем и целом: прочесть стоило и время зря не потрачено. Мои душевные струны зацеплено и некоторое время они резонировали.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал большего, поэтому низкая оценка.

Возможно я старомоден, но мне противно идеализировать отношения где пара часов знакомства приводят «в койку» и из этого лепится «картонная» трагедия.

Безусловно также трудно поверить в исключительность именно человека, при населении в 6млрд., хотя вполне допускаю исключительность именно совокупности факторов, но этот роман не об этом.

Роман достоин прочтения.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх