FantLab ru

Ирвин Уэлш «Кошмары Аиста Марабу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
225
Моя оценка:
-

подробнее

Кошмары Аиста Марабу

Marabou Stork Nightmares

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Рой Стрэнг находится в коме, но его сознание переполнено воспоминаниями. Одни более реальны — о жизни Эдинбургских окраин — и переданы гротескно вульгарным, косным языком. Другие — фантазия об охоте на африканского аиста марабу — рассказаны ярким, образным языком английского джентльмена. Обе истории захватывающе интересны как сами по себе, так и на их контрапункте — как резкий контраст между реальной жизнью, полной грязи и насилия, и придуманной — благородной и возвышенной. История Роя Стрэнга — шокирующий трип в жизнь и сознание современного английского люмпена.

Входит в:

— сборник «4 Play», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Кошмары Аиста Марабу
2002 г.
Кошмары Аиста Марабу
2004 г.
Кошмары Аиста Марабу
2006 г.
Кошмары Аиста Марабу
2007 г.
Кошмары Аиста Марабу
2009 г.
Кошмары Аиста Марабу
2011 г.
Кошмары Аиста Марабу
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Marabou Stork Nightmares
1996 г.
(английский)
Marabou Stork Nightmares
1997 г.
(английский)
4 Play
2001 г.
(английский)
Marabou Stork Nightmares
2004 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — коктейль из грязи, рефлексирования и искалеченных жизней.

Повествование идёт тремя параллельными линиями: настоящее, происходящее вокруг героя в больнице, прошлое в виде воспоминаний и фантазии об охоте на марабу. Герой и его жизнь постепенно открываются перед нами, подкидывая новые зацепки для связи фантазий с реальностью. В этом даже есть определенный азарт, особенно для тех, кто интересуется работой сознания, бессознательного и прочей психологией (впрочем, все довольно поверхностно).

Главным вопросом для меня остаётся — как относиться к главному герою? Да, он подонок, преступник и хулиган, казалось бы, все однозначно. Однако во время прочтения этой книги я испытала множество эмоций — отторжение, сочувствие, смятение, прочее, прочее и в итоге ненависть. Отношения к некоторым героям меняется и, казалось бы, в какой-то момент нам даже подсовывают самого настоящего злодея, на которого можно списать отвратительную выходку, чем главный герой и пытается воспользоваться. Но нет. Здесь, как и в жизни, не будет однозначности.

К середине повествования уже становится понятна концовка. Ее ждёшь с упоением, ждёшь справедливости — расправы над «марабу». Но когда это происходит, все, что остаётся — это бесконечная грусть.

Что не понравилось. Автор сгрёб в кучу все возможные грязные темы — спид, инцест, педофилия, наркотики, беспорядочный секс и т. д. и буквально пичкает нас этим. Совсем не хочется думать, что это сделано в угоду продаж и эпотажа, но временами задумываешь над тем, что некоторые моменты есть просто, чтобы быть (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вроде линии с Ким и Тони
).

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жил дружок Фома — жалкий выродок,

Сын троих отцов, да пяти сирен...»

Поначалу я был уверен, что перевод названия неправильный и что его следует понимать как «Кошмары об Аисте Марабу» или «Кошмары с Аистом Марабу». Позднее удостоверился, что перевод все-таки правильный и очень удачный.

Полностью парализованный пациент, сохраняющий, однако, сознание, дрейфует между настоящим и прошлым, реальностью и бредом. Несчастный. Родственники приходят к нему и говорят с ним, думая, что бедняга в коме и не слышит их. Их монологи превращаются в исповеди. Рой спешит уйти глубже, чтобы не слушать этот вздор. А там, в глубине, он то переживает снова собственное прошлое, то путешествует по полубредовой Африке, охотясь на Аиста Марабу...

А прошлое его было весьма и весьма грязным. Полусумасшедший отец, тупица-мать и братья с сестрой, соответствующие родителям, жизнь в трущобах. Негодяй, притворяющийся старательным учеником. Свирепый футбольный хулиган. Преступник. Несчастный? Нет, всё больше понимаем мы. Он свою участь заслужил, это редкий случай кармы или божественного правосудия в действии. Или просто закономерный исход?.. Ненависть сопровождает Роя на протяжении всей его жизни, ненависть, постоянно изливаемая различными жестокими и извращенными способами. И вот он бессилен изливать её. Всё, что он может — это бесконечно преследовать неуловимого и дьявольски хитрого Аиста Марабу, безмерно отвратительного, беспощадного, ненавистного.

Пытке нет конца, и заканчивается она лишь с осознанием того, что ненависть, вечно пронизывающая Роя, была лишь ненавистью к самому себе, и он-то сам и есть — тот отвратительный Аист, без которого мир станет лишь лучше. Невольно заставляет задуматься: а не похож ли объект твоей ненависти на тебя самого?.. Может быть, ты ненавидишь лишь свое с ним сходство?..

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Розовый фламинго — дитя заката,

Розовый фламинго здесь танцевал когда-то,

Может, в жизни прошлой — мне трудно вспомнить,

Думай о хорошем, я могу исполнить.»

Алена Свиридова

«Аист Марабу,

Выведи нас на тропу.

Мимо поля конопли, ближе к солнечному теплу.

Может что-то стрельнет во лбу, но в сердце всажен гарпун.

В тихих джунглях по утру, мы с братьями устроим пальбу.

Аист Марабу, ты расскажи нам свои кошмары жуткие.

До смерти рассмеши от времени ржавыми шутками.

Станем заглавными героями в этой книге джунглей.

Оставим тысячу закладок, хитрый взгляд прищурив...»

ATL

Бывают разные названия у книг, и действуют они на впервые читающего по-разному. И всегда в голове что-то рисуется. Когда два года назад я прочел название «Кошмары Аиста Марабу», я жутко испугался. Просто необъяснимое чувство страха, отторжения от самого названия. Тогда я ещё не знал автора и стиль его написания. В общем, книге светило особое внимание в будущем. Теперь ожидания оправдались.

Нет, я бы не сказал, что Рой Стрэнг — плохой человек, как бы удивительно это не прозвучало. И не планирую в отзыве исповедовать христианскую мораль, мол, в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Неа. Просто окружающая обстановка сделала всё, чтобы вырастить... хм.. вот опять не могу его назвать моральным уродом.. обстановка сделала всё, чтобы вырастить такого человека. Район, семья, друзья и даже внешность! Легко отбрасывать эти причины по отдельности, говоря, что их можно преодолеть, но трудно узреть всю их совокупность. Когда Рой не видит положительных примеров среди взрослых, не на кого ровняться, когда район воспитывает зверя, который должен защищаться, когда друзья — твои зеркала, без самой крохи чего-то светлого, выбивающегося из общего распада, когда ты урод, самый натуральный, хромой ушастый урод, который обязан выслушивать эти насмешки всю жизнь, просто потому что кому-то повезло больше. Это что касается момента формирования личности.

Теперь скажу об эскапизме. Вспомним, что Рой никогда не был кровожадным отморозком, как та парочка его друзей. Он всегда сохранял голову и действовал, исходя из своей концепции необходимостей и обид. Думающему человеку всегда труднее. И вот, Рой ищет себя. Учеба (как познание мира), работа, фанаты, клубы, наркотики и любовь — всё это, наверное, самые сильные «придаватели смысла жизни». Но все они крошатся, распадаются один за другим, как карточный домик. А всё дело в Аисте Марабу...

Аист Марабу — мерзкий падальщик, настоящая мразь, уродливый убийца фламинго... если придавать животному миру моральную оценку. И здесь у меня возникает вопрос конкуренции между природным, первобытным, естественным состоянием и сводом этических норм. Марабу ужасен, его никто не любит, всем он противен, но разве он лишний для природы? Вопрос, конечно, риторический. И когда молодой парень неприятного внешнего вида должен из кожи вон лезть, чтобы заслужить капельку снисхождения розового флами... ой, то есть красивой молодой девушки, то (уж простите, на понимание я даже не рассчитываю) есть нечто из разряда высшей справедливости в том, чтобы взять от нее, что ты хочешь, тем более если она этим самым издевается. Что интересно, жизнь сама делает из людей Аистов Марабу. Хорошо им от этого? — Едва ли, ведь существует ещё и охотник на Марабу — само общество. Которое, кстати, нередко убивает таких «Марабу» с неменьшей жестокостью, наблюдая, как они дохнут, корчатся, молят о пощаде праведный и гуманный суд.

Аист Марабу — символ всего самого ужасного в человеке. Неоправданной жестокости, расизма, жажды насилия, тупорылого перепихона для поднятия самооценки или просто для проведения вечера не впустую (читай — генетические потребности животного). Всё это Рой хочет в себе уничтожить. Концовка сражает наповал, если вдуматься. Ибо есть такая вещь как имманентность. Тут особо не поиграешься с переодеваниями. Когда я только дочитал книгу, мне было жалко Роя и я сочувствовал его мольбам. А сейчас, хоть и не считаю, что он заслужил своей участи, но признаю холодным рассудком, что раскаянием ничему не поможешь. Вся жизнь главного героя была соткана из этого аиста. Говорят, зло — это отсутствие добра, как тьма — отсутствие света. Здесь такое не прокатит. Ни один фонарик, или даже солнце, не превратит гниющую плоть в мрамор, материал другой. И мир Африки — эскапизм лишь внешний, потому что сквозь высокопарные речи двух джентльменов всё равно, мать его, прорывались расизм, похоть и нажива.

Помимо глубоких вопросов, касающихся зла, эскапизма и противопоставления естества социализации, хочется выразить восторги по поводу всего, что есть в книге. Достоинств и положительных фишек масса. Блестящие переходы между уровнями сознания, смена стиля повествования на них, точечная больная история детства и взросления главного героя, колоритные персонажи (вишенка на торте — отец Роя, вот это мудак так мудак), цепляющие ситуации, одновременно и жизненные, и шокирующие, неоднозначное нравственное восприятие текста, быт тупых фанатов, которым абсолютно плевать, как сыграла их команда, им бы главное морды крошить. И много чего ещё, чего я сейчас не вспомню, более детальное.

При всей порой скудности языка эта книга вошла в мой личный топ. За простыми топорными предложениями в сумме скрывается глубокий колодец, на дне которого своим уродливым профилем за тобой наблюдает, по праву существующий в этом мире, ублюдок Аист Марабу.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Раньше я долго думал, зачем составляются словари мата и нецензурных выражений. Знаете, объёмистые такие, на многие сотни и даже тысячи слов и фраз. Очевидно же, что это требует изрядных сил и времени, так что не похоже, чтобы всё это делалось просто для посмеяться. Но, думал я, кому вообще всерьёз понадобятся словари вроде таких? Теперь я знаю — переводчикам Ирвина Уэлша. А посему, забегая вперёд, скажу, что в этот раз обойдусь без цитат — любая мало-мальски стоящая идея изложена с просто зашкаливающим количеством нецензурщины.

Ну вот, про, хм, особенности местной лексики рассказал. Теперь вот о чём. Если вы вдруг как и я не читали раньше Уэлша, но слышали, что книги у него мерзкие, отталкивающие, полные насилия и садизма, то вы слышали правильно. Чувствительному читателю, да и просто поклоннику светлых и добрых книг со счастливым финалом здесь определённо нечего делать. Но из этого вовсе не следует, что книга объективно плоха. Штука в том, что вал разгромных рецензий заранее может отвратить вас от книги, которая вполне могла бы прийтись по вкусу. Лично я прочтением этой замечательного (для меня) романа обязан Йену Бэнксу и его дебютнику «Осиная фабрика», который точно так же обвиняют в мерзости и натурализме. Я раньше как-то с недоверием относился к контркультуре и шок-контенту, но тут вдруг внезапно подумал, что вкус, цвет, фломастеры. Не стоит, словом, полагаться на мнение большинства. Открыл книгу, и ни на секунду не разочаровался.

Теперь наконец о книге. Даже если вы человек толстокожий и изрядно циничный, стоит готовить себя к худшему. По итогам книга оставляет ощущение такого холода и моральной опустошённости, что мне из всего читательского опыта вспоминаются от силы два-три романа столь же сокрушительной силы. «Кошмары» действительно кошмарны, хоть и в хорошем смысле этого слова. Книга написана невероятно искренне и глубоко. Не знаю, как у автора получилось так подлинно описать муки страдания и раскаяния, но пробирает до костей. И оторваться не выходит ни на секунду. Тут можно рассуждать очень долго, в сотый раз мучая избитые полумёртвые клише — «эстетика ужасного», «моральный стриптиз» и прочее в таком духе. А лучше просто открыть книгу. Только никто не гарантирует, что, перевернув последнюю страницу, вы останетесь прежними.

Что ещё удалось автору, так это образ героя-коматозника и его красочных галлюцинаций. На стыке воспоминаний и вычурных фантасмагоричных видений разворачивается подлинная драма, путь к катарсису. Практически все образы из африканских фантазий героя введены не просто так, являясь одновременно и символами-отражениями его жизни, его прошлого. Частенько путаный бред и галлюцинации дают нам ключ к пониманию событий реальности и даже в некотором отношении способность предсказать наперёд развитие событий. Иногда всё происходит наоборот, и мы, узнав очередной эпизод биографии героя, открываем новые смыслы, таящиеся за тем или иным концептом.

Самое интересное здесь, конечно, образ аиста марабу, воплощение всего зла и мерзости в мире и жизни героя. Бросив вызов птице-падальщику, герой по сути пытается заново пережить и искупить все отвратительные моменты собственной биографии. Этой борьбе он посвящает собственное угасание, медленную и постепенную смерть. Загадка аиста вообще выписана очень впечатляюще. Кажется, у читателя в руках есть вся необходимая для понимания информация. Чего стоит один тот факт, что мир марабу лежит в глубине, внизу, внутри. Уже само понимание того, что подлинная борьба идёт в сознании и душе героя, неизбежно наводит на соответствующие мысли. Но Уэлшу удалось построить текст так, что финал, несмотря на практически идеальную логичность и законченность, воспринимается неожиданно и с удивлением.

Довольно неоднозначная книга, которую, разумеется, нельзя советовать не глядя. Но если вдруг вас привлекает тёмная сторона психики, скелеты в шкафу, мотивы страдания и искупления, это определённо ваша книга. «Кошмары Аиста Марабу» как колодец из галлюцинаций героя — так же мрачны и глубоки. Потрясающая по своей силе и психологизму книга, из тех, которые, будучи единожды прочитаны, не забываются уже никогда.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный повествовательный ход. Нетипичные приёмы. Некоторая похожесть на Чака Паланика.

Много интересного, в том числе лично для меня слэнга. Отличные простые образы.

В целом, главному герою проникся симпатией. Местами он был излишне жесток, донельзя. Но так и есть, в смысле жизнь — она такая, как минимум может быть такой.

Опечалил лишь конец. В какой-то мере мне показалось, что концовка как бы не от души, дипломатичная и компромиссная по отношению к читателю, к его возмущению, к общественной морали.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жесткая, грязная, местами мерзкая, но потрясная книга! Мне «Кошмары аиста...» очень понравились. Понравились не своей чернухой, а впечатлением от прочтения. Некоторые моменты книги я читал с открытым ртом, в некоторых моментах закрывал книгу и сидел, непонимая, как вообще ТАКОЕ можно написать, как ТАКОЕ может родиться в чьей-то голове, но, если задуматься, то это все — НАША ЖИЗНЬ. Уэлш показывает самые темные, мрачные закоулки нашей жизни. Но ведь у кого-то в жизни ДЕЙСТВИТЕЛЬНО могут произойти случаи, которые автор описал в «Кошмарах...». Как известно, человеку хорошо, когда у других плохо (хотя данное понятие и не всеми приемлимо). Может я злодей и цинник, но читал я книгу в тот, момент, когда в жизни была черная полоса и от прочтения «Кошмаров...» мне на душе становилось легче, т.к. я понимал, что там, в «Кошмарах...» у персонажей действительно все хреново и то, что у меня еще «цветочки»...

После прочтения я советовал многим друзьям эту книгу, заранее подготавливая их к тому, чего им стоит ожидать от романа. Кто-то сразу отказывался читать, кто-то с опаской принимался за чтение, кто-то с энтузиазмом. Но, что удивительно, все прочитывали «Кошмары...» достаточно быстро и никто не оставался равнодушным. Кого-то, как и меня, книга поразила до глубины души, кого-то выворачивала наизнанку, кто-то плевался после нее, кто-то хотел сжечь, кто-то со странным блеском в глазах писал ей дифирамы. Равнодушных не осталось! Так что, как минимум для новых ощущений рекомендую к прочтению!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень грустная история жизни порождения современного мира. Главный герой, ведь, отнюдь не обделён умом. А пришел он к такому концу лишь в результате воздействия на него ряда объективных, внешних факторов. Книга о том как среда формирует человека. О том как человек, страстно желавший убить «аиста марабу» (как символ тех самых негативных внешних факторов, собирательный образ людей повлиявших на его жизнь), сам становится этой отвратительной птицей. Самое страшное что убить то аиста невозможно. Автор, видимо, считает что судьба определяется местом рождения, семьей, обществом и обстановкой в которой живет человек. С этим я бы не согласился. А вообще книга поднимает интересные вопросы для дискуссии.

По поводу грязи. Её в книге очень много. Кого-то это может оттолкнуть. Но, думаю, без «грязи» нельзя бы было полностью описать жизнь глав героя, которая полна ей.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень серьёзная книга способная продержать в напряжении всю ночь(в моём случае) и переживать за алкоголиков, наркоманов и гопников. Автор показывает дно, а на дне всегда неуютно, холодно и грязно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая нетипичная книга Уэлша. С постоянно нарастающим нагнетанием. Не самая грязная. Можно почитать и не поклонникам автора

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась сама идея книги и тройной сюжет книги,но финал вовсе не порадовал.Ожидал нечто:dont:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх