fantlab ru

Ирвин Уэлш «Порно»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Порно

Porno

Другие названия: T2 Trainspotting

Роман, год; цикл «На игле»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

«На игле» — десять лет спустя…

Герои романа, принесшего Ирвину Уэлшу славу культовейшего из культовых «альтернативных» писателей нашего времени, — возвращаются! Изменились ли они? Ну, разве что — «от хорошего к лучшему«!

Входит в:

— цикл «На игле»


Экранизации:

«Т2 Трейнспоттинг» / «T2 Trainspotting» 2017, Великобритания, реж: Дэнни Бойл



Похожие произведения:

 

 


Порно
2004 г.
Порно
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

На игле. Порно
2018 г.

Электронные издания:

Trilogia di Trainspotting
2017 г.
(итальянский)

Издания на иностранных языках:

Porno
2002 г.
(английский)
Porno
2003 г.
(английский)
Porno
2003 г.
(английский)
Porno
2003 г.
(английский)
Porno
2008 г.
(английский)
L'intégrale Trainspotting
2017 г.
(французский)
Porno. Trainspottingu järg
2017 г.
(эстонский)
T2 Trainspotting
2017 г.
(польский)
T2 Trainspotting
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Они вернулись! Да они изменились, но изменился и мир вокруг. Здесь, как и раньше, нет героев, есть обычные люди с их обычными страхами, пороками. Саймон с его аферами и безудержным самолюбием, наивный Картошка, псих Бегби, ну и, конечно же, Рентон с его философией. Читая этот роман, уже не чувствуешь той безнадежности 90-х. Наоборот, у героев появляется надежда на будущее и выбор. Браво, мастер!:pray:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго откладывал первый роман, поскольку смотрел экранизацию, но прочитав, тут же докинулся третьим (со вторым пока не клеится, но, как и Езда, на заметке).

Лучший, на мой взгляд, стартовый Трейнспоттинг — социальная сатира, отличающаяся раскованностью манер и неправильным языком эдинбургских торчков. Написано вжильно, резво, напомнило молодость, вот только мата в кварталах наших дальних и печальных было поболе, да спидом до полного обвала мы не закидывались. Несмотря на прилизанность, перевод Кормильцева удачен, в плюс также компактность и лучшая редактура.

Наконец, Порно: те же герои десять лет спустя, такой же неоправданный оптимизм, такая ж, блин, вечная молодость. Очередной день, афера номер эн... Если у Бендера было четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения, то у шотландских отмазных ребят их намного больше. Возьмём, скажем, порно — отличный бизнес-проект с минимумом вложений и высокой маржой. Подобное излечивается подобным. Почему бы не совместить приятное с полезным?

Но случается непредвиденное, полный каюк. Тип, о котором все и думать забыли, выходит на свободу...

Та же интонация, что и в первой книге, но потенциал производственного романа не раскрыт. Привлечение студентов-киношников вселяло некоторые надежды на крен в сторону артхауза, ввод скрытой (анти-)рекламы — но они схлопнулись пузырём: никакого Роттердама, банальный Каннский порнофест. Ну и ладно.

Лексикон ближе к просторечию, структура проще. Редактура недотянута. Например, цепанули «трусы», хотя подразумевались женские трусики, не боксёрские трусы. Возможно, пустые придирки. Плотность кантов повыше, чем в первой книге, помянуты и Кольридж, и наш Фёдор Михайлович, но по большей части всё ж cunts, никаких философских откровений (vs dct evh`v), никакой романтики. В плюс наличие комментариев, раскрывающих игру слов.

В целом приемлемо, но с первой не сравнить: рыхловато, именно то, что и ожидалось. Такие вот цветохуечки, такое вот звёздное небо.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внеочередная колченогая коммерческая книжонка от Уэлша.

После тягомотного, пресного «Преступления», моралин которого и близко не стоял с «Filth» ясно стало окончательно: Ирвин исписался, очевидно, теперь уже бесповоротно. Задающие тон повествованию маргиналы, сыплющие направо-налево жаргонизмами отныне лишены индивидуальности, и симпатии, как некогда небезызвестный Рентон (который свое девиантное поведение читателю хотя бы обосновывал), уже не вызывают абсолютно.

Про быт университетских блядищ (которым — вернее, которой — страничного времени, к моему вящему неудовольствию, уделено чрезмерно) лучше расскажет Эллис с его «Rules of Attraction», где состоящая из пресытившихся всеми существующими на этом свете наркотическими средствами и извращениями студенческая когорта заигрывать с читателям не пытается, и чье моральное разложение не вызывает ничего, кроме ужаса.

О буднях героиновых торчков Шотландии со много большей искусностью молвит ранний Уэлш. Своеобразный возврат к истокам последнего наглядно иллюстрируют тенденции рынка, который, кажется, готов пожирать истории об ублюдках рода человеческого, не особо заботясь о качестве их исполнения. А сама книга зеркально отражает интенции самого Уэлша, отчаянно пытающегося повторить проторенный уже путь «На Игле» и «Filth», чего не сделает уже, кажется, никогда. Занавес.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

между строк этой книги проскальзывает невероятно усталый человек, который не очень любит людей и не слишком им верит. это нормально, что писатель создает свой собственный мир, отделяя его границы мерой условности и глубиной воображения. только вот сидеть в пыльном чулане ирвина уэлша захочет не каждый.

Оценка: 2
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот хочется начать издалека. Ирвин Уэлш давно и с успехом (коммерческим, конечно, литературных успехов я чего-то у него не заметил) пишет в жанре «производственный роман». Жанр хороший, маститый, с традицией, даже это не жанр а какой-то, грубо выражаясь, метажанр: он может охватить собой и вместить в себя и приключения, и любовную историю, и философскую притчу, и все подряд. Соцреализм обожал этот жанр (все жизненные вопросы человек может и должен решать без отрыва от производства и без ущерба для народного хозяйства), на западе тон задавал Артур Хейли. Все просто – основой для повествования становится быт каких-нибудь работников, раскрываются тайны профессии, скрытые от непосвященных детали. Но быт и секреты всяких хлеборобов и отельных служащих («Отель» Артура Хейли, 1965) довольно быстро вышел из моды, у народа появились новые герои: маньяки, проститутки, алкоголики и, конечно, безумно популярные наркоманы. Самое забавное, что авторы романов о новых героях поперли структуру и все возможные штампы у авторов «производственных романов», но родство признавать отказываются, да и вообще вроде как «контркультурные» такие. Так вот, «Порно» — худший из производственных романов, что я читал.

А есть еще один жанр: «тупая американская молодежная комедия», и именно его напоминает «Порно», где речь идет собственно о порно, Уэлш собрал кучку анекдотов и школьных фантазий о производстве порнографии и все это выдал за тайны — все как положено: и перелом пениса, и увиденные героями легенды порнографии, и споры об анальном сексе с приплетением феминизма, и секс, за который еще и платят. Очень блекло, очень убого и разбавлено диалогами персонажей со стандартным набором шуток и грубостей.

На мой взгляд, со времен «На игле» Уэлш стал писать куда хуже. Он выбирает легкий путь, так сказать, «человеческий документ», в смысле — повествование от первого лица. Легкий-то легкий, но с массой скрытых ловушек. Проблема в том, что персонажи у него говорят одним и тем же языком, нет, слова у них могут быть и разными, но стиль один и тот же, даже у очень разных, что у Бэгби, что у Никки. Вообще-то, просто по стилю, с первых слов должно быть ясно, кто сейчас излагает свои мысли, но не так в «Порно», тут все становится ясным, только когда повествование доходит до какой-то смысловой точки. Сравним с мастерами: в древних эпистолярных романах (в лучших, хотя бы взять Т. Смоллета или Шодерло де Лакло) или у Джойса просто невозможно спутать, кто из героев сейчас самовыражается. Уэлш же просто добавляет или убавляет количество слэнга, мата, жаргонизмов и некоторых характерных фраз. Но интонации, структура предложений, вообще весь стиль один и тот же. И стиль этот скучноват, предполагается, что такое количество всяких веселых словечек и едких характеристик будут развлекать читателя, но что-то не развлекают, может быть и потому, что так пишут уже давно и очень многие, Чарльз Буковски, например, этим успел поднадоесть с конца шестидесятых.

Аморфный и вялый роман, попытка вписать новые модные темы в мир старых героев знаменитого «На игле», обилие обсценной лексики и «маргинальные» главные герои как преданное следование самым ширпотребным модам.

Скууууууучно!

Оценка: 1
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что это хорошая книга. Радостное предвкушение продолжения «На игле» обернулось, как здесь написали — «тупая американская молодежная комедия».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх