fantlab ru

Тед Косматка «Мерцающие»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
283
Моя оценка:
-

подробнее

Мерцающие

The Flicker Men

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Сотрудник научного центра «Хансен» Эрик Аргус повторяет эксперимент с двойной щелью Ричарда Фейнмана и приходит к ошеломительным выводам, которые порождают в научных кругах главные вопросы. Существует ли душа? Есть ли она у каждого человека? Когда она появляется: в момент рождения или еще в утробе? Публикация этой темы вызвала настоящий фурор в научных кругах. На научной конференции Эрику настойчиво предлагают отказаться от дальнейшего изучения его темы, но он категорически отвергает эту мысль. Все глубже работая в этом направлении, он вскоре понимает, что мы в этом мире не одни. И мир наш тоже не единственный.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан на основе рассказа "Предсказывая свет".


Похожие произведения:

 

 


Мерцающие
2017 г.

Электронные издания:

The Flicker Men
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Flicker Men
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В наличии полный набор американизмов — меркантилизм, мультикультурализм, блевание в унитаз в подробностях (это вообще обязательный компонент у них давно и поныне, я так понимаю), размышление о суициде (сейчас, или подождать) и прочий бред. В прочитанном не было ни фантастики, ни науки. Зато было тупейшее бытописательство графомана, например, бессмысленные описания корпусов научного центра, подробности о парковке, приготовлении кофе и т.п. «пурга».

Не ожидал такой подставы.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ждал от Косматки новый НФ триллер, только теперь не про антропологию, а про квантовую механику, что даже интереснее — получил чорт знает что.

Первые 50 страниц герой старательно демонстрирует, какое он унылое г. и депрессивный алкоголик с трудным детством и тягой к самоубийству (унылое говно описано очень реалистично и в исчерпывающих деталях, еле продрался). Потом он внезапно изобретает квантовый прибор, выявляющий, что некоторые люди обладают душой — читай, способны схлопывать волновую функцию на копенгагенский манер — а некоторые нет. Кипят исследования, ставятся эксперименты, все это подробно и довольно занятно описано.

Затем вдруг из существования души вытекает множественность миров, ПОТОМУ ЧТО НАУКА. И из этих миров к нам набигают бессмертные неуязвимые сверхзлодеи, ловко маскирующиеся под простых людей и убивающие всех передовых ученых, ПОТОМУ ЧТО ЗЛОДЕЙСТВО. Герой некоторое время борется с набигающими сверхзлодеями и даже убивает одного голыми руками без особого труда, а потом разбивает волшебный хрустальный шар и от этого все пришельцы сразу умирают, а люди без души все разом бросаются в море и тонут, ПОТОМУ ЧТО КВАНТОВЫЙ ПАРАДОКС.

Это была моя третья и последняя попытка читать Косматку.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не являюсь поклонником строгой НФ, хотел почитать чего-нибудь, такого-этакого, про ученых и эксперименты в области физики. Что же я получил? А получил я дневник алкоголика пополам с производственным романом. И если первая треть книги меня увлекла описанием эксперимента и экскурсом в давно забытый на парте средней школы, учебник по физике, то дальше последовало сплошное разочарование. Разочарование было настолько сильно, что я в конце пожалел, что даже пролистывал читая по диагонали книгу дойдя до финала. Я люблю в книгах экшн и приключения, хотя от этой книги, как я и писал выше, ждал немного другого. Но этот самый «экшн», тут просто, никакущий. Интрига основной темы ( мерцающих), так и не раскрыта. Пролистывая с середины я цеплялся за те крупицы где были описаны эксперименты и рассуждения автора об устройстве вселенной, размышления о природе человека и его душе. Но это такая мизерная часть, на фоне водопадов воды, которую льёт Косматка, что читать только ради нахождения этих «плевков в вечность», точно не стоит. Финала я ожидал, хотя бы на уровне «Матрицы», но и тут произошёл полный слив. Всё это выглядит, как сюжет к какой-нибудь компьютерной игре от Quantic Dream, не более того. С литературной точки зрения всё довольно посредственно, хотя не могу не отметить с какой любовью описаны воспоминания героя об отце, тут явно что-то личное от автора. Читать или нет этот ворох «упущенных возможностей» ( а ведь можно было развернуть сюжет куда острее!) я бы рекомендовал только с точки зрения поиска любопытных околонаучный идей, но их там мало. Уверен, есть на эту тему произведения куда лучше раскрывающие тему.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил довольно противоречивые чувства. Поделённый на три части, он выглядит весьма неравномерно, и на последней трети я всё больше задавалась вопросом, писал ли это вообще один человек. И если да, то что с ним такое внезапное случилось.

Первая часть, та, о которой и расписано в аннотации, захватила меня целиком. Позже прочитала, что она является самостоятельным рассказом, из которого роман и вырос, и вот, имхо, лучше бы автор и оставил это произведение рассказом. Описание опытов и размышления над полученными результатами, объяснение квантовых теорий от лица главного героя другим персонажам — вот это было отлично. Это было хорошей фантастикой с философским подтекстом.

Потом случилась очень странная вторая часть, но в ней ещё была какая-то интрига, что-то там происходило без натягивания сов на глобус и не насиловало логику, так что было не так, чтобы плохо.

А третья — это... Очень, очень странная вещь.

Если это часть, которая должна давать ответы на вопросы, то она не справляется с этим. Если это часть, которая должна закрывать сюжетные линии, то она тоже не очень.

Дочитав роман, мы так и не узнаём:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— что такое мерцающие, зачем, почему, для чего, ну да, они пришли из предыдущего мира, очень здорово, а можно подробностей;

- сфера им на кой, почему они её сами не создали, ведь у них есть более сложные технологии, чем у человеков, и они знали технологию хотя бы от Стюарта;

- что такое обречённые, почему они самоубились, почему Мерси обречённая, но со свободной волей;

- почему мир передумал разрушаться, если обречённые — это его основа;

- на что они вообще все обречены;

- почему такие супер-умные мерцающие не допёрли до того, что Викерс про них всё знает;

- за что они, мерцающие, собирались помереть, как герои.

И это только начало, честное слово.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот, например, так и не понятна оказалась судьба Стюарта. Его как бы убили, но зачем, если он знал, как создать сферу? Ну ок, допустим, резервные копии — удел слабаков, ничего же точно не случится и артефакт в единственном экземпляре будет цел и нерушим, любое существо огромного срока жизни всегда это твёрдо знает, у него жизненный опыт. Но почему, если мерцающие знали о Стюарте, они не забрали сферу сразу, а ждали, пока недобитый Эрик притопает в эту лабораторию? Для красивого разговора и торжественного счастливого конца?

Я не понимаю.

В общем, как и говорилось выше, чувства сложные. За описание экспериментов и «математических чудовищ» — однозначно плюс, за концовку и все слитые непонятно куда сюжетные линии без малейшего объяснения — однозначный минус. Третья часть уничтожила это произведение начисто, это какой-то бессмысленный боевик с внезапными вотэтоповоротами, а на месте тихого учёного с морем нерешённых психологических проблем — ещё более внезапный Терминатор. Удивительно, что это не экранизировали! Готовый сценарий же.

И да, моя личная боль — повествование от первого лица. Очень не люблю это, и тут тоже не понравилось. Терпеть можно, но без восторга.

Перечитывать не стану точно. Но первого знакомства, пожалуй, книга всё-таки заслуживает, и о том, что прочитала, не жалею.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судя по отзывам, я отношусь к тому меньшинству, которому «Мерцающие» понравились. Меня не смутили завлекательные обещания на обложке, не смутили смены жанра по ходу сюжета, у меня вообще не было завышенных ожиданий касательно книги, на «супере» которой изображен прилично одетый и слегка окровавленный мужчина, задумчиво смотрящий в пупырчатые небеса. Он, конечно, сидит к нам спиной, но я уверен, что его взгляд именно задумчивый. Я бы также смотрел на подобные картины. Беря в руки «Мерцающих», всё, что я знал о Теде Косматке – он работал на студию Valve, а это сразу настраивало на параллели с Half Life, даже несмотря на то, что Косматка участвовал в создании Dota 2 и к известному «Периоду Полураспада» не имеет никакого отношения. Самое забавное, что легкое сходство между «Мерцающими» и Half Life есть, но буквально на уровне жанра и некоторых клише, так что ничего критичного. Так, приятный бонус.

И вот есть у нас ученый Эрик Аргус, которому удалось совершить прорыв в науке. Аргус буквально переворачивает все представления о душе, сознании и Вселенной, очень близко приближаясь к ответу на очень важные и фундаментальные вопросы. Именно научным изысканиям Аргуса и посвящена первая часть романа, и именно ее можно сравнить с работами Питера Уоттса и Грега Игана. Но там, где эти двое углубляют свои темы и разрабатывают их, Косматка останавливается и уходит в сторону.

Вторая часть романа – полноценный триллер, напоминающий некоторые произведения Майкла Крайтона и Джеймса Роллинса. Появляются таинственные организации, религиозные фанатики, за Аргусом начинает вестись охота. Словом, научная фантастика плавно перетекает в фантастический триллер и не останавливается на достигнутом. Третья часть уже по большей части боевик со взрывами, погонями и схватками. И многих это отталкивает от книги.

Косматка пишет более поверхностно, нежели Уоттс, но глубже, нежели Роллинс. Однако, именно к Роллинсу он ближе, и на книжной полке я бы поставил их рядом. По сути, перед «Мерцающими» было поставлено две задачи: сначала дать читателю пищи для ума, затем развлечь динамичным экшном и триллером, и с обеими задачами роман справился. А раскрытие персонажей, глубина проработки научной составляющей, атмосфера, — все это осталось несколько за бортом писательского внимания.

Рекомендую книгу всем любителям научной фантастики, делающей упор не на научную составляющую, а на приключенческую. Тем же, кому милее наука, лучше обратите внимание на рассказ «Предсказывая свет» того же автора. Именно из него выросли «Мерцающие», и именно в нем была сконцентрирована вся первая часть романа.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько прочитал, уже наверно чуть не год назад как, и теперь, при попытке анализа понял, что не могу уже и вспомнить подробности. Исходя из этих ощущений — очевидно же — получился середнячок, где-то на 5-6 баллов примерно.

Хотя при чтении ощущения были вполне нормальные — читался роман легко, и даже интересно, но так-же легко и забылся (как выяснилось). Не помню ни как звали ГГ (хотя это минимально важно), ни даже основных событий романа. Более того, даже название романа у меня не ассоциируется ни с чем. Помню прыжки ГГ по крышам научного центра, помню, что зловреды охотились за ГГ из-за его открытия, вспоминаются нападения в Египте и .. СТОП. А не путаю ли я этот роман с «Хронолитами»?

В общем, вот так однозначно получилось. И потому и оценил настолько, хотя начиналось все гораздо радужней.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что данный отзыв пишется непосредственно после прочтения, а потому в тексте сохранены все эмоции и присущая им орфография. Я, конечно, на несколько раз глазами все пробежал, но от коварных *очепяток никто не застрахован. Заранее благодарю за понимание.

*

«Мерцающие» Теда Косматки еще с суперобложки начинают кричать о своей выдающейся составляющей и не меньшей гениальности автора. В подтверждение этого издательством было решено вынести на титульник категорически хвалебную цитату «Science Thrillers», которая смело заявляет, что «Мерцающие» это по меньшей мере (далее цитата): «Выдающаяся книга в жанре твердой НФ, поражающая неожиданным сюжетом и философской глубиной»

Вот так — не больше, и не меньше. Разберем эти вызывающие утверждения.

1. Начнем с того, что зачатки той самой «твердой НФ» были только в первой трети книги, а чуть погодя их сменил крайне незатейливый экшен в худших традициях голливудских блокбастеров. Кому будет интересно читать «кинобоевик»? Непонятно.

2. Потуги на философскую глубину, если и были, то я их попросту не заметил. После знакомства с произведениями Азимова, Лема и Кларка мировоззрение современных авторов читается в лучшем случае с усмешкой и снисходительностью.

3. «Неожиданным» сюжет данного романа можно назвать, только если совсем не прикасаться к современной массовой культуре. Ну, скажем, за последние 15 лет. В противном же случае, вместо сюжета вы рискуете обнаружить целую коллекцию штампов, клише и разномастных «роялей», набивших оскомину еще нашим дедам.

*

Кстати, про сюжет. Он есть и более, чем подробно представлен в издательской аннотации:

«Эрик Аргус – безработный ученый, чьи ранние работы принесли ему славу, но почти лишили рассудка. Теперь у него есть последний шанс восстановить репутацию. В ходе одного из исследований он модифицирует парадоксальный физический эксперимент, демонстрирующий двойственную природу света и материи, и в результате делает ошеломляющее открытие о человеческом сознании и структуре Вселенной. Оно порождает настоящий хаос в научных кругах и затрагивает каждого человека на Земле. Разгорается настоящая борьба между наукой и верой, концепцией свободы воли и предопределения. Эрик не сразу осознает, насколько масштабные последствия влечет его открытие, пока мир вокруг него не начинает постепенно искажаться. А вскоре оно привлекает внимание таинственных сил, которые считают, что ученый слишком далеко зашел со своими экспериментами»

*

Звучит интригующе, правда? Вот и я так подумал, когда в первый раз наткнулся на «Мерцающих». Жаль только, что большую часть аннотации сюжет просто игнорирует, а вторую так и вовсе начинает откровенно перевирать. Прежде всего аннотация освящает только завязку, но почему-то умалчивает об основной части романа, которая (внезапно) на ⅔ состоит из теорий заговора и третьесортного боевика. Причем теории такие забористые, что легко дадут фору подобным с канала Рен-ТВ, а экшен под завязку набит всеми сопутствующими штампами. Загибайте пальцы. Здесь у нас:

- и всемогущая корпорация зла;

- и роковые красотки;

- и глобальные заговоры;

- и куча перестрелок;

- и, конечно же, погони, погони и ещё раз погони.

*

Главный герой же вышел насквозь вторичным и неинтересным персонажем, представленным в романе в образе скучного наистандартнейшего эксцентричного ученого. Свою эксцентричность и гениальность он время от времени пытается утопить в гектолитрах алкашки, но в патовых ситуациях (внезапно!) способен в миллисекунды преобразоваться в ядерную помесь Джейсона Борна и Джека Бауэра. И далее без остановки «вершить справедливость» со скоростью среднестатистического Шварценеггера в лучшие годы. Куда в эти моменты девается его забитость и неуверенность в себе? Категорически непонятно.

Естественно, ни о какой психологичности также речи даже не идет.

- Здесь талантливый и самоуверенный персонаж после одной некритической ошибки может всё бросить и уйти в запой длинною в жизнь.

- Здесь глав.злодей перед поверженным глав.героем может двинуть такой длинный монолог, что моя «десятикилограммовая» дипломная работа покажется простой брошюркой от таблеток.

- Здесь при «мозговом штурме» персонажи могут набросать тонну нереализуемых идей, каждая из которых переплевывает друг друга по градусу шизофрении и откровенного безумия. Причем, рассматривать их будут, как рабочие версии. Я вот не знаю, тут даже Игорь Прокопенко (тот самый с Рен-ТВ) покраснел бы и покрутил пальцем у виска, послушав местных «светил науки».

*

По итогу, можно сказать, что автор будто и не пытался разобраться в теме, которую изначально поднял в завязке. Он просто решил задать один (не буду спорить) интересный вопрос, но вместо внятного ответа, предлагает читателям 1000 и один намек на 1000 и одно взаимоисключающее решение. Типа, я не разобрался — так попробуйте вы.

Получившееся блюдо для нужного объема приправить отвратным экшеном и всевозможными голливудскими штампами, чтобы даже самые нетребовательные читатели остались довольны. Все у автора какое-то ненастоящее, как в том стихотворении (автора, к сожалению, не запомнил):

*

Всем владеть на свете есть мечта,

Но давно закончилось уж детство.

Лист зеленый, сорванный с куста,

Не является платежным средством.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот свершилось: старый рассказ автора «Предсказывая свет», наконец превращён в роман, где, наконец даны ответы на вопросы. (Рассказ обрывался на самом интересном месте). Вот только каковы те ответы.

Сразу уточняю: что бы там не писали некоторые предыдущие рецензенты, основы квантовой физики автор явно знает. (рисуночки коими почему-то так возмущается brego, это для читателей, которые не в теме. Думаю таких очень много, как бы не большинство). Всё дело в том, что общепринятой интерпретации квантовой механники на настоящий момент не существует. И Косматка использует одну из возможных версий. Большинство физиков её почему-то категорически отрицают, похоже свято веря в ньютоновский механицизм мира. Но бог с этим. Вернёмся к тексту.

Честно говоря, ответы как-то разочаровывают.

1. Если обречённые лишены самосознания, то должно же это хоть как-то сказываться и на бытовом уровне. Пусть и не зразу, но подметить наверняка можно. Но ведь Но та же Мерси изображена не просто, как обычный человек, а как человек очень хороший. Что она одна одна из обречённых не ясно до конца. То есть получается, что те никак не отличаются от нас грешных. Странно.

2. Мотивы действия иновселенцев совершенно непонятны. Вроде бы хотят уничтожить мир. Зачем? Ответа нет. «Вы же сами погибните» — изумляется Аргус. В ответ главгады ему сообщают, что погибнут как герои. Но герои жертвуют собой во имя чего-то. Во имя чего готовы это сделать злодеи? Ответ отсутствует. Туманная притча о крысах, змеях и мангустах, не объясняет ничего. И кстати, кто в ней крысы? Неужто — люди?

3. Иновселяне говорят, что не сумели сами создать сферу. Допустим (хотя странно, учитывая насколько их знания должны превосходить наши). Но про возможность эксперимента Робинса они явно знали, как и то, что знания о нём способны дестабилизировать реальность. И если их целью и было именно это, то почему сами не организовали подобный опыт с последующим вбросом информации?

4. Я так и не понял, почему все обречённые после уничтожения сферы массово покончили с собой. Они что марионетки? Если так, то чьи? Вселенной? Но вроде бы утверждается, что самосознания у той нет.

5. Ранее утверждалось, что обречённые необходимы миру, как своеобразный стабилизатор социума. Спрашивается, что теперь будет с миром после их гибели?

6. Откуда Викерс, эта объяснялочка, всё знает? Объяснение в тексте очень сомнительное: мол раньше работала на главгадов, но оказалась, куда лучшим аналитиком, чем те думали. Кое-что она, возможно, вычислить могла. Но не в таких же деталях как«рог гавриила» Есть намёк, что она даже знала о гибели обречённых в ходе коррекции. Невольно приходит в голову, что она из «мангустов», которые якобы все вымерли. Но по тексту подтвердить это невозможно.

Кстати, за «рог гавриила» я искринне благодарен автору. До этого я не знал, о этом любопытном математическом объекте. Специально нашёл информацию в интернете. Было очень интересно.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько я так не разочаровывался в ожиданиях. По всяческим положительным отзывам надеялся чуть ли не на уровень Игана в твердофантастическом сегменте, только еще и с немебельными героями да капелькой динамики. А получил какой-то абсолютно невразумительный закос под блеклый экшен-триллер, в котором от науки остались рожки да ножки, а сами персонажи аморфны до отвратительной степени. Как итог: ни внятного динамичного экшена (герой постоянно драпает куда-то, а все стычки и общая динамика описываются на редкость примитивно), ни вменяемой научной основы, над которой захотелось бы поломать голову, ни мотиваций, ни персонажей… Достаточно уже того, что само величайшее научное открытие, переворачивающее весь мир, практически никак не обосновывается и внятно не описывается. Видимо, чтобы не показывать, какой автор на самом деле профан. Из положительного хочется сказать лишь то, что книга короткая, читается за три часа, а забывается уже на следующий день. С чего вдруг такой теплый прием у критиков, еще и сравнивающих сие непотребство с самим Иганом, – загадка.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теория множественности миров, подана здесь весьма эффектно и оригинально, главное в начале не забросить и дочитать хотя бы до середины, чтобы после — в полной мере въехать (ну или не въехать) в то о чем нам хотел поведать Косматка. Хороший роман, правда первая его половина больше напоминает не НФ произведение, а такой неспешный нуарный детектив. Классный ГГ (правда, возможно, я питаю слабость к алкоголикам интеллектуалам) неординарный сюжет, в целом все очень даже не плохо. Если вас не пугает спокойная размеренная фантастика, без особых экшОнов в сюжете, Мерцающие Вам зайдут.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу отметил особо ибо прочел ее сразу после выхода, купив электронку на амазоне. Она интересна тем, что обращает внимание на «тривиальный научный факт», который на самом-то деле ну нихрена не тривиальный: то, что сознание «участвует» в квантовом измерении. Сколько на эту тему копьев сломано — и по существу нет продвижения к пониманию. Пенроуз по сути воздвиг на этом фундаменте свою гипотезу о природе сознания — то, что оно «измеряет себя» и т.о. рисует свою картину мира в соответствии с неровностями на квантовой пене, образующей пространство-время. Книга в это не вдается, но предлагает взамен свое объяснение и, дабы не убивать разум «читающих господ» математикой, автору пришлось навыдумывать «демонов»-пришельцев из оборачивающей нашу Вселенной и добавить жесткий экшен. Мне кажется, он в последнем переусердствовал. Нет, научная часть книги не совсем идиотична, но уж слишком доведена до попсы — это тоже неверно. У Грега Игана лучше выходит.

PS

Любопытно, что в 90-х наш человек — профессиональный физик собирал статистику по двухщелевому эксперименту в смысле, что человек-наблюдатель коллапсирует частицу в точку или не коллапсирует. Результаты довольно размытые, так что статью из этого он не родил. Но было такое. Может и Тед Косматка что-то об этом слышал.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

За что я люблю научную фантастику, так это за новые открытия из самых разных областей науки. Мне интересно задумываться над тем, что нас может ждать в близком будущем, как оно будет складываться с развитием тех или иных технологий. И этот роман представляет нам открытия в области физики. Открытие Эрика Аргуса, которое вызвало фурор в научных кругах и созданная его другом и бывшим коллегой Стюартом сфера, которая, будь о ней известно научному миру, изменила бы все человечество. Мир никогда бы больше не был таким как прежде. Физика таит много тайн не раскрытых нами доселе и эти два открытия, потенциально, одни из них. И, на мой взгляд, лучше бы роман и шел в этом направлении, показывал, как повлияло то или иное открытие на глобальную картину мира в целом. Как изменился мир, открыв новую дверь в области науки. Но никаких глобальных последствий в романе нет. Вместо этого все сводится к локальному противостоянию главного героя Эрика Аргуса и главного антагониста Брайтона, цели которого поданы довольно расплывчато. В романе начинают преобладать похищения, погони, стрельба, драки, что не может не огорчать после такого многообещающего начала.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странная книга. С одной стороны захватывающее, интригующие начало, хорошо прописанный главный герой, взаимосвязь науки и религии, великие вопросы мироздания — что есть мир? кто мы в этом мире? что такое душа?. С другой стороны все это великолепие скатывается в унылый, третьесортный боевик. Читать можно, какой то глубины после прочтения книга не оставляет.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дело не в устройстве глаза — в устройстве сердца. В той странной искре, которая проскакивает в груди, пришпиливая вас к реальности».

Основанная на опыте Томаса Юнга и лежащая в основе этого романа идея, — завораживает сама по себе и, по сути, предоставляет безграничные возможности для фантазии (и фантастики), чем Косматка и пользуется с должным уважением и прилежностью. Однако, замысел книги настолько грандиозен, что и сам автор, кажется, не в силах совладать с ним, отчего его персонажи периодически обращают взоры к небесам и, задавая всевечные вопросы, со вздохом, разводят руками, предлагая читателю самому додумать недосказанное. Впрочем, подобная таинственность была бы безусловным плюсом, если бы оная недосказанность не пронизывала все произведение: ведь, посудите сами, Косматка здесь только и делает, что ходит кругами, постоянно на что-то загадочно намекает и столь же загадочно подмигивает, а если и появляются ответы — то они столь пространственны, что невозможно удержатся за них. Однако, это не мешает испытывать должное удовольствие от чтения: с подачей и динамикой у «Мерцающих» все в порядке — возможно, сказывается то, что Косматка занимается написанием сценариев для компьютерных игр (в том числе и для не нуждающейся в представлении Valve). Как бы то ни было, Тед — умелый рассказчик, и атмосфера книги держится на предвосхищении того, что вот-вот должно произойти: здесь загадочная записка, там — исчезновение кое-кого, а вот и странный телефонный звонок — все это действует как надо. А порой это осторожное, «таящееся» повествование неожиданно срывается с места и судорожными рывками мчится вперед и тогда уж все происходящее действительно напоминает какой-то шутер. Тонкая грань между наукой и тем, что (покамест?) лежит за нею все время расплывается — мерцает — и невозможно понять, какая же реальность настоящая. И по-настоящему в книге раздражает, пожалуй, только одно — многократно повторяющиеся приступы жаления себя-бедняги-алкоголика у ГГ. Но куда же без такого (создающего глубину?) психологического портрета?

В итоге — весьма и весьма необычная книга в жанре НФ-триллера, ставящая все под сомнение и поднимающая колоссальные вопросы, но так и не дающая на них ответы.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может бы и не стал писать отзыв, но прочитал все предыдущие и выскажусь. А начну издалека. Уважаемый будущий читатель, что вы видите в классификаторе в графе «общие характеристики» — приключенческое. Так вот это не так. Приключение это не основа романа, т.к. это в первую очередь производственный роман. А как назвать иначе роман, сюжетопостроение которого завязано на научном эксперименте? но все прочитавшие забыли основу, и увязли в развязке, и динамике последней трети книги. При этом все до единого отписавшиеся ставят в укор автору накручивание динамики со второй половины романа. А чего Вы ждали? Это же Тэд Косматка!

Весь роман построен аналогично любому из его рассказов. Вдумайтесь в слово — ЛЮ-БО-МУ.

Структурно этот роман как большой рассказ за его авторством, поэтому избежать разборок с плохими парнями, погони и экшна в финальной части было в принципе невозможно, и прогнозировалось с 100% вероятностью. У Косматки есть четкая структура повествования: главный герой (ученый со странностями, обычно психическими) совершает открытие которое может изменить основы современного социума — подорвать религию, экономику и т.д. Например он находит останки человека не укладывающегося в теорию Дарвина («Пророк с острова Флорес») или открывает новый тип энергии («Искусство алхимии»). Далее организация, спецслужбы пытаются уничтожить этого главного героя. т.к. его открытие не входит в их планы. Кроме этого автор часто использует вечное противостоянии наука — религия.

Все эти типичные для него элементы присутствуют и в данном романе. Сам роман это практически «Карантин» Игана наоборот. У того наоборот вначале экшн, чтобы заинтересовать читателя, а потом научно-философская составляющая. Однако основная идея та же: разум/сознание человека влияет на вариативность окружающей действительности. У Косматки сознание прерывает волновую функцию, у Игана — выбирает единственный вариант, уничтожая остальные. Оба романа антирелигиозны,- еще бы человек посредством разума решает все сам без высших сил. Концепция Вселенной прямо противоположна, что неудивительно, исходя из различия влияния сознания человека по Игану и Косматке.

Авторской удачей назову ввод «обреченных» — людей воспринимающих только факты. являющихся биологическим крепежом мироздания.

Не совсем понятны придирки к главному антагонисту, Брайтону по поводу его «оплошности» со сферой, якобы авторский ляп. Это же очевидно: сфера фиксирует окружающую реальность. Эх жаль нельзя подчеркивать — окружающую! Ее элементарно нельзя трогать с места, иначе все изменится и процесс перезапустится. Она должна находится в одном месте, не зря Стюарт установил новую сферу в том же месте.

Собственно у меня претензий к роману почти нет — все логично, все достоверно. Единственный момент, непонятно как изменился мир после финальной схватки. Кстати , придирки насчет финального замеса тоже странные — ясно же какая задача была у одной «обреченной» и понятно почему из последних сил и т.д. Она при любом исходе заканчивала свою миссию — тут как раз все предельно логично.

А вот мир без «обреченных» действительно не показан. И это единственный минус романа.

Отличный роман, если читать его внимательно, с фирменной авторской нарастающей динамикой, что доказывает: Тэд Косматка может работать и с крупной формой повествования.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх