FantLab ru

Рэй Брэдбери «Синяя бутылка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Голосов:
732
Моя оценка:
-

подробнее

Синяя бутылка

The Blue Bottle

Другие названия: Голубая бутылка / Death-Wish

Рассказ, год (год написания: 1949); цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Когда-то давным-давно марсиане создали Синюю Бутылку. По сей день она является не только объектом поиска, но и смыслом жизни для многих. Что ищут в ней люди? Никто не знает. Но каждый верит, что найдет то самое, чего желал, к чему всегда стремился.

Марс был мертв, а среди руин его бродили одинокие искатели...

Входит в:

— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— журнал «Неделя» № 17 1980», 1980 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第3回(1972) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


В дни вечной весны
1982 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Момент бури
1991 г.
Призраки Нового Замка
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Избранные рассказы. Том 2
1995 г.
Канун всех святых
1997 г.
Здесь могут водиться тигры
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Человек в картинках
2004 г.
Далеко за полночь
2005 г.
Далеко за полночь
2006 г.
Далеко за полночь
2009 г.
Далеко за полночь
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.

Периодика:

«Неделя» № 17 1980
1980 г.

Самиздат и фэнзины:

Далеко за полночь
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2013 г.

Рассказ о том, как, на мой взгляд, очень часто мечты и желания человека бывают эфемерны и недостижимы, потому что они расплывчаты, не определены и не конкретны. Человек в вечном поиске, он гоняется за мечтой, не достигает ее, собою не доволен, страдает и в итоге бывает разочарован, а иногда вся его жизнь идет прахом. «Я хочу дом»- и никогда его может не иметь, т.к. не знает каким он должен быть. «Я хочу быть счастливым» — и не бывает, т.к не определил для себя что такое счастье. и т.д. А потом так легко все свалить на бренность, на смерть, на ее притягательность.

Я уважаю Крейга за его определенность, конкретность и практичность. У него есть четкое представление чего он хочет. В данном случае его желание пить виски, хоть и простое, но конкретное и хороший пример осуществления этих желаний. Уверена, что он и дальше шел по жизни с такими же конкретными целями и желаниями и, в результате, все их получил и был счастлив.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2008 г.

Чего же на самом деле желает душа человеческая? Нет, я не о тех простых желаниях, что у каждого на поверхности. Где-то глубоко, в самых тайных кладовых, в самых глубоких подвалах души — что там? Мне кажется, дать ответ на такой вопрос не проще, чем разгадать, в чём же смысл жизни.

Этот рассказ-настроение — попытка такого ответа. Но так и хочется закричать: нет, не может быть этого! Я ведь желаю тепла, света, запаха, звука, прикосновения, мысли!... Я желаю БЫТЬ!

Но... Почему же мне не хочется, чтоб Синяя бутылка, или Золотой Шар Стругацких, или Тень Лукьяненко существовали на самом деле? Это ведь не простецкие джинн или щука из старых сказок. Тут не закажешь «три желания». Здесь тебе будет дано то, что «по душе». А я всё же не рискнул бы проверять, что там на самом деле, что было бы в моей Синей бутылке. Пускай томление души, даже если она желает покоя, будет стимулом, чтоб идти по жизни, а не сходить с неё.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2014 г.

Двоякие впечатления от этого рассказа. С одной стороны, это Брэдбери, Марс и Канонические марсианские хроники + поданная под поэтическим соусом необычная сюжетная линия, где каждый гоняется за своей собственной химерой. Химерой, воплощённой древними марсианоами в образе синей бутылки, которая исполняет желания, но взамен чаще всего забирает жизнь.

С другой стороны, это абсолютно непоэтический вариант, о том как на самом деле вымерли марсиане: Они тоже пили из своих синих бутылок. Все марсиане делали это :)) Поэтому, теперь на Марсе нет марсиан, а есть только синие бутылки.

И хотя, многие мне скажут, что Грандмастер при написании данного рассказа, имел ввиду совсем не это. Однако, как знать, как знать...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2012 г.

Этот рассказ нравится мне за неоднозначность. Он не дает прямых ответов.

Лично я вижу в ней размышления о человеке и его целях в жизни. Кто-то всю жизнь гоняется за недостижимым, не видя и не ценя то дорогое, что уже имеет, кто-то мыслит приземленно и наслаждается простыми земными радостями — и что интересно, в этом нет ни правильного, ни неправильного. Я хочу сказать, рассказчик не судит своих героев, по крайней мере, дает читателю оценивать самому.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2017 г.

Тысячи лет назад марсианские стеклодувы создали Синюю Бутылку, способную исполнить самое заветное, самое сокровенное желание человека. Только вот знаем ли мы, чего хотим и к чему на самом деле стремимся? И даже если ты сделал поиски Синей Бутылки смыслом своей жизни, так ли уж нужна тебе сама бутылка?

Так сложно бывает человеку разобраться в самом себе! Мы живем, не чувствуя радости жизни, мы обманываем себя и друг друга, постепенно забывая, что для нас по-настоящему важно. Мы бежим от самих себя, пока не заметим случайно, в передышке на бегу, приглушенный блеск синего стекла в придорожной канаве.

Что там, в бутылке? Жизнь или небытие? А может, все же глоток старого доброго виски?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2011 г.

Говорили, что есть на Марсе некая Синяя Бутылка и что у того, кто выпьет из неё, сбудется самая заветная мечта...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но все, кто пил из неё, умирали. Потому что самой их заветной мечтой была смерть. Фрейдистское стремление к смерти. Инстинкт смерти.
Этот рассказ, примыкающий к «Марсианским хроникам», — мой любимый у Брэдбери, неповторимо отстранённо прекрасный в его холодной логике и человеческой теплоте.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2011 г.

Брэдбери намекает, что каждый человек, или почти каждый, тайно, подсознательно стремится к смерти, отчаянно надеясь в душе, что он все же будет жить вечно:smile:.. и что ТАМ эта жизнь окажется гораздо лучше чем ЗДЕСЬ... Именно это желание автоматически и исполнялось у большинства новоиспеченных обладателей синей бутылки, в том числе и у Бека — «Он знал, что плавно падает сквозь звезды во тьму, радостную, как вино... Свечи горели у него на груди, величественные огненные колеса медленно вращались где-то глубоко внутри. Вот руки покинули тело. Он с восторгом чувствовал, как уплывают ноги... Он закрыл глаза и смеялся. Впервые в жизни он был счастлив.» А вот Крейг в свой жизни был счастлив каждый миг, здесь и сейчас, в своем физическом теле. Поэтому в той же бутылке для него всякий раз оказывался бурбон.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2018 г.

И снова великолепный, чудесный образный язык Рэя Брэдбери. Первые страница-полторы — чистейшее наслаждение. Если я когда-нибудь соберусь что-то писать, уже точно могу сказать, кто будет моим ориентиром в плане художественных средств.

Рассказ отличный, мудрый, трактуется лаборантами по-разному. Особенно меня смутило восхваление Крейга как человека прагматичного, а не Бека, имеющего беспредметную, не понимаемую им самим цель. Всё не так.

На самом деле, правильное толкование даётся в самом рассказе. Каждый человек стремится к смерти. Смерть — это завершенность, целостность. Человеку дан дар осознания собственной жизни, он существует сложнее остальных животных, подчиняющихся инстинктам, пьющим из лужи и размножающихся, как пишет автор. Но человеку дано и осознание смерти, того вечного покоя, к которому мы все стремимся, по всем естественным законам. Бытие к Смерти Хайдеггера — туда же. Есть только одно, к чему стремятся все люди — и это смерть. Понимают ли они это сами, либо их тянет к смерти сама природа.

А Крейг... а что Крейг? Вы думаете, он молодец, потому что его цель конкретна и опредмечена? Да он просто обречён на чуть более длительное животное пребывание в мире живых. Для других в Синей Бутылке была смерть. А для Крейга разве не смерть? Смерть, но ещё более издевательская. Алкоголику не светит великое просветление духа, мысли. Он продолжит своё пустое животное, и ещё более притупленное состояние жизни, останется заточенным в этой темнице ещё чуть подольше.

Удивлен, что оптимист Рэй Брэдбери написал рассказ с такой мрачной идеей. Хотя, он любил вглядываться в смерть поэтично и пытливо. Наверное, удивляться нечему. Напоследок повторю: не нужно сводить идею рассказа к примитиву а-ля «желать нужно вещи конкретные, а не расплывчато». С таким детским садом мы не уйдем дальше морали простейших детских сказок. А Брэдбери — совсем не детский писатель, если по-честному.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2011 г.

Прочитал я этот рассказ и задумался. Почему? Почему выжил тот человек, который искал Синюю Бутылку за компанию, а те, для которых поиски стали смыслом жизни, умерли? Наверное, у всех погибших людей просто не осталось цели, ради которой стоит жить.:frown: Грустный, но, черт побери, до чего же красивый и логичный рассказ!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2008 г.

Один из самых запомнивших рассказов в цикле. Что же это за таинственная синяя бутылка, которую все ищут? И что будет, если найти ее? Даст ли она то, чего человек действительно хочет? Да и чего же в конце концов хотят эти искатели бутылок, бутылку или поисков ее? Ответы на эти вопросы нам дает Брэдбери. И да убойся желаний своих, ибо они имеют свойство сбываться.

Мне вот тут тоже пришли на ум Стругацкие с их «Пикником», как уже ниже писали, интересно.)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2008 г.

В какой-то — пусть чуть-чуть! — степени этот рассказ перекликается с Золотым Шаром (или Комнатой) в Сталкере (Пикнике). Подсознательное, даже неизвестное самому себе, заветное желание — какое оно? И честно говоря, не верится (или не хочется верить?), что можно желать — смерти...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2007 г.

Не думай о смерти! И тогда синяя бутылка окажется просто бутылкой с виски. А когда человек десятки лет ищет, забыв про все на свете, отказываясь от всего, если для него цель — уже не то, что он ищет, а сам процесс поиска, если впереди одно — смерть... То он ее и находит в синей бутылке.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2018 г.

«И каждый умрёт той смертью, которую найдёт себе сам» (БГ) Как известно Танатос одна из двух главных страстей человека. Это его конечный пункт назначения. И подсознательно он хочет перестать трястись в душном вагоне или ракете, неважно в чем, выйти и ощутить себя в Вечном доме, где закончатся его душевные и физические страдания и будет только холодная прохлада вечного покоя. Смерть — это образ застывшего времени. Умерший становится современником всех, кроме живых. «Не в этом цель желанная? Умереть, уснуть» говорит Принц Датский. Но может быть и по другому. Жить текущей минутой, не заботиться о завтра. Вчера уже нет, завтра еще нет . Сейчас тебе хорошо, а завтра будет, то что будет. В рассказе Брэдбери «Синяя Бутылка» именно эти два полюса человека. Марс здесь не имеет никакого, даже условного значения. Эта Синяя Бутылка могла быть найдена в пещере в Канзасе или в некой закрытой для посещений Зоне и просто в подвале соседнего дома. Но даже и этот артефакт не имеет значения. Собственно мы и так каждый день пьем из этой Синей Бутылки.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2012 г.

Рассказ понравился. Хотя и не во всём с автором согласна. Например, что желающие пить, есть (Крейг, например), как животные, удовлетворены малым, так сказать.

Впрочем, не останавливаясь на «животных» впротивовес одухотворённым искателям, нахожу идею о том, что поиск внутренней гармонии может привести к летальному исходу. Ведь гармония — это равновесие, покой. Для кого-то это равнозначно смерти.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2011 г.

Несомненный шедевр не только Рэя Брэдбери, но литературы вообще. Сложно понять, о чём ты мечтаешь. Когда человек знает, чего он хочет? Для ограниченных это может быть выпивка, а для других — смерть, — желание души отойти в лучший мир. Браво!:pray:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх