fantlab ru

Тим Пауэрс «Чёрным по чёрному»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
192
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрным по чёрному

The Drawing of the Dark

Роман, год

Аннотация:

Он сам и его деяния — непостижимая тайна, как для людей, так и для тех, кто владеет древней природной магией. Обремененный принципами и кодексом чести, он свободен, как ветер, приходит и уходит из этого мира, когда захочет или когда почувствует, что беду можно остановить, только в очередной раз, пожертвовав высшим силам свою жизнь. У него много имен: британцы называли его Артуром, викинги — Зигмундом... только Брайану Даффи еще предстоит вспомнить об этом. А пока старого наемника находит в Венеции весьма подозрительный чернокнижник и предлагает поработать вышибалой в своей пивоварне, а заодно... спасти мифического короля и остановить турецкое нашествие у стен благословенной Вены.

Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Зарубежная книга (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Роман

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2006 // Переводная книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Черным по черному
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Врата Анубиса
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Drawing of the Dark
1979 г.
(английский)
The Drawing of the Dark
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий представитель магического реализма. В котором исконная, опирающаяся на мифы и сказания магия свободно смешивается с историческими фактами, выстраивая непротиворечивое, но малость странное полотно. Порой некоторые события и встречи происходят только потому, что должны произойти — и это не всегда хорошо. Особенно в начале книги, когда главный герой на протяжении нескольких глав перемещается по Европе, встречает диковинных существ, но раз за разом в силу своего склада характера и законов повествования старается убедить себя, что всё могло ему просто привидеться. Да и дальше нельзя сказать, что насквозь прагматичный Даффи так уж сильно проникается своей ролью. Скорее испытывает неприязнь к постоянным недомолвкам и потенциальному вороху проблем (не без оснований, надо признать).

Для любителя западной мифологии в книге найдётся немало отсылок и знакомых символов. С восточной мифологией похуже — Восток по сути так и остался в этой истории таинственной силой, отправившей турок к стенам Вены по своим глубоко мистическим причинам.

(Кстати, интересно, какую сторону в этом мистическом противостоянии могли бы занять русские земли с их народными сказками и богатырями? А Африка с тем же вуду? Впрочем, автор и не претендовал на что-то более упорядоченное, чем условные Восток и Запад).

Любителям истории (а также внезапно смотревшим небезызвестную турецкую мелодраму «Великолепный век») тоже будет что вспомнить касаемо упомянутого исторического периода. Хотя бы имена главных военачальников, включая султана Сулеймана и великого визиря Ибрагима. Ну, разумеется с поправкой на продиктованный магическим реализмом вымысел.

Что ещё сказать? В этой книге очень много пива — и в прямом, и в переносном смысле. Любителям оного это вполне может добавить книге парочку баллов.

Мне же... Что ж, могу сказать, что это было любопытное чтение. Но не могу сказать, что оно меня действительно захватило. И дело не в каком-нибудь отсутствии экшена — уж чего-чего, а драк, стычек и даже эпизодов осады города здесь хватает. И не в отсутствии магии — её здесь ещё больше. Просто всё показалось слишком вторичным, когда на фоне богатейшего исторического и мифического материла сама история потерялась где-то на заднем фоне.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый по времени написания роман Пауэрса, из доступных широкому читателю. Самые первые два романа автора выходили только в малотиражке.

У романа любопытная подборка премий и номинаций. Судя по ним, роман выше оценили за рубежом, чем на родине.

Книга упомянута в легендарной подборке Муркока «Фэнтези: 100 лучших книг». Тоже, кстати, не американское издание.

Первая треть шестнадцатого века. Венецианская республика на пике могущества, но тень Османской империи уже нависла над Европой.

Брайан Даффи, мастер шпаги, решает, что Венеция ему поднадоела и думает уже вернуться домой, в Ирландию, но тут, как нельзя более кстати, таинственный работодатель нанимает его работать вышибалой в одном из заведений Вены.

Первая часть посвящена путешествию Даффи из Венеции в Вену. Интересно наблюдать за перемещениями героя по карте. Оказывается, из средиземноморского Триеста до столицы Австрии всего четыре дня пешком. Правда, это если делать по сто км в день.

Далее — пивоварня «Херцвестен», старая любовь, ландскнехты, приближающееся турецкое войско, сбор обычный и сверхъестественных союзников.

»... в самых ранних вариантах сказания именно пиво, а не огонь, украл у богов и отдал людям Прометей.»

И Иисус превращал воду не в вино...

Третья часть — колоритная осада Вены турками. Отчаянные вылазки, разрушенные стены, телеги мертвецов, торг наёмников с властями. Натуралистично, но без чернухи. И финальное сражение двух архетипов — Запада и Востока!

Я не устаю поражаться тому, как искусно Пауэрс вплетает магию в реальную историю. Меня это поражало в «Последней ставке» и «Последнем выдохе», поражает и в «Чёрном по чёрному». Задумывались ли Вы, что провалившаяся осады турками Вены явление ничуть не менее удивительное, чем гибель Великой Армады при вторжении в Англию (в чём всегда подозревали Джона Ди), или дважды размётанный тайфунами-камикадзе гигантский флот монголов при вторжении в Японию.

Прекрасно описанный шестнадцатый век! Время плаща и шпаги. Поединки на улочках Венеции, полумрак таверн, скрипучие корабли, монастыри, разбойники.

И в то же время грифоны, фавны, василиски, гномы.

Магический реализм вполне в духе зрелого Пауэрса: король-рыбак, артуриана, скандинавские и античные мифы, капелька Таро. И всё это вплетено в живую, настоящую историю Европы.

Мне «Черным по черному» напомнил шедевральный роман Уитборна

«Рим, папы и призраки», который тоже всем горячо рекомендую. Такой же прекрасный образчик магреализма эпохи географических открытий и зрелого Ренессанса.

По совместительству роман является одной из лучших вещей про наёмников-кондотьеров-ландскнехтов, что я читал. Где-то на уровне с эпичной по размерам дилогией «Аш: тайная история». Конечно, я не читал классику Вальтера Скотта про Белую компанию, например, но фэнтези и космооперы про искателей удачи я прочитал немало.

Мощная серия была — «Знак единорога». Покупал далеко не всё, так как в ней выходило много переизданий вещей, которые уже были куплены и прочитаны. Но многие первоиздания на русском заслуживали внимания. Наряду с классическим фэнтези, редакторы не стеснялись издавать и необычные вещи. Например, этот роман. На мой взгляд, аудитория этой книги на момент издания в России, была совсем невелика. Пауэрс ещё не стал Именем, а близкий к реализму сюжет и тонко прописанные мифологические мотивы могли смутить новичков в фэнтези.

Уверен, в 2002-м я бы совсем по-другому отнёсся к приключениям Брайана Даффи.

У романа прекрасная концовка.

Безусловный шедевр для ценителей умного мифологического фэнтези и позднесредневекой Европы. Написано на уровне «Врат Анубиса» и «Последней» трилогии.

Вещь небольшая, читается влёт. Самая лёгкая для прочтения книга этого года.

10(ШЕДЕВР)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман -лауреат Премии Академии НФ, фэнтези и хоррора 1999 года.

Неплохой увлекательный сюжет — автор сумел талантливо соединить историческую прозу( осада турками Вены в 16-м веке), мифы о короле Артуре и Мерлине, магию, и пиво...!!! Добавил любви возвращенной и снова утраченной. И очень увлекательно и логично. Некоторые загдки остались после финала. А интересно было бы иметь автору продолжение. Некоторые писатели остановиться не могут, издавая тома циклов, а здесь ... на самом интересном месте — судьба героев далее не известна.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычная книга, впрочем как и все у Пауэрса. Другой автор на основе подобной идеи сделал бы цикл романов по объему страниц не меньше чем Колесо времени, однако Пауэрс уместил все в одну книгу. Это плюс и одновременно минус. Многие моменты в книге обозначены 2-3 штришками, как будто просто заметка на поле, которую необходимо более обстоятельно расписать, но увы руки так и не дошли. Зато процесс потребления алкоголя подан чересчур подробно. Я и сам люблю пиво, но чтобы считать его сердцем западной цивилизации? Итог очень необычное фэнтези, хоть и немного скомканное.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело происходит в 1529 году. Старый потраченный жизнью ирландский наемник (тэг «Становление/взросление героя» в аннотации книги явно лишний) сидит себе без денег в Венеции, после того, как поскитался по Европе. Его замечает загадочный старик-всезнайка, и отправляет в Вену, служить вышибалой в унаследованный им трактире с лучшим в Австрии пивом. Герой Брайан Даффи отправляется в путешествие, а после того, как ему удается добраться до Вены и понять, что дело тут нечисто, вдобавок оказывается, что армии турецкого султана собираются взять город штурмом (реальный исторический факт), и ему надо что-то с этим делать. Огромное количество аллюзий и камео из различных европейских мифологий — если их не знаешь, половина фишек пропадает. Как «фэнтези» тоже характеризовать жанр не очень правильно — скорее исторический роман из жизни ландскнехта с элементами магии.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело, по-моему, не только в пиве, но и в уникальном ощущении времени и места. Пауэрс оперирует не классической историей или мифологией, а неким представлением о ней. Представление это — не условное; и герои как живые, и говорят они живо, и действуют правильно... Но волшебство все равно оказывается важнее. Недаром после этой книги Пауэрса оценили читатели. И сейчас «забирает». У меня на полке стоит рядом с «Городом в Осенних Звездах» Муркока.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка без претензий.

Читал уже после прочтения «Врат анубиса», после которых это казалось простеньким, предсказуемым что-ли.

Но автор талантливый графоман — читалось с удовольствием. Из-за «волшебного пива» наверное.:smile:

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Черным по черному” на фоне остального творчества Пауэрса считается простеньким фэнтези и отчасти это действительно так. Однако если в качестве фона взять среднестатистический роман данной направленности любого другого автора, начинаешь отмечать мелкие достоинства именно этого произведения.

Битва в сердце и за сердце Европы, ее величественные города, ожившие мифы, проснувшаяся магия и легендарные герои, вставшие на защиту европейской мечты и самой цивилизации, достойная приключенческая составляющая и льющееся рекой пиво, у любителей которого будет еще один повод не пожалеть о прочтении данного произведения и на вопрос, про что оно, улыбнуться и ответить: “Про пиво!”.

Можно взять на заметку как оригинальный образец легкого ненапрягающего приключенческого фэнтези.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх