fantlab ru

Джеймс Блиш «Дело совести»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
140
Моя оценка:
-

подробнее

Дело совести

A Case of Conscience

Роман, год; цикл «После знания»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Перед иезуитом Руисом-Санчесом и, по совместительству, биологом экспедиции на планету Лития, где живут ящероподобные существа, встаёт дилемма. Планета предстаёт в виде Эдема, но его не отпускает мысль, что Лития — творение Дьявола. Тем самым он впадает в манихейство (в этой концепции Зло может также творить, в отличие от христианства) и задаётся вопросами в адрес своей веры, параллельно ожидая вердикта от Папы за ересь.


В произведение входит:


6.79 (33)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «American Science Fiction», 2012 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1959, ретроспективная (вручалась в 2008) // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дело совести
2002 г.
Поверхностное натяжение
2020 г.
Дело совести
2022 г.

Издания на иностранных языках:

A Case of Conscience
1958 г.
(английский)
Guerra al grande nulla
1981 г.
(итальянский)
A Case of Conscience
1999 г.
(английский)
American Science Fiction: Five Classic Novels 1956-1958
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С Блишем знаком с юности — помнится, цикл про адаптанов меня тогда серьёзно зацепил. Встретил в одной статье рекомендацию по поводу этой вот книги, купил, прочитал и не пожалел!

Очень всё наукоёмко. Сам-то автор по образованию был биолог, но здесь не только инопланетная биология и экология — есть ещё химия, физика, инопланетная геология и... земная теология! Так-то вот: вышли в космос, встретили братьев по разуму, но католические догматы всё ещё с нами. Интересная попытка возвести теологию до уровня прикладного знания.

Хотя в предисловии автор старательно открещивается, мол, книга вовсе не про католицизм. Но вот я, на самом деле, именно это и увидел. Роман, безусловно, многослойный, и с первого прочтения охватить его целиком вряд ли удалось, здесь нюансов ещё на несколько раз. Но всё же, всё же — по сегодняшнему моему мнению, эта книга в первую очередь именно про космическую теологию.

Если существу неведом первородный грех, то божья ли это тварь? А если не божья, то чья же она? И что нам теперь с ней делать? Есть, конечно, в этом определённая натяжка, и Лем в своё время, пожалуй, справедливо упрекал автора в том, что святому отцу делать в космосе нечего, но всё же, но всё же...

Роман чётко делится на две составляющие: в первой книге земные посланники пытаются разобраться в жизни и условиях на Литии, вторая книга — как бы история наоборот: литианин пытается разобраться в устройстве земного общества. После добротно атмосферной первой части события на Земле как-то вообще не воспринимаются, но финал истории всё перевешивает.

Так о чём же всё-таки эта книга? Боюсь, что к концу написания отзыва я и сам не до конца себе этого представляю. Наверное, каждый найдёт здесь что-то для себя, другого ответа у меня пока нет.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Планета, которая способна исполнить Ваши желания, но это не сделает вас счастливым. Планета, которая ставит перед думающими людьми нелегкие вопросы.

Очень интересный роман, рассматривающий сложные постулаты религии, морали, физики.

Несмотря на сложность отдельных моментов, читать было очень интересно.

Отдельные эпизоды напомнили «Чужак в чужой стране» Хайнлайна, хотя, конечно, это совершенно о другом

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический роман интересного писателя-фантаста Джеймса Блиша «Дело совести» можно отнести к одному из первых текстов на религиозно-метафизическую тему в фантастическом поле. Роман написан в 1958 году, составлен из двух новелл и был удостоен престижной «Хьюго» за довольно любопытный и смелый мысленный эксперимент.

Суть в следующем.

Середина 21 века. Освоены технологии межзвездных перелетов. В 50 световых годах от Земли обнаружена обитаемая планета Лития, с мягким, тропическим климатом и богатой биосферой. Планету населяют разумные кенгуроподобные ящеры, передвигающиеся на двух ногах и откладывающие яйца. Их общество идеально сбалансировано, тут нет ни войн, ни преступности, все проблемы решаются разумно и справедливо. На планету пребывает комиссия с Земли, чтобы принять решение о включении обитателей этой планеты в лоно христианства, догматы которого допускают к времени действия романа наличие разумной внеземной жизни. И вот тут начинаются сложности.

Дело в том, что, как установил святой отец иезуит Руис-Санчес, литианам присущи следующие качества: 1) разум всегда является достаточным провожатым; 2) то, что очевидно, — всегда реально; 3) дело Бога есть вещь в себе (то есть — цель в себе); 4) вера не есть необходимость для правильных действий (то есть можно действовать правильно и без веры); 5) возможна справедливость без любви; 6) мир не должен выходить за пределы понимания; 7) возможна этика, в которой отсутствует альтернатива зла; 8) возможна моральность без совести; 9) добро возможно без Бога.

Таким образом, литианам христианский бог не сдался от слова совсем. Святой отец в ужасе нарекает их порождениями Сатаны, включая всю планету. По Санчесу, Лития была создана дьяволом с целью искусить людей и заставить их отречься от бога. Значит, следует избегать любых контактов с этой цивилизацией или даже провести над целой планетой обряд экзорцизма.

Нет нужды подробно объяснять, что подобное отношение – суть проявление не только радикального обскурантизма, но и крайней формы антропоцентризма. Это очень наивно и довольно неразумно предполагать, что целая планета существует только лишь для того, чтобы подорвать веру другой цивилизации в ее, этой цивилизации, бога. О данном факте очень точно указывает Станислав Лем в своей монументальной «Фантастике и футурологии», проведя подробный анализ романа. Рассуждать подобным образом может только фанатик, просто не понимающий, что даже сама идея первородного греха для яйцекладущих существ является непостижимой. То, что невозможно понять, нельзя и оспорить. Сатана не существует без Бога, и обретает свое значение только в связке с ним. Все прочее – пустота, лишенная смысла.

Тем не менее, кроме красочных и богатых описаний быта литиан, в романе Блиша есть очень интересная идея, заставляющая отца Санчеса ощутить себя еретиком: поскольку от своего теологического мировоззрения он избавиться не может, его мучает мысль, что Лития – это Эдем. Она просто избавлена от самого понятия греха, а значит претензии церкви к ней просто беспочвенны, и более того, вмешательство людей ее просто оскверняет. Возникает вопрос, кто от кого должен быть защищен, и источник зла – вовсе не литианцы.

Так или иначе, но Лития самым бесстыдным образом нарушает догму. Ситуацию усугубляет дар литианина Шексты святому отцу и рождение на Земле отпрыска литианина Эгтверчи, который самим своим присутствием вносит смуту в земную цивилизацию, к облику которой Блиш добавил несколько красочных штрихов. К сожалению, эту линию Блиш развил недостаточно полно и сосредоточился на судьбе Литии, которая оказалась незавидной.

Роман помимо темы метафизики еще раз подчеркивает, что человек везде пытается насадить свои принципы, свою веру, свою систему ценностей и порядки, а когда это не удается мирным путем, прибегает к насилию. Человек творит зло, хоть и считает себя вместилищем добра, но основная трагедия заключается в том, что для существ с иной картиной мира человек всегда будет чужим, как и они для него. Сами этические категории и понятия человеческой цивилизации для инопланетного разума – пустой звук. Да и человек, рискнем предположить тоже. Кому мы нужны там, среди звезд?

С чего мы взяли, что вообще кому-то нужны, если мы порой не нужны сами себе?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...исследующих религиозные проблемы». Худшую аннотацию трудно написать...

Автор же сам пишет, что «роман...не о католицизме».

Да, конечно, в романе немало размышлений одного из главных героев (главного героя) по поводу религии, бога и...дьявола, религиозных сомнений и «крамольных» мыслей, в частности зачем богу было наделять человека пупком, приведших его, в конечном счете, к манихейству.

Как пишет в послесловии Андрей Балабуха: «Само по себе обращение к «метафизической», «с намеком на Бога» тематике — никоим образом не редкость. Это нам, обитателям страны…. Пожалуй, за всю историю советской НФ мне приходит на память не больше двух-трех повестей и рассказов, затрагивающих проблемы души, веры и религии иначе, нежели в тоне ироническом, если не саркастическом....Иное дело в странах, где с Богом спорили, отрицали Его, как Бертран Рассел, но никогда не объявляли ему и церкви (за исключением кровавой поры Французской революции) тотальной войны».

Опять же в предисловии автор по сути дела частично отвечает на вопрос, о чем книга.

«Если существует множество планет, на которых есть разумная жизнь, «любая из таких планет должна относиться к одной из 3 категорий:

а) Планета населена существами разумными, но душей не наделенными; следовательно, обращению в истинную веру те не подлежат, но отношение к ним сочувственное;

б) Планета населена существами разумными, наделенными душой и падшими вследствие греха первородного, но не всенепременно родового; следовательно, те подлежат обращению в истинную веру, причем с чрезвычайным миссионерским милосердием;

в) Планета населена существами разумными и наделенными душой, но не ведавшими грехопадения; следовательно, те:

1) населяют безгрешный мир-рай;

2) значит, входить в контакт с ними должно не с целью пропаганды, а дабы вызнать (о чем мы можем только догадываться), как живут существа, не лишавшиеся благодати, в абсолюте наделенные всеми достоинствами, бессмертные и совершенно счастливые, ибо непрерывно сознают Божественное присутствие и сопричастность».

По мнению автора и главного героя, Лития, планета с которой связано повествование, не относится ни к одной из этих трех категорий; отсюда и все нижеследующее.

Автор подчеркивает, что он вообще агностик и какой-то определенной позиции в данном вопросе не придерживается. Замысел его заключался в том, чтобы «написать о человеке, а не о вероучении».

Итак, как я понял роман (я далеко не уверен, что правильно)... Роман написан в 1958 году. Однако это не чувствуется... Действие происходит в далеком будущем 40-е-50-е годы 21 века...Лишь иногда (или где-то единожды упоминаются радиолампы).

4 члена планетографической комиссии:

Отец Рамон Руис-Санчес, биолог-священник-иезуит (главный герой – объявить планету закрытой навечно)

Пол Кливер, физик (объявить планету закрытой)

Майк Микелис, химик (открыть планету)

Мартин Агронски, геолог (сомневающийся – «если все чисто с святым отцом и Кливером, … — поддержу открытие», а так закрыть, или пересадочную станцию, или как сказал Кливер, арсенал-термоядерную лабораторию...).

В скобках я привел их решения при голосовании… Эта экспедиция послана на планету Лития, где земляне впервые столкнулись с разумом, чтобы принять коллегиальное решение, как земляне должны далее относится к этой планете, ее населению, в терминах «открыть» — «закрыть» для контактов и прочего…

На планете фактически нет железа, крупных опасных животных (кроме морских, которых жители успешно едят), совсем нет птиц, зато много насекомых, редких металлов, в частности лития (отсюда, видимо, и название планеты). Зелень, природа, еда и вода есть.

«Не так ли звучал Эдем до того, как в мир пришло зло...» — думает главный герой.

Планету населяют разумные двуногие рептилии, отдаленно родственные сумчатым, которые (самки) откладывают в воду (вроде как морей) оплодотворенные яйца раз в год. «Женщины выбирают мужчин, чтобы оплодотворить их. Выбирают согласно знанию, ибо сами подверглись генетической селекции»… — так говорит один из жителей планеты.

«земноводные рыбы, не знающие родителей...» — думает главный герой.

Да, после того, как «женщины» (самки) отложили яйца, зародыши проходят все стадии формирования сначала в воде (как мальки рыб), потом как земноводные, а потом в лесу...и приходят уже взрослыми особями в города. Они не знают своих родителей, а те не узнают своих детей… То, что у людей происходит в утробе матери – на Литии происходит в воде морей…

«Вы умираете? Вам ведомо такое понятие?» — спрашивает главный герой. «Изменяться прекратить и к существованию вернуться означает оно» — отвечает Штекса, металлург, житель Литии.

Кстати, у переводчика, а может быть и автора, приятный прием, построение фраз литианами «наоборот», ставя подлежащее в конце, например:

«Узнаю вас по вашей накидке я». «Штекса я, металлург; консультировали меня по химии вы, по медицине...»

Ну, прямо Йода из «Звездных войн» (которых во времена написания романа вроде как не было).

«Не зло это (смерть), с нашей точки зрения. Смерти благодаря живет Лития. Чтобы

жили существа одни, всегда умирать другие должны»...

Вот такое единение общества и природы…

Определенно чувствуются неомальтузианские мотивы – на планете проблема невозможности снизить рождаемость..., думают, волнуются о будущей перенаселенности...

Но ключевым моментом является то, что религии у литиан нет и в помине…

А ведь главный герой – священник-иезуит…

Именно он говорит пламенную речь последним из речей-решений четверых, обосновывая свое решение закрыть планету для людей навсегда:

«По-моему, этот мир — то, что в просторечии именуется подставой. …Итак: Лития — сущий рай. Чем-то она походит на другие планеты, но больше всего напоминает Землю до Адама, до первого ледникового периода. На этом сходство кончается, поскольку здесь ледниковый период так и не наступил, и жизнь продолжалась как в раю, чего на Земле дозволено не было….. Наземные животные, ныне живущие, почти поголовно травоядные — а растительный мир так тонко, изощренно, типично по-литиански организован, что растения если и «враждуют», то скорее с животными, чем друг с другом: Это необычная экология, и самое странное в ней — рациональность; предельная, чуть ли не маниакальная зацикленность на двусторонних отношениях. Может показаться, будто вся эта планета не сотворена, а сочинена — своего рода балет по мотивам теории множеств: И живет в здешнем раю доминирующее создание, литианин, человек Литии. Создание это рационально. Оно подчиняется — словно бы по природе своей, без принуждения или указаний свыше — высочайшим этическим нормам, какие только есть на Земле. Нормы эти не нуждаются в каком-то юридическом закреплении; получается так, будто все следуют им как чему-то совершенно естественному, хоть явно никто ничего и не формулировал. Ни преступности, ни каких бы то ни было иных отклонений от нормы нет и в помине. При этом ни в коем случае не скажешь, будто все литиане вылеплены по одному шаблону — …напротив, они высокоиндивидуальны. В жизни их нет места принуждению — но антиобщественных поступков почему-то никто не совершает. Даже слов таких в литианском нет....как получается, что у литиан не только не происходит отклонений от этических норм — представьте себе, ни единого отклонения! — но и сами эти нормы, выполняемые стол; безупречно, совпадают, пункт за пунктом, с теми, которым пытаемся следовать мы? Если это просто совпадение, то самое невероятное, какое может быть. Вдумайтесь, пожалуйста: отличия ведь неуловимы, абсолютно! А даже на Земле не было ни одного общества, где сложились бы в точности такие же заповеди, как христианские — хоть моисеевы.

Ни наций, ни территориальных конфликтов у литиан нет и в помине; хотя, если взглянуть на карту — все эти мелкие материки и архипелаги, разнесенные на тысячи миль, — совершенно очевидно, что без конфликтов тут ну никак не могло обойтись. И эмоции, и страсти у литиан есть — но на иррациональные поступки они их никогда не толкают. Язык — один, всеобщий, и так было всегда, что опять же невозможно из географических соображений….. В отличие от самого последнего из землян, у него нет ни богов, ни мифов, ни легенд. Он не верит в сверхъестественное — или, на нынешнем варварском жаргоне, в «паранормальное». У него нет традиций. Для него нет табу. Он ни во что не верует — кроме безличной уверенности в том, что народ его способен к бесконечному самосовершенствованию. Он рационален, как машина. Единственное, чем литианин отличается от какого-нибудь органического компьютера, — тем, что придерживается норм морали: А это, заметьте, совершенно иррационально. Мораль всегда основывается на некоем наборе предпосылок, изначально «дарованных» аксиом — хотя в постулате о Дарителе литианин как раз и не нуждается. Штекса, например, верит в неприкосновенность индивидуума. А почему? Логическим путем к такой предпосылке никак не придешь. Это аксиома.

...

Давайте допустим на секундочку, что Бог создал человека; совершенно ли Его творение? Я, честно говоря, просто не понимаю, какой смысл был бы на Его месте утруждаться чем-то меньшим, нежели абсолютное совершенство. А можно ли считать совершенным человека без пупка? Тут я, конечно, не верховный авторитет — но, по-моему, нельзя. А первый человек — опять же на секундочку допустим, что это был Адам, — не будучи рожден женщиной, пупок иметь не обязан. Так был у него пупок или нет? Все великие художники изображали Адама с пупком; я сказал бы, что это одинаково грамотно как с точки зрения теологии, так и эстетики».

Угрызения совести — вот с чем главному герою следует разбираться... Нравственный выбор, «дело совести».

И священнику приходят еретические мысли, что все, что создано на Литии – это творение, творчество, созидание Дьявола… Это опасно для Земли, землян, тлетворно…

Вот почему нужно закрыть планету от землян навсегда. Но наделение Дьявола возможностью творить (а не единственного творца – Бога) – это ересь…

Другие предложения коллег: обмен знаниями (в некоторых чисто технических вопросах литиане опередили землян на десятилетия, упоминаются «смежные дисциплины»: историохимия, иммунодинамика, биофизика, тератаксономия, осмотическая генетика, электролимнология…), обустройство базы или лаборатории для производства или опытов с ядерным оружием, пересадочная станция…

Аргументация героев просто замечательно грустная… И о плате, когда на планете нет денег, и о рабстве…и о разработке полезных ископаемых (титана и лития)…Все предложения по меньшей мере сомнительны…

Но руководство решает сделать на Литии все-таки ядерную лабораторию…

Вторая часть книги происходит на Земле…

Осыпающиеся многоэтажные громады городов-государств на 90% пустуют...

Люди в основном живут под землей...К переделу Земли привела начавшаяся после гонки атомных вооружений (по мнению автора романа закончилась в 1950) и гонок ядерных вооружений и межконтинентальных баллистических ракет (еще по 5 лет каждая) «гонка убежищ» 1960-1985 годов (автор почти угадал – вот только со временем немного ошибся — и сегодня идет полным ходом). «Коридорные бунты» 1993 года, создание жизнеспособного (?) мирового государства...Катакомбная экономика...

Земля — мавзолей для здравствующих...Жить на поверхности почиталось за привилегию

влиятельных и обеспеченных — тех, кто имел достаточно связей в аппарате ООН,

чтобы продраться через все бюрократические рогатки, и кто мог позволить себе

столь экзотическую прихоть...

Католическая церковь занимает 4-е место среди конфессий по числу приверженцев , после ислама, буддизма и индуизма...

Штекса напоследок преподнес Руису-Санчесу необычный подарок, который даже в голову никому не придет…

«Вы принуждаете молодежь ютиться в подземельях безо всякого контакта с природой и учите бояться смерти...Как они вас ненавидят...Земные законы — это, в лучшем случае, кодифицированные сиюминутные прихоти общественного мнения»...(а? каково?)...

«Сегодня я призываю вас проявить презрение к лицемерствующим большим шишкам — и продемонстрировать, что в полной вашей власти освободиться от них...отказаться от гражданства Объединенных наций...порвите свои регистрационные карточки, не заполняйте никаких бланков...растите урожай на поверхности...не возвращайтесь под землю...никакого насилия; просто отказывайтесь подчиняться».

Что приведет к народным волнениям, бунтам…, бесчисленные коридорные банды, стрельба, вандализм, захват, хаос…

Вот оно тлетворное влияние Литии…..Дьявола…

А может использовать экзорцизм? Да вы что????!!! Это уже сто лет не применяется…

Я кажется увлекся… Прошу прощения…

Для меня конец роман грустный, трагический, драматический… Я не согласен ни с одним вариантом понимания, высказанным в послесловии Балабухой… Хотя он тоже говорит: «нет однозначного понимания. Думайте сами».

Мне кажется, здесь постарались спецслужбы земного Правительства либо они все-таки не сообщили Кливеру об ошибке..…

Читать стоит, но не как развлекательное чтение, а как пищу для души и мыслей…

7,6 баллов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На рубеже 50-60х годов почти подряд друг за другом выстрелили три необычных для того времени романа, получившие премию «Хьюго»: «Дело совести» Джеймса Блиша в 1959 году, затем «Гимн Лейбовицу» Уолтера Миллера в 1961, и «Чужак в чужой стране» Хайнлайна в 1962. Сравнение этих произведений между собой, конечно, дело не очень благодарное, ввиду явных отличий, но общие черты, безусловно, присутствуют: это были первые серьезные попытки поднять вопросы религии в фантастической литературе. Интересно, что известность среди читателей у «Дела совести» (134 оценки на Фантлабе), гораздо меньше, чем у «Чужака…» (3319 оценок), и даже чем у «Лейбовица…» (807 оценок). На мой взгляд, такая диспропорция не вполне заслуженная. И хотя мне «Чужак…» и особенно, «Гимн Лейбовицу», показались интереснее «Дела совести», тем не менее, пройти мимо романа Блиша будет не правильно. Итак, «Гимн Лейбовицу» — постапокалиптика, «Чужак…» — библия хиппи, а что же тогда «Дело совести»?

AUTO DE FE.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Евангелие от Иоанна, 15:4.6).

В самом начале, во вступлении к роману, Блиш пишет, что его роман не о католицизме. На самом деле, это верно лишь отчасти: это как сделать главной героиней проститутку и утверждать, что книга не о сексе (прошу прощения за такое сравнение в данном контексте). Для понимания романа все же лучше иметь достаточно глубокие представления о католицизме, иначе некоторые аспекты сюжета будут выглядеть не совсем понятными (опять же, аналогично: как соблюдающие целибат не могут воспринять все нюансы эротического романа).

Сюжет романа достаточно динамичный, но, конечно, это не приключенческий роман, а социально-философский. На первый взгляд, идея назначить католика-иезуита биологом в экспедицию, исследующую планету Литию, кажется нелепой, но на самом деле для профессионала религиозные вопросы должны были бы отойти на задний план. Интрига романа в том, что с героем Руиса-Санчеса этого не произошло. И здесь есть момент, который я всё же не смог понять, хоть и перечитал несколько раз: аргументы биолога-иезуита, принявшего своё решение в отношении Литии, мне кажутся не логичными. Возможно, моя недостаточная религиозность мешает мне в понимании этого. Если же абстрагироваться от логики Руиса-Санчеса, то остальные события романа воспринимаются вполне закономерными.

В первой части романа описывается религиозная дилемма, стоявшая перед экспедицией на Литии, и затмившая доводы разума её участников. Примечательно, что экспедиция, вынося свой приговор, даже не поинтересовались культурой литиан: Руис-Санчес наблюдает за окнами домов аборигенов и гадает – чем они там занимаются? Но, в конце концов, аргументы «совести» оказались важнее всего остального. Во второй части действие сменяется удручающей картиной, Блиш изображает Землю в 2050 году как «катакомбную культуру»: большая часть цивилизации добровольно спустилась под землю, спасаясь от гипотетической угрозы ядерной войны. Литианин, оторванный от родной биологии и культуры, становится своеобразным троянским конем, внутри которого прячется не посланник дьявола, а отражение безумия, которое охватило Землю. «Я сею раздор» — отвечает он на вопрос о том, чем он занимается. И его ненормальность, его болезнь, такой же естественный итог влияние «культуры» Земли, как и то, что происходит с Руисом-Санчесом и его коллегами: по моему убеждению, они так же ненормальны и больны. Персонажи романа действуют исходя из своих собственных абсолютов: такие, как Руис-Санчес, – по велению совести, а такие, как Кливер, – во имя прогресса науки. Читатель видит, что они на самом деле слепы, а в стране слепых и одноглазый король, но таких «одноглазых» в книге Блиша не оказалось.

В романе отец-иезуит Руис-Санчес пытается читать книгу Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Меня заинтересовал этот момент, но не удалось выяснить, действительно ли роман Джойса был отнесен к списку запрещенных книг Ватикана, ибо список этот насчитывает несколько тысяч книг и, кстати, был прекращен в 1966 году, через 8 лет после написания романа «Дело совести». Примечательно, что в своем романе Блиш написал, что «Поминки по Финнегану» входит в Index Expurgatorius (список очищенных книг), а не в Index Leonianus (список именно запрещенных книг) – опять же, не знаю, сознательно ли, или запутавшись в сплетениях католической терминологии. Но очищение, к которому постепенно движется Руис-Санчес на страницах романа, несмотря на иногда возникающие у него сомнения, становится его личным актом искупления того, что он считает грехом, и такое искупление, посредством жертвоприношение целого мира, также суть безумство и ересь из ересей.

Финал романа ужасен и беспощаден. …После финала, в приложении к роману содержится краткое описание географии и биологии Литии. Мне представляется это предупреждением: когда наша родная планета будет сожжена дотла всякими Кливерами с благословения разных Руисов-Санчесов, подобные описания Земли может и сохранятся в глубоких подвалах, но вот читать их будет уже некому. Так что роман «Дело совести» прочитать рекомендую, пока ещё у Вас есть такая возможность.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу сказать, что роман не для каждого любителя фантастики. Читать его трудно и сложно. Перечитать необходимо минимум два раза, чтобы хоть что-то понять. Огромное количество размышлений, философий, именно множественное число, которые противоречат друг другу... В этом есть своя особая прелесть. Но я опять же скажу, не для всех. Мне было сложнее, я атеист, а потому Рай, Ад, Бог, Сатана для меня аллегории, чтобы показать, что Человек есть Бог и Сатана в одном лице, черное и белое, убивающее и возрождающее, только в этом есть движение, нет Рая, нет Коммунизма, есть движение, лишь оно вечно, как вечен поиск. Так что решать каждому в отдельности, особенно сегодня, когда две стрелки часов сошлись на цифре 12...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано хорошо и грамотно, Блиш здесь неплохо так и приятно блеснул эрудицией, не превратив книгу в технический трактат. Первая часть (та, что переписана с «Аргументов совести»), где сюжетная возня происходит на инопланетянской планете, зашла на ура: высококлассно в миростроительский сеттинг, затягивающее, глубокомысленно, сильно и, чёрт возьми, серьёзно (это далеко не тот тыщь-пыщь-штаны-на-лямках, например, бестеровского «Человека без лица») – похоже, она и вытащила собственно весь роман в премиальный список. Вторая – про чужацкого детёныша, его жизнь, взросление и превращение в мессию-анархиста (привет Хайнлайновскому «Еретику», который парой лет позднее), по случаю осознания сколь абстрактная конструкция есть социум со всеми его рамками и плюшками. С провокаторством на противоправные деяния (а-ля сжигательство дворцов и ломание роялей-пианин) чужанец перегнул, чем и довыёживался в итоге. Здесь – подтяжка к основной мысле вышла несколько неряшливо (или автор не сумел), однако ж, сюжетообразующий сердечник налицо.

В общем, по случаю этой книжки моё читательское мнение одобрительно кивает, дескать зачот, и отмечает, что в премиально-хьюговско-хронологическом порядке – це есть первый литературный крупнотоннаж, действительно заслуживающий внимания (придурковатой креационистской, и всеуничтожающей одновременно, концовкой в заключительной главе условно можно пренебречь – ибо на тональность всея произведения не влияет нисколько).

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман показался весьма нудноватым. Но идея по сути очень интересна. Как можно нести христианские идеи ящерам, которым понятие о первородном грехе вообще недоступно в силу самой физиологии?

Не смотря на 50-летнюю давность, читать стоит.

Интересно, что анализ данного романа встречается в «Фантастике и футурологии» Станислава Лема.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно представить каково было писать такой роман 50 лет назад, но можно описать его так: одновременно смело и политкорректно.

Но сейчас читать просто интересно и не более того. Хотя проблема того как церковь относится к «чужим» будет открыта до момента пока мы ч «чужими « не встретимся.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Планета, которая ставит перед параноиками-обскурантистами (Руис-Санчес (еретик), Адриан VIII) и параноиками-милитаристами (Кливер) нелегкие вопросы. Местами забавный роман, где «главным агентом Сотоны оказывается Блиш». Лучший анализ книги конечно же у Станислава Лема в «Фантастике и футурологии» (книга 2, IV. Метафизика научной фантастики и футурология веры). Цитата: «... святой отец [и иезуит] — чертовски хороший биолог» — уже смешной нонсенс, т.к. для межзвездных экспедиций нужен универсальный биолог, а не такой, который в отличие от своего прототипа Тейяра де Шардена, начинает вдруг везде искать происки диавола. Роман, рассматривающий постулаты религии, морали и т.д. на примитивном уровне. Отмечу также явную упрощённость (на уровне 1-2-го года изучения биологии в школе) и неверную трактовку некоторых научных моментов (не вымышленных) даже для уровня 1950-х. Как написал автор в предисловии, он хотел потешить (особенно концовкой), тем самым расширив читательскую аудиторию, и сциентистов (среди обывателей) и мракобесов разного уровня, коих в США больше. Оттуда же можно с интересом узнать 3 типа мнений продвинутых теологов об инопланетянах (и поразиться их скудоумию (о непродвинутых лучше умолчать), которые Блиш хотел дополнить своим романом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман любопытный, но в настоящее время он не кажется очень выдающимся. Главный герой — биолог и по совместительству священник-иезуит вместе с коллегами-учёными изучает населённую разумными существами планету, которая по невероятному стечению обстоятельств представляет собой то ли райский сад Эдем, то ли творение дьявола. В любом случае ни для землян, ни для жителей этой планеты — литиан — контакты добром не заканчиваются.

Стиль у Джеймса Блиша своеобразный — в романе нет ни юмора, ни экшна, зато много пищи для размышлений. Напоминает немного сухую манеру письма Фрэнка Герберта, но без присущей ему психоделичности и многослойной филосоофии.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх