FantLab ru

Джеймс Блиш «Чёрная пасха»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Голосов:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрная пасха

Black Easter

Другие названия: Faust Aleph-Null

Роман, год; цикл «После знания»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11

Входит в:

— журнал «If, August 1967», 1967 г.

— журнал «If, September 1967», 1967 г.

— журнал «If, October 1967», 1967 г.


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Дело совести
2002 г.

Издания на иностранных языках:

If, August 1967
1967 г.
(английский)
If, September 1967
1967 г.
(английский)
If, October 1967
1967 г.
(английский)
Black Easter
1968 г.
(английский)
Black Easter or Faust Aleph-Null
1977 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не искушен произведениями о магии, демонах, с участием потусторонних сил, как художественными (хоррор, мистика), так и религиозного, спиритического, теософского, метафизического характера, поэтому мне трудно объективно оценить этот роман …

Но на то и форма мнения…

Основные персонажи:

Бэйнс – подрядчик или агент и крупный акционер «Консолидэйтед варфэр сервис» (КВС), торговец оружием, доктор права

Терон Уэр – маг, черный маг, волшебник, доктор теологии, «специалист» по насильственным преступлениям, 48 лет

Монах отец Ф.К. Доменико Бруно Гонелли, посланный (на самом деле неофициально) для наблюдения за действом Терона Уэра.

Действие происходит в Италии …

Ядерное оружие нанесло тяжелый удар по оружейному бизнесу. В этих условиях «дипломатия» Бэйнса состояла главным образом в раздувании локальных конфликтов и гражданских войн.

Характеризуя себя Бэйнс отнес себя к категории людей, торгующих оружием не только и даже не столько в целях получения прибыли, имеющих и не имеющих совесть, а «кто в действительности получает удовольствие от управляемого разрушения и хаоса».

Бэйнс обращается к Уэру с просьбой с помощью потусторонних сил сделать так, чтобы умер без следов насилия Губернатор Калифорнии Роган (во время написания книги губернатором был Рейган), затем…убить Альберта Штокхаузена, специалиста по антиматерии, который якобы мог разрушить монополию на это знание КВС… На самом деле, это были проверки действенности, возможностей Уэра вызова падших ангелов, демонов и прочих потусторонних сил и использования их в целях убийств, разрушения, дестабилизации, природных катаклизмов и прочего…

Третий заказ Бэйнса, «уникальный эксперимент в истории Искусства», заключался в вызове из Ада всех основных демонов (на самом деле, 48 «нужных для таких дел» из доступных заклинанию Уэра 89-ти демонов, разумеется кроме 3 высших духов, с которыми вообще нельзя заключить договор: Сатаной, Вельзевулом и Сатанахом, а вот с их министрами, пожалуйста), чьи души принадлежали или почти принадлежали (оказывается и такие есть) Преисподней, на одну ночь с предоставлением им полной свободы действия…

Настоятель монастыря Монте Альбано, узнав от отца Доменико об опасной акции, которую замышляет Бэйнс, направившись к Терону Уэсту, соглашается послать Доменико для наблюдения за опасной акцией… Я так и не понял, что за отношения между монастырем (церковью) в Италии и черными магами, которые предполагают некие требования монахов в отношении магов (и учет? Или Уэр один из немногих? Упоминается некое Cоглашение …о примирении, запрещающее всякое вмешательство…Отец Доменико тоже размышлял, почему «Бог позволял демоническим силам через посредничество чародея обрушиваться на невинных, почему допустил такой компромисс, как Соглашение, которое предполагало ограничение его власти, или, еще хуже, некую двусмысленность в отношениях Бога с Адом, не совместимую с известным ответом на Проблему Зла».

«Это может началом Армагеддона»… «Но для Армагеддона необходимо пришествие Антихриста! И я не вижу, кто бы в мире мог претендовать на такую роль» — отвечает Уэр.…

Кстати Уэр предложил вместо этого удовлетвориться русско-китайской войной! Но Бэйнс, обрадовавшись предстоящему событию (!) все-таки настоял на своем..

Акцию решили провести в Пасху – вот и Черная Пасха.

Волшебные атрибуты, круги на полу специальными материалами, символы, заклинания…перечисление демонов, адских архангелов, имеющих известные имена, внешний вид, форму (и имеющих способность их менять)… вроде бы подчинились, вроде бы были обязаны к утру вернуться…Участники (помощники) Бэйнс, Уэр, отец Доменико и 2 помощника Бэйнса, выполнявшие определенные роли в действе…

Бэйнс ошибся на счет серии отдельных мелких по своим последствиям действий демонов…

Это действительно оказался «Армагеддон». Если до этого роман напоминал, с моей точки зрения, не очень-то выдающийся мистический триллер-фэнтези, то с этих страниц я даже не смогу назвать приблизительно его жанр…

Ядерная американо-советско-китайская (может еще кто) война. Рима больше не существовало, как и …Лондона, Парижа, Берлина, Бонна, Тель-Авива, Каира…, Стокгольма, большинства городов США. Некоторые военные уцелели в бункерах…. На поверхность в Мертвой долине (США) поднимается из недр подземный город (крепость) Дис (включает в себя с 6 по 9 круги ада. Наиболее серьезные грехи наказываются здесь, в нижнем аду. В нем очень жарко, и содержатся участки, больше соответствующие общей современной концепции ада, чем верхние уровни), оборону которого держат демоны… Чем закончатся штурмы военными США новейшими вооружениями города, что (кого) увидят и услышат описанные лица, прибывшие к стенам города?…Один с требованием вернуться все-таки всем демонам в Ад, другой предложивший Сатане помощь, третий с предложением еще раз попробовать прекратить атаки военных на крепость?…

Речь-обращение Бафомета (Baphomet, символ сатанинского козла, Владыка ада, одно из имен Сатаны, тамплиеры поклонялись ему как воплощению Сатаны, в романе к нему обращаются и по имени Пут Сатанахиа, Козел Саббата, помощник, князь Сатаны) в конце романа в поэтической форме просто великолепна по своему религиозно-философскому смыслу.

Я уже отмечал, что, не будучи сколь-нибудь серьезно знаком с теософскими, религиозными, мистическими знаниями, могу и ошибаться…

Но мне в словах Сатаны показались значимыми несколько положений:

1) Золотой трон для сил Преисподней – тяжкое бремя.

2) Господь умер, или мертв для вас..

3) Вся тварь утратила Первопричину. Лишь Бог суть независим – Зло само не может жить, обречено, помимо своей воли превозносить Добро…

4) Падшие Ангелы теперь увидели, что мир людей гораздо хуже, чем даже в сказочные дни правления ведьм… взялись творить и проповедовать Зло…но…место…где полагается быть Добру, место Бога пустовало…и его должен занять тот, «кто у ессеев стоит за пределами всего» (я так понимаю он имеет в виду себя) – что не покажется Добром по сравнению с человеческими злодеяниями…

5) Но как Отцу Греха порочней стать? И вот Мы – Божество, но сделались ли Богом?

6) Коли не оправдало надежд, Человечество теперь должно занять престол, ему он завещан Богом, и хотя до того царем будет Сатана, это ненадолго…

Учитывая, что этот роман предшествует н-ф роману «Дело совести», входящему в тот же цикл, и весь цикл имеет общую тему (со слов автора в послесловии) художественного осмысления различных аспектов древней философской проблемы – я вот только так и не смог отчетливо ее обнаружить, — в чем смысл, цель романа?

Сказать: «Люди! Одумайтесь! Вы хуже демонов, создавая которых вольно или невольно, создаете Зло. Вы хуже их – они лишь исполнители!»

Или

А действительно ли есть Бог? А может он нас давно покинул? Или умер? А не сочинили ли сами мы себе, по крайней мере, Сатану (а то и Бога), интуитивно чувствуя, понимая, в том числе из поэтического обращения Бафомета в этом романе, что действительно Бафомет (Сатана) просто не может существовать без Бога, Зло не может существовать бесконечно без Добра…

На самом деле, мыслей куда больше…

Хотелось бы прочитать когда-нибудь интересный неизданный роман цикла «После знания» «День после Судного дня» (1970), хотя, может быть, он итак уже присоединен в этом романе..…

А этому роману за все до осады Диса – 7.0; после, особенно за обращение Сатаны, – 10.

В итоге не могу поставить меньше 8.

Спасибо автору и переводчику!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(Фауст, Версия Алеф.Ноль)

В меру элитарная фантастика конца 1960-х, навеянная угрозой ядерной войны. В наличии и чертовщина — без всякого намека на юмор — и НФ-Апокалипсис, иллюстрация видений св. Иоанна.

Техническая сторона изрядно устарела — ввиду неотдалённости событий, вся техника на уровне 60-х: лампово-полупроводниковые компьютеры с перфолентами, ракеты, бомбардировщики и радиосвязь. Сделано намеренно — в англоязычной НФ в 40-е гг уже наступил век межзвёздных путешествий.

Первая часть — размеренное вступление про адептов чёрного мастерства — не блещет драйвом, не завлекает стилем или интригой, и быстро отваживает случайных любопытствующих.

(параллельные образы: человек в черной сутане поглаживает кота-демона, только что отведавшего человеческого мяса. музыкальный фон — тихие звуки музыки Баха, песнопения монахов где-то вдалеке за кадром. нам кажется, это какой-то клип «Энигмы».)

Зато вторая часть — Вальпургиева ночь и её последствия — весьма зрелищна и эффектна, но полагаю, это второстепенно для тех, кого интересуют в первую очередь морально-этические проблемы. События развиваются быстро, рвано, хаотично — о происходящем Армагеддоне можно узнавать лишь из случайно перехваченных радиосообщений. Перед глазами проносятся события Судного дня.

(пульсирует изображение: летят демоны. плавятся от ядерных взрывов земля и скалы. испаряются моря. восстают из небытия Мёртвые земли. раскалилась докрасна крепость Дис — бастион преисподней на Земле.)

Автор не чуждается экспериментов — текст может оборачиваться пьесой, а светоносный владыка — изъясняться белым стихом.

(образ, напоминающий финал неснятого фильма Баркера: люди стоят перед Люцифером, оплакивающим свою победу. в тишине слышится торжественная песнь. скоро опустится занавес.)

Текст может показаться эклектичным, суховатым. Фабула упрощённой и непритязательной — почему бы не выразить то же самое в форме рассказа? Но роман берёт своей философской составляющей и яркостью образов разразившегося Армагеддона. Кроме того, это лишь часть триптиха — всё вместе это производит более сильное впечатление. Исторический роман цикла у нас не опубликован ввиду неформата. А жаль — стоило бы прочитать всё разом, хотя произведения объединены лишь темой религии и читаются независимо друг от друга.

(высказывание: Ад не на земле, но внутри нас.)

Описания демонов и употребление отдельных имен выдают серьёзное знакомство автора с демонологией. Хотя навряд ли это имеет большое значение — роман скорее философски-теологический — здесь важнее поднятые вопросы, чем ответы и антураж.

(главный вопрос: что нам делать, если Бог действительно мертв?)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная книжка — про конец всего и начало всего остального. Блиш сохранил истинную веру, но провел читателей через ТАКИЕ сомнения, что просто оторопь берет. Обе части — и Черная Пасха, и День после Судного — выпущены как один роман (этой версии придерживался и Блиш). Так что в АСТовском сборнике мы находим три части из тетралогии — все, кроме первой.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх