FantLab ru

Натаниэль Готорн «Молодой Браун»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Молодой Браун

Young Goodman Brown

Другие названия: The Salem Mass; Молодой Гудман Браун; Славный Малый Браун

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Действие происходит в пуританской Новой Англии XVII века. Молодой сейлемец по имени Браун ночью оставляет жену, чтобы встретиться в лесу с таинственной демонической фигурой, которая зовёт его на совершение нечистого обряда в ночной чаще. Молодой человек колеблется, не вернуться ли ему к молодой жене, но встречает спешащих на ночной шабаш горожан, среди которых и его возлюбленная. Пробудившись поутру, он не может определить, было ли всё произошедшее явью или видением, становится нелюдимым и до самой смерти подозревает окружающих в чёрных делах.

Входит в:

— журнал «Weird Tales» May 1927», 1927 г.

— антологию «Американская новелла XIX века», 1946 г.

— антологию «Американская новелла», 1958 г.

— антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.

— антологию «The Necromancers: Best of Black Magic and Witchcraft», 1971 г.

— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.

— антологию «Racconti Fantastici Dell’Ottocento», 1983 г.

— антологию «Американская романтическая проза», 1984 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.

— антологию «Devil Worshipers», 1990 г.

— антологию «The Best New England Stories», 1990 г.

— антологию «Witches and Warlocks: Tales of Black Magic, Old & New», 1990 г.

— антологию «Странные и ужасные истории», 1991 г.

— антологию «Сказки американских писателей», 1992 г.

— антологию «Thrillers», 1994 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.

— антологию «Sympathy for the Devil», 2010 г.

— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.

— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.


Похожие произведения:

 

 


Американская новелла XIX века
1946 г.
Американская новелла. Том 1
1958 г.
Новеллы
1965 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1982 г.
Американская романтическая проза / American Romantic Tales
1984 г.
Странные и ужасные истории
1991 г.
Сказки американских писателей
1992 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Алая буква
2006 г.
Большое собрание мистических историй в одном томе
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Цвет зла
2016 г.

Периодика:

«Weird Tales» May 1927
1927 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Hell of Mirrors
1965 г.
(английский)
The Necromancers: Best of Black Magic and Witchcraft
1971 г.
(английский)
The Necromancers: Best of Black Magic and Witchcraft
1972 г.
(английский)
The Necromancers: The Best Of Black Magic And Witchcraft
1972 г.
(английский)
The Hell of Mirrors
1974 г.
(английский)
Everyman's Book of Classic Horror Stories
1976 г.
(английский)
Racconti Fantastici Dell’Ottocento:Il fantastico visionario
1983 г.
(итальянский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
Tales of the Occult
1989 г.
(английский)
The Best New England Stories
1990 г.
(английский)
Witches & Warlocks
1990 г.
(английский)
Devil Worshipers
1990 г.
(английский)
Historias de lo oculto
1991 г.
(испанский)
Avventure nell'occulto
1993 г.
(итальянский)
Historias de lo oculto
1993 г.
(испанский)
Thrillers
1994 г.
(английский)
Occulto!
1999 г.
(итальянский)
The Wordsworth Book of Horror Stories
2004 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from Poe to the Pulps
2009 г.
(английский)
Sympathy for the Devil
2010 г.
(английский)
Chilling Horror Short Stories
2015 г.
(английский)
Колір зла
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Натаниэля Готорна «Молодой Браун» написан на перепутье двух традиций – «страшной» истории и истории «с моралью». Отсюда – уникальная особенность повествования: «Молодой Браун» читается как текст с противоречиями. О самом важном из них автор пишет прямо, от «своего» лица: «Что же, молодой Браун просто заснул в лесу и бесовский шабаш лишь привиделся ему во сне?» Под сомнение ставится природа реальности – неясно, что было с молодым Брауном (или чего с ним не было). В конце концов, и самому рассказчику неведомо, что же именно случилось с его героем. На других противоречиях строятся все «оборотные» стороны явлений, людей и вещей, в изобилии встречающиеся в тексте произведения: так, каждый персонаж, о котором молодой Браун думает, что он-то уж точно «хороший», на поверку оказывается «плохим». Если же предположить, далее, что случившееся произошло «на самом деле», то собственно «хороших» в новелле нет вовсе – разумеется, за исключением самого молодого Брауна. В странном мире повествования «оборотыши» есть у всего. Своей противоположностью оборачиваются и предметы, с которыми имеет дело молодой Браун. Все они, как и полагается в сказке, даны в единственном числе – они уникальны. Так, обычная сучковатая палка превращается в извивающийся подобно змее магический посох. Однако самые важные – и самые страшные – превращения происходят на другом уровне: богослужение подменяется чёрной мессой, а священная и намоленная церковная утварь, это материальное воплощение божественного присутствия в храме, этот носитель священного и чудесного, уступает место своим «подложным» аналогам, связанным уже с дьяволом. В то же время эти последние суть не отражения или двойники, не параллели чему-то, взятому из нашей реальности, но существуют сами по себе, в своей собственной действительности. И в описании самой чёрной мессы нет ничего символического – все обряды, весь ритуал дан напрямую. Впечатление «данности» и «явленности» усиливается тональностью повествования, придающей всему описанию оттенки чего-то родного, знакомого с самого детства, хорошо узнаваемого. Другим таким же ужасным «перевёртышем» выступает предательство людей, в которых верил молодой Браун, которые играли важную роль в его жизни – начиная с пожилого и всеми уважаемого священника и заканчивая собственной женой. В итоге, уже после своего спасения, произошедшего по воле и с участием высших сил – или всё-таки пробуждения от кошмара? – герой оказывается в пространстве тотальной подмены. Здесь он и вынужден жить до самой смерти, в полном одиночестве, не в силах освободиться от открывшегося ему на миг «истинного» (или всё же нет?) положения дел. Но для молодого Брауна это не нацеленный в самую сердцевину мироздания взгляд, этакое благоприобретённое «мистическое зрение», столь почитавшееся в протестантских общинах как знак спасительной предопределённости, но ужасная в своей обнажённости реальность, перед которой его поставили. Среди тех, кто это сделал, помимо уже перечисленных близких людей, – предки; от них и получает молодой Браун своего рода проклятье: обязанность пройти путь посвящения, хотя он волен и отказаться (что он и делает в последний момент своего путешествия – или в последний момент своего сна). Рок здесь представлен в существенно непроявленном виде: он ограничен только тем, что молодой Браун должен выйти из дома в определённую ночь и пойти по определённой дороге к определённому месту. Именно на пути и создаются собственно «страшные» особенности рассказа: атмосфера пограничья, перепутья, старая дорога, где многое напоминает о происходивших некоторое время назад жутких событиях, наконец, общий хтонический фон повествования. Он уже привычен для читателя по психологическим пейзажам, мастерами которых были американские романтики. Ключевая характеристика, увязывающая детали страшного в ужасное целое и придающее ему столь мощный эффект – время. Именно оно определяет всю неизмеримую и жуткую старину, окружающую молодого и неопытного Брауна, насыщает самый воздух вокруг него воспоминаниями о кровавых событиях прошлого. Оживают все мифа старой Новой Англии, намёками в воображении героя встают салемские ведьмы, чтобы подтвердить чудовищную догадку: реально не только колдовство, но и его вдохновитель, присутствующий среди нас – дьявол.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма примечательный рассказ о том из перечня смертных грехов, который не сразу приходит на ум. Нет у него такого паблисити, как у прелюбодеяния с чревоугодием, нет героического ореола, которым располагает гордыня, экономического потенциала зависти он тоже лишен. Однако, именно по причине его незаметности именно в плане того, чтобы человек осознавал его грехом, от него чрезвычайно трудно избавиться...

Однако, ребятки вроде Готорна, сформировавшиеся в краях, где некогда царили пуританские проповедники, отменно разбирались в проблематике человеческой греховности, просто использовали свои знания не для того, чтобы устрашать паству во время проповеди, а чтобы устрашать читателей, которые порой и не подозревали, что их просвещенные и утонченные нервные окончания трепещут перед тем же, чего боялись их суеверные грубоватые предки...

Нам, стало быть, рассказывают историю про паренька, которого занесло в глухой темный лес по зову демонических сил. Там он узрел, что все, кого он считал добродетельными и благочестивыми, на деле усердно служат тому, чье имя и впрямь не стоит называть вслух. Отважный юный Браун устоял перед искушением присягнуть вражьим силам, но после того их присутствие ему всюду мерещилось на постоянной основе, а потому не было на свете более мрачного и угрюмого человека...

На чем он срезался? Почему не был вознагражден за свою стойкость? Все дело в том, что мы легко перечисляем указанные выше грехи, но редко вспоминаем, что в список вошло вроде бы такое безобидное дельце как уныние. В общем, бедолага Браун выиграл одно сражение, но затем вчистую проиграл войну...

Он приуныл на всю жизнь...

Поверил в то, что Черный Человек и впрямь правит этим миром. Что все ему подвластны и что любые попытки сопротивляться бесполезны. Браун проявил стойкость в своих видениях, но ему не хватило стойкости в реальной жизни. Он сдрейфил, он поплыл по течению, не став бороться за то, чтобы мир вокруг него снова стал ярким и добрым. Он так боялся угодить в ад, что угодил туда еще до смерти...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова неплохая задумка встретилась с плохой реализацией.

Этим рассказом автор намекает нам, что среди нас нет безгрешных и даже те, кто кажутся святыми, имеют своих скелетов в шкафу. Но, есть такое чувство, как любовь, которая может спасти душу, спасти человека от многих грехов, дать ту толику надежды, которая удержит человека от пагубных поступков.

К несчастью, это все облачено в текст настолько пафосный, что верить в происходящее невозможно с первых строк. И даже осознание того, что такой вид повествования сделан специально автором, не помагает перестать замечать наигранные диалоги и пафосные философские мысли главного героя. Из-за такого формата читать становится неинтересно и к концу рассказа мне уже пришлось «дожимать» его, чтобы узнать чем же все закончится.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сатана там правит бал»...

«Миром правит Дьявол» — такие цитаты уместны, если характеризовать этот рассказ совсем кОротко.

Немного пафосная новелла.

По стилю же напомнило душещипательную Майскую ночь, или утопленницу Н. В. Гоголя.

В лучших традициях.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх