FantLab ru

Клив Картмилл «Линии смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.39
Голосов:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Линии смерти

Deadline

Другие названия: Линия смерти

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Доктор Ситрук изобрел и построил атомную бомбу, не осознавая в полной мере, что будет, если она взорвется. Себроф с территории соседнего государства проник к Ситруку и украл у него бомбу.

© Ank

Входит в:

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great Science Fiction Stories Volume 6, 1944», 1981 г.

— журнал «Astounding Science Fiction, March 1944», 1944 г.

— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.

— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.

— антологию «Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True», 2010 г.



Фата — Моргана 4
1992 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, March 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Science Fiction of the 40's
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)
1981 г.
(английский)
Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своё время тема атомной войны изрядно будоражила сознание обывателей. В условиях неспокойного мира, стоящего на пороге бойни, писатели-фантасты не могли оставаться в стороне. Практически в каждой космоопере 30-40-х годов фигурирует некое сверхоружие, способное уничтожить если не Вселенную, то хотя бы пару галактик. Авторы твёрдой фантастики так же вносили свою лепту, тот же Р. Хайнлайн в 40-ом году в рассказе «Взрыв всегда возможен» рассуждал об опасности «мирного атома». В период Второй мировой актуальность темы достигла апогея, особенно когда Германия прямо заявила о скором создании «оружия возмездия», способного переломить ход боевых действий. в этом плане повесть К. Картмилла, вышедшая в 44-ом году попала в самое яблочко тренда, будучи полностью посвящена проблеме спасения мира от ядерной угрозы.

Действие повести происходит на поверхности планеты Катор, хотя внеземной антураж почти не прикрывает знакомых реалий конфликта стран Оси и Союзников. Демократическая Сейла ведет войну против зловещей Сиксы. Каждая из сторон уже открыла секрет урановой бомбы и способна пустить её в ход, однако, ученые Сейлы боятся последствий, а беспринципный доктор Ситрук — сумрачный гений Сиксы — готов использовать мощное оружие без тени сомнений. Чтобы выкрасть у врага опасную игрушку, в тыл к немцам, пардон, к сиксам забрасывается бравый коммандос Йбор Себроф. Счёт до окончания миссии идет на часы, известно о чётком дедлайне, после которого Ситрук взорвет бомбу, но точное время неизвестно — весь мир застыл на волосок от гибели и его судьба зависит теперь от действий одного человека — в общем сюжет избитый донельзя.

Начало повести напоминает примерное описание какой-нибудь стелс-миссии из Call of Duty, но сюжет очень быстро теряет динамику и окончательно стопорится. Бесконечные диалоги, когда Себроф переливает из пустого в порожнее банальные истины просто утомляют. Сначала ему долго и нудно приходится доказывать командирше местных партизан, что он не верблюд, а затем убеждать врагов, что взрывать бомбу опасно. Да, несмотря на то, что Себроф эдакий супермен, но работать ему приходится почти исключительно языком, его главный и козырной перк можно было бы назвать «пламенное убеждение». Только вот активируется он не сразу, сначала автор изрядно вымотает читателей говорильней, а затем вдруг на ровном месте наш супермен достигнет желанного результата попросту продавив оппонента харизмой, иначе сюжет не продвинется.

Про обилие в тексте «роялей» можно и не говорить — главный герой всегда окажется в нужно месте, необходимый по сюжету персонаж ждёт за ближайшим кустом, готовый выпрыгнуть как чертик из табакерки, а чтобы проникнуть в укрепленное логово врага достаточно... просто ничего не делать, лишь изредка возобновлять свои унылые диалоги. Главный вопрос, который хочется адресовать логике повествования: для чего героя заставили похищать конкретную урановую бомбу, если при этом в живых останутся её создатели со всеми чертежами на руках? Проблемы с добычей и обогащением урана автор никак не обозначил, лишь оговорился, что в случае успеха миссии победа Сейлы будет так близка, что враг просто не успеет изготовить новую бомбу. Может оно и так, но зачем идти на ненужный риск, когда появляется возможность не только завладеть искомым, но и навсегда устранить возможность повторного создания грозного оружия — вот это непонятно, учитывая то, что Себроф не имеет никаких предубеждений перед убийством.

Даже финал автор умудрился смазать, быстро скомкав нить повествования и разъяснив читателю нехитрые подковерные интриги. Произведение напоминает не фантастику, а что-то из серии простеньких шпионских боевичков, которые после войны активно кропали восточноевропейские авторы — такого материала в избытке можно найти на страницах журнала «Искатель». Хороша ложка к обеду — вот лучшая характеристика для этой повести. Художественную беспомощность, скучные диалоги, безликих персонажей и заскриптованный сюжет на момент публикации искупала острая актуальность темы, когда ещё никто не видел реальных последствий испытаний ядерного оружия. На сегодняшний день повесть можно воспринимать лишь как документ ушедшей эпохи, в котором отразились страхи и надежды людей непростого военного времени. Помимо этого, повесть Картмилла запомнилась в истории фантастики шпионским скандалом, когда после её публикации всполошилось ФБР, ведь автор неумышленно раскрывал детали Манхэттенского проекта. Долгое время эта история считалась байкой, но позже она получила неопровержимые подтверждения и теперь это доказанный факт.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно невнятное произведение или боевик, рассчитанный на подрастающее поколение, которым важно действие, а не логическое построение сюжета и обоснованность тех или иных поступков. И при этом недопустима ссылка на 1944 год публикации, ибо в это время писались прекрасные произведения. Единственное, что может оправдать прочтение повести — это исторические параллели, что в это время немцы и американцы были близки к созданию атомной бомбы, а потому тема урановой бомбы была в тот период ох как актуальна. В остальном художественные достоинства произведения очень низкие.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко написанный рассказ и по этому читается быстро без напряга.Но избитая замусоленная тема.Гений- злодей и герой в тылу врага.Тупые подпольщики.Всё избито.И как бы легко рассказ не читался в конце ощущение пустоты.Мог бы и не читать и не чего бы не изменилось.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх