fantlab ru

Ари Штернфельд «Полет на Марс»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.17
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Полет на Марс

Очерк, год

Аннотация:

Хронология первого полёта на Марс советских ракет «МК-1» и «МК-2».

© Sumy
Примечание:

Впервые в ж. «Смена», 1956 Г. №14, С. 18-19, рис. Л. Сивкова, В. Воронкова.


Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Космическая одиссея 2009 года: рейс на Меркурий
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буквально на четвертой строчке текста, автор, если бы он дожил до сегодняшних дней, немедленно бы подвергся атаке банды безумных экологов, одержимых зелеными бесами — так как он описывает ядерную ракету, стартующую с поверхности Земли. Такие ракеты действительно конструировались — и в США и в СССР, в том числе и Королевым (за ядерную часть отвечал, понятно, не он) но — не получилось, по причинам, которые мне непонятны. А как раз отсутствие таких кораблей — единственная причина того, что на Марсе нет советского флага (равно как и любого другого). Да и не будет, скорее всего — по крайней мере при моей жизни. А в детстве я так верил!

Время действия рассказа, т.е. собственно полета на Марс — с 1990 по 1993 год. Все читающие настоящий отзыв легко догадаются, что нам подсунули политики в этот период вместо пилотируемого полета на Марс.

Рассказ наивен с любой точки зрения, однако весьма заразителен своим юношеским задором и верой в безграничные возможности человека.

На что обратил внимание я?:

1. Ядерный двигатель у автора весьма туманен и непонятен, хотя и не условен. Там постоянно упоминается «инертная масса», каковой является вода. Отсюда следует, что двигатель все-таки простейшего нагревательного типа, где ядерное топливо — только источник тепла. Опять же, первый корабль (а летят два, что весьма разумно), стартующий с Земли и ничего по пути не отбрасывающий, весит всего 175 тонн, а второй, более совершенный — и вообще 144 тонны. Это крайне мало для нагревательного ядерного корабля, хотя и приводит к мысли о том, что активная зона реактора — безусловно сжатая магнитным полем плазма делящегося вещества. Но даже и так крайне сомнительно, чтобы можно было уложиться в явно указанные автором веса.

2. Описывая Марс автор безусловно следует астроботаническим идеям товарища Тихова. Т.е., мы созерцаем низкорослую, прилегающую к почве, растительность — кустарники, мхи и лишайники фиолетового, голубого и частично зеленого цвета. Все в точности так, как описывал Тихов в своих, вполне научных для того времени, работах. Правда, далее автор впадает в максимализм — у него и зверьки сначала появляются, а потом и развалины высокоразвитой марсианской цивилизации. Это уже не Тихов, а Ловелл, и не послевоенное время, а конец позапрошлого века.

Упоминаемые ареографические объекты — Озеро Солнца, Эритрейское море, залив Авроры — это тоже с его (Ловелла) карт.

Метеорологические условия автором существенно смягчены по сравнению с реальностью, но соответствуют представлениям конца 50-х годов. Летней ночью всего минус 48 градусов, тогда как редко где и когда бывает теплее минус восьмидесяти. Так как герои ищут жидкую воду, предполагается, что атмосферное давление позволяет ей находится в соответствующем агрегатном состоянии. Еще не получена знаменитая, исключительная по качеству, спектрограмма (1963 год), до которой атмосферное давление считали равным 64 мм. р. с. Сразу после — говорить о жидкой воде на поверхности Марса (кроме, быть может, временных, незначительных и расположенных в самых низких местах лужиц самых крепких рассолов) уже не представляется возможным.

Однако самый Марс, в таком, описанном, ловелловском, виде мне очень нравится, хотя и грусть непонятную вызывает. Там цветут цветы и жмутся к почве низкорослые фиолетовые кустарники. Там гремит гром и идет земной снег (то есть, не углекислотный). Там плывут легкие облака и высятся развалины загадочных марсианских городов. Это — единственная, действительно художественная часть повествования, которую я готов оценить.

3. Организация экспедиции. Невероятно инфантильна и нереальна для научной фантастики; скорее — для космооперы пригодна. Значит, летят на Марс, имея воды только в один конец и не зная — есть ли она на Марсе и где конкретно. Более того, первый корабль садится на Марс и ищет воду месяцами и не находит. При этом, второй корабль садится также. Это даже не расчет на авось, а нечто худшее. Вторая ракета, к тому же, при посадке терпит аварию — «теряет ядерное топливо». Прямо таки слышу сатанинский экологический вой — «облучили Землю, да еще и Марс!». Итог аварии — вынуждены оставить на Марсе одного человека — дожидаться следующего корабля. Привет «Марсианину». По современным меркам, честь довольно сомнительная, но по рассказу (и, кстати, по реалиям 50-х годов) остаться вызвались буквально все; тянули жребий.

В общем, как и написал выше, оцениваю только сам Марс — несколько строк, но строк приятных; 5 баллов.

P.S. Кстати, после старта второго корабля выясняется, что он не попал на нужную траекторию. «Два часа» высчитывали вручную на корабле пока не обнаружили ошибку. Включили какой-то «электрогироскоп» и корабль «повернулся» как надо. Вообще непонятно: разумеется, в космосе любой раскрученный маховик вызывает дрейф объекта, внутри которого он находится, в противоположном (против вращения маховика) направлении. Это и используется для нужной ориентации в настоящее время, в частности, на МКС. Мне непонятно, каким разом гироскоп может вернуть корабль на нужную траекторию. Явно какой-то косяк автора, который этого не мог не знать.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх