Михаил Булгаков ««Был май…»»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
В «Был май…» запечатлены события, происходившие ровно за год до начала предполагавшейся поездки по Западной Европе — в мае 1933 г. Вернувшийся из-за границы молодой человек Полиевкт Эдуардович, одетый по последней западноевропейской моде — это драматург Владимир Михайлович Киршон (1902-1938), один из идейных противников и конкурентов Булгакова. Позднее он погиб в чистке 1937-1938 гг.
Киршон резко критиковал булгаковский «Бег», и как раз над этой пьесой Булгагов работал весной 1933 г., внося изменения в текст по требованию МХАТа. В «Был май...» Полиевкт Эдуардович критикует пьесу автора. Что же касается собственного сочинения человека в замшевой куртке и шоколадного цвета штанах до колен, то здесь имеется в виду пьеса Киршона «Суд», в апреле-мае 1933 г. поставленная во Втором МХАТе и в том же году опубликованная в журнале «Новый мир».
Булгаков издевается над драматургом, побывавшим за рубежом, но пьесу на «заграничную» тему написавшим на основе сложившихся схем, без какого-либо использования собственных впечатлений. Киршон, точно, принадлежал к числу тех, кто привез из-за границы «кукиш с маслом». Автор «Был май...» иронизирует над Полиевктом Эдуардовичем. Человек в замше не замечает стоящих рядом с ним нищих, зато заставляет страдать вымышленного «заграничного» Ганса, чья мать, послав проклятье палачам, «была выгнана с квартиры и ночевала на бульваре под дождем», простудилась и умерла.
При жизни Булгакова не публиковался. Впервые: Аврора, Л, 1978, №3. Название дано при публикации по первому предложению, в оригинале (машинописи) — без названия.
По свидетельству третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, Б. м. написан Булгаковым 17 мая 1934 г., когда появились обнадеживающие известия о том, что ему будет разрешена поездка в Париж. Б. м. задумывался как первая глава в будущей книге рассказов или очерков путешествия по Европе. Однако поездка не состоялась, и автор с горя порвал пополам листки машинописи рассказа — в таком виде они сохранились в булгаковском архиве до наших дней.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 2 февраля 2013 г.
Если не искать в миниатюре биографических параллелей, она воспринимается как рассказ о безумных, а порой и бездумных требованиях, которые предъявлялись к литературному творчеству в то время — в Советской России начала 30-ых годов. Исправьте здесь, уберите это, допишите то — и в результате получается непонятно что, под которым непонятно чье имя должно стоять, потому что свое автору ставить стыдно. Администрирование в литературе всегда имеет уродливые формы. Но талантливые люди пишут, и тогда писали, «и, беспокоя сердце своим гулом, поворачивался круг на сцене, и ежедневно я умирал, и потом опять настал май.» Финал пронзительный. Повороты сценического круга и ежедневная смерть то ли на сцене, то ли в рамках литературного сюжета, а может внутри себя от усталости и безысходности больно царапает по сердцу. Однако май настает опять. А вместе с ним надежда и... Еще один поворот сценического круга? Или...
Yazewa, 21 февраля 2008 г.
Да, без прочтения аннотации сложно понять, о чем же здесь написано.
Anastasia2012, 23 июля 2012 г.
То, что идёт от души, весьма сложно для понимания. Однако, комментарии, дневники, исследования помогают разобраться.
Согласно комментариям в мае МА пытался оформить заграничный паспорт. Мечта попасть в Париж, увидеться с братьями, порыв автора: «Я больше не узник!» — в душе и на улице май. Встреча с прототипом Полиевкта Эдуардовича навеяла этот рассказ.
Однако медленный, но верный отказ — и Михаил Афанасьевич почувствовал себя мёртвым. Так и появились «Записки покойника».
melnik, 29 января 2012 г.
Мне рассказ не понравился. Действительно, если не прочитать данной на фантлабе аннотации, понять о чём это произведение крайне сложно. А посему ставлю «6» только из уважения к таланту великого Мастера...