fantlab ru

М. С. Парфёнов «13 ведьм»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
102
Моя оценка:
-

подробнее

13 ведьм

Антология, год

Аннотация:

13 авторов. 13 историй. 13 ведьм.

Сколько жив людской род — столько верит человек в потустороннее. Верит — и боится. Дрожит от страха перед тем, что за гранью. Страшится того, чего не может объяснить и понять. Силу, которая разуму нашему не подвластна.

Так было во времена стародавние, так бывает ныне, так будет вовеки. Но во все времена, в любую эпоху живут среди нас те, кто держат в руках нити, связующие два мира, по эту и по ту сторону.

Знахарки, колдуньи и экстрасенсы...

Ведьмы. Ты боишься их? Зря...

Не боишься? Тебе же хуже!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.36 (81)
-
  • Костяной (2016), написано в 2015 // Автор: Алексей Провоторов  
8.00 (296)
-
20 отз.
6.39 (136)
-
9 отз.
  • Зов (2016), написано в 2015 // Автор: Андрей Сенников  
6.55 (140)
-
10 отз.
6.62 (144)
-
10 отз.
6.57 (120)
-
6 отз.
6.35 (114)
-
8 отз.
7.19 (117)
-
8 отз.
  • Скверна (2016), написано в 2015 // Авторы: Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич  
7.14 (133)
-
8 отз.
5.99 (122)
-
9 отз.
  • Мышка (2016) // Автор: Мария Шурыгина  
6.52 (115)
-
8 отз.
  • Мертвец (2016), написано в 2015 // Автор: Ольга Рэйн  
6.82 (128)
-
8 отз.
7.11 (111)
-
9 отз.
7.28 (118)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «13 ...», 2015 г.


Награды и премии:


лауреат
Мастера Ужасов, 2018 // Лучшая антология (Ирина Епифанова – редактор)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая антология

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

13 ведьм
2016 г.
13 ведьм
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя страница перевернута, пришла пора подводить итоги. Чем же обернулся новый сборник серии «Самая страшная книга» для меня, постоянного читателя? Начнем с того, что в этот раз я поставил, кажется, рекордное количество десяток. Да и сама антология получает от меня высшую оценку. Да, есть пара рассказов, которые мне лично не понравились, но жемчужины, десятикаратные бриллианты сборника, многократно перевешивают скуку при прочтении некоторых рассказов. Если сравнивать «13 ведьм» и «13 маньяков», то новый сборник более сбалансированный и соответствующий заявленной теме, да и более качественный, на мой вкус. Предположительный круг читателей гораздо шире, опять же. Здесь есть вещи, которые придутся по душе любителям хардкора, а есть такие, что вышибут слезу у впечатлительных девушек. Баланс между лирикой и мясом соблюден, как мне кажется. Жалею только об одном — что рассказов всего 13. Но эта фишка серии, и портить ее, значит лишить книгу части шарма.

Жду в перспективе другие сборники в духе 13 — оборотней, зомби, вампиров и других чудовищ. А в ближайшем обозримом будущем жду «Самую страшную книгу 2017». Жду с нетерпением!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник отечественных писателей пишущих в стиле мистика-хоррор. Открывает рассказ «Костяной» Алексея Провоторова. Который я по праву считаю лучшим что написано в жанре дарк !!! Рекомендую Всем любителям МИСТИКИ !!! Такие антологии настоящее событие !!!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этого сборника началась моя любовь к ССК серии. Ведьмы мой любимый мистический архетип, я и сама немного ведьма, как наверное и любая женщина. Рассказы о ведьмах на любой вкус. Романтические, страшные, кошмарные, жестокие но все очень здоровские, без условно!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шабаш ведьм

Канули в лету те времена, когда на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». Ведовство, колдовство всегда волновало воображение обывателей и притягивало их внимание. С древних времён люди одержимы верой в существование сверхъестественного.

С ведьмами мы обычно сталкиваемся на страницах детских сказок и фэнтези, они прочно обосновались в старинных легендах и преданиях, пугают нас в мистических историях и ужасах. При слове «ведьма» мы представляем древнюю горбатую старуху с седыми космами и крючковатым носом, обитающую в такой же древней избе, завешенной пучками сушеных трав и лягушачьих лапок, с обязательной черной кошкой, смотрящей на нас из полумрака горящими глазами. И рассмеемся, если нам скажут, что живущая по соседству с нами скромная симпатичная девушка и есть самая настоящая колдунья.

И многие ведьмы живут среди нас, не зная о том, что они ведьмы. Так из предисловия к «колдовской» антологии «13 ведьм» многие женщины и узнали, кто же они. В лёгкой и шуточной манере составитель сборника Парфёнов М. С. поведал читателям 13 признаков того, как определить ведьму. К слову сказать, что автор рецензии по многим пунктам точно ведьма.

Цитата: «Ты знаешь плату».

Первым открывает перед читателями дверь в потустороннее рассказ Алексея Провоторова «Костяной» — победитель прошлогодней «Чёртовой дюжины». Как уже успели многие отметить, «открывашка» для сборника получилась мощной. Тёмное-тёмное фэнтези. Кажется, что со страниц несёт замогильным холодом мёртвого леса, а вокруг клубится туман. Уже с первых страниц автор погружает читателя в мрачное, почти сомнамбулическое состояние. В рассказе Буга обладает почти традиционной для ведьмы внешностью. Хотя некоторые детали образа доведены до уродства, что позволяет создать колоритный персонаж (у старухи нет глаз, седые волосы, изрытое, изъеденное лицо, зубы рыбы). Не менее интересны образы Люта, Маэв и Костяного. А сцена с убийством Барвина вызывает бурю эмоций: спектр чувств от отвращения до жалости и наоборот. В рассказе нет положительных персонажей. Испытывая хотя бы небольшое сочувствие, понимаешь, что это плата каждого. Изменяется только направление зла, которое в финале прорывается на свободу. Этот сюжет можно развить и до романа. Захватывающая история.

Цитата: «Моё! Отдай! Моё!».

Далее ведёт нас проторенной тропинкой по лесу к очередному кошмару рассказ Елены Щетининой «Скырлы – Скырлы». На суд читателей представлена вариация сказки «Медведь – липовая нога». Смесь русской народной сказки и хоррора довольна интересная, фольклор — благодатная почва. Развивается сюжет просто: пришёл — увидел – унесли ноги. Шёл внук в гости к своему деду, а встретило его там чудище… и не одно. Конечно, нам интересны детали. В финале же объяснений вы не найдёте. Читатель он ведь такой, всё ему ответы подавай. Как ведьма втёрлась в доверие к старику? Что она с ним сделала? С кем боролся медведь? Внук Матвей играет роль второго плана. Он всего лишь зритель, который отстранённо себя ведёт и наблюдает за происходящим, а потом спасает себя и деда. Хотя, может, и лучше жить по принципу главного героя? Меньше знаешь — крепче спишь (и дольше живёшь).

Цитата: «...Он уговаривал меня лечь в клинику. Я пугала и его, и сына. Он уговаривал, а я не могла ему объяснить, что там, одурманенная лекарствами, я стану еще более беззащитной перед этим…».

Продолжает знакомить нас с миром иррационального рассказ Андрея Сенникова «Зов». Детективно — мистическая история в духе «Экстрасенсы ведут расследование». Здесь уже прорисовывается современный образ ведьмы-экстрасенса, сила которой направлена на помощь людям. Сама по себе, даже без мистики, история интересная. Это связано с тем, что автор за основу взял некоторые детали реальной жизни своего знакомого. А когда в эту «вкуснятину» вплетаются и ведьма, и убийцы, и даже лавкрафтианские мотивы, читатель уже не в силах оторваться от чтения. С миром непознанного здесь сталкиваются многие. Сначала Ветрова, которая тяжело принимает свой дар, потом милиция, которая хотя бы раз, но прибегала к помощи ведьмы и, конечно же, Старшинов. Особенно интересно наблюдать за участковым. Как изменяется его восприятие, его мир. То с чем он столкнулся, меняет его, резко выдёргивает из повседневности и рутины, оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Цитата: «…Прости, я не хотела... Нет, хотела, хотела, конечно же, но все равно прости».

О любви и той силе, что она имеет над нами, читатель узнает из рассказа «Естество» Олега Кожина. Начинается всё с загадочных убийств, милицейского расследования и встречи одноклассников… Замечательный и наглядный пример того, что доверять женщинам опасно. Образ Агаты многогранен. И какую грань увидит читатель в следующий раз предугадать не так-то просто. Личины сменяются в бешеном ритме: одноклассница, жертва, любовница, ведьма, … «роковая женщина». Концовка предсказуема, но финальная сцена изображена мастерски. Образ Агаты притягивает, восхищает и ужасает одновременно. Нам остаётся только наблюдать, как ведьма улетает на карнизе...

Цитата: «Женщине достаточно просто получать желаемый результат. Пока есть результат — плевать, как он получается…».

С современной ведьмой нас познакомит рассказ Владимира Кузнецова «Плетение». Наши дни. Украина. Военные действия. В это время свою «войну» против всех ведёт девушка.

С первых строк автор при помощи цветописи (тёмное, серое, чёрное) и любви к деталям погружает читателя в атмосферу безысходности, мрачности и унылости. Нуар ощущается во всём (дождь, заброшенные здания, мутные тени, «гнилая мокрота», «ржавые грибы вентиляционных труб»). Героиня органично вписывается в эту обстановку, словно сливается с этой серостью.

Вада обладает необычным даром, который помогает ей творить свой суд над людьми. Ведьмовские киберпреступления, кибератаки, запутанные «многоходовки» или «плетения», как называет это она. Образ действительно схож с героиней Лисбет Саландер Стига Ларсона. Стоит отметить, что это самый динамичный рассказ сборника. Напряжение постоянно нарастает, а структура предложений в тексте усиливает это состояние. Автор постепенно раскрывает все карты перед читателями. Незаметно история о ведьме — «хакерше» перерастает в проблему современного мира. Легко сравнить Ваду с некоторыми представителями нашего общества. Ненависть к окружающим настолько ослепляет таких «людей», что они не понимают хитроумное «плетение» обернётся и против них.

После сцены аварии на химкомбинате читатель ждёт чего-то совсем неожиданного. Но бешеный ритм сменяется лирическим финалом. Сложно поверить, что героиня гибнет от рук своей любовницы. Финальная сцена получилась немного девчачьей. Этот рассказ заметно отличается от творчества писателя, которое мы привыкли читать. Можно сказать, что это некий эксперимент, который автору вполне удался.

Цитата: «Он думает, что сделал это сам».

Что если всё в нашей жизни предрешено? Кто-то следит за каждым нашим шагом, а «косяки» записывает в свою тетрадь? Ответы на эти вопросы мы находим в рассказе Алексея Жаркова «Мать нефть».

Вначале размеренное повествование убаюкивает читателя, усыпляет бдительность, вводит в транс. Стоит отметить, прекрасный образный язык текста, художественные средства выразительности (реки из машин, время – море, волны – люди).

А потом удар… и читателя резко выбрасывает из философской задумчивости. Главный герой с самого начала показан нам обезличенным. Просто человек, один из многих. Примечательно, что образ ведьмы здесь второстепенный. О том, кто она и какие цели преследует, мы узнаём только в финале. А до этого читатель наблюдает за тем, как герой рассказа запутывается в умело расставленных сетях.

Цитата: «Есть кое-кто, кому жить вовсе не обязательно».

Незатейливая армейская байка Александра Вангарда «Самоволка» пугает не мифическими персонажами, а жуткими реалиями современной армии. Отвращение и ужас вызывают описания дедовщины со всеми вытекающими последствиями. В итоге получилась немного мистическая история о солдате и старухе, которая напоминает нам Бабу-Ягу. Интерес вызывает способ мести ведьмы, а мороз по коже появляется в эпизоде, когда герой снова попадает в избушку, в которой уже царит одно лишь запустение. Концовка получилась несколько размазанной, нет финальной точки. А в целом история хорошо написана и читается легко.

Цитата: «Уходи и забудь».

Максим Кабир и Дмитрий Костюкевич создали действительно страшный рассказ «Скверна». Несколько сюжетных линий параллельно развиваются, а в финале умело сплетаются в единое целое. Чувство тревоги героини в начале рассказа передаётся и читателям. Постоянно ощущаешь чьё-то присутствие, приближение беды. С нескрываемым интересом следишь за героями, их взаимоотношениями, чувствами и поступками. Перед нами проносятся прошлое героев, тёплая встреча друзей, женщина, которая хранит тайну, и много-много птиц. Образ ведьмы шикарен: она красивая, умная, сексуальная, знает, чего хочет и прекрасно воплощает это в жизнь. А описание её «лаборатории» на чердаке достойны отдельной похвалы. Финал заслуживает аплодисментов. Чужая семья – это потёмки. Правду прячут на чердаках и в подвалах, всё остальное лишь красивая праздничная обёртка – фальшивка. То, чему так завидовал Женя, отравило его. «Семья» Ани и Тимки в конце рассказа вызывает чувства шока, гадливости и мерзости. Такое ёмкое слово «скверна».

Цитата: «…Таких, как она, исстари на деревне звали «бабками» — вот самое точное слово. Нет деления на темных и светлых — навыдумывали бессмыслицу!».

Повесть Александра Щёголева «Есть ли жизнь в морге» переносит нас в 1981 год. Новая версия сказки о мёртвой царевне. И оживляют здесь особым способом. Читается не так быстро, как хотелось бы. В сюжете много чего намешано. Политика, чернуха, ирония, чёрный юмор. Безумие затягивает героев. Персонажи выглядят немного карикатурными (даже в разговоре ведьмы присутствует сленг). Своеобразная получилась история, на любителя.

Цитата: «…Мышь казалась не то что старой — дряхлой: сквозь редкую тусклую шерсть просвечивала бледная шкура, хвост в каких — то коростах. Только глаза еще были живы. Саня удивилась: разве бывают у грызунов такие глаза? Они всегда глядят черными блестящими бусинами, а тут — медово — карий взгляд... какой-то очень осмысленный». Рассказ Марии Шурыгиной «Мышка» возвращает нас к своим корням, деревенскому быту и преданиям, в которые верили наши бабушки. Сюжет развивается неспешно. Мы наблюдаем за героиней, которая всё бросила и переехала в деревню, чтобы найти там своё место и быть полезной кому-то, а главное нужной. Стоит отметить, как автор относится к слову, с какой любовью говорит о деревне. И эти детали добавляют особую атмосферу сюжету. Зловещий дом, жуткая печка, загадочный сосед цыган. Рассказ вызывает ностальгию о тех временах, когда нам наши бабушки и мамы рассказывали про мышку, которая забирает молочные зубы. Многие эпизоды настолько трогательные, душевные, грустные и тёплые, что невольно наворачиваются слёзы. Концовка хоть и получилась жуткой, но всё равно не потеряла ту особенную атмосферу светлой грусти.

Цитата: «У нее ничего не было – только она сама. И свобода».

Рассказ Ольги Рэйн «Мертвец» играет на контрасте с предыдущим произведением. Отчаянием, безнадёжностью и болью пронизан сюжет. История выживания девушки со сложной судьбой. Героиня прошла все возможные испытания в жизни, пережила предательства близких людей. Это всё её медленно разрушало. Только любовь «оживила» её, раскрыла в ней колдовское начало. Её сила, словно цунами, сносит все преграды. В финальных сценах героиня освобождается от «оков» и обретает долгожданную свободу. Образ летящей женщины на мотоцикле шикарен. Реалистичный, откровенный, смелый рассказ.

Цитата: «Ты ступаешь на её землю».

Рассказ Владимира Кузнецова «Рыцарь и тьма» ещё один представитель тёмного фэнтези. С самого начала повествования читатель попадает в мир запустения, в захваченный тьмой город. Это безжалостный, кровавый рассказ. Сцена в подвале пробирает до костей. Кажется, что слышишь крики младенца. Очень интересный тандем рыцаря и ведьмы. Из флэшбеков мы узнаём историю их знакомства и взаимоотношений. Рыцарь – машина для убийства, «катарсис кровопролития», «оружие». Ведьма Силенция – хитрая, мудрая советчица, которая направляет и помогает рыцарю. Боевые сцены прописаны детально и захватывающе. Чего стоят образы орла и чудовища со щупальцами. Финал совершенно неожиданный.

Цитата: «…я же помню, раннее — раннее воспоминание, младенческое... руки, теплые, сухие, даже немного шершавые, но мягкие-мягкие, гладят меня по щекам, нежно-нежно, и я засыпаю, маленький, в своей кроватке, в маминых руках...».

Завершает сборник рассказ Михаила Павлова «Руки моей матери». В этой истории постоянно ищешь какой-то подвох. То полтергейст в квартире, то соседка с ребёнком, то мерзкая ведьма, то думаешь, что во всём виновата психика главного героя. Развязка настолько шокирующая, что не с первого раза ты её принимаешь. Перечитываешь, находишь детали, а потом снова удивляешься такой концовке. В финале не только читатель, но и главный герой находит ответы на вопросы. Правда ударяет под дых. Ошеломляющая концовка, от которой мороз по коже…

В рассказах авторы «эксплуатируют» как традиционные образы колдуний, так и создают иные, адаптируемые под современность. Ведьмы не всегда непривлекательные, страшные, коварные и злобные. Они выглядят не только мерзкими, пугающими, грозными и ужасными, но и прекрасными, и даже обольстительными.

В ведьм не верят, их отрицают. И в то же время ведьм боятся. Колдуны и ведьмы существуют среди нас, независимо от того, верим мы в это или нет. Можно отрицать их, как и все сверхъестественное и непознанное в нашем мире, а можно признать, что мир, в котором мы живем, намного разнообразнее и сложнее, чем мы привыкли считать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ведьма пожалуй одна из ключевых персонажей мирового мистического наследия. Мы знаем о них с самого детства. Литература внесла свой вклад, фильмы рассказывали нам о ведьмах, в компьютерных играх мы боролись с ними.

Образ ведьмы при этом разнился от положительного персонажа, до полностью отрицательного. Мы сочувствовали невинным жертвам инквизиции, погибшим не за что. Радовались успехам Маргариты. Внимательно следили за процессами в Салеме.

Книга «13 ведьм» вносит свою немалую лепту в создание разнообразных образов ведьм. От чисто фольклорных, до кибер-ведьм современности, пользующихся для наведения порчи компьютером и интернет-технологиями.

13 разнообразных и образных историй, как от уже давно известных авторов хоррора, так и от новичков в данном жанре

Отличные вещи Провоторова и Сенникова, довольно неплохой рассказ Кожина.

Шикарная «Скверна» Кабира и Костюкевича. Довольно жуткий рассказ Михаила Павлова.

Отдельно хотелось бы упомянуть рассказ Владимира Кузнецова «Плетение». В нем описана самая мерзкая ведьма всего сборника. Редкостная бездушная тварь, которую хочется уничтожить собственными руками. Возродить инквизицию и сжечь ее, собственноручно подкидывая полешки в костер. Жуткая тварь, похожая на человека только внешне.

После успеха Щеголева в сборнике «13 маньяков» многие ожидали на выходе, что-то похожего и про ведьм. К сожалению, его рассказ «Есть ли жизнь в морге» надежд не оправдал. Слабая история про санитаров-некрофилов и магические ритуалы партийных бонз, плохо вписалась в ряд действительно крепких рассказов сборника.

Для любителей русского хоррора и историй про ведьм, сборник получился довольно неплохим. Ничем не хуже «13 маньяков».

Читать можно и нужно, иметь на собственной книжной полке и перечитывать — рекомендуется.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спин-офф «Самой страшной книги», серия «13» в общем и целом кажется сильнее своего прародителя. Может сыграл кардинально другой подход в отборе рассказов, может меньший объем, может что-то еще, не знаю. Хотя и там и там встречаются как сильные рассказы, так и проходные. Первым прочитанным сборником стали «13 ведьм».

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ СБОРНИКА

«Мертвец» Ольги Рэйн

Ольга как-то навела немало шороху на конкурсе «Чертова дюжина», выиграв два года подряд с рассказами, которые вызывали ну очень много споров в вопросе их жанровой принадлежности. Кто-то предлагал ввести на конкурсе премодерацию, запретить женщинам писать, утвердить списки «не-хоррора» и т.д. Кто-то устраивал срачи, искал заговоры или под анонимными аккаунтами сочинял «смешные» стишки.

Я все же думаю, что многим критикам было бы неплохо поучиться у Ольги. Поучиться владеть словом, прописывать героев, нагнетать интригу и саспенс. Да-да, на мой вкус «Мертвец» — это полноценный хоррор-рассказ, притом мастерски написанный, который по праву занимает свое место в этом сборнике

ПОНРАВИЛОСЬ

«Скверна» Дмитрия Костюкевича и Максима Кабира

Если бы не «Мертвец», именно «Скверну» я назвал бы лучшей историей антологии. Да, я предвзят и субъективен, но это великолепный рассказ. Мрачный, давящий, безысходный, с тягучей липкой атмосферой. Я такое люблю

«Зов» Андрея Сенникова

Отличный рассказ, который берет сильным центральный героем, отсылками к лавкрафтианской мифологии и подачей. В кульминационных моментах автор погружает читателя в чистейший незамутненный поток сознания и этот прием работает на всю мощь своего потенциала. Ничего подобного в хорроре (и не только русскоязычном) я припомнить не могу

«Плетение» Владимира Кузнецова

В век цифровых технологий ведьмы не отходят на второй план. Они подстраиваются под современность. Лучшее владение локациями и антуражем во всем сборнике. Война на востоке Украины добавляет серых красок в этот и без того мрачный рассказ

МИМО МЕНЯ

«Костяной» Алексея Провторова

При всем уважении к автору и чужим вкусам, я никак не пойму всех восторгов по поводу «Костяного». «Шедевр», «Эталон», «Новое слово в жанре» — ну нет. Нечто подобное уже было у Говарда, Сапковского, Желязны, Ле Гуин. Хотя возможно это со мной что-то не так.

Написано отлично, тут спору нет. Настолько отлично, насколько может быть написан крепкий жанровый рассказ, попавший в крепкую жанровую антологию

«Самоволка» Александра Вангарда

Страшный рассказ. Страшный сам по себе, своим антуражем и бытовухой. А вся мистика приплетена как будто по фану, чтобы соответствовать теме

«Скырлы-скырлы» Елены Щетининой

Переосмысление классической сказки в хоррор-ключе. Настолько интересное, насколько и не оригинальное. Как и любое другое переосмысление классической сказки в хоррор-ключе

«Мышка» Марии Шурыгиной

Как и в случае с «Самоволкой» мистика здесь кажется немного лишней. Но все равно приятный женский рассказ

«Рыцарь и тьма» Владимира Кузнецова

Очень динамичный рассказ. Почти что классическое историческое фэнтези в пейзажах Ближнего Востока и стилистике крестовых походов. Интересно, но как будто чего-то не хватает

«Естество» Олега Кожина

Этот рассказ ушел бы категорию « не понравилось», если бы... по прошествии времени я смог бы вспомнить, о чем он

«Мать-нефть» Алексея Жаркова

Как и «Естество» совершенно проходной для меня рассказ, который однако выигрывает за счет некоторой оригинальности в плане подачи, недосказанности и скрытых смыслов, которые здесь наверное есть

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

«Есть ли жизнь в морге» Александра Щеголева

Самое большое произведения сборника показалось мне самым глупым, неинтересным и мерзким. Автор попробовал поиграть в юмор, но это выглядит аналогом пошлейших сортирных комедий. Два санитара с шутками и прибаутками решают трахнуть поступивший в морг труп красивой девушки. Действительно, почему бы и нет? Приключения их начинаются с поиска презервативов. Простой, почти Довлатовский стиль повествования на мой вкус только усугубляет ситуацию, превращая историю в какой-то совсем уж глупый фарс.

Возможно сыграло свою роль то, что это городское фэнтези. Банальное такое, про нечисть в современном мире, противостояние светлых с темными и т.д. А я не люблю городское фэнтези, если это не Мьевиль.

«Руки моей матери» Михаила Павлова

Единственный рассказ, который я не дочитал

Такое вот мнение на вкус и цвет. Но в целом сборник производит очень приятные впечатления

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

С небольшим опозданием, но и я приобщился к новому сборнику серии «Самая страшная книга». «13 ведьм» продолжают традиции, начатые «13 маньяками». Перед нами чертова дюжина историй разной степени жуткости и разного качества исполнения. Особенно цепляющими для меня стали первая и последняя, но и остальные оставили в целом приятное впечатление. Ниже подробнее напишу о тех, что оценены мной на семь баллов и выше.

По традиции сперва выскажусь о рассказах, которые оценил на семь баллов.

• Е. Щетинина, «Скырлы-скырлы». Мрачная вариация известной сказки. Матвей решил навестить дедушку, живущего в лесном заповеднике. Вот только не знал он, кого ему предстоит повстречать, помимо любимого родственника. История несколько сумбурна, затянута и оставляет читателя в недоумении, однако содержит несколько запоминающихся сцен, колоритную нечисть и написана хорошим слогом.

• О. Кожин, «Естество». Достаточно тривиальный в плане сюжета и нетривиальный в плане сверхъестественных сил мистический детектив. Произошло странное убийство пожилой женщины. Дело ведет начинающий следователь Егор Чернов. Расследование приводит его к встрече с любовью школьных лет, которая что-то знает об убийстве. Совпадение? Не думаю. Рассказ короткий и концовка угадывается довольно быстро, однако образы ведьмы и Старой мне очень понравились.

• А. Жарков, «Мать нефть». Очень атмосферная мистическая история. Геннадий из-за трагической случайности сбивает ребенка. После этого его жизнь превращается в ад. Вскоре он узнает, что все случайности далеко не случайны. Рассказ оставляет весьма приятные впечатления благодаря хорошему языку, необычному типажу ведьмы и особой атмосфере.

• А. Вангард, «Самоволка». Армейская байка с некоторым налетом сверхъестественного. Солдат нового призыва страдает от «дедовщины». Старослужащие отправляют его ночью за самогонкой к местной ведьме. Естественно, ничего хорошего из этой истории не выйдет. Рассказ привлекает отлично переданным армейским бытом, мистический элемент же очень слабый и проходит лишь фоном.

• В. Кузнецов, «Рыцарь и тьма». Мрачное средневековое фэнтези. Рыцарь, стремясь добраться до ведьмы, проходит сквозь тьму ночи. Однако внутри него клубится еще большая тьма. Рассказ очень хорошо выписан, весь негатив буквально ощущаешь на себе, вот только не любитель я подобных ощущений. Тот случай, когда рассказ всем хорош, но ты не его читатель.

Теперь несколько слов о тех произведениях, что получили от меня восьмерки.

• М. Кабир, Д. Костюкевич, «Скверна». Неожиданно грустная история о дружбе, смерти и, наверное, любви. Тема и Женя дружили с детства. И все у них в жизни сложилось бы относительно нормально, вот только жена Темы, Аня, хранит на чердаке страшный секрет, который изменит все на корню. В рассказе прекрасно почти все: живой язык, достаточно глубокие персонажи, интересный мистический элемент. Плохо в нем только одно – после прочтения появляется ощущение, будто чего-то недодали. Ответов, событий, чего-то такого, что способствовало бы чувству завершенности.

• О. Рэйн, «Мертвец». Страшная бытовая драма и теплая сказка для взрослых в одном флаконе. Катьку мать выставила из дома, чтобы дочь не привлекала к себе внимание молодого любовника матери. Девушка осталась одна без планов на будущее. Впереди ее ждало мрачное, опасное и чуточку волшебное приключение. Приключение под названием «жизнь». Рассказ цепляет атмосферой, напоминающей «Американских богов» Н. Геймана, очень приятным языком и живыми персонажами. Из недостатков отмечу лишь уклон в сторону женской прозы да клишированность некоторых сюжетных поворотов.

• М. Павлов, «Руки моей матери». Жуткая история с двойным дном. С Ильей начинает твориться какая-то чертовщина: то ночью какая-то ведьма бегает по квартире и мерзко хихикает, то странные галлюцинации появляются. И не к кому парню обратиться за помощью и советом: нет у него близких друзей и подруг, даже с матерью у него не сложилось доверительных отношений. Рассказ сперва нагоняет жути, а потом вся эта жуть оборачивается грустью и печалью.

Ну а на единственный рассказ, получивший от меня 9 баллов (А. Провоторов, «Костяной»), я отзыв уже писал и прочитать его можно на странице самого рассказа.

В целом сборник очень неплох и расположился для меня примерно на уровне тех же «13 маньяков». Прочитал с интересом буквально за пару дней и теперь с нетерпением жду следующую книгу цикла.

Рекомендую сборник всем любителям добротных мистических историй о ведьмах. Здесь и колдуньи самые разнообразные, и рассказы стилистически очень неоднородные. Каждый найдет себе историю по душе.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тринадцать произведений про ведьм. Страшных и привлекательных, злых и добрых. Осносительно, правда. Про современных колдуний, и про живущих в средние века. Все рассказы написаны в разных жанрах. Большинство — в хоррор-жанре. Много мистики, есть детективные истории, триллеры.

Больше всего мне понравился рассказ А. Провоторова «Костяной». Отличные рассказы — «Рыцарь и тьма» В. Кузнецова и «Руки моей матери» М. Павлова. Есть парочка совсем слабых, на мой взгляд, историй.

Но антология очень разнообразная, и каждый читатель найдёт в ней произведения, которые ему непременно понравятся.

В целом, если оценивать весь сборник, то он заслуживает оценку «7». И это очень высокая оценка, если учитывать, что выводить средний бал между великолепными и средненькими рассказами, не совсем объективно.

Свою цель эта антология выполняет на сто процентов- напугать читателя, в хорошем смысле этого слова.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В былые времена, чтобы скрепить нечестивый союз с дьяволом, вам бы пришлось поцеловать рогатого под хвост. В наши дни, как думают некоторые святоши, достаточно прочитать книгу «13 ведьм». Приступим же.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Каждый раз, когда беру в руки сборник ССК, испытываю некий трепет души. Какие рассказы ждут под обложкой? Будет ли действительно страшно? И много других вопросов, на которые узнаю ответ, только после того, как переверну последнюю страницу и закрою книгу.

Да, в первый раз читала в далеком 2016 году и тогда осталась под в восторге, хотя со временем мне стало сложно вспомнить, что же так понравилось? Сейчас мне очень захотелось перечитать ранние сборники ССК, видимо все еще остаюсь под впечатлением от «13 привидений» (рецензия).

Взявшись за ведьм я была готова ко всему. Все же не стоит забывать, что хоррор — это разносторонний жанр. Здесь вы не встретите классический вариант ведьм, наоборот, столько представительниц колдовского ремесла, что каждый найдет рассказ по душе.

Понравился ли сборник в этот раз? Скорее да, чем нет. Поймите, я с серией с самого начала и вижу, как растут и развиваются авторы. Каждый их сборник стал тщательнее подбирать рассказы и уже не возникает вопросов в духе — а что этот рассказ здесь забыл? Даже если возьмем, как пример, Елену Щетинину

«Скырлы-скырлы» — не самый сильный ее рассказ, а вот уже «Самая страшная книга 2019 » показывает совершенно другой уровень. Но, опять же, все дело в вкусе читателя.

Ладно, я побывала на прекрасном шабаше и пошла штурмовать серию дальше)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник ССК «13 ведьм» оказался неоднозначным. В нём собраны произведения, сильно отличающиеся друг от друга подачей и сюжетом. Такая солянка удовлетворит вкус массовой аудитории, но отпугнет книгочеев, любящих органичный и цельный стиль произведений. Последним не стоит расстраиваться, ибо в антологии достаточно рассказов с качественным стилем: это, в первую очередь, «Мышка» М. Шурыгиной, «Зов» А. Сенникова и «Скырлы-скырлы» Е. Щетининой. Ценителям хоррора, любящим жанр за мрачную, тяжёлую атмосферу, понравятся «Мать Нефть» А. Жаркова, «Рыцарь и тьма» В Кузнецова. А самой оригинальной подачей отличился М. Павлов с «Руками моей матери».

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгое время игнорировал современную отечественную литературу жанра хоррор. Отдаю предпочтение в основном зарубежным авторам. Тем не менее, преимущественно положительные отзывы на книги серии «ССК», разожгли во мне интерес, и решил я всё-таки ознакомиться с проектом самостоятельно. Что бы минимизировать риски, купил парочку изданных в мягкой обложке покетов из условно цикла «13…», про ведьм и маньяков, соответственно. Электронные книги практически не признаю, поэтому если есть сомнения при покупке книг, отдаю предпочтения бюджетным изданиям в мягкой обложке, если таковые имеются, конечно.

Приступал к чтению данной антологии с изрядной долей скепсиса. Тем сильнее было моё удивление, после прочтения первого рассказа сборника — «Костяной» Алексея Провоторова. Очень качественный атмосферный рассказ. За тридцать страниц автор создал жуткую атмосферу заснеженного леса, со своим скелетом, скрывающимся где-то в тумане. Проработал действующих лиц, как Люта, обратившегося к ведьме за «помощью», так и саму ведьму (а точнее двух ведьм). Присутствуют в рассказе несколько мерзких, тошнотворных сцен, что, лично для меня, является неотъемлемой частью жанра. Драйвовая концовка тоже прописана на высоте, и не вызывает чувства недоумения, как в некоторых других рассказах сборника. В общем, рассказ «Костяной» получил от меня крепкие восемь баллов.

К сожалению, дальше всё гораздо хуже. Второй рассказ сборника «Скырлы-скырлы» сильно уступает первому. Сумбурная интерпретация на современный лад сказки про «медведя-липовую ногу» от Елены Щетининой не произвела на меня впечатления. Больше четвёрки поставить, к сожалению, не смог (хотя до этого ниже, чем на шестёрку, дочитанные до конца произведения не оценивал; видимо пришло время снижать планку).

Рассказ «Зов» Андрея Сенникова начинается как неплохой детектив. Просто и со вкусом описывается жизнь и быт провинциального участкового, имеющего пристрастие к алкоголю. Но примерно с середины, когда автор съезжает с бытовухи в, так называемый «лафкравтический хоррор», (который не очень люблю) мой интерес стал постепенно угасать. А смазанная концовка окончательно испортила впечатление. Оценил также на четыре балла.

Рассказ «Естество» Олега Кожина, наряду с рассказом «Мать нефть» Алексея Жаркова, на мой взгляд, самые слабые в антологии. Лично у меня, ничего кроме недоумения они не вызвали. Оценил на тройки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Откровенно не впечатлила сексуальная сцена и волосатая «Старая» ведьма в «Естестве». И причём тут «дети, состоящие из нефти» в рассказе «Мать нефть», вообще не понял.

Порадовал рассказ «Плетение» Владимира Кузнецова. Понравилась история нестандартной киберпанковской ведьмы в декорациях Украины в разгар военных действий. Оценил на семь баллов.

«Самоволка» Александра Вангарда тоже в целом понравилась. Со знанием дела описан армейский быт. История с ведьмой, конечно, выглядит здесь притянутой за уши. Но без неё, наверное, не произошло бы тех ужасающих событий, которые в итоге случились. Крепкая шестёрка.

Также шесть баллов поставил «Скверне» Максима Кабира и Дмитрия Костюкевича. Неплохая история о дружбе двух мужчин, которая выдержала испытание временем, о ведьме, выращивающей в пробирке клон (гомункул) собственного мужа, и о том, как в одну ночь может кардинально поменяться жизнь человека, оказавшегося свидетелем страшных событий.

Повесть «Есть ли жизнь в морге» Александра Щёголева с натяжкой можно отнести к такому поджанру хоррора, как сплаттерпанк. Здесь и некрофилия, и расчленёнка, и чёрный юморок присутствует. И всё бы ничего, да только вторая половина, в которой автор переключается на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разборки сельских ведьм с городскими, в масштабах всей страны,
как по мне, не выдерживает никакой критике, и резко снижает оценку. Три балла.

Два ровных женских рассказа: «Мышка» Марии Шурыгиной и «Мертвец» Ольги Рейн оценил на пять баллов. Лично для меня, два средненьких рассказа, не чем особо не выделяющиеся, но и не вызывающие какого-либо раздражения. Понравилась теория, что человек цепляется за жизнь коренными зубами, в рассказе «Мышка».

Дарковый, брутальный рассказ Владимира Кузнецова «Рыцарь и тьма», повествующий о рыцаре-демоне Рено де Шатильоне и его договоре с ведьмой оценил на шестёрку. В целом не плохо, но, на мой взгляд, многовато пафоса и кровищи, для такого небольшого рассказа.

Ну и напоследок рассказ Михаила Павлова «Руки моей матери». Хороший рассказ, написанный понятным современным языком, повествующий о молодом фотографе, с которым, после поездки в Австралию, начинает происходить какая-то чертовщина. Атмосферная жуткая история, в очередной раз напоминающая о том, что все страхи родом из детства. Крепкие семь баллов.

Что понравилось в целом по сборнику, так это неплохой стиль написания. У каждого автора он свой, (где более современный, где наоборот, подражающий языку, как в старой сказке) но в основном, легко читаемый и не вызывающий раздражение. Жаль, конечно, что содержание рассказов, их смысловое наполнение, по большому счёту оставляет желать лучшего.

Может от того, что тема ведьм мне не очень близка, может из-за общего скептического настроя, оценил антологию только на 5 баллов. Есть несколько действительно хороших, на мой взгляд, рассказов («Костяной»; «Плетение»; «Руки моей матери»), остальные либо средние, либо откровенно слабые.

С большей надеждой смотрю на вторую купленную антологию — «13 маньяков». Всё-таки тема маньяков (психологические триллеры) нравится мне больше. От этого сборника, для себя лично, жду более интересных историй.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх