fantlab ru

Ганс Кнайфель «Свет во тьме»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.46
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Свет во тьме

Lichter des Grauens

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Уже двести лет совершаются межзвездные полеты. В течении 190 лет заселено несколько десятков планет. И именно в этом заключается безумие...

Входит в:

— антологию «Фата-Моргана 7», 1993 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Полуэктов (1)

Фата — Моргана 7
1993 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли найдется такой писатель-фантаст, который ни разу в своем творчестве не обращался к теме освоения человечеством просторов Вселенной. Все возможные трудности и опасности, сопровождающие этот процесс были описаны в жанровой литературе и каждый автор старался предложить свои решения большей или меньшей степени оригинальности и эффективности. Чем же на общем фоне произведений, посвященных данной тематике, выделяется повесть Г. Кнайфеля «Свет во тьме»?

Ещё Э.М. Ремарк обращал внимание на то, что продолжительное созерцание луны может привести человека к безумию — скорее всего это просто романтическое предположение, но не вызывает сомнения тот факт, что продолжительное одиночество, да еще при отсутствии привычных звуков, в неимоверном отдалении от Земли, когда перед тобой лежит бескрайняя черная бездна космоса, усыпанная мириадами холодных звезд, может крайне негативно сказаться на психике пилота космического корабля.

Предварив своё произведение эпиграфом из Э. Хемингуэя, автор не раз обращается к мотиву одиночества. По мнению автора, психика здорового пилота постепенно деградирует и в один далеко не прекрасный момент происходит нервный срыв, который с большой вероятностью приведет к трагическому финалу. С описания одного из таких эпизодов и начинается данное произведение, основной же сюжет развивается спустя 92 года после трагедии.

На дворе двадцать третий век, Земная Империя колонизировала десятки новых планет, но дальнейшую космическую экспансию грозит поставить под угрозу невозможность пилотирования космических кораблей психически здоровыми пилотами — никто не может предсказать, когда у человека случится нервный срыв, и он погубит и себя, и дорогостоящее оборудование. Из этой ситуации был найден оригинальный выход — если звезды губительно влияют на здоровую психику, то, возможно, на больное сознание они окажут прямо противоположный эффект?

Приходит время познакомиться с координатором образовательных центров для умственно отсталых пилотов Хуаном Кортом. Предлагая нам стать свидетелями инспектирования одного из таких центров, автор постепенно вводит читателя в курс дела. Имперское правительство проводит отбор среди умственно и расово неполноценных детей-отказников, наиболее подходящие кандидатуры направляются в ведение Корта, и на протяжении двадцати лет под опекой специальных роботов и людей-воспитателей проходят курс Большой Игры, по окончании которого становятся, сами того не ведая и воспринимая пилотирование как продолжение игры, астронавтами.

Таким образом, правительству удалось убить двух зайцев — решить проблему космической экспансии человечества и дать шанс на излечение неполноценным представителям общества, которые из обременительного балласта превратились в ценный трудовой ресурс. Финальный этап звёздной психотерапии замечательно показан на примере Влада Амбарцумова, «монголоидного кретина» из Алма-Аты, как его характеризует сам автор. Кстати, использованием таких терминов автор не пытается специально кого-то оскорбить, это сугубо научная терминология, которая в обывательской речи приобрела негативную окраску.

Также хочу обратить ваше внимание на один примечательный факт — данная повесть увидела свет в один год с выходом бестселлера Д. Киза «Цветы для Элджернона», который так же как Кнайфель обращается к проблемам умственно отсталых. Если сравнивать эти два произведения, то позиция автора «Света во тьме» мне гораздо ближе — он не пытается обмануть читателя, показать неполноценных людей личностями с богатым внутренним миром, достойными не только сочувствия и сострадания, но даже стоящими на ступень выше нормальных людей в моральном плане. Для современного мира давно привычным стало изображение белого черным и наоборот, поэтому громкий успех романа Д. Киза и почти полное забвение повести Г. Кнайфеля лишь в очередной раз подтверждают справедливость утверждения о том, что миллионы мух не могут ошибаться.

Сострадание! — восклицает Кнайфель — его достойны лишь те, кто способен страдать, но можно ли одушевлять пустую телесную оболочку, не способную понять красоту поэзии Гарсиа Лорки, равнодушно взирающую на осенний лес и пламенеющий в объятиях океана диск солнца. Здесь я согласен на все сто, в то же время Чарли Гордон у Д. Киза страдает от одиночества, а психически нездоровые персонажи Кнайфеля этим одиночеством наслаждаются. Тому к каким ужасным последствиям может привести контакт дебила со здоровым человеком в условиях изоляции посвящена основная сюжетная линия.

Центральные события повести разворачиваются на одной из удаленных от Земли колоний человечества. Перед нами планета-фронтир на которой помимо крупных городов люди живут на удаленных друг от друга фермах и стоянках, общая атмосфера и нравы местных обитателей чем-то напоминают Дикий Запад. Именно здесь терпит крушение космический корабль под управлением Альваро Нагуэры, которого на свою беду спасает местная школьная учительница Анжанета Гринсборо.

Нагуэра воспринимает всё происходящее как игру, а его спасительница в то же время проходит все круги ада, претерпевая от своего подопечного все мыслимые унижения и истязания. Героиня оказалась пленницей морально-нравственной ловушки, ненависть и отвращение заставляют ее бежать от дебильного астронавта куда глаза глядят, но чувство ответственности и женская похоть привязывают ее к больному. Эта пытка длится месяц и развязка наступает лишь с появлением сводного брата героини — Рэндала.

Одним из самых симпатичных персонажей повести является отец Рэндала и Анжанеты — старик Абрамс — человек старой закалки, из породы первопроходцев, этот зажиточный фермер не погряз в житейском уюте, для него понятие семейной чести не пустой звук, чем-то он всё-таки напоминает Тараса Бульбу. Тем не менее, он очень любит своих детей — страдает вместе с Анжанетой и делает всё для спасения Рэндала, который преодолев страх, принимает на себя весь груз ответственности за произошедшее.

В финале нам предстоит стать свидетелями громкого судебного процесса, который под пристальным вниманием всего человечества будет проходить на Земле, в Гааге. Здесь мне бы хотелось особо отметить искусного и убедительного адвоката Т'Гластонбери и мудрого верховного судью — рыцаря де Божу, который понимая весь груз ответственности за создание важного прецедента не поддается искушению подойти к рассмотрению дела с позиций фарисейского формализма, но на первое место ставит common sense, здравый смысл — только опираясь на этот источник права в данной ситуации можно было вынести соломоново решение.

Удовлетворение от знакомства с данным произведением для меня было сравнимо с обретением бриллианта в придорожной пыли. Единственный минус — спорная подача завязки, где автор, на мой взгляд, слегка перемудрил со структурным строением текста — понятно его желание поскорее поделиться с читателями своими мыслями и теориями, но необремененная наворотами линейная подача материала, без предварительных экскурсов и пояснений смотрелась бы в данных рамках выигрышнее. Особую благодарность автору хотелось бы выразить за смелость, честность, нежелание лицемерить и идти на поводу общечеловеческих псевдоинтеллектуалов — это большая редкость в наши дни. Рекомендую эту повесть всем, кто устал от унылой политкорректности и лжегуманизма — здесь гуманизм автора подлинный — забота о меньшинствах и их прогрессе не должна идти в ущерб правам и интересам представителей нормативного человечества — особенно если есть способы делать это так, чтобы в выигрыше остались обе стороны.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор мягко говоря расист. Чего только стоит фраза «Почти все пилоты, ...., раньше были брошенными детьми: цыгане, русские, эскимосы, дети низших рас.. да и все остальные.»

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, у немецкого писателя получилась неожиданно-хорошая повесть. Речь в ней идет о нелегком пути человечества к звездам. Дело в том, что выдержать многодневное одиночество на пустом корабле сможет далеко не каждый — количество пилотов на Земле ограничено числом 517. Но даже у них через 10 лет случается психический припадок, который ставит крест не только на их карьере, но и жизни... Возможно, повествование слишком затянуто — очень длинные сцены чередуются очень подробным описанием процесса подготовки пилотов и ... судебного заседания, которое имеет к сюжету самое непосредственное отношение. Возможно, среди описанного действительно имеется много лишнего. Но лично я автора за это не виню: он хотел показать нам не только внешнюю сторону проблемы, но и внутреннюю, связанную с психологией человека. Кроме того, он попытался разобрать случившееся на планете Техедор с моральной и юридической точек зрения. Довольно широкий спектр взглядов на одну и ту же проблему — почти что всеобъемлющий. Тут уж в десяток страниц точно не уложишься. Герои повести описаны не по своему внешнему виду, а по мыслям и поступкам, что прибавляет им объективности и натурализма. Из-за этого и воспринимаются они уже не как «штатные единицы» повествования, а как живые люди со своими комплексами и ошибками. К ним привыкаешь и начинаешь понемногу сочувствовать. Хоть события в основном происходят на двух планетах, в них чувствуется такой же воистину космический масштаб, как и в «Звездных войнах». И это прямая заслуга автора, сумевшего провести правильную параллель от человека ко Вселенной.

Если же говорить о поставленной в произведении проблеме, то она по большей части надуманна и не представляет собой какой-то угрозы будущей космической экспансии человечества. Нынешние экипажи летают на станциях более года, но при этом не сходят с ума, хотя зачастую попадают в очень сложные ситуации (вспомним хотя бы аварийный полет «Аполлона-13» и миссию по спасению орбитальной станции «Салют-7»). Человечеству всё же удалось выработать специальную методику подготовки космонавтов, которая обеспечивает высокую устойчивость к неблагоприятным условиям. Об этом хорошо написано в самой известной научной работе первого космонавта планеты Гагарина «Психология и космос». Наверное, автор повести ее не читал, иначе не поставил бы такую проблему во главу угла. Но мне показалась интересной другая его мысль — насчет «обратного эффекта»: якобы космос способен не только губить нормальный человеческий рассудок, но и излечивать больной от умственной неполноценности. Честно говоря, подобного взгляда я больше ни у кого не встречал. Не думаю, что он безупречен с научной точки зрения, но вот с литературной — несомненно. И то, что повесть заканчивается как раз на подобной сцене, говорит нам о том, что автор является оптимистом и дает нам понять, что космическое будущее у человечества всё же имеется. Нужно только правильно расставить акценты, как это сделал верховный судья Рено де Божу в своем последнем деле. Это очень символично: вместо одной старой жизни родилась другая, молодая, которой вскоре будут принадлежать все звезды. Именно за такой позитивный гуманистический посыл и ставлю произведению твердую «восьмерку».

----------------

РЕЗЮМЕ: философско-психологическая притча о трудном и извилистом пути человека к звездам, пройти который нужно не только быстро, но и достойно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх