fantlab ru

Джефф Райман «Детский сад»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Детский сад

The Child Garden

Роман, год

Аннотация:

Джефф Райман, культовый современный фантаст-утопист, играючи помещает нас в зыбкий мир альтернативного будущего, где власть на планете принадлежит растительному миру. На смену электронике пришла высокоразвитая органическая химия; люди «занимаются» фотосинтезом, учатся под руководством вирусов, размножаются строго по графику... и мало кто доживает до сорока лет. В центре внимания автора — юные человеческие особи и их жизнь в благоустроенном «питомнике». Появление на свет Милены, обладающей иммунитетом к законам органики, заставляет встрепенуться полузомбированных «овощей», которые хотят помочь ей найти безопасное место под солнцем даже ценой собственной жизни...

Примечание:

Роман основан на повести «Love Sickness».


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1990 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1990 // Лучший НФ-роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1990 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Детский сад
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Child Garden
2005 г.
(английский)
The Child Garden
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал полтора года. Вспоминаю это время с ужасом!

Повёлся на издательскую аннотацию – ожидал рибофанк на фоне утопии или антиутопии. Ничего подобного. Какой-то жуткий поток сознания, где сюжет полностью подчинён изменениям психики персонажей. Обстановка больше вяжется с постапокалипсисом, чем с антиутопией. Подробности быта, порядок повествования и поведение героев приближают книгу к сюрреализму. Роман выглядит смесью «Алисы в Зазеркалье» и «Нейроманта». Прибавим сюда что-нибудь нарочно технически безграмотное (скажем, Головачёва) и поставим Кафку помешивать варево. Мне не хватает читательского опыта чтобы указать аналогичные произведения. Мерещится то «Ювенильное море» Платонова, то «Голубое сало» Сорокина, то что-нибудь отвязно-беспощадное из Покровского. Здесь нет привычных понятий – слова и термины совершенно не обязательно означают то, что они должны выражать. Например, «партийная номенклатура» — это просто люди, которые со скучным видом тормозят жизнь других людей. С равным успехом эта прослойка могла бы называться «египетскими жрецами» или «китайскими мандаринами». Вирусы здесь – это такая вещь, которая переносит знания между организмами. Как переносит, почему переносит, как вирус можно вырастить на агар-агаре в чашке Петри – этого автор знать не желает. Просто ему хочется, чтобы штуковина, которая должна переносить техническую информацию в другой мозг, называлась «вирус», а тот индуистско-квакерский бардак что царит на страницах романа, должен называться «победой коммунизма во всём мире». Поэтому вся история тоже не имеет чётко выраженных привычных форм и образов. Шпион может превратиться в поэта, а мастер по свету – в безумного садиста. Здесь всем рационально управляет страшно умный компьютер-сверхразум-поливселенная, но люди продолжают голодать и месят в лужах шистосому. Здесь важнее спектр ощущений, который возникает при взаимодействии неких явлений, заменяющих в книге героев, поступки, принципы, события. Порой автор углубляется в какой-либо поднятый вопрос, но потом лихо топит образованную конструкцию в сюжетном болоте. Говорить что-то конкретное о героях или их окружении нет смысла, т.к. отдельные детали в замысле произведения незначимы, значима их совокупность. Просто автор очень много места тратит на выкладывание общей мозаики, что создаёт подобие действия. На самом деле, как мне показалось, никаких заметных перемен не происходит — героиню лишь переставляют со сцены на сцену и демонстрируют как она там выглядит на общем фоне.

Я плохо понял зачем всё это стоило городить – идейно роман не так уж глубок. В принципе, практически любой человек рано или поздно на основе жизненного опыта самостоятельно приходит к мысли что все явления и события в природе взаимосвязаны. Сильнее или слабее, но связаны. Про то, что «ничего никуда не исчезает – если в одном месте убавилось, то в другом прибавилось», говорят ещё в школе на уроках физики. Этот принцип верен не только для материи или энергии, но часто и для исторических процессов, и онтологии. Да, конструкция романа и воплощение авторского замысла может выглядеть таинственно и причудливо, особенно, если как следует приукрасить и обвешать разными чисто литературными бирюльками, но и в сухом остатке при таком объёме хотелось бы получить больше, чем пару избитых истин.

Рад за автора, что он может так сложно закручивать собственные фантазии, но я лучше почитаю аналогично нестандартные, но всё-таки с нормальным сюжетом произведения Дяченок, чем переваривать такую порцию малосъедобной сенсуативной каши.

Продвигаясь по тексту, постоянно вспоминал Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!», «Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут», «Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть». Эти высказывания очень ярко иллюстрируют суть «Детского сада».

Роман написан рыхло и многословно – охватить его на раз невозможно. Получить удовольствие от чтения получится лишь при склонности к сюрру, игре абстракций, тягучим сюжетам. Можно сэкономить много времени, если не читать данную книгу, а сразу обратиться к рассказам Раймана. Там совершенно то же.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал книгу и понял, что у нас все не так плохо.

Живешь мало — всего 60-70 лет, так сравни с описанной автором продолжительностью жизни в 30-35 лет. Тебе уже лучше?

Ты сам хозяин своей судьбы. Захотел — сменил профессию, захотел — переехал в другой город, на другой континент! А при китайском имматериализме (подобии коммунизма) тебя «размещают» (распределяют) другие («наставники»). Ну как? Хочешь так жить?

Ты еще думаешь сам. А вот если бы тобой управляли вирусы, звеня своими голосами в твоей бедной голове? Это как? Нравится?

Не дай бог нам такого будущего.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, роман — настоящая «нетленка», после которой автор может больше ничего и не писать. К фантастике это можно отнести в той степени, с которой к фантастике относили Новую волну, так что для любителей мэйнстрима или, как сейчас модно говорить, Большой литературы этот роман стоит в очереди на прочтение.

Для меня было заметно, что роман писался не сразу, с перерывами, со смещением акцентов, да наверное ключевая мысль про Детский сад была изначально, но путь, по которому шел автор явно менялся.

Читать или нет? Не знаю. Первая половину книги была для меня откровением, затем я начал немного теряться, но за счет хорошего языка я дошел до конца практически без потери интереса, но удастся ли это всем остальным — сомневаюсь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стиль книги, ее атмосфера и герои очень понравились, 2 балла сбросил только за то что логика сильно хромает. Например сцены с голографическим преследованием совершенно антинаучны. Если в книге нет магии, которой, как известно, можно обяснить все, отсутствие логики мне сильно мешает.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время от времени покупаю книги из оранжевой серии «Альтернатива»,иногда попадается модный хлам,а иногда на столько впечатляющие вещи.Ясное дело,роман «Детский сад» из таких.Назвать роман мега сюжетным или сверх увлекательным не могу.Я люблю классическую литературу.Есть авторы,которые не смотря на все запреты,вопреки стандартам несут через фантастику серьезные высокие вещи.Не поймите меня привратно.

Действие утопического(антиутопии в привычном смысле здесь нет ни на йоту) романа происходит в мире будущего(столь кардинальная эволюция произошла за совсем небольшой срок).В мире произошла победа мирового социализма(перестроенная денежная система,побежден голод,ибо можно свободно заниматься фотосинтезом,созданы рабочие и творческие группы и правит всеми единый органический компьютер Консенсус и несет знания с помощью умных вирусов).В мире правит царство природы(замешан ли в этом Консенсус,органическая система растительных крон,деревьев,связных корневой супер системой по всей земле,некие клубни являются носителями скопированных человеческих сущностей,своеобразный банк информации).Многие города отвоевали вновь джунгли,металл используется редко,более в ходу древесина и резина,двигатели внутреннего сгорания работают на спирту.Космос населен диковинными аппаратами-пузырями.Это можно догадаться последствия некой катастрофы,но еще более страшное последствие другой катастрофы,борьбы с раком.У всех людей супер вирусная защита от раковых клеток,но без них люди рано стареют и живут 35-40 лет.

Главная героиня(собственно весь роман,это жизненный путь необычной девушки,которая имеет неправильную морфологию и способна изменить мир,освободить души внутри Консенсуса и научить его умереть,так просто и не рассказать)Милена Шибуш(чешка по происхождению),сирота,актриса(интересно описана жизнь актерских общин),лесбиянка и обладательница иммунитета против вирусов.Из-за этого ей приходится самой получать и обрабатывать знания,совсем не легкий труд.Сентиментальная часть любовь Милены к генетически модифицированой девушке-белому медведю Ролфе Пэтель,обладательнице феноменального музыкального дара,их амбивалентные отношения и разлука.Семья Ролфы,их жизненный уклад и взаимоотношения Ролфы с отцом.Очень реалистично описываются злоключения,успехи и житие-бытие Милены,иногда трогательно и всегда эмоционально.Ее мысли,размышления,решения и поступки имеют не маловажное значение.

Много театра,музыки и поэзии.Шикаро исполнена постановка «Божественной комедии» Данте,в виде голограммной постановки проэцируемой из космоса,на музыку Ролфы.Достижение Миленой успеха,да,тут и не без завистников и врагов.

Интересно так же замужество Милены(забавно,мужчины вынашивающие детей,мега эмансипация).

Не все спокойно на Земле,вирусы не безупречны ибо способны мутировать,так же сущестование поддельных вирусов.Массовые эпидемии заикания,появление толп «жужелиц» людей с гиперчевствительностью и потеря личностей(один парень стал с сущностью собаки,сучки).

Ну и финал,Милена заболевает всеми видами рака сразу,она доносит до Консенсуса ценную информацию.

В романе совсем смутно описывается существование некой партийной элиты.

Не совсем удалось с первого прочтения разобраться в «нюхачах»(ищейки-ясновидящие,увы не совсем просто понять их),гардах(полиция),существование неких стариков,помнящих старые времена.

Мое описание вышло совершенно снумбурным(в романе все настолько безупречно и поэтично изложено,истинный мед для ума),упущено тысячи насыщенных мелочей,править придется позднее(до бесконечности,хе-хе).

Книга разочарует(навеет зевоту) любителей сюжетной и стандартной фантастики,она для любителей новой и непредсказуемой,умной и литературной фантастики.Понравится любителям Томаса Диша,Джона Бойда,Кордвайнера Смита и любителям Достоевского,Моэма,Набокова,Миллера...думаю да.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх