FantLab ru

Марина Комарова «Враг хозяина штормов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Враг хозяина штормов

Другие названия: Йенгангер не дышит

Роман, год; цикл «Мир Смерти и Севера»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Месть и смерть, как неразлучные сестры, следуют за Оларсом Забытым, наполовину живым, наполовину мертвым посредником между двумя мирами. Его давний враг, властелин бурь и штормов, покинул свое логово и творит зло на северных землях. Чтобы его отыскать, Оларсу придется побывать в пределах вечного холода, найти спрятанный во льдах древний город и заключить договор с морским богом. В странствиях его помощниками станут волшебница Рангрид по прозвищу Всегда Предающая и капитан корабля мертвецов. При этом Оларс еще не знает, кого стоит опасаться больше: старого врага или таких друзей?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 263

Активный словарный запас: низкий (2460 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Рукопись года, 2014-2015 // Рукопись года


Издания: ВСЕ (3)

Враг хозяина штормов
2016 г.
Йенгангер не дышит
2020 г.

Электронные издания:

Йенгангер не дышит
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купил недавно бумажную книгу с полки распродажи. Прочитал — и восхитился, какая же жемчужина попала мне в руки. Эта книга словно вернула меня лет десять тому назад, когда я зачитывался бесконечным циклом про Упорядоченное Ника Перумова и усердно смаковал книги пана Анджея. Впрочем, оный роман вполне мог бы прийтись мне и чуть ранее, когда я «болел» Толкином и Семёновой (впрочем, книги Профессора я и сейчас порою люблю посмаковать долгими зимними и осенними вечерами, они словно светлы мёд, прогоняющий хандру ).

В общем, перед нами подлинный яхонт — высокое фэнэзи, не просто настоенное а древних мифах, но и плоть от плоти их. Это сказ, говорящий со своим читателем голосам холодных морских волн, древних замшелых камней и суровых ледяных пустынь. Впрочем, и лесам, и людям, не говоря уж о нелюди, место там тоже найдётся.

Это история квеста, история поиска. Некий мститель идёт к цитадели местного владыки зла районного (пока что) масштаба. А по пути он ввязывается в разные дела из мира живых и духов. Всё это густо нафаршировано суровым духом германской и скандинавской мифологии. Сам главный , Оларс Глемт, наделённый даром (по сути очень и очень тяжёлым, чуть ли не проклятым) общения с мертвыми, чем то напоминает нам пеховского стража. Точнее, каким бы Людвиг мог быть лет так за восемьсот до. Местами вспоминаются чудесные «Верные враги» Ольги Громыко, но всёж базис тут один — Миф. Древний, суровый и жестокий. И сама книга порою кажется вырезанной изо льда.

Да, нет тут долгих и великих странствий и свершений (многое осталось т.с. за кадром). Нет долгого плетения кружев сюжета. Но героям этой саги не нужна тонкая рапира, они более привычны с секирам... Лирика в книге тоже есть, и очень неплохая.

эх... Лёд и рябина...

Какая хорошая книга то получилась. И с какой красиво выраженной мыслью о единстве в финале. А финал... Он вполне в духе древних мифов. Всё так и должно.

Но как бы мне хотелось прочитать однажды продолжение этой чудесной книги!

+ Огромная благодарность Автору за подаренные чудесные минуты. Причём не только мне одному. Уже несколько человек высказались то очень надеются на продолжение истории о доблестном Посреднике из славного рода Глемтов.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно не понравилось.

Правда первые 100-200 стр. казалось, что это очень даже не плохая книга. Но нет, нет.

Здесь довольно сильное противоречие — довольно таки не плохой слог, для такого молодого автора, сюжет в общем-то тоже ..., но к концу книги, даже с середины, все портит абсолютно неадекватный герой.

Его реакции на окружающих..., создается впечатление, что он вспыльчивый самодур.

Итог таков — сюжет и слог на семерку, ГГ(да и вообще все герои книги) на 4-5. В среднем ставлю шесть.

Если бы не совершенное отсутствие характеров героев — была бы твердая семерка.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

АНАТОМИЯ МИФОТВОРЧЕСТВА

Враг Хозяина Штормов (роман)

Автор: Марина Комарова

Жанр: мифологическое фэнтези, тёмное фэнтези

Издательство: АСТ

Серия: Легенды героев и магии

Год издания: 2016

Похожие произведения: «Хроники Вардсстоуна» Джозефа Дилейни, «Ведьмак» («Последнее желание, «Меч предназначения») Анджея Сапковского, классическое фэнтези («Властелин Колец», «Волшебник Земноморья»)

Враг Хозяина штормов – это второй роман, который должен был выйти в серии «Тёмное фэнтези» от издательства «АСТ». Серия, увы, не пока заморожена, но «Враг Хозяина Штормов», хвала высшим силам и настойчивым редакторам, таки увидел свет.

Что же мы имеем под обложкой? А имеем мы довольно редкого в наших широтах зверя – мифологическое фэнтези в его чистом, рафинированном виде. Миф и мифотворчество являются в романе основными сюжетообразующими факторами – со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Среди пюсов, несомненно, стоит отметить блестящую стилизацию этих самых мифов. Сплетая в себе легендариум скандинавов, карело-финов и прибалтов, Марина Комарова погружает читателя в живой, многогранный мир с таким обилием деталей, что с непривычки может зарябить в глазах. Такое впечатление, что рассматриваешь панно-панораму, с огромным количеством сцен и фигур на полотне колоссального размера. Эффект от масштаба усиливается прекрасной авторской подачей и отточенным стилем. Пани Комарова к русскому языку относится с любовью и трепетом и это весьма радует.

Путь сравнения одного произведения с другим всегда довольно скользкий, но хорошо подходит для того, чтобы читатель мог составить представление о книге и при этом не прочитал в рецензии ее краткий пересказ. Итак, мифология в романе занимает ключевые позиции. Не мир с его географией и политикой, не этника, не бестиарий и не физика. А это значит, что сюжет подаваться будет именно с позиции мифа, причем в основе своей довольно прямолинейно – герой вместе с читателем будет переходить от одного рассказчика к другому, слушая очередную древнюю легенду и раскрывая перед собой новые грани своего путешествия и окружающего мира. Такой подход чем-то напоминает манеру подачи в игре Dark Souls.

В Dark Souls основа подачи сюжета так же лежит в монологах персонажей и описаниях предметов – т.е. по сути, в мифологии мира. Но главное сходство даже не в этом. Во «Враге Хозяина Штормов» точно так же создавая свою историю мифами и преданиями, Марина Комарова оперирует событиями прошлыми относительно времени действия. Почти все ключевые моменты сюжета уже случились – и самые свежие из них относятся к детству героев, а самые ранние – к незапамятным временам и войнам богов и людей. В Dark Souls фактически так же – герой разбирается с прегрешениями дней давно минувших, только к финалу «выводя» их в настоящее время. Хорошо это или плохо – тут вопрос исключительно личных вкусов. Но есть существенная разница между объектами сравнения – в Dark Souls лор приходится откапывать и выстраивать самому, что прдаёт самому процессу некоторый азарт и приятное чувство открытия. Литература в этом отношении более прямолинейна. Так что, хочешь-не хочешь, приходится брать все, что дают. Даже тогда, когда хотелось бы выдохнуть и освежить динамику бодрым экшеном. Впрочем, экшен в книге тоже присутствует – на вполне достойном уровне, как и полагается, нарастая и набирая обороты ближе к концу.

Но одними мифами сюжет, само собой, не ограничивается. Вторым китом, на котором он держится, является нестареющий архетип «истории-путешествия». Да, герой сотоварищи всю книгу идет на север. С очень конкретной и оправданной целью, которую в таких случаях принято называть «Эпик квест». И не надо возмущенных выкриков типа «Опять!» и «Сколько можно!». Путешествие здесь – только одна из составляющих, причем не самая важная. Впрочем, все элементы, ожидаемые в этом случае, на месте и исполнены на надлежащем уровне: харизматичные и интересные спутники, внезапные повороты и опаснейшие препятствия. Герой вырабатывает привязанности, познает утраты, идет на риск… И все же этот стоп вышел слабее. Даже не слабее – просто «удельный вес» мифа в сюжете настолько высок, что странствию не всегда получается развернуться. Характер главного героя раскрывается хорошо и планономерно, но вот второстепенным персонажам, что называется, «негде развернуться». Возьмем в пример Рангрид Всегда предающую. Со всем уважением, но предает она за всю книгу дважды. Есть еще намеки на ее прошлые предательства, но они буквально вмещаются в пару фраз. Между тем, помня заветы Анджея нашего Сапковского про отсутствие золота в Серых горах, читатель подсознательно ждет, что Всегда предающая будет предавать всегда, т.е. на каждом углу и при любой возможности. Ведь мы узнаем, что Рангрид – Всегда предающая еще до того, как узнаем, кто она вообще такая — это название третьей (из семи) части романа! А предательства в этой части – нет!

Но причина не в том, что автор «не смогла». Здесь ребром встал вопрос расставления приоритетов и выбор, чему именно в книге уделить больше внимания. Из читательского восприятия этого самого разделения и вырабатывается отношение к книге. Если, увидев женскую фамилию на обложке, вы будете ждать фэнтези про большую и всепобеждающую (или всепожирающую) любовь – увы, нет. Романтическая линия тут имеется – вполне приятная и располагающая, но очевидно написанная скорее «между строк» с парой сцен, которые, если читать не вдумываясь, могут вызвать у читателя в унисон с героем восклицание: «Что простите?» Точно так же может обмануться читатель, возжелавший кромешно-тёмного фэнтези, на грани хоррора. Некоторая мрачность повествования здесь присутствует, но она вполне укладывается в рамки суровой мрачности любой северной легенды или мифа.

Так что книга, при всех ее несомненных достоинствах может понравиться (или не понравиться) в зависимости от того, насколько читатель настроен на неспешное и обстоятельное повествование. По мере чтения она формирует разные ассоциации – от первых томов «Ведьмака» и «Хроник Вардстоуна», до аллегорической «Сказки странствий» и «Хроник Мага» Ника Перумова. Кому-то даже слуга-тролль напомнит Эндрю Фейрсервиса из «Роб Рой» Вальтера Скотта. Но ни одну из ассоциаций не получится назвать всеохватывающей – исключая, конечно мифологические параллели с эпосом скандинавов, карело-финнов и прибалтов.

И естественно, нельзя говорить о книге «Враг Хозяина Штормов» и не упомянуть собственно Хозяина Штормов, здешнего локального Саурона (пусть никого не обидит такое сравнение). Образ Спокельсе (одно из имен злодея) нельзя считать целиком удачным. И это – обратная сторона мифологической, ретроспективной подачи сюжета и образов. На протяжении всей книги, шаг за шагом сталкиваясь с тем или иным злодейством, герой неизменно узнает, что к оному злодейству приложил руку Хозяин Штормов. Это происходит настолько часто, что испорченный постмодерном читательский мозг уже части к четвертой начинает строить конспирологическую теорию, что Спокельсе – совсем не плохой, просто кто-то его пытается подставить. Вдруг эти указания ложны или просто результат совпадений? Проблема здесь в некоторой архаичности подобного антагониста – как воплощения абсолютного, беспросветного Зла. По большому счету, таким «иедальным» злом в классическом фэнтези является тот самый Саурон. Это, наверное, единственный фэнтези-антагонист, который прямо не участвует в сюжете, но давит своей анти-харизмой так, что не выдохнуть. Ведь даже Мелькор – образ в чем-то трагичный и достойный некоторого сочувствия.

Вот потому сравнение Хозяина штормов с Сауроном весьма уместно. Совпадение образов почти идеальное. При этом, очевидно, что прямых заимствований нет. И может быть, получилось бы отнестись к Спокельсе более благосклонно, если бы не его прямое появление в финале. Вот тут образы расходятся и становится понятна логика профессора, который своего Тёмного Лорда обратил в прах, не дав выйти на Кромалленское поле и помахать чем-то тяжелым. Прав был профессор, чертовски прав! Даже в поражении Саурон остается непознаваемым темным Абсолютом. А Спокеьсе сам низвергает себя с темного трона, показавши себя с вполне понятной, человеческой стороны.

Итоговый вердикт таков: «Враг Хозяина Штормов» — достойная и довольно нетипичная книга, которая приятно впечатляет самобытным стилем и подходом автора. Но неприятие – темное альтер-эго самобытности. Роман, при всех достоинствах, нельзя считать «продуктом широкой аудитории». Он может настроить читателя на свой лад, ввести в приятный транс настроением северной сказки, не лишенной жестокости и мрачности наряду с суровой красотой. Но может и утомить – ровно теми же инструментами.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скандинавское фентези – это оригинально уже само по себе, что, несомненно, является большим плюсом романа. Все здесь вроде бы знакомо, и в то же время отличается от привычных большинству миров и героев. Не считая прочего, это прекрасная возможность познакомиться со скандинавским фольклором и мифологией.

Роман предназначен для широкого круга читателей, здесь нет никаких ограничений типа «чисто женский роман». Мир йенгангера Оларса Забытого – это ожившие мертвецы, злые духи и темные боги, предательство и месть, холод, мрак, сражения и смерть.

Оларс Забытый – персонаж неоднозначный. Наполовину мертвец, наполовину человек, посредник между миром живых и мертвых, потерявший семью, жаждущий отомстить, он идет к своей цели, не всегда понимая и принимая то, что должен делать ради ее достижения, вызывает симпатию и сопереживание. Его спутники порой загадочны, порой забавны или даже пугающи, но все они разные, у каждого свой характер, своя история и судьба.

Читая, не раз ловила себя на мысли, что передо мной сценарий сериала, где каждая серия должна быть максимально насыщена событиями, чтобы зритель не заскучал. Для сериалов это действительно работает хорошо, а вот во время чтения иногда хочется выдохнуть и расслабиться. Но, может быть, только мне. А вот для тех, кто не любит отступлений и спадов напряжения, будет в самый раз.

Из сюжетных минусов отмечу одинаковое построение событийного ряда частей – «серий». Герой путешествует, встречает пострадавших от злодеяний Хозяина Штормов, проводит ритуалы, помогает нуждающимся, получает помощь от некой сущности взамен на его, Оларса, помощь в каком-то деле. Некоторые из встреченных отправляются с ним.

Тем не менее, несмотря на озвученные минусы, с логикой повествования в романе все отлично, все ружья выстрелили, все второстепенные герои, коих набралось немало за время романа, сыграли в финале свою роль. Битва главного героя Оларса Забытого с главным злодеем Хозяином Штормов завершилась поражением последнего и избавлением северных земель от его власти.

Правда, здесь нет хэппи энда в классическом понимании. Цель Оларса достигнута, но его возлюбленная умерла, а сам он стал живым мертвецом, отдав свою жизненную силу ради победы. В финале есть зацепка для продолжения и, насколько я знаю, оно уже написано или пишется.

Отдельно хочу отметить концовку, где автор мягко касается актуальных на сегодняшний день проблем межнационального взаимодействия славянских народов, ненавязчиво отмечая важность единства.

Так же я вижу возможность и даже необходимость приквела, который введет неподготовленного читателя в этот мир и позволит более подробно рассказать, как все было. Пока читала, складывалось впечатление, что сквозь строчки проглядывает огромное количество недосказанного.

Не возьмусь предугадывать, как будет продаваться роман, но своего читателя он, несомненно, найдет, поэтому напоследок хочется пожелать автору удачи и дальнейших творческих свершений

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх