FantLab ru

Павел Дмитриев «Квадратное время»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.33
Голосов:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Квадратное время

Цикл

Аннотация:

Квадратное время (предполагается трилогия) — приключенческий роман с упором на исторический реализм, в котором наш современник пытается не только выжить в мире 1920-30-ых годов, но и слегка подправить ход истории. Прогрессорства мало, скучных фактов много. В тексте упоминается изрядное количество «знаменитых» имен, но надо понимать, на самом деле все персонажи книги вымышлены автором. Исторические обстоятельства, определившие их поступки, взяты из жизни.

© Автор

Содержание цикла:

5.97 (44)
-
3 отз.
6.59 (22)
-
 

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Квадратное время
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После повторного прочтения понравившегося цикла «Ещё не поздно» я решил продолжить знакомство с творчеством Павла Дмитриева и прочитал две из трёх (последняя часть трилогии пока не написана) книг цикла «Квадратное время». И лучше бы я это не делал.

Первый недостаток, о котором хочется сказать, связан со структурой повествования. Волею судьбы главный герой переносится из декабря 2014 года в декабрь 1926, однако сам цикл начинается с описания событий апреля 1930 года. Из-за этого вся первая книга и половина второй на 80 – 90% состоят из флешбеков. На протяжении примерно четырёхсот страниц сюжет буквально вязнет в воспоминаниях героя о его злоключениях в ленинградской тюрьме и Соловецком лагере, побеге в Финляндию, путешествий по Европе и т.д. В результате, не смотря на обилие событий, текст воспринимается как откровенно тягомотный. Автор откровенно перемудрил с композицией. Придай он своим книгам нормальное линейное повествование, то читать их было бы легче, а сам сюжет от этого бы не пострадал.

Ещё более крупным недостатком является политические пристрастия автора, которые он не стесняется навязывать читателям цикла. В цикле «Ещё не поздно» Дмитриев критиковал и СССР и советскую экономику, однако делал это вполне обоснованно. Здесь же писателя откровенно понесло. И если в «Анизотропном шоссе» неприятие Советского Союза оправдывается описанием тюремных и лагерных реалий конца 20-хх годов (к слову, весьма красочных), то в «Зло побеждает зло» беспристрастность окончательно покинула автора. Чего стоит пассаж, в котором он «разоблачает» советские показатели роста экономики:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дикую процентовку роста большевики относят к «промышленному производству» в целом, но данные показывают исключительно по отдельным продуктам. За руку кремлевских ловкачей никто не ловит, так как для рынка такая логика в общем и целом верна; если чугун выплавлен – значит сковородка из него отлита, обработана и продана домохозяйке. Никому из зарубежных экономистов в голову не приходит, что ценный материал можно тупо извести на брак или отправить в отходы. Таким образом, графики на сталь, уголь, нефть – важные, но все же отдельные индикаторы низкого передела, будут лететь вверх по десять-пятнадцати процентов в год всю советскую историю.

Следите за руками: никто в здравом уме и не отрицает, что количественные показатели по выплавке чугуна или, например, по добычи нефти – лишь отдельные показатели экономики государства. Однако при этом Дмитриев утверждает, что значительная часть того же чугуна у диких и неэффективных коммунистов непременно уйдёт в брак или будет сгноено в утильсырье, в то время как в капиталистической стране весь выплавленный металл пойдёт в дело. Что это за бред? Я готов читать авторов которые стараются соблюсти непредвзятость и указывают конкретные недостатки того или иного строя. Однако когда вместо конкретных фактов начинается дешёвая демагогия с вышеуказанным уровнем «аргументации», то отношение к написанному (вне зависимости от того разделяю я политические взгляды автора или нет) стремительно уходит в негатив.

Сломался я после того как Дмитриев устами главного героя объявил что Финляндия, Сингапур и Южная Корея в своё время были фашисткими государствами. После подобного откровения мне стало понятно, что на адекватности автора можно ставить жирный крест. Урхо Кекконена, Ли Куан Ю и Пак Чонхи можно упрекать во множестве грехов, но при всех своих недостатках фашистами они точно не были.

Теперь о самом сюжете. При всём своём антисоветской составляющей и бесконечных флешбеках первая книга получилась не такой уж и плохой. Как я понял из пояснений автора, при написании цикла он использовал мемуары людей, которые отбыли наказание Соловецком лагере, так что описания тюрьмы в Ленинграде и быта на Соловках вышли на редкость сильными. Побег из лагеря и путь героя в Финляндию получился менее убедительным, ибо слишком уж много везло герою на пути к свободе. Заграничная часть приключений в целом порадовала. Отлично показаны бессилие и паразитические надежды белых эмигрантов. Эпизод со сломанной рукой Гитлера в череде перемещений по Европе главного героя выглядит откровенно лишним и никак не влияющим на сюжет цикла. Зачем он вообще был нужен – непонятно. Разочаровало описание встреч нашего современника с Троцким. И сам Лев Давидович получился каким-то картонным и его реакция на смартфон описана недостоверно.

Забавно, что к середине цикла герой последовательно отвёрг кандидатуры глав иностранных государств, лидеров эмигрантского движения и Троцкого в качестве обладателей информации о будущем. Логично предположить, что единственным, кто действительно мог бы распорядиться такой информацией на благо России – это правительство СССР во главе со Сталиным. Однако здесь автор спохватился, что он вообще-то пишет антисоветскую агитку, поэтому сделал финт ушами и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убил Сталина.

Именно этот шаг, по замыслу главного героя, должен принести мир и процветание на территорию нашей Родины, а также спасти её от ужасов 1937 и 1941 годов. И неважно, что после описанного события лидеры ВКП(б) устроили грандиозную партийную чистку, которая имеет все шансы превратиться в массовые политические репрессии по масштабу ничуть не меньшие, чем наша «ежовщина». И ещё более неважно, что Адольф Алоизович в этой реальности – жив, здоров и продолжает пользоваться покровительством крупного капитала. И вот на таком фундаменте будет в третьем романе цикла будет строиться новый, лучший, чем наш, мир…

Итог: обещавшая столь много авторская задумка постепенно скатилась в откровенный треш. Единственное отличие этой писанины от какой-нибудь махровщины заключается в идеологической составляющей, а этого как-то мало для того чтобы поставить циклу сколь-нибудь высокую оценку. Не уверен, что потрачу время на третью часть этой истории.

P.S. Мысль о том, что коллективизацию и индустриализацию можно было бы провести с большим толком и меньшими финансовыми и человеческими затратами отнюдь не нова. Если вам интересно более детально ознакомится с экономическими, идеологическими и бюрократическими проблемами, которые терзали СССР в середине 20-х – начале 30-хх годов, а также поразмышлять над возможностями модернизации советской промышленности в предвоенный период, то советую ознакомиться с трилогией Андрея Колганова «Жернова истории». На фоне этого цикла писанина Павла Дмитриева является ярким, но пустым экшеном.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно было читать о тёмной стороне становления СССР. По количеству и качеству сносок видно сколько работы провёл автор. Но в отличии от серии «Ещё не поздно» сюжет «Квадратного времени» какой-то более рваный, повествование движется скачками, один день растягивается на главу потом скачок на полгода вперёд, потом глава-неделя и снова скачок на месяц.

Автор добавил кучу исторических личностей ради галочки «чтобы было». К примеру, Троцкий и Королёв, если в первом случае автор как-то оправдывает встречу метаниями главного героя в поисках союзников, то встреча со вторым совсем ничего не дала истории.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх