FantLab ru

Айзек Азимов «Роботы зари»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Голосов:
1346
Моя оценка:
-

подробнее

Роботы зари

The Robots of Dawn

Другие названия: Роботы утренней зари; Роботы рассвета

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, на то, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он это не делал. Фастольф — лидер политического движения помощи землянам, и правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки и оно посылает проверенного уже человека. Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

© vad
Примечание:

Роман Айзека Азимова «Роботы Утренней Зари» является третьей книгой его серии о позитронных роботах.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1985 // Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)

Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 4
1994 г.
Роботы зари
2001 г.
Роботы зари
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Роботы зари
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Robots of Dawn
1983 г.
(английский)
The Robots of Dawn
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2015 г.

Наверное, нужно было глубже смотреть в корень, а я рассредоточилась на частности и восприняла книгу через них. Я постораюсь деликатно объяснить почему поставила такую низкую оценку, ведь предыдущие истории были великолепны, а ,,Обнажённое солнце'' одна из лучших книг в жанре, прочитанная мною за прошлый год. Начало книги было многообещающим и в целом оно себя оправдало, если откинуть всё то, что мне помешало оценить книгу так же высоко.

Так же, как и ранее, детектив С7 Элайдж Бейли, получит новый опыт, отправляясь теперь уже на Аврору. Опыт позволит ему реально понять, что он сможет оставить Землю и встретиться с любым новым миром. Но до этого ещё нужно распутать сложное дело, провальный результат которого означает конец его карьеры на Земле и он окажется идеальным козлом отпущения для земного правительства.

Запутанное дело оказывается на просто убийством человекоподобного робота, а сложнейшей комбинацией, которая может решить не только политические вопросы на Авроре, но и вопросы исследования Галактики. Детектив Бейли встретится со своими старыми знакомыми, узнает новых людей, и не только, ему придётся одновременно вести расследование и постигать внутреннюю жизнь и обычаи Авроры, выяснять полезность и задачи роботостроения, столкнуться с коварными планами и при этом разбираться со своими страхами во Вне и душевными чувствами. Но Элайдж, в итоге, окажется на высоте. Финал классный: Бейли в нём оказывается настоящим гуманистом – вроде бы закончил дело, все удовлетворены, но точка то не стоит. И он её ставит перед собой и тем, кто реально виновен: при этом щадя Глэдию, жалея Фастольфа, не информируя никого другого, чтобы не портить сложившуюся ситуацию.

Дэниел Оливо в этой истории не играет существенной роли. На передний план вышел другой робот – Жискар. Он реально интересен, но обладая такой уникальной способностью он так же невероятно опасен и для человека и для робота. Как знать, что ему приглянется и как он решит это использовать. И ещё не известно, кто теперь реально управляет течением жизни и движением в глубину Галактики.

Но имея столь закрученный сюжет книга абсолютно не имеет динамики. Между ,,Обнажённым солнцем'' и ,,Роботами зари'' расстояние в 27 лет и порою мне казалось, что и между прежним Бейли и нынишним прошло столько же, а не всего–то пару лет. Сомнения, сомнения одолевают детектива на каждом шагу и по любому поводу. Сомнения и рассуждения. А рассуждений и разговоров здесь много: подробных, основательных, об одном и том же по нескольку страниц, да ещё с повторами. А любовная линия с Глэдией меня выбесила (простите). На нескольких страницах она рассказала о своих унижениях на Солярии, о неудовлетворённости на Авроре, при этом ещё всё несколько раз повторила с подробностями и Бейли, как телёнок, всё это внимает и обсуждает с Фастольфом. И после таких откровений, при взаимном желании,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда всё наконец–то случилось ,,Он ожидал встретить раскаяние, отвращение, стыд, подчеркнутое безразличие, слезы – все, кроме откровенно эротического поведения, какое она приняла'', ,, Я сделала это и буду радоваться этому всю жизнь. Ты освободил меня одним прикосновением два года назад, а в следующую ночь меня еще раз. Два года назад я узнала, что могу чувствовать желание, а сегодня ночью я узнала, что снова могу почувствовать его после Джандера...'' И это через неделю то после его гибели?
Что за бред? Что они несут? Откуда это пришло Автору в голову? Хотелось взять метлу и вымести этот кошмар из головы Бейли, из книги и из моей памяти.

Вот это топтание и повторения в разговорах, эта неудовлетворённая Глэдия мне не позволили восхититься романом, как другим читателям и уж тем более так же, как я восхищалась предыдущими. Спасибо Автору хотя бы за Жискара и за эффектный финал, который всё таки показал прежнего Элайджа Бейли.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2014 г.

После прочтения этого романа я остался в несколько противоречивых чувствах. С одной стороны роман понравился глубиной затрагиваемых тем, неожиданной развязкой, а с другой стороны — несколько разочаровал её неестественностью и недосказанностью.

Мне показалось странным, что самый крупный специалист по робототехнике на Авроре, не смог разобраться в действительном соотношении интеллектов его собственных роботов. Показалась не до конца раскрытой тема привязанности Василии и Жискара. Вполне возможно, что именно Василия является центральной фигурой в этом деле. Она имела дело с робототехником Амадейро, она общалась с Гремионисом, имела огромное влияние на Жискара. А самое главное — у неё имелись как политические, так и личные мотивы для противодействия Фастольфу. И случилось так, что именно её роль в произошедшем не была раскрыта до конца. Кстати, судя по тому, как легко аврорцы относятся к сексу между людьми и роботами, возможно Василию с Жискаром связывало нечто большее, чем детская привязанность...

В романе упомянуты темы индивидуализма и коллективизма на примере научных сообществ Земли и Авроры, тема социальной сегрегации на примере отношения людей и роботов на Авроре. Отношение аврорцев к землянам почему-то напоминает мне то отношение, которое, как мне кажется, испытывают граждане из стран «просвещённой демократии» к гражданам стран «третьего мира». Взять Великобританию или США и Китай или Индию. То же пренебрежение к «недочеловекам», варварам и дикарям, та же удовлетворённость сложившимся статус-кво и желание вставить палки в колёса любому, кто желает его нарушить. Рождаясь с осознанием своей избранности, эти люди изначально теряют стимулы к развитию и на деле легко могут оказаться примитивнее тех, выше которых себя превозносят. Аврорцы вообще мне напоминают высокомерных англичан и американцев. То же низведение любви до секса и удовлетворённости, та же забота о процветании собственного образа жизни, то же желание делать своё процветание чужими руками — не важно, идёт ли речь о колонизации других планет силами роботов или о наведении демократии точечными ударами крылатых ракет и беспилотников...

Тема сексуальных взаимоотношений между человеком и роботом позволяет в некоторой мере осознать отличия между любовью и сексом в их утилитарном смысле: в сексе преобладает эгоизм, в любви — забота о партнёре. С другой стороны, может ли робот, заботящийся о партнёрше, считаться способным любить? Вопрос остаётся открытым. Вообще, это довольно скользкая тема, рассуждения о которой могут легко вызвать раздражение читателя. Единственно правильный подход к тому, чтобы донести свои мысли до читателя, заключается в том, чтобы обрисовать ситуацию, размышления над которой сами приведут читателя к мыслям, которые хотел передать автор. В этом романе Азимов именно так, с одной стороны, без ложной скромности, с другой стороны — достаточно тактично подталкивает читателя к определённым размышлениям на тему любви и секса.

Персонаж Дэниэла Оливо, как мне показалось, был полностью исчерпан уже в первом романе, «Стальные пещеры». В романе «Обнажённое солнце» он скорее выполняет роль статиста, нежели одного из главных персонажей. В «Обнажённом солнце» автор даже на время избавляет Илайджа от компании Дэниэла, как будто тот является обузой. Я ожидал, что и в этом романе роль Дэниэла будет не самой главной, и потому уже приготовился к тому, что Дэниэл опять будет выполнять роль статиста. По большому счёту, так оно и вышло. Однако в этом романе появились более объёмные второстепенные персонажи, так что повествование было довольно плотным и не имело очевидных сюжетных провисаний. Но главный сюрприз меня ждал в конце романа — по-настоящему разумный робот, обладающий собственной мотивацией, что и отличает его ото всех описанных в цикле роботов и делает практически равным человеку.

Этот роман определённо стоит прочитать, однако, на мой взгляд, его нельзя полноценно воспринять без прочтения предыдущих двух романов цикла. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2015 г.

Книга оставляет неоднозначное впечатление. Как детектив она хороша. Интрига увлекает, автор развивает сюжет концентрично вокруг убийства — один круг проблем, другой круг проблем, в каждом свои тайны и эти тайны детектив Элайдж Бейли успешно распутывает, перед читателем вырисовываются скрытые моменты жизни аврорианского общества, но к раскрытию убийства это не приближает ни на шаг. В результате интерес к событиям поддерживается на высоком уровне до самой последней страницы.

До конца сохраняемая тайна убийства вытягивает на себе весь роман. Будь детективная составляющая чуть слабее, дай автор читателю возможность заранее догадаться или хотя бы обоснованно предположить, кто и как совершил это преступление, роман утратил бы всю свою притягательность. Потому что кроме тайны вплоть до финального диалога с Жискаром в нем мало что есть.

Диалоги неровные, по большей части кошмарные, а они составляют основную часть текста. При этом в первом значительном диалоге между Бейли и роботами на космическом корабле сделана заявка на демонстрацию дедуктивного метода Бейли в ходе его общения с персонажами. Искусно формулируя вопросы, он выясняет возможности роботов, их место в социальной структуре аврорианского общества, свое место в этой структуре и другие важные для начала расследования сведения. Этот диалог очень хорош, но при этом именно он определяет невнятное впечатление от романа в целом. Задана высокая планка, от следующих диалога ожидаешь такого же уровня, а он не достигается. Последующие беседы детектива с участниками драмы выглядят странно, некоторые даже дико.

Эпизод с попыткой метнуть в детектива экзотическую солонку нелеп в своей нарочитой театральности, откровения Глэдии чрезмерно затянуты и детализированы, особенно ее пространные рассуждения после ночи с Бейли, как будто читатели настолько тупы, что не в состоянии сами интерпретировать ее психологическое состояние.

Однако, есть и весьма интересные моменты. Например, ответы роботов на вопросы Бейли после разговора с доктором Василией, или беседа с Гремионисом, после которой оценка Глэдией гендерных отношений на Авроре как «балета» кажется очень точной, или отдельные фрагменты разговора с доктором Амадиро, которые дают понять его желание завладеть Дэниелом, готовность к силовым действиям, если потребуется. В мутном потоке множества фраз эти фрагменты сверкают, как драгоценные жемчужины. Находишь их и начинаешь думать, что, наверное, так и надо — замаскировать главное в словесном мусоре, чтобы отвлечь противника, утомить, заставить расслабиться. Правда, в роли противника оказывается и читатель тоже.

Разбор полетов Председателем Законодательного собрания Авроры очень хорош. Возможно, доктор Амадиро показан чуть более эмоциональным, чем должен быть человек его профессии и квалификации. Слишком легко он попался в расставленные Бейли ловушки. Это кажется неестественным. Но финал все ставит на свои места. И заставляет нервно поежиться. Детективная история отступает на второй план — на первом оказывается противостояние живого и искусственного интеллекта.

Научно-технический прогресс остановить нельзя. Даже в полусонных мирах космонитов появляются сподвижники науки уровня доктора Фастольфа. Искусственный интеллект уже вошел в жизнь человеческих сообществ и расширяет сектор своего присутствия. На первый взгляд, он, вроде бы, не враждебен. Он логичен, мудр, подвластен Первому Закону, но при этом способен принимать самостоятельные решения и подчинять себе волю человека. К чему приведет появление в мирах такого игрока? Никто не скажет заранее. Детективная история завершена, убийца найден, но финал романа открытый, искин с принципиально новыми возможностями впервые заявил о себе человеку...

Финал, четко прорисованные картинки социально-политической структуры еще одного мира космонитов и места Земли в сообществе обитаемых планет примиряют с недостатками романа. Азимов силен в описании связок «человек — робот», отношения по типу «человек — человек» ему удаются не всегда.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2009 г.

Роман оставил после себя такое ощущение, что теперь не успокоюсь, пока не прочитаю весь цикл. Очень жаль, что прямо сейчас нет под рукой продолжения. Чтение «Роботов зари» заразило такой динамикой, что хочется в этом же безостановочном темпе и дальше читать про Бейли и Дэниела.

Но колесо повествования раскрутилось не сразу и не сразу набрало такую скорость. Роман в два раза длиннее предыдущих из цикла и поэтому стиль немного изменился. Довольно долго детектива посвящали в курс дела, достаточно долго он намечал для себя пути следования для первоначальных версий и несмотря на то, что основую долю текста занимают диалоги, повествование кажется слегка разбавленным по сравнению со «Стальными пещерами», где много места уделялось описанию мироустройства планеты Земля и обитаемой Галактики и в отличие от «Обнаженного солнца», где так ярко, достоверно и отчасти шокирующе описан оригинальный мир и социальный строй Солярии. Хотя в принципе, то, что такое внимание автором отданно описанию работы мысли и разговорам с подозреваемыми и свидетелями, как раз таки понятно, если учесть чудовищно сжатые сроки, в которые нужно было уложиться Элайджу Бейли до того, как всё станет фатально. А цель совсем даже не маленькая. Совсем даже масштабная цель у проведенных сыщиком мероприятий. Ни много, ни мало — будущее всего человечества. Удивительно, как он ещё мог спать по ночам в таком напряжении, в чужом мире, во враждебном окружении.

Если устройство мира Стальных пещер вызывает растерянность и обескураженность, если мир Солярии вызывает полнейшее потрясение и отчасти забавляет, то Аврора кажется просто нереальной в своем цинизме, высокомерии, брезгливости, сексуальной раскрепощенности, а каждый персонаж, житель этой планеты, кажется средоточием различных комплексов и фобий. Читал обо всем этом с чувством брезгливого интереса. Я думаю, что автор нарочно показал Аврору с такой вот изнанки. Из-за этого лучше можно понять главного героя, закинутого в совершенно чуждое место и действующего просто на обнаженных нервах. И хотя в романе показана небольшая часть обитаемого мира и события происходят в небольшом радиусе, всё равно вызывает сильные и часто противоречивые ощущения.

Космониты. Раса, представленная в романе «Стальные пещеры» как отстраненные наблюдатели, практически во всем идеальные, имеющие очень большой вес в политике и социуме планеты Земля и представленные чуть ли не хозяевами всей Галактики, этакими полубогами, на деле оказались теми, кем себя зарекомендовали, а вовсе не теми, кем являлись. Сильный ход. У читателя появляется невольная гордость за родную планету, за человечество, за главного героя, который это человечество представляет.

Глэдия. Я просто был абсолютно уверен в том, что тот лирический эпизод в финале книги «Обнаженное солнце» не может закончится ничем. Что детектив Бейли и Глэдия просто обязаны будут встретиться вновь и что искорка, зародившаяся между ними, не должна будет угаснуть и линия их отношений получит свое развитие. Очень хорошо, что так и вышло. Очень украсило сюжет.

Р.Дэниел Оливо не сыграл в романе какой-либо значительной роли. Но его присутствие на страницах книги радует читателя не меньше, чем радует Элайджа Бейли его присутствие в ходе расследования дела. Без него было бы всё совсем не так. Всё-таки очень яркий и потрясающе достоверный персонаж.

Кульминация и финал романа просто восхитили. Роман стоит прочитать хотя бы даже ради них, потому что это действительно сильно, волнующе и красиво. Такого потрясающего финала я совершенно не ожидал. Он открывает бескрайние горизонты для дальнейших событий, а также для фантазии и воображения. Дух захватывает.

В принципе, по ощущениям, роман этот заслуживает высшей оценки. Но лучшим в цикле я пока считаю «Обнаженное Солнце». Поэтому хочется быть объективным. Девять.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2013 г.

Очень странное продолжение предыдущих великолепных книг Азимова о взаимоотношениях людей и роботов. Если версии реальности (а также вытекающие из них социальные противоречия и этические конфликты), описывающие роботов — помощников/рабов людей, роботов — равноправных партнеров или даже ИИ , контролирующего человечество в своих интересах, я могу принять, как логичные и обоснованные наблюдаемым устройством Вселенной, то версия, предлагающая нашему вниманию роботов, направляющих развитие человеческой расы при помощи эээ.. волшебства (телепатии , осуществляемой путем беспроводного человеко-машинного интерфейса), да еще из гуманистических соображений, диктуемых Тремя Законами (искаженными волевым усилием так, как понравилось самим роботам, вернее одному конкретному роботу )... Простите, но это чушь какая то. При этом сами Законы Робототехники, являющиеся ярчайшим наследием творчества Азимова, его гуманизма и его социологии в этом романе нивелируются до ничего не стоящих правил, которыми возможно произвольно манипулировать в любых разумных и неразумных пределах. И делает это не гениальный злодей-ученый с помощью паяльника и адского хохота, а сам робот, переписывающий собственные позитронные логические цепи, так , что это позволяет ему, например, без ограничений перекраивать человеческое сознание по своему собственному вкусу. Заставляя помнить, заставляя забыть, заставляя сделать то, что угодно самому роботу. Наконец, это позволяет оному роботу придумать свой собственный Нулевой закон. Не причиняй, мол, без нужды. Бр...Маккиавеливщиной попахивает. Чем такой робот в обществе ничего не подозревающих людишек отличается от господа Бога (ну или Мула из цикла про Академию) мне не очень понятно, особенно с учетом того, что стремится он ни много ни мало к созданию Галактической Империи, сформированной по его представлениям об пресловутом общем благе. В общем неубедительно и как то удивительно нелепо все это. Особенно для книги основой которой является заявленная детективная интрига. При этом трудно представить, чтобы такая интрига могла бы быть хоть сколь нибудь интересной, когда все дедуктивные упражнения, усилия и жертвы сыщика, погони, риски и эмоции — всё это заканчивается тем, что с небес вдруг падает электронный клавесин красивого фиолетового цвета и сводит все широко раскиданные и лихо закрученные нити воедино одним единственным усилием и при помощи простого объяснения — у клавесина есть сверхспособности. Так что не рыпайся, детка. У меня План. Далее на эту нелепицу навешивается крайне сомнительная социальная философия за тем же авторством, на чем роман заканчивается, оставляя чувство, что тебя обманули, всучив по видом детективной и социальной фантастики какую то сектантскую поделку. Азимов, увы, этим романом и удивил и разочаровал. Последнюю книгу серии, построенную на фундаменте, противоречащем, как сути и смыслу предыдущего творчества автора, так и элементарной логике, читать не буду. Вдруг там еще эльфы появятся.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2010 г.

Книга для тех, кому нравится старая добрая фантастика. Добрая потому что в книге нет ни намека на «войнушки», а старая — потому что сразу чувствуестя, что писалось это не в наши дни. Неизощренное, и от этого очень милое видение роботов — очень в духе Азимова, насколько я знаю.

Сразу предупрежу: несмотря на написанное ниже, книгу я сочла вполне читабельной. Действие захватывает, читать интересно, за исключением некоторых моментов. Так что — смело открывайте первую страницу)))

Ну и о минусах.

Смущают в книге рассуждения о сексе и сочувствие автора к солярианке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что он пытается оправдать её, описать как жертву сексуальных комплексов, показалось мне странноватым, особенно когда эта «жертва» спустя неделю после гибели своего робота-мужа легла в постель с практически незнакомым человеком. Да и вообще, она производит впечатление слегка озабоченной.

Так же не совсем понятно отношение главного героя к жене. Непонятно вообще, нафига Азимов эту жену в книжку вписал? Сделал бы Бейли вдовцом — и всё стало бы в разы логичнее и на пару страниц короче, что книге бы явно не повредило (об этом отдельно).

Очень напрягает чисто американская манера автора повторять по 10 раз то, что он уже говорил. Например, вечная манера Бейли оправдываться перед каждым собеседником, говоря, что он «всего лишь задает вопросы». Причем, перед каждым — по нескольку раз. Так же мало радуют философские размышлизмы сыщика, попытки разобраться в семантике слов. Он придумывает новое слово — «робийство», а потом перед каждым персонажем распинается, пытаясь объяснить, чего он там вообще хочет сказать. Это очень перегружает повествование ненужным набором букв, над которым порой хочется вздремнуть.

Ну и не дессерт в спойлере приведу цитату диалога, после которого мне поломало мозг, а вы уж сами судите о её художественной ценности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

» — Какое-нибудь продвижение?

- Я исключил часть возможности... может быть.

- Часть? Как же вы исключите другую часть? А вернее, как вы определите возможность?

- Убедившись, что исключить некую возможность невозможно, вы тем самым делаете ервый шаг к её определению, — ответил Бейли.

- А если вам не удастся исключить вторую часть возможности, на которую вы столь таинственно намекнули?»

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2013 г.

Ох и корявый же перевод мне достался в свое время. «Это не ваш бизнес» вместо «это не ваше дело», даже роботы занимались своим бизнесом, я уж подумал, что их уравняли в правах с людьми. Да еще это «робийство»… Оставили бы «робоцид», и то лучше звучало бы.

В любом случае, композиционно роман не вершина совершенства, сплошные разговоры, приправленные кулинарными, сексуальными и туалетными подробностями. Ну, Айзек Азимов изначально предупреждал, что на Пулитцеровскую премию не рассчитывает, пишет просто, и все же, все же. Да и детектив Бейли по-прежнему несколько наивен, слишком легко верит в собственные версии.

Однако чем роман интересен, так это теми самыми законами роботехники. Изначально были они простыми и понятными, казались совершенными. Однако чем дальше, тем больше возникало частностей, неясностей, спорных ситуаций. Приходилось уточнять, дополнять, учить роботов, чтобы оценивали степень вреда, добавлять им понятие о справедливости. Получилось что-то на стыке программирования, психологии и юриспруденции. А когда законы сложные, то неизбежно появляются лазейки и обходные пути. Нашлись уже умники, которые законами робототехники пользовались и даже причиняли с их помощью вред человекам. В конце концов все пришло туда, куда и шло — к нулевому закону. А он ведь нехорошо похож на то самое «всеобщее благо», ради которого строились лагеря смерти. Причем идеалистами строились, что особенно смущает, ведь роботы по сути своей идеалисты, их нарочно такими создавали. И не зря ведь смущает, дальше у Айзека Азимова империя и крах империи, потом Фонды еще — читать интересно, но для жизни можно придумать мир и получше.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2011 г.

Заметил, что разменяв шестой десяток, Азимов стал куда более многословен, чем раньше. Его «Роботы Зари» в 2 раза больше предыдущих романов, что не мого не сказаться на динамике сюжета. Но...

Сюжет таков. Вновь детектив Элайдж Бейли летит в космос, на планету Аврора. Цель — провести расследование уничтожения робота Джендера, «брата» Дэниэла Оливо, сконструированного также Хэном Фастольфом. Как и в прежних романах, осноная часть романа — расследование преступления, встречи с подозреваемыми, опрос свидетелей, и прочие прелести классического детектива. Динамика в романе довольно слабая, многие страницы посвящены довольно пустым разговорам с Дэниелом, Фастольфом, Василией, и прочими персонажами. На многие страницы растянуто описание ужаса детектива перед открытым пространством, слегка напрягают постоянные споры по поводу, можно ли применять к роботу термин убийство...

Однако в романе есть определённая изюминка. Стиль Азимова, как всегда, безупречен, романтическая линия Бейли-Глэдия выписана очень недурно, второстепенные герои — как всегда, выше всяких похвал.

В принципе, этим романом можно завершить цикл. Всё, что можно сказать об экспансии Земли в иные миры, сказанно, линии все сведены в одну точку, будущее человечества начинает прояснятся — вот уже Р. Жискар, один из героев романа, произносит слово «психоистория». Теперь в будущем Землю ждёт судьба стать колыбелью новой космической цивилизации, космонитов — вырождение, а в далёком будущем уже маячит образ Гэри Селдона с его Академией.

Роман, конечно, уступает предыдущим, но это вполне достойная Азимова вещь, которая вполне органично вписывается в его «Галактическую историю». Отдельно хотелось бы сказать, что образ Р. Жискара наиболее удачен из всех — наравне с образами Бейли и Оливо.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2016 г.

Ой, что я только что прочитал?

За плечами вся «Академия», «Конец Вечности» и, конечно же, два предыдущих романа цикла, но «Роботы Зари» кажутся этаким пятым колесом в библиографии Азимова. Качество и особенно содержание произведения вызвали некоторое недоумение.

Привыкши к вполне невинному стилю автора, я был по-настоящему шокирован, когда одна старая знакомая по прошлой книге с особым чувством начала рассказывать про свои сексуальные девиации и практиковавшееся недокументированное использование роботов. Заметьте, со всеми подробностями. Куда-то автора занесло не туда... в один момент и вовсе стало казаться, что способ робийства главной жертвы романа очевиден – излишняя эксплуатация :)) .

Если закрыть глаза на эту невменяемую тему про особую любовь к роботам, то, по сути, перед нами практически калька с «Обнаженного солнца». Только очень затянутая, почти в два раза больше прошлых книг цикла. И особой динамики ждать не приходится.

Пусть место действия и сменилось (с Солярии на Аврору), но никакой изюминки обнаружено не было. Не считать же, в самом деле, за нее некоторую легкость нравов (да-да, опять оно) тамошнего общества? А так, Бейли, как и в прошлый раз, последовательно обходит ряд местных жителей, задает свои вопросы, страдает агорафобией, а в промежутке между этими событиями волнительно рассуждает про ужасные порядки, царящие в инопланетных туалетах. Присутствует поверхностная любовная линия, характеризующая героя как сомнительного семьянина. Даже финал расследования особых восторгов не вызывает, поскольку от Элайджа Бейли особых чудес дедукции и не требовалось – под занавес на сцену выходит самый натуральный «бог из машины», решающий разом все проблемы.

Право, не знаю, ради чего стоит читать данный роман. Может, ради первых робких упоминаний будущей науки «психоистории», что плавно приводит нас к «Академии»?

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2014 г.

Одна из самых замечательных книг в жанре «рободетектива». Вообще совмещение двух таких разных жанров литературы, как детектив и НФ, дело довольно сложное, но у мэтра робототехники это получилось (И, как видим, не один раз).

Что касается книги, то она заметно отличается от предыдущей («Обнаженное солнце»). Тут и больший мир, и больше действия.

Но что объединяет все книги цикла про Илайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо — так это интрига. Как и в первых двух частях тетралогии, тут мы видим один большой морской узел, состоящий из протагониста и ряда других героев (как людей, так и роботов). С каждой страницей мы как бы затягиваем узел, и чем ближе мы к финалу книги — тем быстрее затягиваем. Но развязка книги все расставляет по своим местам, и мы невольно как бы говорим себе: «Невероятно!», или «Я так и знал!».

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2015 г.

- О, сеньор Леонсио!

- О, Изаура!

- О, сеньор Леонсио!

- Я – робот, Изаура!

- Я знаю, Леонсио

- Я скоро умру, Изаура!

- О, Леонсио!

*Голоса за кадром:

– Надо вызвать детектива для расследования смерти сеньора Леонсио.

– Позовите Элайджа Бейли, он уже один раз расследовал смерть мужа сеньоры Изауры.

P.S. Данное произведение косвенно является прелюдией к «Академии» Азимова, вернее, прелюдией к её последним частям. Наверно предполагалось, что тот читатель, который ранее ознакомился с Академией, после прочтения сего романа, скажет: «Ах, вот оно в чём дело! Ага, теперь понятно откуда ноги растут», но получилось, так как получилось...

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2009 г.

А на мой взгляд — это худшая книга серии(хотя последнюю не читал). Во-первых уже потеряна новизна, во-вторых слишком всё затянуто. Конечно, подробные описания помогают читателю по лучше разглядеть фантастический мир, но когда поход ГГ в туалет занимает 2 страницы, а не пару предложений — это уже О_о! Слишком длинны диалоги.

Впрочем это по моему одна из первых НФ книг Азимова после длинного перерыва(если не ошибаюсь), поэтому всё это легко понять.

Негативные ощущения также чуть-чуть скрашивает неожиданный финал(правда, уж слишком неожиданный).

А, забыл сказать: ещё тупа сюжетная линия любви тёлки(как там её?) и робота — по моему это какой то бред.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2010 г.

Лучшая, наиболее проработанная с точки зрения психологии персонажей (в том числе и роботов) книга цикла. Показывает, насколько глубоко Азимов понимал проблему и как разносторонне старался ее рассмотреть пути ее решения.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2009 г.

Прекрасный роман в котором присутствует и детективное направления а также затронута глобальная тема будущего в котором новая человеческая раса со своими проблемама сталкивается с простой задачей решения которой посильно только более отсталой расе.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2008 г.

Согласен с рецензентом VictoRR. Кроме того, Азимов всё время по ходу сюжета как бы отодвигает развязку (разгадку дела) всё дальше и дальше, к самому финалу — вроде бы, так и должно быть в хорошем детективе, но почему-то впечатление такое, что здесь это делается искусственно, просто чтобы поиграть на ожиданиях читателя.

Есть также несколько неправдоподобных с житейской точки зрения моментов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Бэйли, которому физически ОЧЕНЬ плохо, тем не менее успешно применяет на практике пресловутые Законы роботехники... Не должен бы, по идее — не до того ему было).

Кроме того, в последнем издании не совсем удачен перевод («робийство»... Хмм...)

А из любопытных мелочей — опять, как и в «Обнаженном солнце», речь идет о кораблях, управляемых роботами. На сцене они не появятся (это научная, а не «космооперная» фантастика!!!), и несут теперь благо, а не зло — но за сценой всё-таки их присутствие сильно ощущается...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх