FantLab ru

Иар Эльтеррус «Мы — были!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
520
Моя оценка:
-

подробнее

Мы — были!

Роман-эпопея, год; цикл «Отзвуки серебряного ветра»

Содержание цикла:

7.51 (569)
-
11 отз.
7.92 (494)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Отзвуки серебрянного ветра. Мы — были!
2006 г.
Мы - были! Призыв
2008 г.
Мы - были! Путь
2008 г.
Мы — были! Призыв
2012 г.
Мы — были! Путь
2012 г.
Отзвуки серебряного ветра. Мы — были!
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2016 г.

Первое, что буквально резануло в этой книге — ужасный стиль. Если герой улыбается, то непременно «иронично», если смотрит на кого-то, то только «с искренней заинтересованностью», если шутит, то «ехидно». Эти три оборота столь обильно украшают каждую страницу, что очень скоро начинает подташнивать. Текст нуждается в тотальной редактуре, когда стартовая дилогия многотомной саги вся целиком выполнена на уровне «домашнего творчества», это ужас что такое. Справедливости ради отмечу, что подобным недостатком грешат многие современные авторы фэнтезийных саг, из недавно прочитанных на ум приходит Анджей Ясинский с его длиннющим «Ником». Но у Ясинского жуткий стиль компенсируется увлекательным сюжетом и шикарными второстепенными персонажами, чего у Эльтерруса, увы, нет.

Идейно произведение столь же беспомощно, как и стилистически. На чем базируется всеобъемлющая «доброта» аарн? Их поместили в условия коммунистической утопии, когда все материальные потребности удовлетворяются автоматом, когда не нужно думать о хлебе насущном для своих стариков и детей, не нужно бояться, что кто-то обидит дорогого тебе человека, что случится тяжкая болезнь или еще что-то, с чем ты не сможешь справится. Все под контролем, орден (читай — Командор) всё решит за вас. Вы только живите, радуйтесь, окатывайте друг друга волнами эмпатической любви и добра и делайте то, что вам хочется, или то, что считаете нужным. От экзальтированной эмоциональности общества аарн быстро устаешь. Есть что-то неприятное в безграничной открытости души каждого всем, у человека не остается ничего личного, ни одного уголка души, принадлежащего только ему одному, полное обобществление чувств. Высокая цена за жизнь безопасную и обеспеченную. И еще более высокую цену за эту жизнь платит создатель сообщества аарн.

Персона Мастера в первой дилогии до конца не раскрыта. По всей видимости, этот персонаж иллюстрирует мысль, что за все в этой жизни надо платить, так устроена Вселенная. За счастье аарн платит Мастер своей болью. Первосвященник Симеон полагает, что за аарн расплачиваются также и обычные люди — пашу по терминологии аарн — из среды которых изымают лучших и тем самым лишают их возможности измениться. Мастер убедительно парирует аргументы отца Симеона, на примерах конкретных судеб показывая, что у лучших нет возможности выжить в мирах пашу, сообщество аарн забирает их буквально из лап смерти. Мастер вроде бы прав. Призыв выкрикивают самые отчаявшиеся. Но все равно в делении людей на аарн и пашу есть что-то изначально порочное.

Поставь аарн в те условия, в которых живут пашу, и большая часть их просто не выживет, не сможет обеспечить себя, своих детей и стариков. Вне своего ордена с поистине безграничной материальной базой, берущейся неизвестно откуда, аарн беспомощны. А если обычных пашу, не гипертрофированных садистов-злодеев, которыми переполнены миры Эльтерруса, поставить в условия материального благополучия и безопасности, как аарн, они также будут становиться лучше. Исчезнет страх, появится уверенность в себе, и слабые постигнут секрет аарн — каждый слаб в отдельности, но вместе с другими способен стать несокрушимой силой. Однако у пашу нет источника материального благополучия, поэтому все их силы уходят на удовлетворения материальных потребностей своих семей, и ничего с этим не поделаешь, детей надо кормить, стариков лечить, да и самим кушать хочется каждый день и зимой в шалаше не слишком комфортно, отапливаемые дома строить надо. Так что противопоставление «аарн — пашу» изначально нечестно, автор жульничает, акцентируя внимание на моральных аспектах, и замалчивая аспекты материальные. В реальной жизни в отрыве их оценивать нельзя, ибо взаимосвязаны самым жестким образом.

Отрыв от реальности базовой идеи превращает всю историю в некое театральное действо. За ним наблюдаешь, даже увлекаешься иногда, но воспринимать это всерьез затруднительно. И это не очень хорошо, ведь получается, что всерьез не воспринимается идея социальной справедливости, когда достойный получает награду и возможность реализовать свои способности на благо всем, а злодей ликвидируется, перемещается в пустыню или изолируется в собственном серпентарии. Аарн настолько оторваны от обычного человеческого и к тому же относятся к людям с изрядной долей снобизма, что вызывают скорее негативное отношение и у читателя тоже. А ведь они — носители идеи добра, отношение к ним должно быть иным, хотя бы у читателя.

Повествование необоснованно затянуто. Две книги можно спокойно уместить в одну, и это пойдет только на пользу сюжету. В том же виде, как есть, стартовая дилогия цикла показалась мне весьма слабой. Правда, она содержит завязки будущих сюжетных линий, возможно, дальше автор покажет нам орден аарн и Мастера под иным углом зрения и общее восприятие мира изменится. В длинных сагах так бывает. Буду надеяться на это. Все-таки попытка создать этически ориентированный мир должна быть засчитана, призыв к состраданию и милосердию в любом случае ценен, даже если высказан неумело и порождает не ту реакцию, на которую рассчитан.

ИМХО, разумеется.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2013 г.

Ранее его соавторские с Садовым Три дороги во тьму весьма меня впечатлили. Но и вызвали негодование – очень не люблю неоконченные вещи. Причем неоконченные не событийно, а концептуально. Уж не знаю что они там задумывали, но получилось обидно. Отзвуки, по крайней мере в первых двух книгах, недоумения и раздражения не вызывают, потому что заканчиваются чуть ли не поглавно. Полностью завершенные произведения внутри одного цикла.

Первое впечатление: автор – очень хороший человек, не вышедший еще из пубертата. Но флибуста сказала, что он вовсе даже на десять лет старше меня, так что могу только поздравить с практически детским восприятием реальности. По-хорошему завидую, честное слово. Я всегда была циником, сколько себя помню.

Это не значит, что я не понимаю хорошее, я просто воспринимаю его по-другому. Философски, так сказать. К сожалению, на самом деле. Иногда неприятно рассматривать медаль с двух сторон.

Хотя не могу не признать, что местами автор не чужд здравого смысла. Например, он понимает, что утопия в человеческом обществе может быть исключительно результатом хитрого колдунства. И то над незначительной частью социума, над отклонениями от нормы.

Все беды в мире Эльтеррус объясняет жаждой власти и эгоизмом. Спорно… Эгоизм тоже штука такая… Стоит ли жизнь одного ребенка жизни тысячи детей? Особенно – если ребенок твой? Тут снова философия – каждый дурак может рискнуть собой. А ты рискни тем, кто зависит от тебя. Тем, за кого ты отвечаешь. Автор же апеллирует к чистому альтруизму и полнейшему игнорированию собственных интересов. Что сказать? Мило.

Как всегда, истина где-то посередине. Жаль, что автор однозначен и пытается сдвинуть ее в сторону прибалдевшего от собственной необыкновенности добра.

По повествованию взад-вперед носятся аднаногие собачки, причем истекая кровью и скорбя о потерянных конечностях. Единственное что хорошо – автор этих собачек действительно видит, а не придумывает, чтобы выдавить слезу. А если и придумывает, то виртуозно.

Основное и главное мнение мое об этой книге – верю. Верю в то, что автор в это свое пропагандируемое добро верит. С одной стороны, это страшно, потому что попахивает фанатизмом. А с другой – Эльтеррус явно здравомыслию не чужд, так что небось сам знает про объективную реальность.

Искренность поражает и подкупает, за нее многое можно простить. Ну и тоже с первых строк видно, что у человека есть талант. Не просто желание бесконечно писать о чем-то, а возможность это делать. Определенный интеллект, чтобы подвязывать концы и стрелять из подвешенных ружей. Любовь к ближнему, большей частью совершенно не оправданная. Трепетное отношение к женщинам, потому что пытается играть на сочувствии к нам, хорошим – котят нифига не мучает. Хотя да, с котятами нам Капитана хватило…

Мир очень гиперболизированный, но любопытный. Как раз очень хотелось мне чего-то космического, какой-то если не одиссеи, то холивора в масштабах галактики. И – нате вам пожалуйста.

Единственное что – лично мне бы сюда бы добавить пыльных тропинок далеких планет – и было бы мне счастье. Такого, с фауной, с флорой, с марш-бросками по пересеченной, пустынями и болотами… Очень уж люблю, чтоб если инопланетное, то такое вот. Но редко встречается, да. В смысле – чтоб еще и читать можно было, и мысли прятались. Но это личное. В целом же мир скорее понравился, даже политикой автор озаботился.

Читабельность была хороша до последней части второй книги. Битвы автору не даются вообще. Ну то есть совсем. Не поняла кто на кого из какого места нападал и почему. Не в смысле причин войны, а причин маневра. Половины этих самых маневров и хитростей – тоже не поняла. Пространственные и гиперпространственные корабледвижения полностью прошли мимо меня. Оттого скучно было невообразимо – пришлось пролистывать.

Специалистов по эпикам хоть в фэнтези, хоть в сайфай – тринадцать на дюжину. И для меня осталось непонятным, зачем настолько виртуозному специалисту по эмпатии нужны описания битв. Ну ладно, пусть будет. Обидно только, что второй том я фактически домучивала. Правда, развязка с мессией искупила всю мороку, так что ладно.

Знаете, можно долго смеяться над аднаногостью греловских собачек, но если зайти на юавет, пиф и иже с ними, то это уже не кажется смешным. Есть художественные приемы, а есть жизнь. Вот создается впечатление, что в книгах Эльтерруса – жизнь. Настоящие елочные игрушки. Соскучилась, да.

Интрига, конечно, замешана на тех же дрожжах, но оттого не становится менее захватывающей. Остановилась я с этим эпосом потому, что а) глобальная космическая битва, б) все-таки больше двух книг одного автора для меня по-прежнему – испытание. Но очень-очень-очень интересно.

Персонажи, конечно, избыточно отдают пластиковой промышленностью. То есть при том, что эмоциональный мир хоть и гиперболизирован, но достоверен как минимум в сознании автора, герои кукольные. Фактически – заходишь в книгу, как в дом игрушек. На самом деле. Они такие все вылизанные и прекрасные что снаружи, что внутри. Нет здесь ни Петрония от пана Сенкевича, нет Мартиновских очаровашек – никого.

Конечно, я понимаю, что у такой литературы свои недостатки. Но та же г-жа Коллинз, которая Джеки, благополучно описывает столь же животрепещущие ужасы у вполне настоящих персонажей. Нет, они тоже, блин, прекрасны как минимум снаружи. Даже при каких-то мелких недостатках достоинства обязательно круче. Но все равно – персонажи неоднозначные.

К сожалению, у Эльтерруса они все прекраснодушны – и никакого здравого смысла. Я понимаю, что дело в хитром колдунстве, могучих эргерорах и прочей эзотерической мути, но… Но, но, но! Блин, ну должны же они быть хоть немного разумны.

Да, именно этот разум и попирает ногами идея книги. И тем не менее. Это как подписание договора – надо, чтобы, блин, все остались довольны. Очень тяжело подобрать такие условия, чтобы ни у кого действительно не осталось претензий к букве. Но, когда такое получается – это замечательно. И приятно. А добро Эльтерруса очень односторонне. Умный не бывает добрым. Успешный не бывает снисходительным. Хотя там ведь колдунство, да…

Идея вызывает у меня недоумение, но она вызывает еще и мыслительный процесс. То есть заставляет думать за вечное. И это правильно. Вон про героев сколько рассусоливала.

То есть вроде как пытаешься найти оправдание социальной схеме, представленной автором, и теряешься. Но все равно продолжаешь, потому что интересно.

Душевность хороша, но пошиб ее низковат, чего уж тут. Аднаногие не только собачки, но и толпа сочувствующих. Нет такого, чтоб душа сначала развернулась, а потом свернулась (с), но зато есть сказочные сюжеты с вполне ожидаемыми развязками. Приятно ожидаемыми, как у Ауэл. Когда ты точно знаешь, чем все закончится, но от этого тебе не менее интересно.

Погружению подгаживает нарочитость, ну и фиг с ней. Несмотря на очевидную гиперболизацию, эмоциональность завораживает, а положительный настрой оставляет очень приятное послевкусие.

Ассоциации: да полно на самом деле. Первым вспомнился Эжен Сю с Парижскими тайнами – практически один-в-один слезодавилка. Потом – Маги Крыжановской, как стремление к утопическим идеалам. Но там все так гиперболизировано было, что даже смешно. Идейные вегетарианцы, которые яйца трескают. То есть трупы – ни-ни, а зародыши трупов – запросто.

Ну и Роберт наш Хайнлан, Чужак. В основном радостями группового секса и пропагандой оного.

Казанцев – почти весь. Тоже социализм будущего, идеальное общество, принудительное прогрессорство. Даже по стилю похоже – читать очень интересно, но понимание нереальности происходящего не оставляет ни на секунду.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2010 г.

Это первые произведения, которые я прочитал у Эльтерруса, и ничуть не пожалел. Конечно, созданный мир — утопия, но очень уж замечательная утопия, утопия, в которую хочется верить. Очень много различных историй рассказано, но в каждой «истории Золушки» есть только намек, что все может сложиться наилучшим образом.

Очень интересен созданный мир и его развитие. Незаметно начинаешь следить не только за героями, но и за тем ка меняется весь мир. Переживать, что будет с конктретными цивилизациями.

Может быть у меня такое замечательное мнение, потому что мне ещё не приелся Эльтеррус. Но начинать его творчество стоит именно с этого цикла

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2012 г.

Очень сложное, длинное и интересное произведение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх