fantlab ru

Ярослава Кузнецова «Золотая свирель»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
179
Моя оценка:
-

подробнее

Золотая свирель

Роман, год; цикл «Хроники Дара»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Лесса Омела была утоплена, как ведьма, лет так с 25 тому назад. Но остались недоделанные дела, неразгаданные загадки, и вот она, живая, здоровая и совсем не изменившаяся, снова на улицах Амалеры с золотой свирелью в руках. Неспасённые друзья и неразгаданные тайны ждут!

Примечание:

«Кира Непочатова была моим соавтором в придумывании последней трети текста, но без ее участия я вряд ли бы дописала книгу.Так что я считаю ее полноправным соавтором.» Я. Кузнецова.

В тексте использованы стихи испанского поэта Сан Хуана де ла Крус, Эринны Дэль Бродской и стихи Татьяны Головкиной aka Лас.

Сцена суда в одноименной главе написана Эринной Бродской.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 466

Активный словарный запас: высокий (3091 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 2016 // Большой Зилант

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Золотая свирель
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень красивая история. Обволакивающая своей атмосферой и врезающаяся в память. Много времени прошло с первого знакомства с этой книгой, а я до сих пор помню её начало — лето, рынок, корзина с рыбой и рыжий паренёк, вызвавшийся помочь незнакомой девушке. Или холодный грот с мертвой водой, цепи, зеленоватое свечение и спящий мантикор с волосами-лезвиями. С этого всё начиналось.

Какие впечатления от перечитывания этой знакомой, но всё же чуть подзабытой истории? Сначала отмечаешь легкость языка, простые, но приятные типажи героев, потихоньку знакомишься с проявлениями Сумерек и Полночи. Походя отмечаешь, что автор не стремится сразу объяснить правила показанного мира, позволяя читателю постепенно собирать общую картину из обрывков снов, воспоминаний и событий. Немного волшебства, немного проговариваемого мировоззрения героев. Здесь ни разу не звучит слово фэйри, но мало где ещё так красиво описана _та сторона_. И всё это переплетается с обыденной жизнью почти обычных людей. Что не мешает этому самому «обычному миру» быть перекрестком, местом встречи самых разных сил и персонажей, один чуднее другого. В общем, постепенно вырисовывается настоящий мир, сложный, с богатой историей и оригинальный. Очень уютный, не смотря на обязательную тёмную сторону. И волшебство здесь — это не свод заученных правил (хотя такой взгляд тоже имеет право на жизнь), а особое мировоззрение, где не найдешь одинакового и единственно верного ответа. Это подкупает.

Доходит до того, что главная героиня на фоне красоты и разнообразия мира и персонажей порой кажется немного простоватой. И это особенно заметно во время перечитывания. Спонтанные поступки, душевные порывы, некоторая недальновидность и очевидная неопытность — особенно на фоне более мудрых и знающих людей и нелюдей. «Лесс, ты иногда потрясаешь своей тупостью, хоть вроде неглупая девочка» — намеренная бестактность из уст почти что наставника. Порой ты-читатель с этим соглашаешься. Но к финалу все странности, все обрывки складываются в такую гармоничную картину, что уже нельзя представить себе другого рассказчика. Ведь это её история, её взгляд и её испытания — на фоне общих историй других персонажей.

Найдется здесь место интригам в королевском семействе, посиделкам с полночными тварями, необычным превращениям, борьбе двух существ в одном теле. И маленькому эпизоду-отсылке с Томасом Рифмачом, играющем на балу у Королевы — как дань уважения от одного автора другому автору.

Финал довольно открытый и всё же не оставляющий ощущения недосказанности. Другое дело, что к героям прикипаешь и про них просто хочется читать дальше. Но авторы и тут идут по нестандартному пути, продолжая в условном цикле историю мира, а не персонажей.

Много чего ещё можно было бы написать — но пожалуй на этом я закончу свой отзыв. История, не тускнеющая от перечитывания. Я снова потихоньку исподволь очарована.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три книги по вселенной Амарги-Ярославы Кузнецовой и Анастасии Воскресенской — Химеры, Чудовы луга и Золотая свирель — я читала в наоборотном порядке по отношению к дате публикации. Так было, видимо, моей судьбищей задумано, Химеры, как читанные первыми, мне продолжают нравится больше всего. Но эти три книги — разные и по стилю изложения, и по атмосфере и по направленности острия сюжета и мысли-идеи. Хотя общее — как выжить среди таких разных и малопонятных, но всюду окружающих тебя явлений и существ — звенящей струной пронзает творчество писателей и объединяет его.

Но к Свирели.

К двадцатой главе я чуть не утопла в том чувстве яростного негодования, которое периодически прилетает ко мне от читателей, изнемогающих от тупости моей дуры-Крошечки. Карма, ога. Впервые в моей полувековой читательской практике я напоролась на книгу, которая мне очень нравится, но где главгероиню я бы лучше всего убрала от этой книги куда подальше. Да я не люблю книги с главгероиней рода женского. Даже Королевская Аналостанка Сетона-Томпсона мне нравится меньше любой другой истории, где задействован самечковый герой. Кроме того, что герои мне как-то в целом интересуют менее чем история и раскрытие мира и обоснования.

Свирель я вообще-то так и воспринимаю как медитативную философию о мире, полную романтическо-красивошных и чувственных рассуждений, прикрытых туманным флёром намёков, как оно все работает и почему взаимосвязано. Понемногу через этот флёр и туман проявляются основы мироздания — и это офигенно здорово. Наконец-то я нашла (вроде бы) историю про строение авторской вселенной!

И тут вылезает эта тупая дурища и начинает топтаться по граблям, выбирая из всех возможных линий поведения, реплик и поступков — самое глупое. Мир вздрагивает, выпускает из себя иного героя, стихию, событие и все исправляется к лучшему. Героиня же старательно отрабатывает роль курицы на оживлённом перекрёстке.

Меня накрыло жосткое желание пролистать все сцены, где появляется Леста... И тут я зависла, задумалась и написала вышенаписанное.

Книга изумительной красоты и глубокой философии. Читаю с искренним восторгом и учусь мастерству рассказа. Мастерству создания цельного произведния о живом космосе бытия. И нет. это не сарказм! Я реально пытаюсь понять почему и зачем автор написал ИМЕННО так. Пытаюсь вжиться и осознать себя частью авторского мира.

При всём моём пренебрежении к наградам, (ибо это признание какими-то неизвестными мне людьми, по какаим-то неизвестным мне причинам, основанное на безразличных мне принципах), я рада, что Свирель получила Большого Зиланта в 2016 году.

Я никаких наград книгам не даю, но для меня эта книга — яркая веха моего читательско-писательского пути. Веха обозначающая перелом моего понимания, новую грань вхождения и осмысления чужого творчества.

Большое спасибо за умную красоту.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное у меня впечатление от книги. Когда читала её в первый раз, года 4-5 назад, мне её подарили, то скорее понравилось чем нет. Только героиня раздражала, но красота языка по большому счёту искупила. Правда, местами описания, хоть и красивые, затянуты, отвлекаешься от основного сюжета и «картинка» действия пропадает. Очень понравилось всё, что происходит на «той стороне» — как это подано, как украшено. Сразу видно, что «там».

Недавно решила перечитать, поскольку не было что читать (с экрана я не люблю). И сразу вылезла масса огрех. Для начала, героиня не понравилась ещё сильнее. Она постоянно ругает себя за глупость, но и выглядит глупой — и ничего с этим не делает.

Ухожу в спойлер, раскрываю главную интригу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся линия её связи с Каландой мне вообще кажется странной. Но это моё личное восприятие.

Очень понравилось в первый раз чем окончилась линия Пепла. Но перечитывая и уже зная, понимала, что у героини на самом деле была масса подсказок и её реакция не понятна вообще. Ну когда он говорит про трёх братьев например. Первый раз я подумала, что это у автора не хватает фантазии — там три брата, тут три брата, старший погиб. Потом становится яснее ясного. Но тогда почему Пепел жалуется на то, что ему не 17 лет и у него где-то там колет? Если на нём всего лишь образ, пятно, скрывающее личность? Почему от него постоянно потом воняет? Он помыться не в состоянии, чтобы понравиться девушке? С образом Ириса это не вяжется никак. Разве что для того, чтобы поинтриговать читателя, вопреки образу героя. И вообще если поначалу образ Ириса казался каким-то необычным, непонятным, то сейчас он просто стал плоским. Я его как героя не вижу. Ну ладно, он спас её, ладно, увлёкся. Но что сподвигло его броситься за ней, терпеть её выходки? Я вообще не увидела, чем она его привлекала, ни разу. И совсем уж мне не понятно, что за дело королеве той стороны до их отношений, почему вдруг она выставила это условие? Вообще роль королевы среди столь необычных существ, сильных и самостоятельных, не ясна. Они от неё не зависят, тогда почему подчиняются?

Ну и тд и тп, перечислять можно до бесконечности, такая масса мелких блошек повыскакивала.

Почему она его не узнала, когда шла под слепым пятном и видела невидимые вещи, вроде шевелящейся тени? Почему она его не узнала, когда была в теле горгульи, я уж не говорю об Эйране?

Зато очень понравилась идея о магии подобия.

Плюс имеются некоторые нестыковки по времени. Каланда вернулась оттуда через три (наших) дня после того, как туда попала Леста. Но до момента их встречи на балу произошла масса событий — и спасение, и лунное платье, и тд. А потом, за последующие 25 лет, тоже наших, вроде бы ничего и не случилось. Даже если там время идёт по-другому, то должно быть как-то пропорционально?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга написана потрясающе красиво. Интересные герои, сложные характеры, интригующий сюжет — все это безумно красиво нарисовано, кажется реальным и близким. Затронуло, пробрало, зацепило, задело, торкнуло — не хватает слов чтобы выразить насколько мне понравилась «Золотая свирель».

Спасибо авторам за это замечательное творение. Желаю дальнейших творческих успехов!

P. S. Отдельное спасибо за Мораг Моран и прекрасные стихи ;)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ярослава Кузнецова для меня совершенно новый автор. В целом, «Золотая свирель» понравилось, динамичный сюжет, интересные и очень разные по характеру герои.

Правда, загадка Ириса-Пепла была как-то уж очень очевидна, и было понятно, что Леста его не узнает. Но тут уж, видно, законы жанра сработали.

Сумеречный мир явно создавался явно под влиянием Кашнеровского «Томаса-рифмача». Описание мира и его обитателей настолько характерно, что можно на секунду забыть, которую из книг читаешь. :smile: Да, и еще у меня время от времени возникало какое-то ощущение сумбурности сюжета, как бывает, когда кто-то хочет рассказать сразу много всего и повествование а результате становится несколько невнятным.

В общем, я прочитала книгу с удовольствием и теперь жду, чем порадует автор дальше.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, уже давно мне не попадались книги, рассказ о которых так трудно было бы начать. Составляющие «Золотой свирели» так тесно связаны между собой, что даже не сразу получается выбрать какую-то из них, чтоб, «потянув» за неё, рассказать и обо всех остальных. Но выбирать всё же надо, и я решил начать с описания мира, в котором происходит действие. Мы, в общем-то, видим небольшой кусочек этого мира — город и окрестности, причём число активно используемых локаций (дурацкое какое-то слово, но лучшего пока не подберу) довольно невелико. Нет, это отнюдь не недостаток — благодаря этому создаётся очень интересный эффект театрального представления. Буквально, так и представляются кое-где ремарки типа «Загородная усадьба. Те же и принцесса». Что же мы видим на этих локациях? Город, которым правит молодой король Найваро Найгерт и в котором то и дело устраивает разудалые гулянки принцесса Мораг, старшая сестра короля. Кое-какие окрестности города, включая скалу, в которой, по легенде, хранятся бесчисленные сокровища. И ещё одно место, которое мало кому из смертных доступно — так называемая та сторона, мир Сумерек, где живут существа, похожие внешне на людей, но во многом отличающиеся внутренне. Ближайшей аналогией для этого места могут послужить эльфы и их жилища под холмами в старых европейских легендах, хотя слово «эльфы», конечно, тут не встречается. Мысли, мотивы, интересы, ценности тамошних жителей людям почти недоступны, как и сама эта страна — смертный может находиться там, только если кто-то из местных поручится за него.

Главная героиня книги, некогда сбежавшая из монастыря знахарка Леста Омела, прожила на той стороне без малого четверть века. Попала она туда не по своей воле — толпа, посчитавшая Лесту ведьмой, устроила ей «испытание водой», но кто-то её спас и забрал с собой. Но прошли годы, и Леста вернулась в мир. Впервые мы видим её через неделю после возвращения, и едва ли не единственным её занятием в это время оказывается кормление чудовища, спящего под вышеупомянутой скалой; путь же сквозь скалу открывает Лесте волшебная свирель, принесённая с той стороны. Впрочем, довольно скоро девушка оказывается втянутой в запутанную историю, связанную с предполагаемой угрозой, нависшей над местной королевской семьёй, причём истоки этой истории тянутся ещё из тех времён, когда Лесту не считали ведьмой и она была знакома с прежней королевой, матерью Найваро Найгерта и Мораг. Беда в том, что Омела почти ничего не помнит из тех времён и из своей жизни в мире Сумерек, поэтому разбираться в нынешних бедах и восстанавливать память приходится одновременно...

«Входил» я в эту книгу долго. Признаться, только по прочтении примерно четверти её (а это много, учитывая весьма солидный объём) удалось окончательно разобраться в происходящем и отделить то, что происходит с героиней и вокруг неё сейчас, от того, что происходило раньше, и выделить в прошлом сразу несколько событий, между которыми то и дело прыгают мысли и воспоминания Лесты (это, впрочем, были минусы скан-версии, в печатном издании такие эпизоды отделяются друг от друга). Действие разворачивается крайне неспешно, да и вообще вся эта история с королевской семьёй, пожалуй, не требует книги такой продолжительности. Если выделить то, что имеет отношение к главному сюжету, получился бы роман, в 2-3 раза меньший по объёму. Недостаток ли это? Может быть. Но портит ли он книгу в целом? Совсем необязательно — стоит хотя бы вспомнить великолепного «Спящего во тьме» Джеффри Барлоу, где центральная детективная линия тоже занимала дай бог треть довольно пухлого тома. К счастью, история повторилась и в этом случае — на интереснейший основной сюжет нанизывается множество маленьких и не очень отступлений, описаний, рассуждений, диалогов, размышлений героев и всего подобного. Из этих диалогов и рассуждений вырисовалась ещё одна сторона книги — я её теперь воспринимаю не только и не столько как взрослую сказку о королях, принцессах, колдуньях и волшебных существах, но и как своеобразный роман воспитания, пусть и написанный довольно нетрадиционным образом. Очень уж многое Лесте предстоит воспринять от окружающих, вольно или невольно становящихся наставниками для неё.

Что ещё сказать о «Золотой свирели»? Хотелось бы протянуть от неё ниточку к нашумевшему не так давно «Томасу-Рифмачу». Основания для этого есть — во-первых, если я ничего не путаю, издание «Томаса-Рифмача» украшено как раз иллюстрациями Ярославы Кузнецовой, во-вторых, и в самой этой книге среди эпизодических персонажей появляется некий Том-Рифмач.

И ещё не могу не отметить особенно полюбившуюся мне героиню — принцессу Мораг. Принцесса и вся её линия прописаны просто блестяще. Даже нет слов для подробного описания причин такого моего отношения к ней. Но не могу не сказать отдельное большое спасибо за такую замечательную героиню.

Итог: как минимум, это необычная, нетривиальная книга, при внешнем сходстве с другими образцами жанра фэнтези выходящая далеко за его рамки. Шедевром, правда, пока, наверное, не назову, но это вовсе не из стремления как-то занизить оценку. Всё-таки немного отжать воду бы не помешало.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в восторге, правда! Перечитывала N раз, правда, она закачана у меня в телефон, но начав заново по какой-то причине — не могла оторваться до самого конца. И снова... и снова... Написано замечательно, хоть и необычно. Автор, нужно писать и издаваться ещё!! И переиздаться обязательно! Я б в бумаге купила с удовольствием.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вызвала глубокое чувство ностальгии. Во времена моего отрочества (конец 80-х — начало 90-х) были такие сказки — в основном печатались в прекрасном (чуть более чем детском, и чуть менее чем взрослом по содержанию) журнале «Пионер»: крепко привязанные к «здесь и сейчас», к миру земному, не всегда красивому (хватает в нем и грустного, и мрачного), и не настолько эфирно-воздушному, как Страна Фей, но все-таки — единственному и любимому. Потому что здесь прошла наша юность. Здесь мы испытали неповторимое чувство влюбленности в жизнь и очарованности ею. При всей ее грубоватой прозаичности (а может быть, именно благодаря этому).

Что характерно — воспоминания героини о Стране Фей упрятаны глубоко-глубоко в подтекст. А реальность — это то, как ее

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чуть не убили за ведьмовство в финале

Но вряд ли она даже после этого откажется от веры в то, что жить — стоит. Ведь у нее же такие друзья... Даже все потеряв, не теряешь самого главного: себя, свои чувства, свои привязанности...

пс Оценку не ставлю, т.к. книга только пока в процессе чтения. Но, думаю, вряд ли будет меньше 8-ми. (Что это — «нечаянная удача» Амарги, или нормальный для нее высокий уровень владения материалом? Посмотрим... Пока больше верится в первый вариант — но все равно автор уже зарекомендовала себя более чем хорошо).

ппс Есть некоторые претензии к языку (по большей части, в начале) — но это уж я напишу подробнее, когда дочитаю. Слава Богу, потом все выравнивается и становится нормально.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это такая добрая и красивая сказка! Вообще редко какая книга оставляла после себя настолько сильные впечатления. Язык у авторов просто волшебный! Такой же замечательный язык я встречала разве что у Набокова, да только у него мрачно все, «черное кружево», а у них получилась на редкость светлая история. А ещё у этой книги есть такой эффект... погружение в иную реальность, что ли: читаешь и перестаешь замечать мир вокруг, словно перемещается в их мир, чувствуешь аромат луговых трав, слышишь всплеск воды возле причала, скрип колеса у телеги (хотя в тексте, допустим, этого и нет, но сама книга настолько живо написана, что воображение дорисовывает эти детали...), а герои становятся для тебя реальными живыми людьми. Единственный минус — поначалу повествование несколько затянуто, но потом история набирает обороты и от книги уже не оторваться. Очень была расстроена, когда одна из авторов сказала, что продолжения истории не будет, так жалко расставаться с полюбившимися героями.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

читал давно и практически не отрываясь, теперь осознал, что хочу перечитать и разобрать то, чего не смог поймать тогда.

мне кажется, есть книги не на один раз, ну или есть читатели не на один раз для таких книг)

книга чудесная. мир, язык, герои... они все разные и как живые люди — нравиться подряд не могут по определению, и вообще в некоторых моментах «свирель» удивительна ещё и тем, что разные персонажи могут вызывать разные эмоции, и далеко не всегда происходящее тебе нравится и кажется правильным. и ты всё равно продолжаешь читать, не отрываясь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
меня она зацепила ещё и этим. например, мне не нраавится леста) много чем. долго раздражал ратер, пока он не показал себя настолько, чтобы заставить посмотреть на себя не только глазами этой девочки. зато мантикор!.. такой был мантикор, я его до сих пор простить не могу))) и мораг!.. ооо. ыыыы :pray: кхм. это была самая интеллектуальная часть отзыва :shuffle:

книга правда замечательная и изнутри, всеми этими заплетениями, безумно красивая. я считаю, её есть зачем читать, и — показатель, м? — есть зачем дочитывать.

как минимум)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книжка!

Помимо отличного русского-литературного, помимо сюжета и многих других несомненных достоинств, о которых уже сказано многое и многими, отмечу то, что меня радует особенно: автор очень хорошо понимает нелюдей. Это *правильные* нелюди — что сумеречные, что ночные.

На фоне несметного количества расплодившихся в фэнтази человекообразных эльфов, которых от современных офис-менов отличает только амуниция и градус остроты ушей, нелюди из «Свирельки» не только несомненно живы и достоверны, но и столь же несомненно иные — иной крови, иного рода.

Да-да, повторюсь — отличная книжка.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нежная, но не слащавая книга. Интересный язык, завораживающий сюжет. Волшебное действительно волшебно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, без набивших оскомину штампов, серьезная, без хохмачества ради хохмачества. Тот, кто обожает прекрасных эльфов, благородных и мудрых, не менее прекрасных принцев — вампиров и людей, героинь, которые все могут и умеют, может и не оценить эту книгу. Эта книга про реальные отношения между людьми и не людьми, ответственность, эгоизм, верность, предательство. И как лучшие намерения могут обернуться кошмаром.

С нетерпением жду следующих книг автора.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повествование очень рваное,все кульминационные действия заменяются какими-то мазками-ощущениями,от чего совершенно не понятно становится,что происходит «в кадре».Да и много воды:половину книги не происходит ничего.Дочитала только потому,что дали почитать.А так же неприятно удивила философия:брыкайся как можешь,помогать тебе никто не будет.Справишься — молодец,не справишься — сам виноват...:confused:

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Об этой книге я узнала из ЖЖ Екатерины Кинн. Когда увидела книгу в Харькове, долго присматривалась, но потом решилась и купила. Сначала как-то не очень впечатляло, но потом (после первых 50-ти страниц) резко «затянуло», читала «без отрыва на сон».

Впечатление: на «вечные темы» (дружба, любовь, учительство-ученичество) талантливый автор написала прекрасную книгу, с оригинальным сюжетом. Очень понравились персонажи, описания. ТА сторона вышла действительно волшебной.

Похоже, Кузнецова очень неравнодушна к «Томасу-Рифмачу» Кашнер:wink: (который она иллюстрировала). Томас ненадолго появляется в «Золотой свирели», да и Королева ТОЙ стороны — тоже «кашнеровская».

Присоединяюсь к мнению old_fan: после чтения романа остаётся ощущение чуда! И потому для меня этот роман — элемент множества миракль-фэнтези:wink:.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх