fantlab ru

Адриан Чайковски «Дети времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
561
Моя оценка:
-

подробнее

Дети времени

Children of Time

Роман, год; цикл «Дети времени»

Аннотация:

Доктор Аврана Керн проводит эксперимент по наделению животных разумом. Терраформированная планета должна стать домом для обезьян, с которыми спустя века Керн мечтает говорить как с равными. Но по Земле и ее колониям прокатывается война. Эксперимент и его наблюдатель отрезаны от всех. Через две тысячи лет на сигнал бедствия Керн прилетает корабль-ковчег с остатками человечества. Мир Керн его последняя надежда. Кажется, пропасть непонимания между последними людьми и экспериментальным видом непреодолима, ведь разум обрели не обезьяны, а совсем другой вид.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2016 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2018 // Лучшая книга года (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2019 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2019 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2019 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2019 // Лучший зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2019 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2019 // (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Дети времени
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Children of Time
2015 г.
(английский)
Children of Time
2016 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далёком будущем человеческая цивилизация достигла значительных технологических высот, но не обнаружила во вселенной братьев по разуму. Тогда учёные затеяли проект «Возвышение», в рамках которого планировалось терраформировать несколько планет, населить их обезьянами, заражёнными стимулирующим развитие интеллекта нановирусом, и таким образом создать ещё несколько островков разумной жизни.

Однако в результате действий фанатиков из движения Non Ultra Natura эксперимент был сорван. Орбитальную станцию возле одной из будущих колыбелей жизни взорвал террорист, и единственной выжившей оказалась руководительница проекта — доктор Аврана Керн. Она спаслась в капсуле, предназначавшейся для учёного, который должен был с орбиты контролировать ход эксперимента. Космический челнок с обезьянами также взорвался, и на поверхность планеты попал только нановирус. Создав в капсуле электронную копию своей личности, доктор Керн поручила ей послать к Земле сигнал тревоги и вывести себя из анабиоза, когда прибудет спасательная экспедиция.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но события начали развиваться по сценарию, о котором доктор Керн и не подозревала. Во-первых, попавший на планету нановирус обнаружил организмы, восприимчивые к его действию ничуть не хуже отсутствующих обезьян: ими оказались… пауки. Во-вторых, взрыв станции был частью куда более масштабного плана Non Ultra Natura, который должен был привести к отказу от противоестественных технологий, но в конечном итоге спровоцировал глобальную катастрофу, чьи последствия через 2 000 лет вызвали гибель цивилизации и сделали Землю непригодной для жизни.

И вот «Гильгамеш», корабль-ковчег с остатками человечества прибывает к планете доктора Керн, координаты которой были случайно обнаружены в одной из баз данных, сохранившихся со времён «Старой Империи». К этому моменту пауки достигли уровня первобытнообщинного строя. Ещё на подходе «Гильгамеш» будит спутник-Аврану, и так начинается эпическое противостояние двух цивилизаций, предметом которого становится «мир Керн» — единственная известная людям планета, пригодная для жизни.

«Дети времени» — необычайно масштабная книга, охватывающая взлёт и падение человеческой цивилизации, а также зарождение и эволюцию цивилизации пауков, занявшие века и тысячелетия. На фоне этих грандиозных событий разворачивается повествование о множестве судеб, побед и поражений, личных драм и великих открытий, озарений и безумств. В качестве героев многочисленных историй выступают как люди, так и пауки — и, вынуждена признаться, последние зачастую интереснее первых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Судьбы людей мы видим глазами Холстена Мейсона, члена экипажа «Гильгамеша», который на момент прибытия ковчега к Миру Керн считался «самым старым человеком во вселенной» — то есть он был старше всех остальных людей на борту. Но по ходу повествования Холстен много раз погрузится в анабиоз, и семьсот лет, отделяющие эту историю от финала, пройдут для него относительно быстро. К роли невольного свидетеля испытаний, выпавших на долю человечества, примешивается личная драма: Холстена и инженера Ису Лейн связывают трогательные романтические отношения, но у них почти нет времени друг для друга, да к тому же события будут складываться таким образом, что Исе придётся просыпаться гораздо чаще Холстена — со всеми вытекающими последствиями…

В «паучьей линии» протагонисты постоянно меняются, поскольку мы видим эту необычную цивилизацию в развитии, от упомянутого выше первобытнообщинного строя до выхода в космос — да-да, причём весьма необычным образом. К описанию жизненных перипетий разумных членистоногих довольно тяжело привыкнуть, в особенности если вы арахнофоб :) Они не просто по-другому мыслят и общаются тактильным способом, они ещё и развиваются в условиях, которые делают невозможными многие вещи, привычные людям. К примеру, как могут пауки обрабатывать металл? Практически никак, да к тому же напомню, что планета не развивалась естественным образом, а была терраформирована, и потому с полезными ископаемыми не всё гладко. Эдриан Чайковски предлагает интересный выход из затруднительной ситуации: открытия, позволяющие паукам развиваться, имеют, в основном, биохимическую природу. (К примеру, «компьютер» пауки соорудят, используя муравьёв.)

Но и о социальном устройстве автор не забывает. Паучихи крупнее пауков, и потому всё начинается с матриархата — причём самцы долгое время остаются очень и очень тупыми. Однако всё изменится в результате ряда исторических событий, и мы узнаем даже историю «борца за права», которому нельзя не посочувствовать.

Отдельного упоминания заслуживают отношения между пауками и Авраной Керн, которую они называют Посланницей: эта линия в повествовании отражает религиозный аспект развития цивилизации, и Чайковски удалось продемонстрировать немалые изменения в мировоззрении пауков — связав их с развитием общества и технологии — именно на примере того, как они воспринимали Посланницу в разные периоды времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что касается людей, то за время, пока пауки продвигались от первобытнообщинного строя к более высокоразвитым формам цивилизации, они успели скатиться к дикарству и, ценой немалых усилий и жертв, вновь вернуть себе «человеческий облик».

Если верить автору, причина всех бед человечества — агрессия по отношению к «другим», инстинктивное недоверие к тем, кто мыслит и выглядит иначе. Обличье у этой агрессии может меняться: иногда она выражается через религиозный фанатизм, иногда — через косные научные взгляды. И если уж люди жестоки по отношению к инакомыслящим собратьям, что говорить про разумных пауков… Ближе к финалу кажется, что у этого масштабного конфликта попросту нет решения, которое позволило бы обеим цивилизациям выжить и дальше существовать вместе, но Чайковски предлагает виртуозный и вместе с тем логичный выход из сложной ситуации.

Если сумеете свыкнуться с сухим, лаконичным стилем и преодолеть первые сто страниц (из шестисот), на протяжении которых очень сложно симпатизировать кому-то из героев, а основная интрига ещё только завязывается, вы ознакомитесь с удивительной историей о людях и членистоногих, о Творце и Творении, о безграничной вселенной и о возможностях разума, а также узнаете, сумеет ли человечество найди для себя новый дом, не прибегнув к геноциду.

А ещё, возможно, измените отношение к паукам.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ, ТЫ И Я

...Они – представители вида, которому очень подходит жизнь в постоянном свободном падении вокруг планеты. Они рождены, чтобы карабкаться и ориентироваться в трех измерениях. Как это ни странно, но пауки рождены, чтобы жить в космосе.

Любите пауков? Не то, чтобы очень? Сама-то я к ним без восторга, но и не испытывая того безотчетного омерзения, какое вызывают мухи и тараканы — спокойно подставляю руку паучку, упавшему в ванну, чтобы мог выбраться. Это к тому, что героями книги Адриана Чайковски будут пауки, и страдающим арахнофобией она вряд ли доставит удовольствие.

Остальных, особенно умеющих оценить хорошую твердую фантастику, ждет море читательской радости. Но по порядку. Достаточно отдаленное будущее, человечество овладело методиками терраформирования и многими прочими полезными вещами, вроде возможности космических путешествий на двух третьих скорости света и гибернации на две тысячи лет.

Антрополог и социолог Керн добивается реализации масштабного эксперимента: землеподобную планету, где сформирован режим большего благоприятствования, чем даже на Земле, предполагается заселить расой разумных обезьян. Для стимулирования интеллекта приматов будет использован умный нановирус, который предполагается распылить в пространстве.

Поскольку цель исследований — эволюция максимально близкого людям, но все же отличного от них вида, вирус спрограммирован так, чтобы не влиять на прочих млекопитающих. Другие виды земной жизни, заранее завезенные на планету, вроде членистоногих, в расчет не брались вовсе.

И, случайность или закономерность для нашего сверхагрессивного вида, но в решающий момент вмешиваются террористы, борцы за чистоту расы. В результаты диверсии руководитель эксперимента, она же единственный наблюдатель Керн оказывается в спасательной гондоле, отрезанной от основной станции, а корабль с обезьянами сгорает при вхождении в атмосферу планеты.

Оптимальное в этой ситуации погрузиться в искусственный сон, перепоручив управление интеллекту гондолы, посылая сигнал бедствия. Чего не может знать Керн — того, что террористическая атака была глобальной и нанесла немыслимый урон всей галактической империи (маловероятно, должны быть предусмотрены встроенные страховые механизмы, но мир создан Чайковски, я, читатель, принимаю его, как есть).

Пока человечество переживает закат цивилизации и новый ледниковый период. Пока, спустя немалое время, собирает по крупицам осколки знаний времен расцвета Империи и строит ковчег с говорящим именем «Гильгамеш» , зарядив погруженным в сон поллумиллиардом выживших и отправив на поиски нового дома, на планете эволюционируют пауки.

Ох, господа, что за немыслимое чудо эта книга. Зоолог и психолог Чайковски уходит от попыток спроецировать на своих персонажей любые формы человекоподобия. Они отстоят от нас на максимально возможную дистанцию, другое там все, начиная, как ни странно, не со строения тела и количества конечностей, но с ощущения себя в пространстве:.

Естественная для людей двухмерность с длиной-шириной и подразумевающейся, как необходимое зло, высотой, меняется у пауков на столь же естественную трехмерность. «Дети времени» апофеоз мышления, отличного от человеческого. Там совершенно иная сенсорика и соответственно другой тип коммуникаций: общение не голосом, а движениями педипальп.

Тип иерархии и социального устройства, развития транспорта, архитектуры, науки и передачи знаний радикально отличные от нашего. Да ничего общего ни по одному параметру. Однако, против ожиданий, эта чуждость не отталкивает, но чарует и завораживает. А «Гильгамеш» летит, достигает земли обетованной и готовится заселить ее.

Вы не будете разочарованы, это удивительная, разрывающая шаблон, книга. Достаточно сказать, что в сцене открытого столкновения мое сочувствие, наперекор стихиям, было на стороне Порции, Бьянки, Фабиана и иже с ними. Испытайте себя.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пауки рода Portia действительно существуют; и это интеллектуалы среди пауков. Они питаются в основном пауками других видов, умеют их обманывать и подолгу выслеживать. Эти пауки и стали новой расой разумных существ в романе «Дети времени». Хорошо заметно, что Адриан Чайковски имеет биологическое образование. И если вы (как и я) являетесь поклонником биологической научной фантастики, то обязательно обратите внимание на этот роман. Конечно, Чайковски не первый, и даже далеко не второй, кто пишет о разумных пауках, но ему удалось создать пример негуманоидной цивилизации совершенно непохожей на человеческую. Чего стоит один только созданный пауками биотехнологический аналог компьютера, программируемый с помощью химии. Пауки и люди в романе, хоть и являются частями единого по происхождению генофонда, но понять друг друга и даже просто увидеть друг в друге разумных существ им оказывается очень непросто.

Не соглашусь с тем, что это середняк. Чайковски хоть и не придумал чего-то совсем принципиально нового, но этот роман может претендовать на звание настоящего события в жанре и премия Артура Кларка им вполне заслужена. «Дети времени» — это драматичный космический эпос о трудных судьбах героев двух цивилизаций, одна из которых находится на грани своего конца, а другая только делает первые шаги своей истории.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Дети времени» оказался для меня очень подходящим произведением. Может быть это характеризует меня как посредственного читателя, но, хоть я и люблю научную фантастику, на многие современные образчики жанра у меня не хватает терпения: то автор пол книги описывает мир будущего, забывая про персонажей; то чтение превращается в изучение технической документации, да ещё и к выдуманному устройству. В этом плане, вышеупомянутая книга Адриана Чайковски на удивление сбалансирована и «человеколюбива», чем и пришлась мне по душе.

В «Детях времени» одновременно представлена значительная часть НФ тем: постапокалипсис, космические путешествия, «корабль поколений», терраформирование и колонизация миров, первый контакт, заигрывания с искусственным интеллектом, даже путешествия во времени, если за таковые принять стазис. И, казалось бы, такой винегрет вряд ли будет съедобен, но нет — Чайковски каким то образом выстроил все эти элементы в правильном, непротиворечивом порядке. Некоторые условности, конечно, есть: не очень понравилось, что муравьи выступают этакой палочкой-выручалочкой, закрывая практически все слабые места паучиного общества. Также, сначала не очень понравилась концовка — показалось, что получилось слишком много влияния deus ex machina. Однако, чуть позже, я осознал, что автор поступил вполне честно — как в хорошем детективе, ключевая подсказка была ещё в самом начале произведения.

На мой взгляд, роман «Дети времени» вышел очень увлекательным. Автор грамотно расставил акценты на событиях глобальных и локальных, поэтому интересно следить за судьбой как человечества и «паучечества» в целом, так и за отдельными их представителями.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В фантастике полно описаний самых разных разумных инопланетян – на любой вкус, от гуманоидных, до всяческих причудливых тварей, вплоть до разумного океана Соляриса. А слабо описать разумную цивилизацию, развившуюся из вполне земного вида? Пауки, конечно, тоже мелькали среди инопланетных разумных тварей, но то были скорее злобные чудовища.

Будущее. Земляне находят в космосе планеты, похожие на Землю, проводят там терраформирование. Следующий этап – заселение. И вот тут на одной конкретной планете в виде эксперимента решили поселить колонию обезьян и запустить к ним нановирус, ускоряющий формирование разума. Чтобы спустя столетия земляне могли прилететь на планету и встретить там уже довольно разумных помощников. Как водится, если что-то может пойти не так, то это обязательно случится. В результате диверсии корабль, доставивший груз, взорвался, а капсула с обезьянами сгорела в атмосфере. Нановирус, однако, благополучно приземлился на планету – что ему, вирусу, сделается? На орбите осталась наблюдательная станция с доктором Керн, которая и затеяла этот эксперимент, а теперь намерена дожить до его окончания, хоть во плоти, хоть слившись с компьютерным разумом.

Нановирус принялся за дело. За неимением обезьян он внедрился в членистоногих: насекомых, ракообразных в морях и пауков. Вот эти последние как раз и достигли самых больших успехов по пути создания цивилизации. Причем цивилизация получилась очень своеобразной. Учитывая огромные физические отличия пауков от млекопитающих, а также отсутствие на планете залежей органического топлива, они пошли по пути не техники, а биохимии.

Между тем по космосу блуждает корабль-ковчег с остатками человечества. Они покинули ставшую совершенно непригодной для жизни Землю и ищут другую подходящую планету. За несколько тысячелетий поисков бодрствующие люди вели себя как и подобает венцу творения, которому дали в руки ружье. Споры, конфликты, сбрендивший на почве мании величия капитан. В итоге корабль просто начал приходить в негодность. Единственным решением казалось вернуться на планету пауков, откуда в первый раз людей выперли, и уничтожить ее обитателей, даже не дав себе труда задуматься: а что это такое, а не разумное ли оно. В общем, мои симпатии были на стороне пауков.

Очень хорошая твердая НФ. Альтернативная цивилизация прописана великолепно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгий был путь у этой книги к изданию на русском. Ожидание, однако стоило того. Мне книга очень понравилась. Начиналась она конечно как твердая НФ с кораблем-ковчегом.. Ну я книгу уже думал относить в библиотеку, но потом я решил дать ей второй шанс и тут Остапа понесло, т.е., я уже не смог остановиться пока не прочитал книгу всю. Что хочется сказать. Во-первых, роман этот не твердая НФ а скорее космоопера. Что мне нравится. Во-вторых, несмотря на заезженное клише с разумными арахнидами, автору удалось привнести что-то новое в это. В результате, получилось что-то свое, новое. Вообще, главы с арахнидами — мои самые любимые. В-третьих, роману очень повезло что у него такая структура, которая размазывает сюжет на несколько тысяч лет, и отдельные части обрываются на самом интересном месте. Это придает истории полноценность, как ни странно это звучит. В четвертых, автору удалось передать атмосферу «равнодушного космоса», как он сам же и выразился. Не знаю как у него получилось, но я прямо ощутил это. В-пятых, мне не понравилась последняя часть, которая состоит всего из одной главы. Можно было бы написать еще страниц 100-150 и посвятить их взаимодействию пауков и людей. Было бы интересно. Так всегда получается, когда тебе интересен понравившийся роман, его объем непростительно мал, а вот когда неинтересен, то начинаются тонны «воды» 9/10

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно олдскульный роман, хоть и написанный в 2015 году. Читать его ИМХО лучше после «Возвышения» Брина, но перед «Зонами мысли» Винджа и «Ложной слепотой» Уоттса. Вы, конечно, потеряете возможность ткнуть пальцем в текст Чайковски и сказать, что «Виндж об этом уже писал, причем писал лучше», но зато заложенные в книгах общие идеи будут развиваться более гармонично.

Да, Виндж и Уоттс пишут глубже, Брин — душевнее, зато Чайковски масштабен, но прост. Меняются поколения, человечество на наших глазах успевает почти исчезнуть, а паучество — эволюционировать от поведения «жрать-спариваться-жрать» до полетов в космос.

Как и следовало ожидать, ради такой масштабности приходится жертвовать психологизмом не только при изображении людей, но и при изображении пауков. Книга писалась не ради душевных переживаний колонистов и членистоногих аборигенов, а ради демонстрации социальных и биологических сдвигов, герои же — просто ПОВы, глазами которых можно увидеть очередной срез развития общества.

Развитие и человечества, и паучества у Чайковски получилось вполне себе занимательным. Конечно, паучий сюжет интереснее, потому что про эволюцию пауков романов написано меньше, чем про звездные ковчеги, но и человечья линия не вызывает ни скуки, ни желания пролистать страницы до паучьей главы (разве что в самом начале).

(Вы вообще осознаете, насколько потрясающей является НФ как жанр, если мы можем сказать: «У нас пока мало книг про то, как пауки эволюционировали и обрели разум»? Мол, наверстаем еще.)

Если линия звездного ковчега достаточно банальна, то в истории пауков Чайковски в какой-то момент неожиданно преподносит нам киберпанковский сеттинг. Вернее, биопанковский. Нет, поймите правильно, духа киберпанка здесь нет — повествование сухое, хроникальное, лишенное стиля что Гибсона, что Стерлинга, никакого нуара. Однако сам мир, который нам так сухо описывается — классический «хай теч — лоу лайф»: жестокое городское дно, биотех, муравьиный суперкомпьютер, жуки-хакеры и даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пауки-космодесантники, хотя это не особо и киберпанково

Если вы активно читаете НФ, то новых идей в «Детях времени» не найдете, зато можете порадовать себя повторением старых на новый лад. Если же до Винджа и Уоттса вы пока не добрались, то история муравьев и пауков у Чайковски, к примеру, послужит неплохим заделом перед знакомством с инопланетянами из «Ложной слепоты».

Книга стоит того, чтобы ее прочесть, да и читается она легко.

Остается только сожалеть, что мастерства автора не хватило, чтобы превратить людей в книге в полноценную силу, которой хочется сочувствовать. Слишком они блеклые и скучные, поэтому в их конфликте с пауками я болел за пауков.

А ведь все необходимое для превращения обитателей ковчега в полубогов у Чайковски было.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Холстен. Самый старый человек во Вселенной. Единственный, кто знает язык Старой Империи и может говорить с последним гражданином Старой Империи. Участник первого восстания на ковчеге. Один из первых людей, посетивших Мир Керн и сразившихся с его обитателями. Пленник и участник убийства безумного Бога-капитана. Возлюбленный Лейн, которая подняла второе восстание и убила Бога-капитана, а после превратила одичавших культистов в образованных техников, сделав выживание человечества возможным.

Карст — начальник охраны, которому полагалось просто обеспечивать порядок на судне. А в итоге он подавил бунт, высадился на планету пауков для спасательной операции, вступил в бой, пережил Бога-капитана, сохранил свою власть после его свержения, сам стал капитаном, а под конец встретился в битве с разумными пауками.

Да это же биографии для мифических существ, легендарных героев,. Но в книге на мифы и легенды есть только пара невнятных намеков. А Холстен и Карст — просто мямля-переводчик и бестолковый служака

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Арахнофобам проходить за километр. Гуманистам за полтора. Но ближе к сути.

Да Винж, да «Глубина». Да корабли поколений, гибернации и игры с субъективным временем. Да арахниды и их цивилизация. Но это все только на беглый взгляд. Пауки здесь не водят машин, не сдают детей в школы, не работают в университетах и не ездят в отпуска. Не смотрят телевизор и не играют на фондовой бирже. Тяжелую промышленность и ядерную энергетику они так же не думали развивать. И, в отличие от «Глубины», это действительно пауки, а не «просто что-то примерно их напоминающее с виду».

Да, текст суховат. Но позволяет оценить эволюцию от и до. От мимолетных инстинктов до философских размышлений. От первобытной структуры, до целой цивилизации. От неприятных ползучих тварей, до существ, за которых переживаешь больше, чем за людей.

Комментатор чуть ниже упустил простую мысль. Это не «людишки недостойны», это выбор людей вести себя как люди. Действие — последствие. Если все пытаются уничтожить все, что им не нравится или чего они не понимают, в результате гибнет все. Но это именно выбор, а не предначертание.

В сухом остатке, достаточно занимательно и динамично. Без острой эмоциональной составляющей, как в «глубине», но интересно с точки зрения социологии. От муравьиной фермы, до пауков в банке.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы назвал эту книгу космической оперой с многочисленными научными элементами.

Сюжет. Оценка 8

Две сюжетные линии рассказывают о космическом корабле земных колонистов и о планете, существа которой подверглись генетической модификации. Сюжет о планете мне понравился больше, чем о космическом корабле. Эта линия напичкана научными идеями и поворотами сюжета. В ней показано развитие изначальной цивилизации, которая решает многие проблемы, в том числе и приходящие к этой цивилизации из космоса. Сюжетная линия космического корабля более стандартна, однако также насыщена событиями. В книге есть некоторая глобальная предсказуемость и различные сюжетные послабления, которые можно объяснить уникальными фантастическими технологиями. Это не приводит к большому снижению оценки, так как сделать все логично в такой сложной книге крайне трудно.

Персонажи. Оценка 8

Несмотря на то, что персонажи на планете часто меняются, показаны они великолепно. Каждый представитель этого вида озабочен насущными проблемами, позволяющими им проявить свой характер. Хорошо показаны гендерные различия этих существ и связанные с ними проблемы. Главные герои в космосе, в том числе и на планете-спутнике, тоже весьма различные. Их мотивы хорошо отражены. Интересная идея с личностью наблюдателя эксперимента. Мне понравилось, что название книги соответствует ее героям.

Диалоги. Оценка 8

В книге хорошие, но не выдающиеся диалоги. Возможно, надо было ярче отобразить оригинальность способа ведения диалогов на планете.

Стиль письма. Оценка 7

Несмотря на большой объем, книга читается легко. Научная информация органично вплетена в сюжет и не мешает чтению. Некоторые диалоги и события написаны однообразно.

Миростроительство. Оценка 10

В книге исключительно высокий уровень построения мира — множество идей из самых разных областей науки. Отображение цивилизации на планете — один из лучших образцов жанра. Некоторые идеи не разрабатываются более подробно, логично и последовательно, но это невозможно сделать при их большом количестве и требованиях художественной книги.

Заключение. Общая оценка 8

Одна из лучших первых книг серии в жанре космической оперы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В ходе прочтения возникают ассоциации с другими произведениями, например «Сами боги» или «Древний». Но ассоциации возникают на определённые приемы: такие как общение с другим разумом или путешествие во времени путем анабиоза. В целом книга понравилась, в некоторых комментариях люди пишут, что книга плагиат на произведение «Глубина в небе» — не читал, добавить не чего.

Затянутое начало, неожиданная концовка. Одна из немногих книг, которая не была отложена из-за отсутствия интереса.

К прочтению рекомендую на шестьдесят процентов. Время, проведенное с книгой, зря потраченным не считаю.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читалась книга легко, 3/4 проглотила за один вечер. Но потом что-то случилось, чем ближе сюжет подбирался к финалу, тем мне становилось все скучнее и скучнее.

Сюжет романа очень интересен. Перед внезапной гибелью цивилизации земляне открыли программу тераформирования и на одной из планет в 20 световых годах от Земли запустили проект «Возвышение». На терраформированную планету Керн должны бил висадить обезьян и некий нановирус, который значительно форсировал эволюцию приматов. Что-то пошло не так. Проект отклонился от цели. Эволюционировали не обезьяны, как жирно намекает аннотация. А через некоторое время к планете прилетел космический ковчем «Гильгамеш» с тем, что осталось от человечества. Собрав по крупицам древнюю технологию, новые люди, пережившие на Земле ледниковый период, отправились прочь с гибнущей Земли в поисках нового дома. Терраформированная планета Керн идеально подошла «Гильгамешу», но спутник на орбите, наблюдавший за протеканием эксперимента, весьма агрессивно отказывает кораблю в нарушении карантинной зоны Керна.

Вот даже не знаю... То ли автору стоило подсократить блуждания «Гильгамеша» в космосе, то ли оставить все как есть, но более упорно поработать над персонажами. Персонажей-людей в книге немного, они малораскрыты, многие сюжетные линии можно было бы вообще выбросить, от чего сюжет стал бы более структурированым. Про персонажей-пауков я могу только тяжело вздохнуть. Минимум две с половиной тысячи лет эволюции «галопом по Европам» наличию тщательно выписаных персонажей не способствует.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я бы выбросила путешествие к «грибной» планете и линию Гюина. Она написана неплохо, но... Что она добавила к сюжету? Больше блужданий? Больше страниц? Финальное противостояние выстраивается еще при первом контакте «Гильгамеша» и Авраны Керн.

Очевидные ляпы в сюжете:

1. Когда проект «Возвышение» торжественно запустили на планете Керн, то на планету отправили не только нановирус, но и... обезьян. Почему? Разве обезьяны не являются частью экосистемы терраформированной планеты? Не логичнее было бы вначале поселить на планете обезьян, подождать пока они аклиматизируются, приживуться, а потом уже добавлять в этот кипящий эволюционный котел нановирус? Зачем это сделано именно так? Вы ведь уже догадались — обезьяны по замыслу автора ни в коем случае не должны были попасть на планету и эволюционировать.

2. Нановирус разработан так, чтобы не срабатывать на других позвоночных кроме обезьян. Вопрос: почему такое ограничение не наложено на членистоногих? Вы ведь уже догадались? По замыслу автора эволюционировать должны были пауки...

3. Как совершенно верно высказался beskarss78, нановирус должен форсировать развитие обезьян до выполнения определенных условий, а потом он перестает действовать. Но ставшие разумными пауки, по словам автора, не способны выполнить требования, удовлетворяющие данным условиям. Получается форсированная эволюция пауков нон-стоп с одной стороны, да помноженная на порабощение другого (своеобразно)разумного вида (муравьев), а с другой у нас обычныое человечество, развивающееся в обычном темпе. Вот давайте угадаем, сколько времени пауки будут считать человечество партнерами, а в какой момент люди станут просто биороботами, запрограмированными на выполнение четких целей?

4. Самый простой и доступный способ изучать что-то — наблюдение. Спутник, призванный следить за течением эксперимента «Возвышение» на Керне, не способен установить визуальный контакт с пауками. Это как? Нафига он на орбите вертится? Наблюдает эксперимент? На ощупь? П-ф-ф-ф-ф...

5. Скорость «Гильгамеша» — это моя головная боль. Вот раньше человечество летало со скоростью 2/3 скорости света, от Земли до Керна путь длился 30 лет (20 световых лет) и криокамеры, очевидно, были рассчитаны на где-то такой срок непрерывной работы. После ледникового периода человечество нашло массу целых древних космических кораблей на орбите Земли. Но «Гильгамеш» летит те же 20 световых лет... 2 тысячи лет. Вот только криокамеры на его борту работают по 2 тыс лет! Т.е. нормальный двигатель они не нашли, а вот супер-криокамеру, которая была востребована чуть не в единичном экземляре в революционном проекте «Возвышение» — запросто!

?!

6. Все человечество погибло благодаря 1 (прописью, — одному) компьютерному вирусу. Ну-у-у-у, может быть, но что-то не верится...

В целом, роман довольно увлекателен. Но сюжет мне показался сыроватым. Как автор относится к насилию? Как видит взаимовыгодное сотрудничество? Не является ли «принуждение к миру», продемонстрированное автором, некой формой «химической кастрации»? Очень жизненный и жестокий конфликт «на выживание» решен автором, на мой взгляд, недопустимым с точки зрения морали образом. А доктора Аврина Керн, предубежденная, эгоистичная, страдающая манией величия, торжествует в финале, только утверждая собственный статус человеконенавистника.

В общем, книга — крепкий среднячок, без новых идей, впечатляющих технических решений, прописанных героев, с не до конца продуманным сюжетом и лично для меня — неоднозначным с точки зрения морали и здравого смысла финалом. Но я так люблю попридираться...! Жуть просто!

Неплохая книга, способная подарить 1-2 приятных вечера. Но вряд ли достойная повторного чтения или репутации некоего явления в мире научной фантастики.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман этот — мозаика из достаточно традиционных Sci-fi концепций, часть из которых разменяла шестой десяток лет.

Есть корабль поколений, и есть ускоренное развитие цивилизации насекомых, есть генетические эксперименты и есть попытки обрести бессмертие в объятьях электроники, есть конец земной цивилизации и есть её возрождение.

Автор не делает ставки на какое-то одно допущение, выводя на передний план то одну, то другую аналогию — сюжет достаточно запутан и оставляет место для самых странных поворотов. Но над всеми этим костяшками домино нависает главное противоречие: с одной стороны жажда экспериментов по созданию новых разумных видов, с другой — зашоренность и временами фанатизм самих экспериментаторов.

Люди хотели создать мир, в котором разовьются обезьяны, но — «зеленые» или же «человеческие фундаменталисты», или же «био-луддиты» — устроили диверсию. Обезьяны погибли, но развились там и муравьи, и раки, и, главное, пауки — потому как подходящая нанокультура оплодотворила биосферу.

Эти же радикалы начали войну по всем планетам, где существовали колонии, и человечество почти погибло.

Потому бОльшая часть сюжета — это игра в «цивилизацию» на двух досках:

- есть планета, вокруг которой вращается спутник с замороженным человеком и его программной аватарой. Бог для живущих внизу, у которого поехала крыша и есть в запасе сколько-то ядерных бомб. Обеспечивает прогресс пауков;

- есть громадный корабль, который смог добраться из Солнечной системы (там гибель), в поисках терраформированного для обезьян мира. Но «бог» не пускает на свою планету, и творится на этом корабле трэш, угар, содомия. Люди изо всех силы пытаются выжить, но их раздирают внутренние конфликты, пока через пару тысяч лет не складывается там нормальная команда (анабиоз как фактор отбора отлично себя показывает)...

Автор достаточно откровенно ставит эксперимент — смогут ли два разумных биологических вида сосуществовать так, чтобы не сожрать друг друга при первой возможности? Можно хотя бы предпосылки откопать для такого сотрудничества? Потому не стоит ждать от сюжета хорошей детективной логики — натяжка там, умолчание здесь, благожелательность к эксперименту всегда.

Интереснее смотреть за тем, как выкладываются на стол новые и новые козыри, что позволяют паукам бешено развиваться.

Наследственная передача памяти. Генетическая инженерия без серьезных микроскопов. Биохимическое управление поведением других существ. Биохимическая передача знаний не только потомству, но и любым другим паукам...

Среди прочего это позволяет автору «работать» с подобиями одних и тех же героев — паучиха Порция, с которой началось обретение разумности, все повторяется и повторяется в своих потомках, пока очередная Порция не выходит на орбиту в довольно странном «челноке».

Получается относительно твердая научная фантастика, сюжет которой изрядно портится от необходимости быстрого пересказа истории двух тысяч лет. Политические, социальные, биологические особенности паучьего мира — показаны больше пунктиром. Да, Чайковски улыбается — в цивилизации разумных паучих именно пауки начинают борьбу за гендерное равенство, за возможность не быть съеденными после полового акта. Есть и почти земное сомнение в божественности воли неба, которое, в итоге, получает полное подтверждение. Но ощущение компьютерной игрушки, где есть только один путь к победе — не отпускает. Психологией пауков, которые так странно и разнообразно получают свои знания — автор не занимается. Уровня В. Винджа с его собакоподобными «стаями» из «Пламени над бездной» — и близко не достигает. Единственная настоящая, без шуток, трагедия — это судьба ученой-генетика, которая стала божеством не обезьян, как хотела, но пауков — и тысячу лет рассыпалась под грузом энтропии строчек программного кода.

Финт, которым автор пытается доказать, что мечта — как восьмилапые и двурукие разумные будут сидеть за одними столами — не кажется мне самым достоверным. Прежде всего потому, что если один вид набрал такой темп развития, то второму виду надо или принять такой же быстрый темп перемен, или отстать навсегда. Автор, иронизируя или сочувствуя чужим заблуждениям, сам — не очень-то хочет смотреть в зеркало.

Есть одна серьезная стилистическая претензия к тексту (переводу?): члены команды пауков несколько раз именуются автором «своими людьми» — причем про людей восьминожки еще ничего не знают...

Итого: это достаточно лёгкая — как бы странно это не казалось — НФ об альтернативной цивилизации. Она хорошо подойдет неискушенному читателю: богатство образов, неожиданные повороты сюжета, прозрачность мотивации персонажей. Позитивный финал.

Семь из десяти.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю пауков и почти сразу собрался бросить книгу. Однако, всё откладывал и в конце концов дочитал. Вполне хороший роман, достаточно увлекателен, твердая НФ, хотя и много условностей.

Но, это ж не научная работа в конце концов.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Дети времени» для меня стала разочарованием года, ведь я возлагал на нее большие надежды, а в результате вышел один сплошной пшик! Не хочу повторяться, но сюжет книги переполнен жанровыми клише, научная компонента хромает на обе ноги, герои кажутся совсем не интересными, а местами откровенно скучными. Ко всему прочему, мир умных насекомых, как уже сказано выше, слишком очеловечен и потому не убедителен ни на йоту. Поэтому бросил читать на половине, поскольку это произведение с каждой прочитанной страницей все больше и больше раздражало.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея книги блестящая: эксперимент по внедрению на планете вируса, ускоряющего эволюцию специально привезенных приматов идет не так как задумано и срабатывает не на обезьянах, а на пауках. В результате чего пауки и прочие насекомые стремительно эволюционируют, становятся доминирующим видом на планете и развиваются в космическую цивилизацию, совершенно не похожую на человеческую.

Но исполнение этой идеи не впечатляет. Текст довольно сухой, герои заурядные и плохо запоминающиеся, кульминация и концовка сюжета разочаровывающие.

Есть и хорошие моменты, конечно. Кроме самой завязки сюжета, мне понравилось как автором была продумана цивилизация разумных пауков, их общество, язык, политическое устройство, их изобретения и технологии — все это довольно интересно и неординарно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх