fantlab ru

Александр Мелихов «Фантастический заповедник»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.60
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Фантастический заповедник

Эссе, год

Аннотация:

Философская зарисовка. К вопросу о месте фантастики в современной литературе.

«Либерализм — союз индивидуализма и рациональности отвергает сразу и масштабность, и фантазию. То есть отвергает человека разумного, которого гораздо правильнее называть человеком фантазирующим, поскольку он всегда служит неким воображаемым объектам, а потому людей способны объединять лишь коллективные фантомы...Одним из серьёзнейших фантомов современности не в социальной, а в экзистенциальной сфере и состоит в том, что человек защищается фантазией от ужаса космической тьмы и небытия. В коллективной деятеьности человек ищет решения не столько материальных, сколько экзистенциальных проблем и формирования иллюзорного бессмертия... И на примере искусства способ примирения горькой реальности и фантомов объединен в жанре трагедии (избавление от чувства ничтожности страданий). Но трагедии нынче не в фаворе и только единственный заповедник, где по-прежнему продуцируются масштабные объединяющие химеры это интеллектуальная часть фантастики.»

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Полдень, 2008 // Критика, публицистика эссе


Издания: ВСЕ (1)


Периодика:

Полдень ХХI век, декабрь 2007
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма сложная для понимания статья касающаяся свободы выбора в науке и социальной жизни. Автор обрисовывает различия между этими областями нашей жизни и делает вывод о «диктатуре мышления». В науке она, скорее всего, полезна, хотя временами может и затормозить процесс познания мира (как это случилось в начале ХХ века, когда ученые вполне серьезно считали, что здание физики полностью построено и ожидать новых идей и открытий не приходится). В социальной сфере диктатура спасает, как правило, только правящий класс и настраивает против себя угнетаемый, что со временем приводит к хаосу в общественной жизни и, как закономерный итог, — к революции. В итоге плавный ход истории нарушается и все достижения культуры летят к чертям. Пример: сравните творчество Горького и Блока ДО Октябрьской революции и ПОСЛЕ нее. Нужно или нет создавать себе описанные в статье «объединяющие фантомы» — вопрос весьма тонкий и неоднозначный. Не один философ уже сломал на нем свои зубы. Единственное, с чем можно согласиться, так это с «обкаткой» подобных идей в литературе (в первую очередь, фантастической). Опираясь на такие мысленные эксперименты, можно не только вычислить последствия каждого шага, но и найти правильное решение для любой ситуации.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх