Рэй Брэдбери «Смерть и дева»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Старушка так боялась смерти, что заперлась в своём доме и никогда никогда туда не впускала девяносто лет. Она знала, что смерть может прикинуться девочкой или точильщиком, её было не так легко провести... Однако что же она получила в итоге, спасая себя от смерти?
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1960», 1960 г.
— сборник «Механизмы радости», 1964 г.
— журнал «Литературная Россия № 3 1965», 1965 г.
— антологию «Паломничество на Землю», 1981 г.
— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— журнал «Супер Триллер №15 (102)», 2006 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anna-Sophia, 29 сентября 2012 г.
Пожалуй, это одно из самых лучших произведений на тему вечности, которое мне когда-либо доводилось читать. И Смерть здесь не пугает своей неизбежностью, а является переходом, новой ступенью к чему-то бесконечно прекрасному.
Groucho Marx, 24 ноября 2015 г.
Обожаю эту сказку. Высокая поэзия и высокая мудрость.
Происходящее допускает огромное число трактовок и при каждом новом прочтении можно выбрать что-то другое, не то, что было в прошлый раз. И — да, в самом деле, эту сказку можно читать много раз, и каждый раз она опять будет свежей и неожиданной.
И вообще, прекрасно, что Смерть дарит несчастной одинокой измученной старой деве возможность умереть счастливой. Целый день и целая ночь безграничного счастья — это очень, очень, очень много. А иллюзия это или реальность, совершенно неважно.
2480, 28 января 2011 г.
Некоторые моменты стоят нескольких лет жизни, тут уж не поспоришь. Можно потерять те же годы и не получив этих моментов (прошу прощения за корявое высказывание:shuffle:). Есть возможность получать эмоции, грубо говоря, кайф ловить, почему бы не пользоваться ими? Рискнуть всегда можно (иначе шампанского не выпьешь:gigi:), живём лишь раз, зачем надо себя обкрадывать, скрываясь от мира с его удовольствиями?
Поэтичная история на эту тему, красиво написанная, заставляющая прочувствовать всю радость жизни. Наряду с «Апрельским колдовством» отгоняет все житейские проблемы и наполняет оптимизмом. Пронзительно и гениально:pray:
Ратша, 5 ноября 2008 г.
А как выглядела дева, раз у мальчика была столь странная реакция. Смерть сказал что она очень красива… Прочитав этот рассказ у меня остался один вопрос – А правда ли то, что сказала смерть? Если правда то рассказ превращается в стандарт «нельзя отказываться от жизни иначе она откажется от тебя», а если смерть обманула старушку и все что было после того как она вышла – ложь. Нет вариантов обмена «24 часа юности или много лет одна в доме под страхом смерти». Выбор состоялся много раньше, когда дева заперлась в доме. А потом просто выманили, чтоб статистику не портить…
Гриф Рифт, 26 июня 2010 г.
В этом рассказе очень хорошо показано до чего может довести простой человеческий эгоизм! По сути жизнь — это постоянная смена процессов в существовании человека, и смерть это логическое её завершение. Обмануть смерть невозможно, потому что невозможно обмануть себя... Человеку остаётся только один выбор- жить тускло и незаметно, либо использовать отпущенное ему время по полной катушке! Второе естественно предпочтительнее. От смерти не спрячешься, но до чего же красиво обманула смерть старушку, предложив бартер — вечность на один день!
андрос, 26 октября 2006 г.
Очень много умных мыслей. Жить не значит прятаться. Гореть лучше чем тлеть. С другой стороны сатана приносит избавление, взамен получая душу. А ещё с одной стороны добро это гармония, движение, по сути — постоянная смена процессов: в т. ч. жизни и смерти. Ликвидируя застой в этой системе — Смерть осуществляет благо, да ещё путём открытия сокровенной истины и дарением бытия взамен комы. Прометей? Или искуситель? Или это одно и то же, скорее всего. Диалектика — страшная сила. Вот и разгадка. Хорошая вещь, и притом совсем не нудная, и не мрачная как у С. Кинга. На то он и Брэдбери.
Alexus_404, 8 августа 2017 г.
Очень красивый рассказ о смысле жизни, о желании обмануть смерть. Смысл прост: надо брать от жизни всё. Эта сказка действительно поднимает настроение, ведь тема жизни и смерти всегда была моей любимой.
vfvfhm, 19 июня 2021 г.
Чтобы не умереть заживо, чтобы жить, а не существовать, важно помнить две вещи, хорошо сформулированные больше двух тысяч лет назад, Квинтом Горацием Флакком: «Всех ожидает одна ночь» и «Карпе дием» — «лови момент». Это тяжело осознавать ,страшно, но иначе нельзя — жизнь требует от нас мужества.
Брэдбери, как поэт и мудрец, думаю, прекрасно это понимал. Но как и всякий человек имел минуты слабости. От этого, на рубеже сорокалетия, видимо, и возник целы веер рассказов о непрожитой жизни, страхе смерти, последнем шансе. И обряд претворения чувств в слова очень ему удался! Здесь — в форме поэтической сказки.
Прекрасно!
vikusiana, 17 июля 2009 г.
На самом деле очень философский, очень коротенький и очень ценный для размышлений рассказ. Красиво написано и жить так сразу хочется.
Сказ про бабульку, которая сначала боялась жить, а потом, после совершеннолетия начала бояться умереть «…Поначалу жизни боялась, потом – смерти…», так призраком и провела все отпущенное на земле время.
Заперлась в доме, не выходила из него мнооооого много лет и вот она совсем древняя, забывшая как выглядит солнце, но живая.
Правда слегка в маразм впавшая, но это естественно для ее возраста и образа жизни.
А смерть к ней заживала и не раз, а она ее прогоняла, не дамся говорит, жить буду.
И вот исчерпала она свои дни на земле.
Впавшая в маразм (или как раз напоследок из него вышедшая) старушка на последних секундах жизни размышляет, что жила ли она собственно, а что она видела, а счастлива ли будет жить так дальше. А смерть подлюка в обличии когда-то любимого парнишки и манит и манит, соблазняет. Возможность в последний день жизни стать счастливой, вернуться в юность, быть любимой и узнать таки радости жизни, наверстать упущенное перевешивает возможность прожить еще сотню лет в запертом доме в гордом одиночестве и бояться того что неизбежно… и вот она ломает двери, выходит…
mommus, 8 октября 2009 г.
вот он смысл жизни...ни о чем не жалеть, жить настоящим днём, не оглядываясь назад и всматриваясь вперёд, наслаждаться и не совершать того о чем, пожалеешь...
коротко, ясно и поэтично, впрочем как и всегда у Брэдбери...
Yazewa, 7 января 2008 г.
Зачем жить, если... не жить? Существование ради самого существования, как самоцель — что это? Имеет ли оно право на существование? Что ж, каждый решает для себя. Вот только не каждому предложат такую сделку...
Alexandre, 22 января 2009 г.
Как сказал другой великий писатель по совершенно другому поводу: «Умеренность и аккуратность». Кларинде не хватило именно этих достоинств, чтобы стать счастливой, чтобы не ждать, пока Смерть придет за ней, заждавшись.
Умеренность — ничего не должно быть чересчур. Если любишь — когда понимаешь, что любишь, надо быть умеренной в своей строгости, надо отважиться любить. Но и надо быть аккуратной, т.е. быть верной своему сердцу, не метаться от соблазна к соблазну, а сделав выбор верить в то, что этот выбор правильный.
А теперь, Смерть соблазнила бедную старую Деву, и подарила ей всего 24 часа счастья, хотя она сама могла бы получить многие годы этого счастья, если бы больше верила сама себе.
Смерть похожа на то описание, которое совсем недавно прочитал я в «Кентервильском привидении». Я для таких описаний еще недостаточно стар, но поэтичность очаровывает.
Robin Pack, 2 ноября 2008 г.
«Пискарь жил — дрожал, и умирал — дрожал» ©. Не самая редкая тема для фантастической сказки — «не надо бояться смерти». Присуща она обычно верующим авторам, которые показывают, что жалкая жизнь намного хуже покоя после смерти.
Бабушка, подобно премудрому пискарю, так боялась смерти, что закрылась на семь замков в своем доме, обложившись медикаментами и дезинфекцией. И пропустила так большую часть жизни. А когда Смерть все же пришел к ней, то предложил... пережить романтическое приключение. И бабуля, вернувшись на сутки в свои восемнадцать лет, поняла, как глупо было прятаться от смерти, потому что она пряталась от жизни.
Хотя мораль сказки и достаточно банальна, именно Бредбери удалось, на мой взгляд, лучше всего убедить читателя в ее правильности. Разница между жизнью и смертью — это контраст между запертой в пыльном чулане старухой и прекрасной девой в ее первую ночь.
Yozhhead, 2 апреля 2013 г.
Даже такой предприимчивой и находчивой старушке не удалось уйти от неизбежного. Так стоило ли всю жизнь бояться и обороняться от Смерти, так и не познав Жизни? Смерть дает ей последний шанс, уникальный и щедрый подарок, от которого даже такой затворнице не под силу отказаться
sham, 10 июля 2010 г.
Красивая сказка, которую так уже привычно читать со страниц с произведениями Брэдбери. В ШФ этот рассказ и «Жила-была старушка» написаны практически на одну тему: о попытке избежать смерти. Насколько у автора не получилось это создать там смешно, настолько здесь удалось — поэтически! Красивый рассказ со всем понятным смыслом: жить нужно здесь и сейчас!