FantLab ru

Рэй Брэдбери «Дж.Б.Ш., модель 5»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Голосов:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Дж.Б.Ш., модель 5

G.B.S. — Mark V

Другие названия: Дж.Б. Шоу — Евангелие от Марка, глава V; Дж.Б. Шоу, модель V

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Космический корабль летит на Плутон, лететь ему туда долгих 2 года, почти все члены команды бесцельно тратят время на сексуальные игры, только один человек предпочитает вместо этого говорить с роботом, который копирует Бернарда Шоу. Его поведение вызывает недовольство остальной команды.

Примечание:

Первая публикация на русском под названием «Дж.Б.Ш., модель V»

Рэй Брэдбери. Дж.Б.Ш., модель V: Рассказ /Пер. Р. Рыбкина; Прим. ред.; Рис. В. Казинцева // Литературная газета (М.), 1981, № 30 (22/07). – стр. 15.


Входит в:



Далеко за полночь
2005 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Далеко за полночь
2006 г.
Далеко за полночь
2009 г.
Далеко за полночь
2010 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Далеко за полночь
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 1
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вижу в этом рассказе некую аллегорию современности. Достижения цивилизации предлагают нам многое, очень многое — но многое ли из этого полезно и нужно? Вместе с тем, за время своего существование человечество успело накопить столько знаний, опыта, мудрости — и многим ли оно нужно? Мне кажется, использованные образы говорят сами за себя: сложные устройства, созданные для любовных утех, развлекающих (если не сказать, развращающих) членов команды, которые пользуются популярностью, и мудрый робот-старик, который никому не нужен. Потребности тела и — потребности разума.

Говоря о финале рассказа... на первый взгляд, кажется, что все случившееся — случайность, как смерть членов команды, так и спасение героя. Но знаете, мне кажется, такой поворот событий тоже достаточно символичен. Что удерживает Уиллиса, почему он оказывается у лестницы.

Не знаю, может это и синдром поиска глубинного смысла, но события в рассказе не кажутся мне случайными: пожалуй, от этого бы исчез весь смысл.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вместе с обломками полетели в разные стороны обезумевшими стаями люди, освобожденные от ученья, от жизни, от всего на свете, чтобы никогда уже друг с другом не встретиться, даже не попрощавшись, — так внезапно освободились они и так мгновенны и неожиданны стали смерть и изоляция каждого.»

Возможно ли, что главного героя на корабле удерживают его знания? И возможно та самая лестница — тоже символ?

В любом случае, мне нравится так думать.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не устану твердить, что Рэй Брэдбери — поэт. И в этом рассказе мне видится следующая аллегория. Каждый человек, и соответственно человечество в целом, живет в основном животными, низменными потребностями, и занимается такой же деятельностью. Но есть то, что отличает нас от животных, — культура. Не в смысле этикет, а в смысле культурное наследие. Все мы проживаем свою жизнь, в разных пропорциях замешивая рецепт животных потребностей и взаимодействия с культурой. Главный герой — чистой воды творец. Механический Бернард Шоу — как олицетворение всей культуры. И наш одиночка либо наслаждается плодами предшественников, либо же создает нечто своё. Мораль дядюшки Рэя очевидна — тот, кто занимается сугубо человеческой деятельностью, то есть тем, что отличает нас от куска мяса, переживёт других, и возможно, останется в веках. Плоть не вечна, вечна культура.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, вызвал двоякие чувства: брезгливости и почтения. В жизни есть многох вещей, которые стоят того, чтобы их выбрали. Но между удовлетворением тела или духа, с автором солидарна, духовный рост заманчивее, благодатнее, гармоничнее. Духовное и интеллектуальное наследине Бернарда Шоу — достойный «собеседник». Это личное предпочтение Рэя Брэдбери. У других — свои идеалы. Но само стремление к познанию — вот достойный выбор.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плохо, когда человек одинок, не намного лучше, когда он должен общаться лишь с теми, кто ему навязан в соседи.

Жену себе мужчина волен выбрать сам, так же как и женщина мужа. Но от спутников в космическом корабле никуда не деться. И не выбрать того, кто тебе по душе — ведь все они не по душе. Поэтому робот — а по сути такой же компьютер, которые есть у нас и даже лучше — чем не собеседник? И Уиллису повезло, а остальным? Остальные завидуют. И самым радостным становится испортить, уничтожить то счастье общения, которое есть у одного, и которого нет у других.

Как хорошо, что современные экипажи космических кораблей подбирают по психологической совместимости. Чтобы не пришло в голову ни одному члену экипажа не предупредить капитана о приближающемся метеорном рое...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писатели очень часто обращаются к теме одиночества человека среди окружающей его толпы людей. Вспомните хотя бы Карлсона, да и других... А здесь человек нашел себе в друзья робота, который выдавал себя за писателя. Итог закономерен: одиночество среди людей превращается в истинное одиночество среди Мироздания, когда уже «никто не захочет узнать, а что с ними было дальше». Да им это и не надо.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Фантазии козла, но задатки святого». Каково. а?

Робот, классифицирующий себя как «другую форму жизненной силы». А также хранилище идей и вместилище книг. Да я сама с удовольствием предпочту эту железяку 90 процентам окружающих людей!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если тебя окружают животные в человеческом обличии, вполне возможно, что ты предпочтешь человека в железной оболочке. Думаю, тут выбор очевиден. Интересно другое: зачем в космонавты стали набирать дегенератов без каких-либо жизненных ценностей?

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Как-то не понял, о чем, собственно, он: о человеке, которому интереснее с роботом, запрограммированным быть душой Бернарда Шоу?

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два года полета, и ему захотелось заглянуть в Бездну и посмотреть, к чему пришел Господь за те десять миллиардов лет с тех пор, как Он вошел в противоречие с Самим Собой и породил Бесконечность. А вам не захочется?

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется верить, что всетаки предостережение автора не сбудется и свобода выбора станет дествительно свободой, а не фиктивным правом...

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Евангелие от Марка, глава V ( основное название рассказа) повествует об изгнании бесов из человека сначала в свиней(имя им легион), а затем и из свиней в море. Автор выбрал название неспроста — люди в длительном космическом полете одержимы общением с секс-игрушками, роботом Бернардом Шоу, но нет настоящего человеческого общения. Одержимость чужим сознанием опасна!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх